Методическое объединение педагогов: для чего нужно
Сохранить статью:
Что это? Методическое объединение педагогов – это профессиональное сообщество, которое решает задачи, касающиеся повышения мастерства учителей. Мероприятия, проведенные в его рамках, помогают улучшить качество образования, а также оказывают поддержку преподавателям.
Виды? В зависимости от уровня различают предметные методические объединения в школе, районные (муниципальные), региональные и всероссийские. Характер их проведения разный, но цель у всех одна.
Школьное методическое объединение учителей
Методическое объединение педагогов представляет собой главное профессиональное подразделение методической школьной службы, которое организует учебно-воспитательные, экспериментальные, методические, научно-исследовательские и внеклассные мероприятия, направленные на разные дисциплины (отдельные или смежные) с целью улучшения качества образования.
Заседания методического объединения педагогов происходят только при участии минимум пяти преподавателей по одному предмету или одной направленности.
Директор образовательного учреждения формирует, изменяет и закрывает профессиональное методическое объединение педагогов по представлению руководителя методической службы (заместителя директора по учебно-воспитательной работе).
ШМО (школьное методическое объединение) находятся под руководством главы методической службы. Они основываются в своей работе на Конвенции о правах ребенка, Конституции и законах, решениях Правительства РФ, указах Президента, органах управления образованием и воспитанием всех должностей, а также на Уставе и локальных школьных актах.
К деятельности методического объединения педагогов относятся:
- создание и реализация на высшем профессиональном уровне УВП, и, как было указано ранее, научно-исследовательской, методической, экспериментальной деятельности по одному или нескольким предметам;
- повышение качества и эффективности методик образования по различным типам уроков и их реализации в материально-технического плане, а также повышение профессионализма преподавателей, оценка процесса обучения учеников и организация педагогических исследований и экспериментов;
- удовлетворение потребностей учеников в интеллектуальном, духовном и нравственном совершенствовании.
Формами работы методического объединения педагогов являются:
- организация различных педагогических экспериментов по вопросам обучающих и воспитательных методик и добавления их в УВП;
- встречи, заседания, совещания, семинары по учебно-методическим направлениям, творческие отчеты преподавателей;
- внеклассные мероприятия и открытые занятия;
- выступления, доклады, дискуссии по учебно-воспитательной методике и вопросам общей психологии и педагогики;
- контролирование и реализация в УВП условий руководящей документации, осуществление недель дисциплин и методик с целью взаимного присутствия на учебных занятиях, наблюдение за качеством проведения уроков.
Ключевые направления деятельности МО:
- Проведение анализа результатов предметного образования.
- Помощь в разработке учебных программ, внесение корректировок в положения к минимальному объему и содержанию образовательных курсов.
- Продумывание интегрированных учебных планов по дисциплине и координирование их с программами смежных предметов для более качественного овладения учениками требований ГОС.
- Организация открытых уроков и внеклассных мероприятий по дисциплине.
- Написание и обговаривание докладов по вопросам педагогической методики образовательных дисциплин, повышения профессионализма и разряда квалификации преподавателей.
- Проведение дискуссий по вопросам методик различных обучающих занятий.
- Обсуждение вопросов формирования исследовательской деятельности обучающихся.
- Полная организация педагогических экспериментов по исследованию и добавлению новых информационно-образовательных технологий.
- Совершенствование учебных материалов и аудиторий.
- Взаимодействие с другими методическими объединениями педагогов для обмена опытом и решения общих проблем.
- Обеспечение организованной работы экспертов и наставников с молодыми преподавателями без опыта.
- Разработка требований к проведению предметных олимпиад и конкурсов.
Методическое объединение педагогов ДОУ
Собрания методических объединений педагогов ДОУ выступают одной из самых действенных и полезных форм системы непрерывного образования воспитателей. МО планируются во время всего учебного года и плавно внедряются в обычную образовательную практику.
Главной целью методического объединения педагогов является обеспечение эффективной помощи всем членам коллектива. В процессе его деятельности выполняется ряд педагогических задач, таких как:
- Совершенствование педагогических навыков воспитателей посредством участия в разнообразных формах проведения МО (мастер-классы, проблемные группы, обмены гостями, педагогические мастерские и др.)
- Обеспечение активного взаимодействия с родителями воспитанников.
- Внедрение в учебный процесс сказок как средства воспитания в малышах нравственных и моральных качеств.
- Обеспечение развития познавательной деятельности дошкольников через интегративные занятия.
На протяжении учебного года организуется три-четыре заседания методического объединения воспитателей, где большое внимание уделяется выбору формы их проведения.
Формирование объединения педагогов в форме гостевого обмена опытом, методобъединения-мастерской, работа проблемной группы способствуют развитию педагогического мастерства воспитателей. Все это совершенствует образовательно-воспитательный процесс при работе с дошкольниками, что подтверждается результатами итогового тестирования учителей об учебном прогрессе детей.
Методическое объединение педагогов дополнительного образования
Методическое объединение организуется, если есть минимум три педагога дополнительного образования одной области и возглавляется преподавателем высшей квалификационной категории по приказу директора. Но членами этого объединения могут быть и учителя других дисциплин и направлений.
Цель деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования – постоянное повышение квалификации преподавателей этого типа образования путем организации общего методического пространства.
Деятельность методического объединения педагогов дополнительного образования сконцентрирована на следующих задачах:
- изучение нормативно-правовой документации и информационных материалов, в том числе методических писем в сфере образования;
- формирование образовательных программ по дисциплине с учетом многоуровневости и вариативности;
- профессиональный анализ индивидуальных предметных планов, авторских программ и методик, а также их результатов;
на наши новости
500 000 пользователей!
- взаимное посещение уроков для дальнейшего самоанализа и оценки своего прогресса;
- проведение открытых уроков для наблюдения за методиками работы со сложными темами по дисциплине;
- исследование различных примеров продвинутого педагогического опыта;
- ознакомление с различными авторскими методическими разработками и анализ подходов преподавания дисциплины;
- отчеты о профессиональном самообразовании преподавателей; присутствие на курсах повышения квалификации;
- распространение актуальных технологий, идей, опыта работы учителей для непрерывного повышения квалификации;
- поддержка передовой деятельности в опытно-экспериментальной работе педагогов ДО;
- исследование, обобщение и применение инновационного педагогического опыта коллег;
- организация процесса самообразования педагогов ДО и руководство за их творческой работой.
Существуют разные формы деятельности методического объединения педагогов дополнительного образования:
- Семинары, совещания, дискуссии по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты преподавателей и т.п.
- Заседания МО по вопросам учебно-воспитательных методик.
- Открытые мероприятия по дисциплинам.
- Доклады, сообщения, выступления и дискуссии по методикам обучения и воспитания, а также общей психологии и педагогики.
- Организация предметных методических недель.
- Взаимопосещение занятий.
- Анализ качества проведения уроков.
- Формирование и проведение педагогических экспериментов по поиску, распространению и внедрению новых обучающих информационных технологий.
Методическое объединение педагогов дополнительного образования в своей работе полагается на нормативные документы, приказы, инструкции и локальные акты, устанавливающие цели и задачи всей методической работы.
Районное методическое объединение педагогов
Районное методическое объединение педагогов (РМО) – это профессиональное собрание преподавателей района, созданное для реализации методического сопровождения их профессионального и личностного развития исходя из рабочих интересов, сотрудничества и коммуникации.
Оно представляет собой структурно-методическое подразделение, которое организует образовательную, воспитательную, проектную, методическую, исследовательскую и инновационную деятельность. Это организация по работе с повышением педагогического мастерства учителей района, поощрения их саморазвития и самореализации, а также и совершенствования образования.
Правильная и квалифицированная подготовка условий работы РМО подразумевает организацию методического сопровождения так, чтобы каждый преподаватель имел возможность проявить основные личностные функции своей специальности, а также удовлетворить свои педагогические потребности. Результативность деятельности РМО основывается на структурных и активизирующих факторах. Соблюдение первых позволяет контролировать процесс, а применение вторых – членов методических формирований.
Цель РМО заключается в контроле за качеством образования в регионе, эффективности учебного процесса в ходе коллективного поиска, исследования и введения лучших моделей педагогической деятельности, профессиональной коммуникации, разработки общих методик, требований, правил оценки результатов обучения учеников и профессиональной деятельности учителей.
Деятельность РМО регулируется положением о данной структуре, содержащим следующие пункты: назначение РМО, приоритетные направления деятельности, цели, задачи.
Принято реализовать деятельность РМО по двум важным направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.
Организационная работа содержит:
- общее описание членов РМО (формирование банка данных);
- диагностику профессионального уровня кадров учителей;
- планирование работы на определённый срок;
- структурирование работы по реализации плана;
- подведение итогов работы за конкретный период;
- заполнение необходимых документов РМО.
Учебно-методическая работа состоит из:
- анализ итогов учебного процесса;
- оценка эффективности педагогического опыта и его использования на практике;
- подготовку учеников к различным конкурсам, предметным олимпиадам и интеллектуальным состязаниям;
- организацию и реализацию внеклассных мероприятий по учебным дисциплинам.
Мероприятия по созданию условий для деятельности РМО организуются в соответствии с планом работы региона на данный учебный год. План создается главой РМО исходя из направлений деятельности, обсуждается на собрании районного методического объединения, обговаривается с методистом.
При составлении плана деятельности РМО главными принципами выступают:
- научность и аналитичность;
- общность цели, задач и средств их реализации;
- необходимость действительности, максимальной понятности планируемых событий и возможности непредвзятой проверки их выполнения (диагностичности намеченной цели и составленных задач);
- потребность в учёте общественного заказа, традиций, особенностях и положительного опыта педагогической районной работы;
- основания мотивации преподавателей и их рабочих принципов, ценностных ориентиров, опыта и уровня профессионализма;
- коллегиальная методика;
- рациональность выбранных форм исполнения рабочего плана;
- возможность регулирования реализации плана мероприятий, его своевременного редактирования;
- делегирование обязанностей плана между педагогами РМО с учетом их возможностей.
Чтобы планирование методической работы РМО принесло хорошие результаты, стоит иметь в виду предыдущий опыт, а также подлинность, объективность исходных данных.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: