Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Как стать учителем
Главная > Блог > Как стать учителем: основные способы и проблемы
30.09.2022
6616
Время чтения: 12 минут

Как стать учителем: основные способы и проблемы

Как? Стать учителем, если говорить об этапах, несложно. Необходимо получить педагогическое образование или пройти переподготовку, не иметь ограничивающих признаков и найти школу, где есть вакансии. Однако это только формальная сторона вопроса.

На что обратить внимание? Чтобы стать по-настоящему хорошим учителем, недостаточно одного образования. Нужно понимать особенности профессии, обладать необходимыми навыками и качествами, а также постоянно развиваться.

Оглавление:
  1. Суть профессии учитель
  2. Как стать учителем
  3. Можно ли стать учителем без педагогического образования
  4. Кто не сможет стать учителем
  5. Требования к навыкам учителя
  6. Качества хорошего учителя
  7. Стоит ли становиться учителем
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть профессии учитель

Сегодня учителю, чтобы идти в ногу со временем, мало просто освоить педагогическую науку. Нужно иметь навыки психолога, методолога, воспитателя и быть другом и наставником для своих подопечных. Сейчас многие родители проводят значительное количество времени на работе, учитывая такой момент, сложно переоценить роль учителя в жизни каждого ребенка.

Это тот человек, который не просто занимается передачей общих или предметных навыков, а совмещает данный процесс с воспитательной деятельностью. К нему приходят просить совета, позаниматься дополнительно, если есть проблемы с усвоением материала. Бывает даже, что чуткий и внимательный учитель способствует разрешению семейных конфликтов и может предотвратить домашнее насилие.

Суть профессии учитель

Учитель – это профессия, предполагающая наличие множества узких специализаций. Уже на начальном этапе обучения будущие педагоги выбирают одно или несколько направлений деятельности, а позже могут развивать свой профессиональный потенциал на курсах повышения или переквалификации. Вот основные направления:

  • Учитель начальных классов. Все педагогические вузы имеют специальный факультет, предназначенный для будущих учителей школьников младшего возраста. У педагогов, работающих с детьми 7-10 лет, должно быть хорошее понимание детской психологии, физиологии и умение удерживать неустойчивое внимание своих подопечных.
  • Учитель средней и старшей школы, их еще называют «предметники». Эти педагоги работают с учениками 5-11 классов. Подготовка таких специалистов идет в педвузах на профильных факультетах. На филологическом готовят учителей русского языка и литературы, на физическом – преподавателей физики, химическом – химии. Зачастую бывает так, что подготовка бывает не одного профиля, а совмещает два или более. Например, математика и экономика. Это выпускники факультетов, обучающих сразу по этим двум направлениям.
  • Педагог-психолог, социальный педагог, тьютор. Этот человек ответственен за психологическую атмосферу в классах, он решает проблемы с успеваемостью и дефицитом внимания. Часто именно школьный психолог становится первым свидетелем конфликтных семейных ситуации, замечает начальные признаки депрессии у ученика.
  • Педагог-дефектолог – очень сложная и трудозатратная специализация. Дефектолог взаимодействует с детьми, имеющими физические или психические особенности развития. Такой человек должен обладать глубокими познаниями в медицинской и психологической сферах. Известный многим специалист логопед тоже по сути относится к дефектологам.
  • Педагог девиантного поведения специализируется на работе с «трудными» детьми. Он имеет набор навыков, позволяющих корректировать нетипичное поведение: агрессию в коллективе, трудности с адаптацией. Одна из главных задач такого педагога – не допустить, чтобы школьник причинил вред себе или окружающим.

Как стать учителем

Прежде чем окончательно принять решение, нужно ли вам становиться учителем, предлагаем ознакомиться с информацией, какие возможности для осуществления этого намерения существуют в нашей стране. Первая ступень педагогического образования – колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование. С ним можно вести преподавательскую деятельность в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Специальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Следующая ступень педагогического образования – высшие учебные заведения, позволяющие получить высшее педагогическое образование и профессию психолога. В них обучают по следующим направлениям: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.

Как стать учителем

Бакалавриат и магистратура – это уровни высшего педагогического образования.

Обучение в бакалавриате продолжается на протяжении четырех лет. Полученный диплом дает право вести трудовую педагогическую деятельность в различных учебных учреждениях.

Магистерская подготовка занимает два года и выпускает специалистов для решения самых разных педагогических проблем, а также дает возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Третий и последний возможный уровень подготовки педагогов – аспирантура и докторантура, которая выпускает научно-педагогических сотрудников самой высокой квалификации, необходимых для подготовки педагогов в вузах.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

Согласно последним профессиональным стандартам учитель, ведущий трудовую деятельность в государственном учреждении, должен не только уметь донести знания по своему предмету, но и бороться с таким явлением, как буллинг в коллективе, помогать особенным детям, владеть цифровыми технологиями.

Дополнительные условия действуют для учителей русского языка и математики. Нужно понимать, что без профессионального образования, работа в школе невозможна. Если вы закончили другой вуз, но хотите узнать, как стать учителем в школе, то у вас есть три пути, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

  • От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Вы так хотите как можно скорее приступить к работе со школьниками, что не можете тратить еще несколько лет, чтобы получить педагогическое образование или пройти переподготовку? Тогда целью будет начать работу учителем, а параллельно с этим получать профессиональное образование. Этот вариант не из простых, но решение все-таки возможно.

Многие школы, особенно региональные, испытывают острый недостаток педагогических кадров. Если вы знакомы с предметом, преподавали в частной школе или подрабатывали репетиторством, то есть высокая вероятность, что в школе вас примут с распростертыми объятиями. Первым делом в августе поступите на заочную педагогическую переподготовку, а затем со справкой о начале учебы идите в школу. Так вы сможете приступить к работе уже в сентябре.

К примеру, вы имеете высшее медицинское образование и хотите узнать, как стать хорошим учителем химии или биологии. Часто для этого нужно лишь поступить на заочную переподготовку в дистанционном формате.

  • 2 года — профильная переподготовка

Далеко не каждая школа готова взять на работу специалиста исключительно на основании справки о начале учебы на заочных дистанционных курсах. Если желанное заведение пока не готово открыть перед вами свои двери, то всегда остается возможность получения постдипломного педагогического образования.

Специалисты, получившие диплом Политехнического университета, могут преподавать в школе математику после прохождения специальной переподготовки, длящейся на протяжении 500 часов. Обычно занятия проходят раз в неделю, и иногда требуется посещать конференции и открытые уроки в школах.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

  • От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Закон допускает возможность после получения квалификации бакалавра подать документы в магистратуру вуза, обучающего другой специальности или на второе высшее образование. Иногда есть возможность сделать это бесплатно.

Есть вероятность, что администрация школы не допустит вас сразу к ведению уроков, но может доверить кружки или другие внеклассные занятия. В частных школах требования к наличию дипломов и корочек не такие строгие, от вас потребуется только обладание необходимыми знаниями и умениями и готовность делиться ими с детьми.

Кто не сможет стать учителем

Существует перечень лиц, которые, согласно профессиональным стандартам, не могут быть допущены к работе в школе. Законными будут такие основания отказа в трудоустройстве:

  • наличие судимости;
  • отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
  • официальное признание недееспособности;
  • наличие определенных серьезных заболеваний.

Если в ходе работы у преподавателя будет выявлена одна из этих причин, он также будет лишен работы.

Это перечень закреплен в статье 331 Трудового кодекса РФ.

Требования к навыкам учителя

Настоящий педагог должен соответствовать высоким стандартам, основной из которых гласит, что учитель – это всесторонне развитая личность. Его задача – ведение работы по многим направлениям параллельно, для чего нужно обладать определенными навыками. Вот их перечень:

Обучение:

  • Уметь планировать и проводить уроки.
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей.
  • Объективно оценивать знания учеников.

Воспитание:

  • Владеть формами и методами воспитательной работы.
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Развитие:

  • Уметь читать документацию специалистов (психологов, логопедов и т. д.).
  • Владеть методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Нужен ли педагогу опыт работы? На самом деле, ни законодательно, ни в профессиональном стандарте никаких требований к опыту не прописано. Так что, даже если вы только выпустились из вуза или техникума, переживать не стоит. Вы можете, не теряя времени, приступать к трудовой деятельности.

Качества хорошего учителя

Профессия учителя очень древняя и скорее всего будет существовать вечно. Для ребенка учитель – одна из центральных жизненных фигур. Он должен вырастить уверенного в себе, психологически устойчивого и всесторонне развитого взрослого. Для успеха этой миссии педагог должен нести в своем сердце искреннюю любовь к детям и своей профессии, обладать высокими моральными и нравственными качествами, чувством такта, эмпатией.

Качества хорошего учителя

В процессе работы учителю не обойтись без терпения и самообладания, ведь часто дети не могут долго удерживать внимание, непоседливы и активны. Материал приходится объяснять несколько раз, чтобы он окончательно улегся в сознании учеников.

Для этого полезно обладать креативностью, дети легче воспринимают материал, преподнесенный в творческом формате. Просто прочитать строки из учебника может любой, а вот вызвать интерес к учебе и найти подход к каждому ребенку – задача, посильная только настоящему учителю.

Педагог в глазах своих подопечных – лидер и пример для подражания. Чтобы поддерживать в классе дисциплину и порядок, нужно обладать навыками организации и уметь руководить. Учитель должен иметь и демонстрировать те качества, которые он хочет видеть в детях, например, ответственность и целеустремленность.

Со своими учениками он старается выстроить теплые, доверительные отношения, не теряя при этом необходимую дистанцию, проявляя в нужный момент строгость и силу характера. В противном случае, уважения и послушания от класса ждать не стоит.

Стоит ли становиться учителем

Прежде чем начинать искать информацию, как стать учителем начальных классов или учителем-предметником, определитесь для себя, зачем вы к этому стремитесь. Ведь не ответив на этот вопрос, легко разочароваться, так как профессия учителя, помимо преимуществ, скрывает в себе некоторые подводные камни, о которых нужно узнать как можно раньше.

Преимущества профессии учителя

  • Социальная значимость и благородство профессии: именно этот человек в тандеме с родителями воспитывает, создает основу личности будущего взрослого члена общества. Очень трогательно и приятно видеть, как благодаря заложенному вами потенциалу вырастают успешные и реализованные люди.
  • Возможность творческой реализации. Хоть уроки и ведутся в соответствии с определенными стандартами, никто не запрещает привносить в них новизну при помощи необычных заданий, посещения культурных мероприятий и т. д.
  • Высокий уровень заработной платы. Низкие зарплаты учителей остались в прошлом, сейчас государство активно поддерживает педагогов, и их труд оплачивается достойно. Лучше всего зарабатывают преподаватели лицеев и частных школ, но никто не отменял проведение дополнительных занятий, а также повышенное денежное вознаграждение предусмотрено для сельских учителей.
  • Деятельной разной направленности: учителя не только ведут уроки в классах, но и занимаются организацией самых разных мероприятий, экскурсий, путешествий, родительских собраний, олимпиад. Часто есть возможность отправиться в командировку или на конференцию, поэтому рутинной такую работу назвать точно невозможно.
  • Социальные гарантии. Тут и длинный отпуск в 56 дней, и каникулы, в которые можно отдохнуть от образовательного процесса. Если вы молодой специалист, то можете рассчитывать на стимулирующие выплаты от государства, ипотеку на особых условиях. И таких бонусов очень много.

Если говорить о недостатках, то нужно упомянуть частую работу сверх нормы, ведь есть дела, которые приходиться брать на дом (проверка тетрадей). Часто требуется выступать в роли психолога, работать с «трудными» подростками, разрешать конфликтные ситуации в коллективе и семьях учеников.

Стандартизация преподавательской деятельности предполагает большое количество бумажной работы, составление различных отчетов, что отнимает много времени и сил.

Ежегодная аттестация учителей проводится для подтверждения уровня квалификации. К тому же, в первые годы работы зарплата часто невысокая и даже ниже среднерыночной.

Учитель обязан быть ответственным и эмоционально стабильным, ведь его подопечные обладают разными характерами, настроением и воспитаем. Выстраивать отношения с родителями учеников тоже бывает непросто с психологической точки зрения.

Помните, все в ваших силах. Успехов на вашем жизненном пути!

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw