Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профстандарт учителя в 2024 году
Главная > Блог > Профстандарт учителя в 2024 году
04.06.2024
560
Время чтения: 15 минут

Профстандарт учителя в 2024 году

О чем речь? Профстандарт учителя – документ с подробным описанием личностных и профессиональных компетенций педагога. Предъявляемые требования разделены по предметным модулям.

На что обратить внимание? Новый профстандарт в России начал действовать с 1 сентября 2022 года. Документ дает возможность проводить аттестацию учителей и присваивать им соответствующую квалификационную категорию согласно установленному регламенту. Также он востребован при приеме на работу, создании должностных инструкций и формировании зарплат.

Основная информация о профстандарте учителя

Профстандарт учителя – это документ, который определяет обязанности, компетенции и качественные характеристики специалиста в области образования. Он является основой для оценки профессиональной деятельности педагога и способствует повышению качества обучения.

Профстандарт учителя включает в себя такие составляющие, как профессиональные знания и навыки, социальные компетенции, личностные качества, а также требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Профстандарт учителя

Для администраций образовательных учреждений профессиональные стандарты должны служить ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить уровень компетенций. Работодатели обязаны применять профстандарты при формировании кадровой политики, аттестации учителей, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда.

Для работодателей и учебных заведений профессиональные стандарты будут являться основным критерием для оценки компетенций сотрудников и позволят разработать методики для повышения уровня образования в целом. При этом необходимо учитывать региональные и другие особенности.

На преподавателей возлагаются следующие обязанности:

  • В сфере образования – быть хорошо информированными в своей области специализации и применять передовые методы обучения.
  • В воспитании – служить примером для подрастающего поколения.
  • В области саморазвития – донести важность саморазвития и самообразования, как неотъемлемой части любого образовательного процесса.

К примеру, педагог-психолог должен владеть основными методами психодиагностики и уметь применять их, понимать возрастные особенности развития, а также в случае необходимости помогать ученику вливаться в коллектив.

Учителя начальной школы отвечают за постепенную адаптацию детей дошкольного возраста к «взрослой» жизни. Они должны уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовыми к взаимодействию с родителями, создать доверительный образ педагога и четко доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя также включают навыки обучения посредством игр.

Для чего нужен профстандарт учителя

Профстандарт учителя необходим для установления требований к квалификации, профессиональным компетенциям и обязанностям педагогических работников. Он помогает определить стандарты работы педагога, его профессиональное поведение и уровень подготовки.

Профстандарт учителя

Кроме того, профстандарт способствует развитию педагогического сообщества, обеспечивает возможность развития карьеры и роста профессионального мастерства, а также является инструментом для оценки эффективности работы учителя.

Профессиональные стандарты педагогов применяются в качестве:

  • независимого критерия оценки квалификации персонала;
  • способа разработки стратегии развития образовательной среды.
  • инструмента повышения качества образования в стране;
  • основы для коллективных договоров между руководством образовательных учреждений и педагогами;
  • метода подбора персонала для работы в образовательных организациях.

Кроме того, профстандарт педагога выполняет следующие функции:

  • преодоление технократического подхода в оценке труда работника;
  • обеспечение роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
  • мотивация к повышению квалификации.

Таким образом, профстандарт учителя играет важную роль в повышении качества образования и обеспечении компетентности педагогических работников.

Структура профстандарта для педагогов

Профессиональные стандарты основаны на системе педагогической деятельности и состоят из трех разделов: обучение, воспитательная работа, развитие. Первые два раздела в доступной и объективной форме отражают тот факт, что учитель должен иметь высокий уровень понимания своей специализации и владеть методическими техниками и приемами донесения этих знаний до учеников.

Более сложным для понимания является раздел «развитие». Учителя должны работать вместе с узкими специалистами, такими как логопеды, школьные психологи, чтобы выявлять и решать проблемы учеников. Все это осложняется сокращением количества школьных врачей, психологов, дефектологов в результате оптимизации штатного расписания для изыскания денежных средств, необходимых на повышение уровня оплаты труда учителей.

Профстандарты разрабатываются и издаются с соответствующим количеством приложений для разграничения по специальностям и уровням квалификации.

Кратко структуру профстандарта учителя можно описать следующим образом:

  • информация о профессии – точное наименование и классификация, сведения о трудовой деятельности;
  • должностные обязанности и соответствующий уровень квалификации;
  • детальное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту;
  • информация об организации, предоставляющей работу.

В приложениях представлена более конкретная информация. Например, профстандарт учителя имеет 4 приложения:

  • требования к информационно-коммуникативным компетенциям;
  • психологические требования;
  • требования для учителей, предметы которых являются обязательными для сдачи ЕГЭ (русский язык, математика);
  • рекомендации по внедрению профессиональных стандартов.

Специфика профстандарта учителя

Профстандарт учителя охватывает различные аспекты педагогической работы, начиная от методики преподавания учебных предметов и заканчивая воспитанием учащихся. Учитель должен обладать комплексом качеств, таких как педагогическая грамотность, психологическая готовность к работе с детьми, умение организовать учебный процесс и контролировать успехи учащихся.

Профстандарт учителя

Профстандарт учителя также предполагает постоянное профессиональное развитие педагога, его готовность к саморефлексии и анализу своей деятельности. Учитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, следить за новыми методиками преподавания и быть готовым к изменениям в образовательной системе.

Создатели документа называют профстандарт ориентиром, на основании которого учебные заведения могут планировать собственную деятельность в соответствии со своими особенностями и целями.

Профстандарты уделяют пристальное внимание работе учителей по реализации программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально незащищенных учеников. Кроме того, преподаватель должен быть компетентен в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые подразумевают три уровня:

  • общепользовательский;
  • общепедагогический;
  • предметно-педагогический.

Новые компетенции для учителей:

  • работа с одаренными учениками;
  • работа в условиях выполнения программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа с учениками, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально уязвимыми учениками, которые имеют серьезные отклонения в поведении.

Цель применения:

  • определить квалификацию педагога, которая положительно будет сказываться на результатах обучения, воспитания и развития детей;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для повышения эффективности его работы;
  • уведомить педагогических работников о предъявляемых к ним требованиях;
  • содействовать участию педагогов в решении вопросов повышения качества образования.

Профстандарт учителя состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, включенных в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Общая характеристика трудовых функций.
  4. Информация об организациях, разработавших профессиональные стандарты.

Профстандарт учителя включает в себя следующие аспекты:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для успешной педагогической деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы с учениками начальных классов;
  • профессиональные компетенции дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы с детьми дошкольного возраста;
  • профессиональные компетенции педагога для работы в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя математики.

Направления работы по информационному сопровождению профессиональных стандартов включают:

  • Проведение мероприятий по информированию педагогов о содержании, этапах внедрения, нормативных и правовых документах профессиональных стандартов, принятых в сфере образования (инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы).
  • Размещение информации о профессиональных стандартах на официальном сайте.

Таким образом, специфика профстандарта учителя заключается в комплексном подходе к определению требований к профессиональной деятельности педагога и его развитию как специалиста.

7 важных характеристик профессионального стандарта учителя

  1. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, устанавливающий основные требования к его квалификации.
  2. Федеральный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими специфику местности и ее образовательные потребности.
  3. Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, учитывающим особенности обучаемых групп (школа-интернат, школа для одаренных детей и т. д.).
  4. Профстандарт учителя учитывает работу педагогов на разных уровнях образования: в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
  5. Особое внимание уделяется стандартам для учителей по ключевым предметам, таким как математика и русский язык, которые являются обязательными для сдачи ЕГЭ. Профстандарты учителей по этим предметам выделяются в приложениях к документу отдельно.
  6. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Он также включает важные психолого-педагогические компетенции, помогающие учителю решать новые задачи, стоящие перед ним в соответствии с современными стратегиями обучения.
  7. Профстандарт требует не только профессиональных навыков, но и личностных качеств учителя. Например, готовности обучать детей, независимо от их индивидуальных особенностей.

14 профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году

В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.

Профстандарт учителя

  1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – до 1 сентября 2022 г. – Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
  2. Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования) (учитель) – не утвержден.
  3. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н.
  4. Педагог дополнительного образования детей и взрослых – Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 № 652н.
  5. Специалист в области воспитания – Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.
  6. Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий – Приказ Минтруда России от 28.09.2018 № 603н.
  7. Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) – Приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н.
  8. Руководитель научной организации – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 117н.
  9. Научный руководитель научной организации – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 118н.
  10. Руководитель образовательной организации высшего образования – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 116н.
  11. Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) – Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н.
  12. Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям – Приказ Минтруда России от 21.10.2021 № 751н.
  13. Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления – Приказ Минтруда России от 02.02.2023 № 60н.
  14. Педагог-дефектолог – Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 г.

Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.

Ключевые изменения в новом профстандарте учителя

С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.

Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.

Профстандарт учителя

Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.

Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.

В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:

  • уровень 5 – педагог осуществляет деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов;
  • уровень 6:
    • педагогическая деятельность, связанная с решением стандартных задач по программам начального (основного, среднего) общего образования;
    • педагогическая деятельность по решению должностных задач в нестандартных условиях;
    • педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:

  • для уровня 5 необходима справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки»;
  • для уровня 6 требуется или высшее образование по специальности «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности), или среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»).

Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.

5 обязательных требований к учителю в сфере цифровизации

Новые стандарты включают требования к использованию цифровых технологий и инструментов. В соответствии с профстандартом, должностные инструкция учителя включают в себя:

Профстандарт учителя

  • Владение ИКТ-компетентностями, в том числе использование цифровых ресурсов и технологий:
    • общепользовательские ИКТ-компетентности (способность использовать компьютеры и средства связи для обработки цифровой информации, соблюдение требований по защите информации и персональных данных);
    • общепедагогические ИКТ-компетентности (умение использовать ресурсы и сервисы информационно-коммуникационной среды и цифровое коммуникационное оборудование в организации педагогической деятельности, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
  • Применение цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса с соблюдением правил информационной безопасности и защиты персональных данных.
  • Применение ресурсов информационно-образовательной среды для решения образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Эффективное использование цифрового образовательного и коммуникационного оборудования учреждения и осуществление цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса в соответствии с нормами информационной безопасности.
  • Использование цифровых ресурсов и дистанционных технологий для индивидуальной работы с обучающимися, включая детей с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

Как проходит внедрение профстандарта учителя

Процесс внедрения профстандарта учителя осуществляется индивидуально, так как отсутствует утвержденный регламент.

Профстандарт учителя

Администрация учебного заведения при внедрении стандарта осуществляет следующие действия:

  1. Определяет состав рабочей группы и комиссии по внедрению.
  2. Разрабатывает список стандартов, необходимых для конкретного учреждения. Это делается путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профстандартов. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе рабочей группы.
  3. Проверяет документацию учреждения, чтобы содержание трудовых договоров соответствовало различным локальным нормам, и вносит необходимые изменения в соглашения с педагогами.
  4. Проверяет соответствие квалификации сотрудников требованиям профстандартов и подготавливает отчет для руководства образовательного учреждения.

Методы оценки соблюдения профстандарта учителем

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога основывается на результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Такая комплексная оценка должна учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные возможности обучения ребенка.

Профстандарт учителя

Например, успех работы учителя с одаренными учениками может измеряться их высокими достижениями и победами на олимпиадах.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности здоровья, используются интегративные показатели, отражающие динамику развития ребенка. А в особо сложных случаях (например, дети с синдром Дауна) важно поддержание стабильного психоэмоционального состояния ученика.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно, включая формирование интегративных качеств у ребенка, его положительное отношение к детскому саду, а также вовлеченность родителей в жизнь дошкольного учреждения и высокую активность в решении образовательных задач. Интегративные показатели оценки деятельности педагога являются также первостепенными и в начальной школе.

При анализе профессиональных качеств педагога важна обратная связь с учениками и их родителями. Поэтому нужно, чтобы оценка учителей не ограничивалась узкими отраслевыми рамками, а включала в себя организационные формы и процедуры, обеспечивающие общественное участие в этом процессе.

В Приложениях № 1, 2 к профстандарту перечислены способы, с помощью которых педагог может продемонстрировать соответствие своей компетенции предъявляемым требованиям. Оценка может проводиться в форме внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, наблюдение за преподаванием на уроках или в какой-либо другой форме. Сбор данных для оценки может осуществляться путем проведения соответствующих опросов, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

При этом внутренним аудитором должен быть назначен наиболее уважаемый и авторитетный учитель данного образовательного учреждения, который обладает знаниями основных принципов и методов проведения аудита (ГОСТ Р ИСО 19011–2021).

Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя определяются образовательным учреждением в соответствии с его политикой в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутреннего аудита учитываются при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Часто задаваемые вопросы о профстандарте учителя

Какие меры принимаются, если учитель не соответствует требованиям профстандарта?

В настоящее время отсутствует законодательный механизм для увольнения учителей, не соответствующих требованиям профстандарта. Однако администрация может содействовать участию преподавателя в специальных программах повышения квалификации или обучению. Важно, чтобы все мероприятия по внедрению новых стандартов были прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон – от родителей и учеников до представителей педагогического профсоюза и руководства школы.

Профстандарт учителя

При каких условиях может использоваться профессиональный стандарт педагога?

Профстандарт учителя может применяться в следующих случаях:

  • при приеме на должность педагога в образовательное учреждение;
  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти в сфере образования;
  • при проведении аттестации педагогов образовательным учреждением, обладающим соответствующими полномочиями.

Принят ли профстандарт для учителя-логопеда?

На данный момент профстандарт для учителя-логопеда не утвержден. Основные требования к логопеду, как педагогическому работнику, изложены в законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ». Статья 46 данного закона определяет, кто может исполнять должностные обязанности педагога.

Что входит в профстандарт учителя начальных классов в 2024 году?

В профстандарте 2024 года для учителей начальных классов нет никаких изменений. Он служит основой организации работы преподавателей начальной школы.

Профстандарт педагога является ключевым документом, который определяет совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Этот документ служит основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории. Кроме того, профессиональный стандарт принимается во внимание при найме в образовательные учреждения, разработке должностных инструкций и установлении норм оплаты труда.

Профессиональный стандарт четко определяет конкретные знания и умения, которыми должен обладать педагог, а также подробно описывает его трудовые обязанности. Эти обязанности разделены на модули, соответствующие различным предметным областям.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw