Развитие речи педагога как элемент профессионального роста
Сохранить статью:
Для чего нужно? Развитие речи педагога важно для профессионального роста. Продуктивность обучения и общения с детьми, родителями, коллегами связана с умением правильно формулировать мысли, доносить их до окружающих и заинтересовывать ими.
Какая? Развитая речь предполагает не только словарный запас, отсутствие слов-паразитов, грамматически и стилистически правильные фразы. Также важны поставленный голос, которым без труда управляет педагог, хорошая дикция.
Зачем педагогу развивать речь
Культура речи человека помогает ему выстроить правильные взаимоотношения с другими людьми и является признаком его интеллекта, воспитания, эрудиции и образованности. От умения выстраивать коммуникацию, продуктивно общаться во многом зависит успешность индивида в обществе, его авторитет, дальнейшие перспективы, продвижение по карьерной лестнице. Особенно необходимы навыки развития речи педагогу.
Очень часто речь человека называют его визитной карточкой, так как первое, на что обращают внимание окружающие при первом знакомстве – это внешний вид и речь. От того, насколько грамотно и точно люди умеют выражать свои мысли, зависит не только их успех в повседневном взаимодействии, но и профессиональный рост. Развитие культуры речи педагога необходимо, так как он является примером для детей.
Нередко каждый учитель оказывается в ситуации, когда возникают вопросы о том, как точнее выразиться, правильно сказать то или иное слово, избежать ошибок при постановке ударения или соединении лексических единиц в словосочетания и предложения.
Обычно причиной подобных сомнений является необходимость письменного изложения текста, например, для выступления на педагогическом совете, семинаре или конференции, поэтому педагоги как никто другой понимают значимость грамотной и хорошо развитой речи.
Письменно оформленная мысль должна звучать точно и понятно, поэтому мы заранее обдумываем речевые обороты, подбираем необходимые слова, размышляем над правильностью их написания.
Когда же мы изъясняемся устно, то, как правило, не сомневаемся и не задумываемся над правильностью произносимых фраз. При общении с окружающими людьми разговорная речь звучит плавно и свободно, а нужные слова сами собой всплывают в памяти, образуя словосочетания и фразы.
Итак, можно сделать вывод, что развитие культуры речи педагога оценивается сразу с нескольких сторон:
- безупречность формы – как говорит устно и излагает свои мысли письменно;
- содержательность – о чем именно сообщает детям, сколько говорит;
- возрастная и педагогическая направленность – имеет ли навыки речевого общения с определенной возрастной группой, может ли точно и понятно излагать информацию, доходчиво разъяснять различные педагогические вопросы родителям и коллегам.
Достоинства и недочеты развитой речи педагога
К развитию речи педагога всегда предъявлялись высокие требования:
- доступность и понятливость;
- интонационная выразительность;
- связное и грамматически правильное построение фраз;
- четкость и точность произношения всех звуков родного языка;
- выдержанность в определенном темпе и громкость;
- правильное использование словесных обозначений;
- грамотное составление речевых конструкций.
К недостаткам речи педагога относится:
- ускоренный темп речи – слишком быстрая речь сложна для восприятия, звучит невнятно, лучше говорить в несколько замедленном темпе;
- нечеткое произношение;
- монотонная речь – утомляет слушателей и снижает интерес к содержанию;
- громкость голоса, переходящая в крик, – при необходимости допускается некоторое увеличение силы звучания, но при этом следует замедлить темп и обратить внимание на четкость произношения слов;
- дефекты речи и неблагозвучность голоса: хрипота, осиплость, ротацизм (картавость), ринолалия (гнусавость);
- неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- лексические ошибки – нарушение норм употребления слов;
- нарушение грамматического оформления;
- небрежность произношения – невнятность или пропуск отдельных звуков, недоговаривание окончаний слов;
- неправильная постановка ударения;
- употребление слов-паразитов.
Требования к речи педагога
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Педагог должен хорошо знать основные языковые нормы русского языка: орфоэпические, словообразовательные. Следует общаться с детьми на правильном литературном языке.
- Точность – связь смыслового содержания речи с информацией, лежащей в основе.
Семантическая (смысловая) сторона речи важна для формирования у детей навыков точности словоупотребления. Для педагога очень важно знать лексическое значение слов и использовать их с понятийной адекватностью.
- Логичность – умение устанавливать смысловые связи между компонентами речи и мысли, последовательно и аргументированно оформлять выражаемое содержание.
Педагог при развитии речи дошкольников должен обязательно учитывать, что именно в этом возрасте формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи и закладываются представления о структурных компонентах связной речи.
- Чистота – исключение из речи элементов, чуждых литературному языку, а также слов, отвергаемых нормами нравственности.
Принимая во внимание тот факт, что дети, особенно дошкольного возраста, во всем подражают взрослым, педагогу необходимо следить за чистотой своей речи. Ни в коем случае не допускается употребление слов-паразитов, просторечных, жаргонных, бранных, канцеляризмов, речевых штампов, избитых выражений и др.
- Выразительность – основана на использовании в речи определенной системы средств, оживляющих ее, делающих более яркой, создающих атмосферу эмоционального сопереживания.
Выразительность речи имеет очень большое значение для педагога, так как служит эффективным инструментом воздействия на ребенка. Специалист, способный владеть множеством различных средств выразительности речи (интонация, сила и громкость голоса, темп речи, паузы, ударения и др.), способствует формированию произвольной выразительности речи детей, наиболее полному пониманию передаваемой информации, умению выражать собственное отношение к данной теме или предмету рассказа.
- Богатство – умение использовать все многообразие элементов языковой системы для наиболее полного выражения информации.
Этот критерий развития речи педагогов ДОУ можно считать одним из самых важных, так как богатый лексикон взрослого способствует расширению словарного запаса ребенка, развитию навыков точного употребления слов и становления выразительности речи. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться словарь ребенка.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Уместность – употребление в речи слов, адекватных ситуации и условиям общения.
Педагог должен обладать чувством безупречного стиля, его речь является образцом для подражания и способствует формированию у детей культуры речевого поведения: навыков общения, умения употреблять слова в соответствии с ситуацией и собеседником, использовать разнообразные конструкции речевого этикета и др.
Развитие голоса и дикции в речи педагога
В работе педагога по развитию речи очень важно поставить голос, научиться правильно пользоваться им, укреплять голосовые данные: объем, силу, высота, тембр, звучание. Развитие голосового аппарата для педагогических работников очень важно, так как он является основным средством труда. К голосу предъявляются определенные требования:
- Благозвучность – чистота звучания голоса, отсутствие неприятных звуков: хрипов, осиплости и т. п.
- Выносливость – педагог должен легко выдерживать большие нагрузки без вреда для голосовых связок.
- Суггестивность голоса – способность воздействовать на эмоции детей, добиваться выполнения требований, стимулировать необходимые поведенческие реакции.
- Хорошо освоенный навык изменять характеристики голоса в соответствии с ситуацией общения.
- Умение владеть и управлять своим голосом, чувствовать слушателя, говорить для него, а не для себя.
Итак, голос педагога должен быть благозвучным, выносливым, гибким, хорошо поставленным, свободно звучащим.
Следующая немаловажная составляющая работы педагога по развитию речи – дикция. Речь специалиста, который работает с детьми, должна соответствовать фонетическим нормам русского языка. Техника речи взрослого тоже является образцом подражания для малышей, а не выразительная артикуляция приводит к невнятной речи и значительно затрудняет понимание информации.
Еще один компонент речи – орфоэпия или соблюдение всех правил произношения и письменного написания слов родного языка. Основные трудности заключаются в том, что устный выговор словесных конструкций не всегда соответствует их правописанию, поэтому педагог должен хорошо знать литературное произношение всех слов и уметь их грамотно писать. Если же появятся сомнения, необходимо воспользоваться орфографическим словарем или справочником.
Следует помнить, что голос является основным профессиональным инструментом, поэтому самое главное в развитии речи педагога – научиться правильно управлять им и не подвергать большим перегрузкам.
Возникает вполне логичный вопрос о том, в чем проявляется неправильное использование голоса. Неумение владеть своим голосообразованием выражается в его чрезмерной слабости или громкости, переходящей на крик в некоторых ситуациях. Опытные специалисты знают: если даже требуется усилить громкость речи, это не значит, что нужно переходить на крик или визг. Увеличить силу голоса можно посредством замедления речи и более четкого и ясного произношения слов.
Если же у педагога тихий и слабый голос, то необходимо заняться его развитием. В этом помогут специально разработанные упражнения. Таким же образом можно работать и над благозвучностью голоса, при необходимости устранить сиплость, хрипоту или гнусавость.
Голос – это визитная карточка и персональный инструмент каждого учителя или воспитателя ДОУ. Работа педагога по развитию речи начинается с определения характеристик и возможностей собственного голоса. Попробуйте записать свою речь на диктофон и внимательно прослушайте аудиозапись.
Зная, как формируется голос, вы сможете выработать свои приемы его улучшения. Подумайте, нравится ли вам услышанное, отметьте положительные качества и недостатки, наметьте, над чем следует поработать. Например:
- чрезмерно повышаете громкость при волнении;
- изменяете тон голоса из-за эмоциональных переживаний или потери контроля над собой;
- на ускорение темпа вашей речи влияет неуверенность в себе;
- отвечаете на вопрос, не дослушав его, когда испытываете раздражение или пытаетесь оправдаться;
- разговаривая по мобильному телефону, бесцельно перемещаетесь по помещению, возможно, от смущения, тревоги или волнения;
- постарайтесь искоренить привычку беседовать по сотовому телефону на бегу, как бы вы ни спешили, лучше все же остановиться и спокойно ответить на звонок.
Как развивать речь педагога
Работа с детьми требует от специалиста не только крепких нервов и моральных сил, но и умения преподавать учебный материал так, чтобы он надолго запомнился обучающимся или воспитанникам. Этого можно добиться только тремя способами: тщательно планировать урок, активно задействовать в образовательном процессе каждого обучающегося, заинтересовать детей с помощью хорошо поставленного голоса и умения грамотно, выразительно, ярко излагать информацию.
Именно развитие речи педагога является показателем его опыта и профессионального мастерства.
Некоторые педагоги говорят очень быстро, проглатывая окончания и даже отдельные слова. Иногда молодые учителя стесняются и ведут урок очень тихо, объясняя учебный материал чуть слышно, или бубнят так, что дети не понимают смысла информации.
Есть преподаватели немногословные, у которых обучающиеся чаще всего учатся самостоятельно по учебникам. Многочисленные исследования показали, что только педагог, в совершенстве владеющий родной речью, способен сделать обучение увлекательным и запоминающимся надолго.
Для развития речи педагога и повышения ее качества необходимо систематически читать художественную литературу, вникая в смысл прочитанного, пополняя свой лексикон новыми словами. Словарный запас заметно обогатится, вы научитесь правильно составлять словосочетания и предложения, если будете читать определенное количество страниц ежедневно.
При проведении урока старайтесь избегать монотонности и однообразного звучания, без пауз, эмоций, выделения посредством интонации главных мыслей. Чтобы сделать свою речь интересной и запоминающейся, используйте афоризмы, метафоры, сравнения, поговорки, в меру юмор и игру слов. Детям нравятся импровизации, поэтому такое изложение материала их заинтересует.
Следите за свой речью и не употребляйте слова-паразиты, засоряющие речь: «ну», «то есть», «короче», «скажем так», «типа», «прямо», «в некотором роде», «вообще-то», «как-то так» и др. Дети часто перенимают эту негативную привычку.
7 практических приемов развития речи педагога
Чтобы речь стала безупречной, предлагаем практические рекомендации педагогам по развитию речи:
Громкое чтение вслух
Выберите текст для чтения – это может быть отрывок из художественной литературы или научная статья. Представьте, что вам предстоит выступить перед большой аудиторией, например, на семинаре, педсовете, родительском собрании или со сцены во время школьного праздника. Читая вслух, старайтесь немного забегать вперед, запоминая фразы и короткие отрывки текста, а потом выразительно декламируйте их.
Воспроизведение содержания прочитанного
Прочитайте текст и постарайтесь воспроизвести его как можно точнее. Лучше начинать с небольших отрывков, состоящих из 3–5 предложений. Основная цель упражнения – научиться запоминать и восстанавливать во время пересказа все подробности, сначала дословно, а затем перефразировать, придерживаясь смысла.
Развитие речевого мышления
Построение фразы или текста на основе ключевых тематических слов, несущих основную смысловую нагрузку, способствует развитию речевого мышления. Вы научитесь быстро формулировать мысли относительно конкретного предмета или темы. Выберите текст, прочитайте его вслух, определите основную идею и опорные слова для каждого воспроизводимого предложения. А теперь изложите прочитанное с помощью ключевых слов.
Рассказывание историй
Для развития речи педагога очень важно уметь сочинять и рассказывать спонтанные истории. Для начала попытайтесь ярко и увлекательно сообщить о чем-нибудь простом, например, о прошедшем выходном дне. Помните, что начало должно пробуждать интерес, а сама история – выглядеть интригующей и захватывающей.
Чтобы научиться составлять рассказы без долгих раздумий, понадобится тренировка. Выберите любой предмет (книга, яблоко, тигр, ручка и т. д.), постарайтесь не менее 10 минут говорить только о нем все, что сможете.
Перефразирование делового сообщения
Сможете ли вы пересказать своими словами научно-популярную статью? Допускается сокращение или расширение объема текста, но язык изложения должен быть понятным, связным, плавно текучим, без пауз. Таким же способом можно попробовать описать полотно известного художника, включая в свой рассказ различные образы и детали.
Анализ выступлений других педагогов
Не менее эффективно аналитическое наблюдение за речью коллег. Во время выполнения этого упражнения обратите свое внимание на:
- характеристику речи: громкость и силу голоса, тембр, постановку ударения и акценты, плавность и скорость произношения, артикуляцию и жестикуляцию;
- содержание: соответствие плану, логичность изложения, способы подачи содержания, стилистические приемы и образность.
Всегда интересно наблюдать, как происходит развитие речи педагога, насколько легко он преподает материал, поддерживает интерес слушателей, обобщает и делает выводы, умеет ли использовать сравнения, противопоставления, игру слов и т. п.
Дискуссия
Дискуссия – самый доступный и эффективный способ развития навыков риторики. Непродолжительное по времени обсуждение с коллегами, учениками или друзьями спорных вопросов способствует формированию и развитию очень важных для развития речи педагога навыков: выслушивать, говорить убедительно, корректно отстаивать свое мнение. Остается только выбрать подходящую для дискуссии тему.
Часто задаваемые вопросы о развитии речи педагога
Отвечаем на популярные вопросы.
Как педагогу увеличить свой словарный запас?
Читайте как можно больше классической литературы и авторитетные СМИ, смотрите по телевизору передачи с интеллектуальной направленностью, старайтесь чаще общаться с образованными и эрудированными людьми, установите на телефон мобильное приложение, помогающее пополнить лексикон, если заниматься всего по пять минут в день.
Расширяйте свой кругозор всеми возможными способами, находите новые увлечения, познавайте то, что вам еще неизвестно, расширяйте сферу деятельности.
Как педагогу повысить внятность речи?
Внятное произношение зависит от состояния артикуляционного аппарата, правильности дыхания и голосообразования. Если у педагога слабый голос, то следует избегать утомления и излишних перегрузок голосового аппарата. Для полноценного развития речи педагогу необходимо регулярно тренировать свой артикуляционный аппарат и органы системы голосообразования, развивать мелодико-интонационный компонент речи.
Какими средствами педагог может усилить выразительность и яркость своей речи?
Чтобы речь педагога была интересной, живой и эффектной, существует множество приемов: употребление метафор, сравнений, пословиц и поговорок, приведение примеров из реальной жизни и литературы, использование игры слов, тонкого юмора, невербального языка, различных коммуникационных эффектов.
Пренебрежение культурой речи недопустимо для педагога, так как это приводит к снижению уровня профессионального мастерства и потере авторитета перед обучающимися. Освоив представленные упражнения, вы сможете научиться излагать свои мысли грамотно и логично, правильно расставлять акценты, избавитесь от некоторых дефектов произношения.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: