Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Конкурс «Учитель года»
Главная > Блог > Конкурс «Учитель года»: история, победители, этапы и советы участникам
22.08.2022
8923
Время чтения: 14 минут

Конкурс «Учитель года»: история, победители, этапы и советы участникам

Кто может участвовать? Конкурс «Учитель года» в нашей стране проходит уже 33-й раз. Первым победителем был советский педагог Александр Евгеньевич Сутормин, учитель литературы и русского языка из Тульской области.

Как поучаствовать? Чтобы попасть на Всероссийский конкурс «Учитель года», нужно успеть подать заявку до середины августа. Но это полдела. Далее предстоит кропотливая подготовка, для которой придется собрать целую команду.

Оглавление:
  1. Краткая история конкурса «Учитель года»
  2. Победители конкурса «Учитель года»
  3. Конкурс «Учитель года России»
  4. Как принять участие в конкурсе «Учитель года»
  5. Этапы конкурса «Учитель года»
  6. 10 советов как победить в конкурсе «Учитель года»
  7. Польза от конкурса «Учитель года»
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Краткая история конкурса «Учитель года»

Каждый год Министерство образования и науки РФ проводит конкурс «Учитель года России», участники которого – учителя школ. Он проводится, чтобы поощрить наиболее талантливых и верных призванию преподавателей, способствовать обмену положительным опытом и повысить престиж их работы.

Впервые о премии заговорили в СССР в 1989 году в «Учительской газете». Была предложена инициатива проведения такого конкурса, и первое мероприятие в заочном режиме прошло в 1990 году. Тогда победу одержал житель Тульской области, учитель русского языка и литературы Александр Сутормин. В следующем году звание «Учитель года СССР» получил преподаватель физики из Минска Валерий Гербутов.

история конкурса «Учитель года»

С 1992 года конкурс стал российским.

Правила несколько раз редактировались. Сейчас конкурс проходит в несколько этапов. Первый – региональный отбор, далее участники проходят в финальный этап.

Победители конкурса «Учитель года»

Более 80 % участников, одержавших победу за все время конкурса – мужчины.

Учитель года СССР:

  • 1989 – Сутормин Александр Евгеньевич, учитель русского языка и литературы, Тульская область.
  • 1991 — Гербутов Валерий Александрович, учитель физики, Средняя школа № 49 (Минск).

Учитель года России:

  • 1992 — Заруб Артур Викторович, учитель музыки, Детгородковская средняя школа Волоколамского района Московской области.
  • 1993 — Парамонов Олег Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Брянск).
  • 1994 — Нянковский Михаил Александрович, учитель литературы, Провинциальный колледж (Ярославль).
  • 1995 — Климентовская Зинаида Викторовна, учитель начальных классов, Школа-лицей № 4 (Рязань).
  • 1996 — Филиппова Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, Школа № 34 (Рязань).
  • 1997 — Глозман Александр Евгеньевич, учитель технологии, Школа № 293 (Москва).
  • 1998 — Ильин Владимир Леонидович, учитель математики, Гимназия № 30 (Санкт-Петербург).
  • 1999 — Шилов Виктор Васильевич, учитель музыки, Школа № 138 (Челябинск).
  • 2000 — Морар Владимир Алексеевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Калининград).
  • 2001 — Крылов Алексей Валентинович, учитель технологии, Школа № 67 (Екатеринбург).
  • 2002 — Смирнов Игорь Борисович, учитель немецкого языка, Школа № 9 (Гатчина).
  • 2003 — Карачевцев Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания, Гимназия № 166 (Санкт-Петербург).
  • 2004 — Славгородский Евгений Игоревич, учитель русского языка и литературы, Средняя школа (Крылово) Правдинского района Калининградской области.
  • 2005 — Иоголевич Иван Александрович, учитель физики, Лицей № 31 (Челябинск).
  • 2006 — Успенский Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Школа № 37 (Череповец).
  • 2007 – Гущин Дмитрий Дмитриевич, учитель математики, Петергофская гимназия имени императора Александра II.

Мехед Анна Григорьевна, учитель математики, Школа № 2030 (Москва).

  • 2008 — Стародубцев Михаил Леонидович, учитель музыки, Школа № 1060 (Москва).
  • 2009 — Никифорова Наталья Сергеевна, учитель математики, Школа № 5 (Магнитогорск).
  • 2010 —Гарифзянов Андрей Рузильевич, учитель биологии и химии, Волхонщинская средняя школа Плавского района Тульской области.

Случ Михаил Ильич, учитель математики, Школа № 1060 (Москва).

  • 2011 — Овчинников Алексей Васильевич, учитель биологии, Средняя школа села Баловнево Данковского муниципального района Липецкой области.
  • 2012 – Демахин Александр Александрович, учитель мировой художественной культуры, Сергиево-Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского Московской области.

Конкурса «Учитель года»

Кириченко Вита Викторовна, учитель русского языка и литературы, Центр образования № 1479 (Москва).

  • 2013 — Сиденко Андрей Григорьевич, учитель информатики, Школа № 29 деревни Беляниново Московской области.
  • 2014 — Головенькина Алла Николаевна, учитель биологии, Школа № 1 (Нурлат, Татарстан).
  • 2015 — Кочережко Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания, Гимназия № 1 (Самара).
  • 2016 — Шагалов Александр Михайлович, учитель русского языка и литературы, Школа № 7 им. Г. К. Жукова (Армавир).
  • 2017 — Демаков Илья Сергеевич, учитель истории, права и обществознания, Гимназия № 116 (Санкт-Петербург).
  • 2018 — Динаев Алихан Мавладиевич, учитель обществознания и права, Математическая школа № 1 им. Х. И. Ибрагимова (Грозный).
  • 2019 — Арачашвили Лариса Гивиевна, учитель русского языка и литературы, Школа № 55 «Долина знаний» (Волгоград).
  • 2020 — Гуров Михаил Николаевич, учитель математики, Лицей классического элитарного образования (Ростов-на-Дону).
  • 2021 – Костылева Екатерина Сергеевна, учитель физики Гимназии № 16 города Тюмени (Тюменская область).

Конкурс «Учитель года России»

В этом году уже идет отбор учителей, которые станут участниками телепроекта о педагогах. В финале будет выбран идущий в ногу со временем, самый яркий и интересный педагог, способный увлечь своих подопечных и донести смысл самого сложного учебного материала.

В марте 2021 года по предложению президента нашей страны формат конкурса «Учитель года» был изменен. Его планируется проводить в формате реалити-шоу на протяжении целого года. Проект появится на одном из федеральных каналов.

Участие в конкурсе «Учитель года» доступно учителю из любой школы нашей страны. Он должен преподавать математику, химию, биологию, физику, историю, русский язык или литературу.

Конкурс «Учитель года России»

Стать участником можно, подав заявку. В финал выйдут семь педагогов, прошедших отбор и ставших победителями открытого голосования, как это было с лучшими участниками конкурса «Учитель года» 2021 года. Финалисты выступят со своим уроком на одном из федеральных каналов. Призом для победителя станет авторская передача на телевидении.

Как принять участие в конкурсе «Учитель года»

Желающий принять участие в конкурсе «Учитель года» претендент должен подать заявку. Это можно сделать в личном кабинете на официальном сайте мероприятия. Далее на региональном и федеральном этапах конкурса «Учитель года» преподавателю будут предложены задания для выполнения.

Условия и порядок участия

В конкурсе «Учитель года» в России могут участвовать педагоги, являющиеся сотрудниками общеобразовательных учреждений. Частное или государственное при этом заведение – значения не имеет.

Одно из важных требований к кандидатам – стаж работы не менее трех лет на момент подачи заявки на участие в конкурсе. Также отсутствуют требования по наличию и количеству опубликованных статей или государственных наград, конкурс можно выиграть и не имея предыдущих заслуг.

Каждый из этапов конкурса «Учитель года» имеет ограничения по числу участников:

  • На первом этапе соревнования внутри школы принимают участие от трех кандидатов, в следующий этап продвигаются не более двух педагогов.
  • На муниципальном этапе конкурса «Учитель года» выбранные ранее участники соревнуются между собой, и на следующий этап проходит один представитель от каждой школы.
  • Региональный этап конкурса предполагает очередной отбор, который определяет кандидатов на участие в финале.
  • На общероссийском уровне отбирается один победитель из участников, вышедших из регионального этапа.

Кто выдвигает участника на конкурс

Каждый из кандидатов вправе лично от своего имени выдвинуть заявку на конкурс «Учитель года». Для этого достаточно составить заявление, содержащее следующую информацию:

  • Наименование получателя.
  • ФИО отправителя.
  • Его должность и место работы.
  • Наименование документа.
  • Выраженное согласие на участие в конкурсе.
  • Дата и подпись заявителя.

К данному заявлению прикладывается справка, в которой указаны итоги школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Кроме этого, нужна заполненная информационная карта.

Информационная карта

Заполнение информационной карты

Информационная карта – это документ, содержащий всю информацию, нужную для участия претендента. Участник заполняет следующие пункты:

  • В шапке карты указывается ФИО кандидата и его фото размером 4×6 см.
  • Общая информация (место проживания, дата рождения, место рождения, ссылки на интернет-ресурсы, где можно лучше раскрыть личность участника и его преподавательские наработки).
  • Сведения о работе. Данный раздел должен включать данные о месте работы, занимаемой должности, количестве предметов, которые ведет кандидат, общем стаже, наличии классного руководства. Кроме этого, указываются квалификация, все полученные преподавателем премии и награды, места работы за десятилетний срок.
  • В следующем разделе должны быть данные об образовании участника. Тут указываются название и год выпуска из учреждения профессионального образования, а также, если есть, перечень дополнительных курсов повышения квалификации за последние три года, знание языков, научные работы и публикации.
  • В положении о проведении конкурса «Учитель года» говорится, что если кандидат ведет общественную деятельность, то об этом также нужно упомянуть.
  • Семейное положение. Требуется указать информацию о супруге и детях, если таковые имеются.
  • В разделе «досуг можно»» перечислить хобби, творческие занятия, таланты участника конкурса «Учитель года».
  • В контактах пишут домашний и рабочий почтовый адрес, телефоны для связи, мобильный номер, электронную почту.

Помимо этого перечня, информационная карта должна включать в себя эссе участника размером не более 500 слов и серию его фотографий (портретные и жанровые, не более шести снимков).

Заполнение информационной карты

Чтобы принять участие в муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года» кандидат предоставляет направление от своей школы. Руководитель образовательного учреждения сам составляет представление и направляет его в оргкомитет конкурса.

Этапы конкурса «Учитель года»

Конкурс состоит из одного очно-заочного и трех очных этапов.

Очно-заочный

Участники создают собственное методическое портфолио и в рамках его делают две работы: «Интернет-ресурс» и «Эссе». Рассматриваются личные блоги преподавателей и ссылки на их публикации, все это помогает составить мнение о компетенции участника. В рамках эссе нужно написать текст на одну из предложенных случайных тем. Оценку получают качество аргументации, представленные в работе проблемы и пути их решения.

Первый очный

Этот тур называется «Учитель-профессионал» и включает два задания:

  • «Урок» – настоящее занятие с учениками, составленное по оговоренному учебному плану, на котором конкурсант конкурса «Учитель года» показывает свой профессионализм и творческий подход к проведению урока.
  • «Внеурочное занятие». На нем участник встречается со своими учениками в рамках ведения школьных кружков или классного часа на определенную тематику. Оценивается актуальность темы, внимательность и индивидуальный подход к работе с детьми.

Второй очный

Название этапа – «Учитель-мастер». Также состоит их двух частей:

  • «Мастер-класс», включает презентацию о методологии и наработанных образовательных техниках, далее участник отвечает на вопросы судейской комиссии.
  • «Образовательный проект» – групповой этап, в котором участники, поделенные на команды по пять человек, придумывают и представляют проект, цель которого – решение определенной проблемы, на подготовку дается всего четыре часа.

Этапы конкурса «Учитель года»

Третий очный

Последний тур программы конкурса имеет название «Учитель-лидер». Участники выполняют два задания:

  • «Публичная лекция». Педагог представляет аудитории свой доклад, освещающий современные тенденции и основные задачи школьного образования в России.
  • «Разговор с министром». Этот этап представляет собой беседу с руководителем Министерства образования на заранее утвержденную оргкомитетом тему, посвященную развитию сферы.

Итоги конкурса «Учитель года»

Итоги конкурса «Учитель года» подводятся осенью, местом проведения финала становится город, в котором трудится победитель прошлого года. Последнее испытание состоит не только из заданий, но и различных культурно-досуговых мероприятий, экскурсий, собраний, показов школ и пр.

Занявший первое место кандидат в течение следующих 12 месяцев носит звание «Учитель года». Становиться участником можно сколько угодно раз, ограничений нет.

Педагогу, ставшему лучшим в конкурсе «Учитель года», вручаются статуэтка хрустального пеликана, отличительный знак и грамота. Помимо этого, наградой в конкурсе являются денежный приз и получение должности общественного советника Министерства образования и науки сроком на год. Учитель получает право влиять на образовательную систему России при помощи своих предложений по развитию.

Часто партнеры мероприятия готовят собственные призы за различные номинации конкурса «Учитель года», такие как мастерство, творческий подход и другие проявленные качества. Помимо этого, финалист обычно получает достойное вознаграждение от региональных властей.

10 советов как победить в конкурсе «Учитель года»

  • Поставьте правильную цель

Цель должна создавать достаточную мотивацию к победе, нужно испытывать непреодолимое желание и волю стать лучшим. Уловив такое настроение, вы осознаете, что на пути к своей мечте можно сделать невыполнимое и свернуть горы.

Цель должна быть масштабной и значимой для вас, от нее должно перехватывать дыхание и даже возникать сомнения в возможности ее претворения в жизнь. Такие высказывания, как «главное – участие», «показал себя стране и хорошо», отдаляют вас от успеха. Нужен настрой исключительно на победу, из него можно черпать силы действовать.

  • Создайте команду единомышленников

«Одна голова хорошо, а две лучше», а для правильного подхода к достижению победы можно и три, и больше. Сила в командном подходе, ведь во время подготовки к конкурсу «Учитель года», вам не обойтись без поддержки, взгляда со стороны и профессиональных советов от коллег и друзей.

Подбирая команду, включайте в нее людей, верящих в ваш успех и готовых помочь в его достижении. Работая в коллективе, не забывайте, что 80 % усилий должны приложить именно вы и только 20 % можно получить от других, это как раз та самая поддержка, советы и подсказки.

  • Выражайте собственную индивидуальность

Все люди не похожи друг на друга. Не бойтесь быть собой! Никто лучше вас не знает, в чем вы хороши. Подумайте о своих качествах и умениях, способных привлечь внимание жюри, учеников, коллег и зрителей конкурса. Ключевая идея станет основой вашего успеха и укажет путь к победе.

Хорошим подспорьем на пути к достижению успеха станет личная харизма участника. Некоторые описывают это качество, как очарование и убедительность. Другие видят харизматичность уникальной чертой личности. Важно раскрыть и делать все для ее развития. Такой показатель сложно поддается измерению.

  • Работайте над своими сильными сторонами

У любого педагога есть качества и умения, в которых он особенно хорош и успешен: у кого-то талант методиста, кто-то отлично выступает на публике, кто-то командный игрок. На конкурсе «Учитель года» сильные стороны не только засияют особенно ярко, но и получат толчок к развитию.

Учитель года

  • Нейтрализуйте недостатки

Не существует безупречных людей, у каждого найдется то, в чем он не в числе лучших. Не давайте этому влиять на вашу самооценку. Не концентрируйтесь на недостатках, а развивайте сильные качества. Любой минус можно обернуть плюсом при правильном подходе. Это проще, чем довести до совершенства то, в чем вы посредственны.

  • Заручитесь поддержкой близких

Сложно переоценить важность этой рекомендации. Бывает такое, что уже на пути к финишной прямой в семье участника случаются какие-то неурядицы или форс-мажоры, которые делают победу невозможной. Любые жизненные трудности, связанные с близкими, могут разрушить эмоциональное равновесие и помешать сконцентрироваться на конкурсе. «Учитель года» требует от конкурсантов психологической устойчивости, без поддержки близких достичь этого довольно трудно.

  • Избавьтесь от страха

Боязнь стать победителем не такая очевидная, как страх неудачи, но более коварная. Постарайтесь представить себя в роли победителя и задайтесь вопросом: «Для чего мне эта победа, что я получу?». Конкурс «Учитель года» – это выход из зоны комфорта, а такие обстоятельства всегда предполагают профессиональный и личностный рост. Не стоит бояться обязательств и ответственности, ведь это прямой путь к вершине успеха. Примите для себя тот факт, что участие в конкурсе заставляет идти на определенные риски.

  • Боритесь

И речь не о борьбе с другими педагогами-участниками, мы говорим о внутренней борьбе. На этапах конкурса «Учитель года» царит дружественная атмосфера взаимопомощи. Все конкурсанты общаются и в любой момент готовы прийти на помощь друг другу не как конкуренты, а как коллеги по преподавательской деятельности. Это соревнование предполагает профессиональный рост, который возможен только через преодоление себя настоящего, победу над страхом, тревожностью, своим характером и недостатками.

Борьба с собой это в любом случае выигрышная позиция! Пусть такая победа не принесет вам хрустальную статуэтку, зато вы получите нового, более совершенного себя.

  • Внимание на детали

Принимая участие в конкурсе «Учитель года», нужно понимать, что каждая мелочь имеет значение: все сказанные слова, жесты, мимика, детали одежды, опрятность – все это важно и работает на общее впечатление о вас. Чтобы не пропустить ни одной детали, нужно провести хотя бы несколько репетиций вашего выступления. Приглашайте друзей и коллег в качестве зрителей, они помогут заметить то, чего не видите вы. Лучше заранее все предусмотреть и устранить недочеты, чем потом пожалеть о них во время конкурса.

«Учитель года»

  • Получайте удовольствие от процесса

Пожалуй, самый неожиданный совет. Нужно так напрягаться, выходить из зоны комфорта, следить за каждой мелочью и при этом еще и удовольствие получать? Именно так! Чтобы проникнуться этим советом, проведем параллель.

Вообразите свой первый поход в роскошный ресторан, вы заказываете утонченное блюдо, официант приносит его и 12 столовых приборов, при помощи которых его следует употребить, руководствуясь правилами этикета. Все посетители ресторана замечают, как вы нервничаете, и теперь внимательно следят за вашими действиями. Вы только и думаете о том, какой прибор взять в первую очередь и как им пользоваться, чтобы не показать своей неосведомленности в правилах приличия.

На конкурсе вы испытаете подобные чувства, все внимание жюри, коллег и других участников будет приковано к вам.

Постарайтесь принять это и наслаждаться каждым моментом этой новизны, ведь такое больше не повторится. Успех любит тех, кто его ждет и знает, как использовать.

Польза конкурса «Учитель года»

На первый взгляд, конкурс «Учитель года» – обычное ежегодное проходное мероприятие. Учителя соревнуются между собой, показывают профессиональные качества, получают награды, и на этом все. Так все выглядит только на поверхности. На самом деле, этот конкурс – целая жизненная философия, беспрестанное движение, сложившийся круг общения и интересов, связывающий коллег-педагогов на длительное время.

Польза конкурса «Учитель года»

Чтобы понять, почему участники конкурса так сближаются и продолжают поддерживать связи и после его окончания, проясним несколько моментов.

  • Первый – это возникающие дружеские связи, напряженные испытания сплачивают. Помимо этого, педагоги имеют возможность делиться профессиональным опытом, получать новые знания и находят единомышленников.
  • Второе – постоянный контакт с мастерами своего дела и активистами образования России обязательно рождает новые мысли, идеи для совместного творчества, реализации проектов, что часто вытекает в различные конференции или интегрированные занятия.

Поэтому не стоит удивляться, что появилась идея создания на федеральном уровне межрегионального клуба «Учитель года России». Его курирует Министерство образования и науки РФ, профсоюзная организация педагогов, СМИ, Фонд поддержки российского учительства, Федерация интернет-образования.

Цели этого объединения – «поддержка и поощрение талантливых работников образования, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта, а также содействие профессиональному общению», о чем говорится на официальном сайте конкурса «Учитель года».

И ранее проводились слеты участников конкурса, впервые это произошло в гимназии имени Салахова в городе Сургут. Когда был создан межрегиональный клуб, география слетов значительно расширилась, многие города России уже приняли педагогов. В программе слетов гости со всей страны дают свои мастер-классы, проводят открытые уроки, ведут дискуссионный клуб по тенденциям современного образования. К примеру, в начале 90-х годов на таком слете решалась судьба оценочной системы в школах.

Со временем получили развитие и клубы участников конкурса «Учитель года» в регионах страны. К ним присоединяются педагоги, не имеющие отношения к самому конкурсу, но наделенные активной гражданской позицией и желанием повышать квалификацию и делиться профессиональными наработками со своими коллегами.

Основное направление деятельности таких клубов в регионах – автопоезда или педагогические десанты в отдаленные провинциальные районы, села, города с небольшой численностью населения, где у учителей ограничен доступ к возможностям профессионального роста и развития. Программа на этих выездах схожа со всероссийскими слетами, те же мероприятия и популяризация конкурса «Учитель года России».

Еще одно важное направление работы региональных клубов – курирование проведения районных, городских и областных этапов конкурса. Более опытные коллеги всячески поддерживают и помогают участникам финального испытания конкурсной программы.

Стать победителем во Всероссийском конкурсе «Учитель года» – признание педагогического таланта на самом высоком уровне и большая честь. Только самые достойные кандидаты выдерживают все испытания и получают официальное звание лучшего учителя России.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw