ОГЭ для учителей: разбираемся в деталях подготовки
Сохранить статью:
О чем речь? ОГЭ для учителей преследует две цели. Первая – это подготовка учеников к данному виду экзамена. Вторая – это подготовка самого педагога, актуализация его навыков и знаний, а также знакомство с форматом и особенностями проведения ОГЭ.
На что обратить внимание? Соответственно, работа по этим направлениям будет отличаться. Если для развития личных навыков можно пройти курсы или посмотреть вебинары, то подготовка учеников будет сложнее и займет больше времени.
Понятие ОГЭ и его отличия от ГИА и ЕГЭ
Нововведениям, связанным со сдачей выпускных экзаменов после 9 и 11 классов, уже много лет. Однако многие родители школьников до сих пор не знают, что скрывается за этими аббревиатурами.
ГИА (государственная итоговая аттестация) – более общее понятие, включающее в себя и ОГЭ, и ЕГЭ.
ОГЭ (обязательный государственный экзамен) – это вариант итоговой аттестации по окончании основной средней школы. С 2014 года его сдают все российские девятиклассники, чтобы подтвердить достаточный уровень полученных при обучении знаний. Два предмета одинаковы для всех выпускников – это русский язык и математика. Еще два школьник определяет сам, по своему желанию.
Аттестация считается успешно пройденной, если на каждом экзамене выпускник получил удовлетворительную оценку. Предмет, за который комиссия выставила «двойку», можно пересдать позже, в заранее назначенные дополнительные сроки. При повторной неудаче аттестат неуспевающему выпускнику не выдается, вместо него он получает справку о том, что проходил обучение по программе основной средней школы. Повторная сдача ОГЭ разрешена спустя год.
ЕГЭ (единый государственный экзамен) предназначен для школьников, отучившихся в 10-м и 11-м классах. Его главное отличие от ОГЭ состоит в том, что от количества баллов, набранных выпускником по результатам ЕГЭ, зависят его шансы на поступление в высшее учебное заведение.
Напомним, что сейчас университеты, академии, институты не проводят вступительные испытания, а рассматривают кандидатов на обучение по итогам единого госэкзамена. Исключение составляют творческие вузы, где от претендентов требуется продемонстрировать свои таланты.
После 11-го класса также есть обязательные предметы к сдаче – русский язык и математика, по которой предусмотрено два варианта аттестации – «база» и «профиль». Если выпускник планирует учиться в техническом вузе, он должен сдать экзамен по математике повышенной сложности. Для гуманитариев достаточно подтвердить свои знания на базовом уровне. Остальные предметы школьник выбирает исходя из требований высшего учебного заведения к той специальности, на которую он планирует поступить.
Способы подготовки к ОГЭ для учителей
Итоговая аттестация – это не только проверка знаний учащихся. Для преподавателей это тоже своеобразный экзамен на профессиональную пригодность. Не секрет, что во многом уровень освоения предмета школьниками зависит от мастерства педагога, его умения донести информацию до своих подопечных, а также настроить их на успешную сдачу выпускных испытаний.
Если учитель преподает в 9-х или 11-х классах, на него автоматически ложится ответственность по подготовке школьников к итоговой аттестации. Но для начала сам педагог должен разобраться в специфике этих экзаменов, понять, на что обратить внимание учеников, чтобы тестирование прошло успешно. Как именно это сделать, какие варианты подготовки учителей к ОГЭ наиболее эффективны?
Онлайн-курсы
Для педагогов, которые включены в состав экспертных комиссий, то есть будут задействованы при проверке заданий с развернутым ответом, предусмотрены специальные курсы. В процессе обучения слушатели получают исчерпывающую информацию о структуре выпускного тестирования, требованиях к оцениванию работ и стратегиях подготовки учащихся к экзамену.
Для подготовки преподавателей предусмотрено два типа курсов:
- Председатели региональных предметных комиссий и эксперты, которым предстоит проверять задания с развернутым ответом в рамках ЕГЭ, проходят обучение в объеме 72 академических часов.
- Педагоги, которые будут выполнять те же функции при проведении ОГЭ, прослушивают лекции на протяжении 36 академических часов.
Заявки на прохождение дистанционных подготовительных курсов принимаются на официальном сайте ФИПИ. По завершении обучения преподаватели получают удостоверение государственного образца, подтверждающее повышение квалификации.
Педагоги, которые хотят подготовиться к проведению итоговой аттестации, но при этом не входят в состав экспертных комиссий, могут воспользоваться услугами негосударственных образовательных организаций и прослушать курс «ОГЭ для учителей» платно.
Вебинары
В Интернете регулярно проводятся видеоконференции в прямом эфире, на которых учителя могут получить всю необходимую информацию о предстоящей аттестации учащихся, а также задать вопросы.
Материалы для самостоятельной подготовки к ОГЭ
Курсы и вебинары подходят не всем, поскольку требуют личного присутствия педагога в Сети во время занятий. К итоговому тестированию вполне можно подготовиться без посторонней помощи, ведь все необходимые для этого материалы есть в свободном доступе.
Конечно, самым авторитетным источником является сайт ФИПИ. Здесь учителя при подготовке к ОГЭ знакомятся с демоверсиями экзаменов, подробными спецификациями, включающими критерии оценивания и присуждаемые баллы. Кроме того, на этой платформе представлены методические и аналитические работы, в которых разбираются типичные ошибки, выявленные в предыдущие годы.
Как учителю улучшить процесс подготовки к сдаче ОГЭ в условиях реализации ФГОС СОО
Наши методисты разработали для вас курсы переподготовки благодаря которым вы улучшите знания и навыки преподавания своих предметов; узнаете, какие домашние задания лучше задавать детям для подготовки к пробному и реальному ЕГЭ; обеспечите им психологическую готовность к государственному экзамену. Вы научитесь правильно готовить учеников 9 класса с нуля к сдаче ОГЭ.
Материал курсы вы сможете изучать дистанционно в любое свободное от работы время. Вы можете заниматься несколько дней в неделю или распределить нагрузку на весь месяц.
Курсы по предметам “Особенности подготовки к сдаче ОГЭ в условиях реализации ФГОС СОО” со скидкой 40%
Ознакомиться с программой и купить курс вы можете по ссылкам ниже:
Направления деятельности педагога для подготовки учеников к ОГЭ
Поговорим о том, в чем именно заключается помощь преподавателя будущим выпускникам.
В первую очередь школьникам, особенно девятиклассникам, которые будут сдавать экзамены впервые, необходима психологическая поддержка. Для этого учитель:
- создает у своих учеников позитивный настрой перед предстоящим тестированием, вселяет веру в благоприятный исход;
- дает понять, что успех зависит от плодотворного сотрудничества учащихся и педагогов;
- привлекает родителей для обеспечения ребенку спокойной атмосферы в семье.
Все участники итоговой аттестации должны быть максимально проинформированы о нюансах ее проведения. С этой целью педагог:
- подробно рассказывает ученикам и родителям о структуре предстоящего экзамена, содержании КИМов, порядке заполнения бланков, способах подачи апелляции и т. д.;
- организует регулярное консультирование выпускников по вопросам структуры тестовых материалов, которые встречаются на итоговой аттестации, а также освещает вопросы оценочных критериев;
- создает и постоянно обновляет стенд, на котором размещает актуальную информацию об аттестации по своему предмету.
на наши новости
500 000 пользователей!
Тема подготовки к ОГЭ в выпускных классах затрагивается практически на каждом уроке. В ходе объяснения нового материала или повторения изученного ранее преподаватель:
- предлагает учащимся проверочные задания из тех, что встречались на экзаменах в предыдущие годы;
- использует для проведения контрольных работ формат тестирования;
- отрабатывает с учениками навык легко ориентироваться в предлагаемых вариантах ответов, не поддаваться на уловки составителей вопросов и уверенно давать правильный ответ.
Для успешного прохождения аттестации выпускникам необходимо освежить в памяти знания, полученные несколько лет назад. В процессе повторения материала учитель:
- при планировании уроков уделяет внимание смежным темам, которые изучались в средней школе;
- организует контроль знаний в виде тренировочного тестирования.
Преподаватель должен убедиться, что его ученики умеют:
- сопоставлять;
- приводить аргументы;
- видеть причинно-следственные связи между явлениями;
- делать правильные выводы.
Факультативы и элективные курсы значительно расширяют возможности учителя по качественной подготовке к ОГЭ. На таких занятиях учащимся предлагаются задания повышенной сложности, разбирается алгоритм их решения, даются углубленные знания и навыки по предмету.
Будущие выпускники будут уверенно чувствовать себя на итоговой аттестации, если в процессе обучения они принимали активное участие в:
- научно-практических конференциях с защитой собственных проектов;
- предметных неделях, олимпиадах и других конкурсах.
Уровень знаний разных учащихся одного класса не может быть одинаковым. Исходя из результатов проверочных работ, учителю необходимо спланировать индивидуальные и групповые занятия отдельно с отстающими учениками и с теми, кто способен справиться с заданиями из второй части КИМа.
Для успешного прохождения тестирования выпускники должны обладать несколькими важными навыками:
- иметь опыт заполнения бланка, чтобы не испытывать на экзамене трудностей, связанных с занесением личной информации;
- уметь сосредотачиваться на текущей деятельности, не отвлекаясь на посторонние вещи;
- адекватно оценивать время, необходимое для выполнения каждого задания, в соответствии с его сложностью;
- переходить к следующему пункту теста при возникновении проблем с предыдущим вопросом;
- распределять время, отведенное на экзамен, чтобы иметь возможность перепроверить свои ответы во избежание явных ошибок;
- ощущать личную ответственность за подготовку к ОГЭ, не перекладывая ее на учителя, репетиторов или родителей;
- пользоваться различными источниками информации для расширения кругозора и самостоятельного повышения уровня знаний.
Доплата учителям за ОГЭ
В ч. 9 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ» сказано, что педагогические работники, занятые в организации и проведении ГИА по программам общего и среднего общего образования, могут рассчитывать на выплату денежной компенсации. Ее размер каждый субъект страны определяет самостоятельно, выпуская соответствующий нормативно-правовой акт.
Законодательно установлено, что участие педработников в ГИА является государственной обязанностью, которая оплачивается дополнительно к основной заработной плате учителя. К сожалению, нередки случаи, когда руководство образовательных учреждений принуждает подчиненных выполнять обязанности по подготовке и проведению итоговой аттестации без начисления обязательных выплат, предусмотренных законом.
Многие педагоги и не подозревают, что за участие в ГИА они должны получать дополнительные деньги. Между тем должностными обязанностями учителя предусмотрено обучение школьников и контроль за их успеваемостью, в то время как итоговая аттестация организуется государством для оценки качества образования, полученного обучающимися.
Следовательно, участие преподавателей в проведении ОГЭ и ЕГЭ не входит в круг их постоянных обязанностей. По сути, это временное привлечение к мероприятиям, инициируемым государственными органами, возможное исключительно с согласия педагога и оплачиваемое дополнительно.
Проходить итоговое тестирование предстоит всем выпускникам 9-х и 11-х классов. Задача педагога – подготовить учащихся к предстоящим испытаниям, сформировать у них необходимые навыки и создать соответствующую психологическую атмосферу. Результаты ОГЭ для учителя не менее важны, чем для его подопечных, ведь это весомый показатель его профессиональной компетентности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: