Профстандарт учителя в 2024 году
Сохранить статью:
О чем речь? Профстандарт учителя – документ с подробным описанием личностных и профессиональных компетенций педагога. Предъявляемые требования разделены по предметным модулям.
На что обратить внимание? Новый профстандарт в России начал действовать с 1 сентября 2022 года. Документ дает возможность проводить аттестацию учителей и присваивать им соответствующую квалификационную категорию согласно установленному регламенту. Также он востребован при приеме на работу, создании должностных инструкций и формировании зарплат.
- Основная информация о профстандарте учителя
- Для чего нужен профстандарт учителя
- Структура профстандарта для педагогов
- Специфика профстандарта учителя
- 7 важных характеристик профессионального стандарта учителя
- 14 профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году
- Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
- 5 обязательных требований к учителю в сфере цифровизации
- Как проходит внедрение профстандарта учителя
- Методы оценки соблюдения профстандарта учителем
- Часто задаваемые вопросы о профстандарте учителя
Основная информация о профстандарте учителя
Профстандарт учителя – это документ, который определяет обязанности, компетенции и качественные характеристики специалиста в области образования. Он является основой для оценки профессиональной деятельности педагога и способствует повышению качества обучения.
Профстандарт учителя включает в себя такие составляющие, как профессиональные знания и навыки, социальные компетенции, личностные качества, а также требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Для администраций образовательных учреждений профессиональные стандарты должны служить ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить уровень компетенций. Работодатели обязаны применять профстандарты при формировании кадровой политики, аттестации учителей, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров и установлении систем оплаты труда.
Для работодателей и учебных заведений профессиональные стандарты будут являться основным критерием для оценки компетенций сотрудников и позволят разработать методики для повышения уровня образования в целом. При этом необходимо учитывать региональные и другие особенности.
На преподавателей возлагаются следующие обязанности:
- В сфере образования – быть хорошо информированными в своей области специализации и применять передовые методы обучения.
- В воспитании – служить примером для подрастающего поколения.
- В области саморазвития – донести важность саморазвития и самообразования, как неотъемлемой части любого образовательного процесса.
К примеру, педагог-психолог должен владеть основными методами психодиагностики и уметь применять их, понимать возрастные особенности развития, а также в случае необходимости помогать ученику вливаться в коллектив.
Учителя начальной школы отвечают за постепенную адаптацию детей дошкольного возраста к «взрослой» жизни. Они должны уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовыми к взаимодействию с родителями, создать доверительный образ педагога и четко доносить учебные материалы. Компетенции воспитателя также включают навыки обучения посредством игр.
Для чего нужен профстандарт учителя
Профстандарт учителя необходим для установления требований к квалификации, профессиональным компетенциям и обязанностям педагогических работников. Он помогает определить стандарты работы педагога, его профессиональное поведение и уровень подготовки.
Кроме того, профстандарт способствует развитию педагогического сообщества, обеспечивает возможность развития карьеры и роста профессионального мастерства, а также является инструментом для оценки эффективности работы учителя.
Профессиональные стандарты педагогов применяются в качестве:
- независимого критерия оценки квалификации персонала;
- способа разработки стратегии развития образовательной среды.
- инструмента повышения качества образования в стране;
- основы для коллективных договоров между руководством образовательных учреждений и педагогами;
- метода подбора персонала для работы в образовательных организациях.
Кроме того, профстандарт педагога выполняет следующие функции:
- преодоление технократического подхода в оценке труда работника;
- обеспечение роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
- мотивация к повышению квалификации.
Таким образом, профстандарт учителя играет важную роль в повышении качества образования и обеспечении компетентности педагогических работников.
Структура профстандарта для педагогов
Профессиональные стандарты основаны на системе педагогической деятельности и состоят из трех разделов: обучение, воспитательная работа, развитие. Первые два раздела в доступной и объективной форме отражают тот факт, что учитель должен иметь высокий уровень понимания своей специализации и владеть методическими техниками и приемами донесения этих знаний до учеников.
Более сложным для понимания является раздел «развитие». Учителя должны работать вместе с узкими специалистами, такими как логопеды, школьные психологи, чтобы выявлять и решать проблемы учеников. Все это осложняется сокращением количества школьных врачей, психологов, дефектологов в результате оптимизации штатного расписания для изыскания денежных средств, необходимых на повышение уровня оплаты труда учителей.
Профстандарты разрабатываются и издаются с соответствующим количеством приложений для разграничения по специальностям и уровням квалификации.
на наши новости
500 000 пользователей!
Кратко структуру профстандарта учителя можно описать следующим образом:
- информация о профессии – точное наименование и классификация, сведения о трудовой деятельности;
- должностные обязанности и соответствующий уровень квалификации;
- детальное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту;
- информация об организации, предоставляющей работу.
В приложениях представлена более конкретная информация. Например, профстандарт учителя имеет 4 приложения:
- требования к информационно-коммуникативным компетенциям;
- психологические требования;
- требования для учителей, предметы которых являются обязательными для сдачи ЕГЭ (русский язык, математика);
- рекомендации по внедрению профессиональных стандартов.
Специфика профстандарта учителя
Профстандарт учителя охватывает различные аспекты педагогической работы, начиная от методики преподавания учебных предметов и заканчивая воспитанием учащихся. Учитель должен обладать комплексом качеств, таких как педагогическая грамотность, психологическая готовность к работе с детьми, умение организовать учебный процесс и контролировать успехи учащихся.
Профстандарт учителя также предполагает постоянное профессиональное развитие педагога, его готовность к саморефлексии и анализу своей деятельности. Учитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, следить за новыми методиками преподавания и быть готовым к изменениям в образовательной системе.
Создатели документа называют профстандарт ориентиром, на основании которого учебные заведения могут планировать собственную деятельность в соответствии со своими особенностями и целями.
Профстандарты уделяют пристальное внимание работе учителей по реализации программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально незащищенных учеников. Кроме того, преподаватель должен быть компетентен в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые подразумевают три уровня:
- общепользовательский;
- общепедагогический;
- предметно-педагогический.
Новые компетенции для учителей:
- работа с одаренными учениками;
- работа в условиях выполнения программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с учениками, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально уязвимыми учениками, которые имеют серьезные отклонения в поведении.
Цель применения:
- определить квалификацию педагога, которая положительно будет сказываться на результатах обучения, воспитания и развития детей;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для повышения эффективности его работы;
- уведомить педагогических работников о предъявляемых к ним требованиях;
- содействовать участию педагогов в решении вопросов повышения качества образования.
Профстандарт учителя состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, включенных в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Общая характеристика трудовых функций.
- Информация об организациях, разработавших профессиональные стандарты.
Профстандарт учителя включает в себя следующие аспекты:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые для успешной педагогической деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы с учениками начальных классов;
- профессиональные компетенции дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы с детьми дошкольного возраста;
- профессиональные компетенции педагога для работы в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции, отражающие специфику работы учителя математики.
Направления работы по информационному сопровождению профессиональных стандартов включают:
- Проведение мероприятий по информированию педагогов о содержании, этапах внедрения, нормативных и правовых документах профессиональных стандартов, принятых в сфере образования (инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы).
- Размещение информации о профессиональных стандартах на официальном сайте.
Таким образом, специфика профстандарта учителя заключается в комплексном подходе к определению требований к профессиональной деятельности педагога и его развитию как специалиста.
7 важных характеристик профессионального стандарта учителя
- Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, устанавливающий основные требования к его квалификации.
- Федеральный стандарт может быть дополнен региональными требованиями, учитывающими специфику местности и ее образовательные потребности.
- Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, учитывающим особенности обучаемых групп (школа-интернат, школа для одаренных детей и т. д.).
- Профстандарт учителя учитывает работу педагогов на разных уровнях образования: в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
- Особое внимание уделяется стандартам для учителей по ключевым предметам, таким как математика и русский язык, которые являются обязательными для сдачи ЕГЭ. Профстандарты учителей по этим предметам выделяются в приложениях к документу отдельно.
- Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. Он также включает важные психолого-педагогические компетенции, помогающие учителю решать новые задачи, стоящие перед ним в соответствии с современными стратегиями обучения.
- Профстандарт требует не только профессиональных навыков, но и личностных качеств учителя. Например, готовности обучать детей, независимо от их индивидуальных особенностей.
14 профессиональных стандартов в сфере образования в 2024 году
В сфере образования действуют следующие профессиональные стандарты.
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель) – до 1 сентября 2022 г. – Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н.
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования) (учитель) – не утвержден.
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых – Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 № 652н.
- Специалист в области воспитания – Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий – Приказ Минтруда России от 28.09.2018 № 603н.
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) – Приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н.
- Руководитель научной организации – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 117н.
- Научный руководитель научной организации – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 118н.
- Руководитель образовательной организации высшего образования – Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 116н.
- Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) – Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н.
- Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям – Приказ Минтруда России от 21.10.2021 № 751н.
- Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления – Приказ Минтруда России от 02.02.2023 № 60н.
- Педагог-дефектолог – Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 г.
Несколько проектов по другим педагогическим специальностям находятся в стадии разработки. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения» был отменен Приказом Минтруда № 832н от 26.12.2019 г.
Ключевые изменения в новом профстандарте учителя
С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования, который заменил ранее утвержденный Приказом Минтруда от 05.05.2018 № 298н. В новом документе трудовые функции остались без изменений, но добавились требования к квалификации студентов.
Это позволяет принимать их на должности педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и преподавателя. Критерием отбора является успешное прохождение студентами промежуточной аттестации минимум за два года обучения.
Педагогов эти изменения коснулись только в части квалификации. Теперь члены педагогического коллектива, имеющие непедагогическое образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в педагогической сфере, если оно соответствует изучаемой специальности. Раньше требовалось дополнительное профессиональное обучение по программе «Образование и педагогические науки», но эта переподготовка необязательна и может быть пройдена при необходимости.
Новые стандарты касаются только школьных учителей, в отличие от предыдущего документа, который затрагивал в том числе и воспитателей.
В профстандарте педагога установлены два основных уровня квалификации: уровень 5(А) и уровень 6(В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы). Каждый уровень имеет свои специфические трудовые функции:
- уровень 5 – педагог осуществляет деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов;
- уровень 6:
- педагогическая деятельность, связанная с решением стандартных задач по программам начального (основного, среднего) общего образования;
- педагогическая деятельность по решению должностных задач в нестандартных условиях;
- педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Согласно новому стандарту, требования к образованию и обучению зависят от уровня квалификации:
- для уровня 5 необходима справка о периоде обучения, подтверждающая успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки»;
- для уровня 6 требуется или высшее образование по специальности «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности), или среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки»).
Кроме того, новый стандарт предусматривает требования к владению цифровыми технологиями и инструментами, которые будут рассмотрены далее.
5 обязательных требований к учителю в сфере цифровизации
Новые стандарты включают требования к использованию цифровых технологий и инструментов. В соответствии с профстандартом, должностные инструкция учителя включают в себя:
- Владение ИКТ-компетентностями, в том числе использование цифровых ресурсов и технологий:
- общепользовательские ИКТ-компетентности (способность использовать компьютеры и средства связи для обработки цифровой информации, соблюдение требований по защите информации и персональных данных);
- общепедагогические ИКТ-компетентности (умение использовать ресурсы и сервисы информационно-коммуникационной среды и цифровое коммуникационное оборудование в организации педагогической деятельности, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
- Применение цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса с соблюдением правил информационной безопасности и защиты персональных данных.
- Применение ресурсов информационно-образовательной среды для решения образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
- Эффективное использование цифрового образовательного и коммуникационного оборудования учреждения и осуществление цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса в соответствии с нормами информационной безопасности.
- Использование цифровых ресурсов и дистанционных технологий для индивидуальной работы с обучающимися, включая детей с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Как проходит внедрение профстандарта учителя
Процесс внедрения профстандарта учителя осуществляется индивидуально, так как отсутствует утвержденный регламент.
Администрация учебного заведения при внедрении стандарта осуществляет следующие действия:
- Определяет состав рабочей группы и комиссии по внедрению.
- Разрабатывает список стандартов, необходимых для конкретного учреждения. Это делается путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профстандартов. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе рабочей группы.
- Проверяет документацию учреждения, чтобы содержание трудовых договоров соответствовало различным локальным нормам, и вносит необходимые изменения в соглашения с педагогами.
- Проверяет соответствие квалификации сотрудников требованиям профстандартов и подготавливает отчет для руководства образовательного учреждения.
Методы оценки соблюдения профстандарта учителем
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога основывается на результатах обучения, воспитания и развития учащихся. Такая комплексная оценка должна учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные возможности обучения ребенка.
Например, успех работы учителя с одаренными учениками может измеряться их высокими достижениями и победами на олимпиадах.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности здоровья, используются интегративные показатели, отражающие динамику развития ребенка. А в особо сложных случаях (например, дети с синдром Дауна) важно поддержание стабильного психоэмоционального состояния ученика.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно, включая формирование интегративных качеств у ребенка, его положительное отношение к детскому саду, а также вовлеченность родителей в жизнь дошкольного учреждения и высокую активность в решении образовательных задач. Интегративные показатели оценки деятельности педагога являются также первостепенными и в начальной школе.
При анализе профессиональных качеств педагога важна обратная связь с учениками и их родителями. Поэтому нужно, чтобы оценка учителей не ограничивалась узкими отраслевыми рамками, а включала в себя организационные формы и процедуры, обеспечивающие общественное участие в этом процессе.
В Приложениях № 1, 2 к профстандарту перечислены способы, с помощью которых педагог может продемонстрировать соответствие своей компетенции предъявляемым требованиям. Оценка может проводиться в форме внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, наблюдение за преподаванием на уроках или в какой-либо другой форме. Сбор данных для оценки может осуществляться путем проведения соответствующих опросов, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
При этом внутренним аудитором должен быть назначен наиболее уважаемый и авторитетный учитель данного образовательного учреждения, который обладает знаниями основных принципов и методов проведения аудита (ГОСТ Р ИСО 19011–2021).
Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя определяются образовательным учреждением в соответствии с его политикой в области повышения качества образовательных услуг. Результаты внутреннего аудита учитываются при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Часто задаваемые вопросы о профстандарте учителя
Какие меры принимаются, если учитель не соответствует требованиям профстандарта?
В настоящее время отсутствует законодательный механизм для увольнения учителей, не соответствующих требованиям профстандарта. Однако администрация может содействовать участию преподавателя в специальных программах повышения квалификации или обучению. Важно, чтобы все мероприятия по внедрению новых стандартов были прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон – от родителей и учеников до представителей педагогического профсоюза и руководства школы.
При каких условиях может использоваться профессиональный стандарт педагога?
Профстандарт учителя может применяться в следующих случаях:
- при приеме на должность педагога в образовательное учреждение;
- при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти в сфере образования;
- при проведении аттестации педагогов образовательным учреждением, обладающим соответствующими полномочиями.
Принят ли профстандарт для учителя-логопеда?
На данный момент профстандарт для учителя-логопеда не утвержден. Основные требования к логопеду, как педагогическому работнику, изложены в законе РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ». Статья 46 данного закона определяет, кто может исполнять должностные обязанности педагога.
Что входит в профстандарт учителя начальных классов в 2024 году?
В профстандарте 2024 года для учителей начальных классов нет никаких изменений. Он служит основой организации работы преподавателей начальной школы.
Профстандарт педагога является ключевым документом, который определяет совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Этот документ служит основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории. Кроме того, профессиональный стандарт принимается во внимание при найме в образовательные учреждения, разработке должностных инструкций и установлении норм оплаты труда.
Профессиональный стандарт четко определяет конкретные знания и умения, которыми должен обладать педагог, а также подробно описывает его трудовые обязанности. Эти обязанности разделены на модули, соответствующие различным предметным областям.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: