Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Адаптация ребенка в детском саду
Главная > Блог > Адаптация ребенка в детском саду: степени, правила, рекомендации родителям
06.10.2022
940
Время чтения: 13 минут

Адаптация ребенка в детском саду: степени, правила, рекомендации родителям

Проблема. Адаптация ребенка в детском саду может пройти достаточно легко, а может сопровождаться категоричным нежеланием малыша и постоянными проблемами с его здоровьем, которые выливаются в двухнедельные больничные каждый месяц.

Решение. Предугадать, как именно пройдет процесс привыкания, невозможно. И даже общительные дети с крепким иммунитетом в садике могут резко меняться. Наши советы помогут облегчить адаптацию как малышу, так и его родителям.

2 стороны правильной адаптации ребенка в детском саду

Адаптация в общем смысле слова подразумевает приспособление человека – физическое и психологической к новым для него условиям или среде. Смена окружения влияет на психологическое состояние человека, и дети, которые оказались в детском саду впервые – не исключение. Они вынуждены приспосабливаться.

Новое место вызывает у ребенка стресс, так как для него все незнакомо и необычно: нет рядом родителей, новый режим дня и бытовые условия. Для того, чтобы малыш привык к необычным для него обстоятельствам требуется время. По мнению экспертов, адаптация в детском саду делится на физическую и психологическую.

Адаптация ребенка в детском саду

К физической адаптации относят:

  • распорядок дня;
  • питание;
  • уличные прогулки в новом месте.

Психологическая адаптация происходит в отношении:

  • расставания с матерью и другими окружающими близкими;
  • вынужденного непрерывного общения с большим количеством сверстников;
  • новых правил и действий, которые нужно выполнять и слушать воспитателя;
  • проявления самостоятельности.

На успешность адаптации в детском саду влияет множество факторов. Поэтому готовиться нужно заранее как матери, так и ребенку. При этому следует учитывать особенности малыша и его психологическую зрелость.

3 степени адаптация ребенка в детском саду

Ребенок младшего и дошкольного возраста может адаптироваться к новому месту в разной степени, о которых расскажем ниже.

3 степени адаптация ребенка в детском саду

Лёгкая адаптация

Проходит у большинства детей в течение 2-4 недель и характеризуется достаточно быстрым исчезновением негативных паттернов. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:

  • он легко остается в группе с другими детишками;
  • при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;
  • не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;
  • может первым выйти на контакт с одногруппниками;
  • способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;
  • его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;
  • испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;
  • делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.

Привыкание средней тяжести

Адаптационный период в этом случае достигает 6-7 недель. В течение этого периода ребенок успевает поболеть несколько раз, выражает негативные эмоции по поводу посещения сада.

Однако делать выводы, что он не способен адаптироваться в коллективе рано. Нужно обратить внимание не следующие действия, которые совершает ребенок:

  • он тяжело расстается с мамой, но достаточно недолго переживает и плачет после ее ухода;
  • в результате может отвлечься от негативных эмоций и вовлечься в общее занятие со сверстниками;
  • вступает в коммуникацию с воспитателем и другими детьми;
  • поддается общим правилам в коллективе и соблюдает режим дня;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко является инициатором конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Случаи тяжело проходящего процесса адаптации у ребенка встречаются нечасто, при этом такого малыша довольно легко можно определить в детской группе. Он может проявлять агрессивное поведение к окружающим в садике, или наоборот, полностью игнорировать происходящее. Период привыкания составляет от двух месяцев, а иногда и нескольких лет.

Особо тяжелая форма – это полная дезадаптация, которая подразумевает невозможность находится со сверстниками в дошкольном учреждении.

Тяжёлая адаптация

Основные признаки в поведении ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • игнорирует общение с ровесниками и персоналом детского сада;
  • слезы, истерики и невозможность остановиться после расставания с родителем в течение долгого времени;
  • отказ покинуть раздевалку и пройти в группу;
  • нежелание заниматься игровыми делами, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • отрешенность от происходящего или агрессия;
  • неадекватное поведение в адрес воспитателя при обращении последнего (плач или выражение страха).

Не стоит сразу думать, что неприспособленность к детскому учреждению абсолютна и навсегда. Невозможность адаптации ребенка в детском саду случается редко, поэтому нужно посетить специалиста, например, психолога, детского врача или невролога и совместно подойти к решению данной проблемы. Случается, что эксперты советуют прервать посещение сада до выявления и устранения причин.

От чего зависит степень адаптации в период привыкания ребенка к детскому саду

  • Возраст. Ребенку, который уже научился самостоятельно кушать, спокойно засыпает без взрослых и пользуется горшком, легче адаптироваться к пребыванию в детском саду. Обычно эти навыки формируются у малыша к 2-3 годам к младшей группе, в это же время у него появляется интерес к ровесникам, но все-таки основным человеком в общении в этом возрасте выступает взрослый – воспитатель.

Если адаптация происходит позже, в 4-5 лет, то важно, чтобы ребенок к этому моменту умел выстраивать коммуникацию с такими же, как и он ребятишками.

  • Состояние здоровья. Адаптация по сути стресс для малыша, поэтому физическое состояние может ухудшиться у детей с хроническими заболеваниями, которые чаще болеют в этот период. За такими детьми требуется дополнительный уход и внимание. 
  • Социализация. Привыкание к коллективу у детей с уже имеющимся опытом общения с ровесниками, а также взрослыми проходит более успешно, чем у тех, кто ранее мало общался с социумом. Находясь в незнакомой обстановке с другими ребятами, малыш может испытывать страх или тревогу. Важно развивать у ребенка коммуникативные навыки и устанавливать социальные связи как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

привыкания ребенка к детскому саду

Как будет протекать процесс адаптации во многом зависит от воспитателя, на сколько он сможет вовлечь ребенка в коллектив и выстроить доверительные отношения с ним.

Факторы, минимизирующие стресс ребенка при адаптации в детском саду

Как снизить вероятность сильного стресса у ребенка во время адаптации? Это зависит от родителей и воспитателя.

Факторы, которые помогут вашему ребенку:

  • Осознанное решение родителей, в частности матери, что детский сад – это правильный и необходимый этап в жизни ребенка и семьи в целом.

Осознанность взрослых в данном решении необычайно важна. Естественно, любой родитель имеет право испытывать тревогу и страхи, как ребенок себя чувствует в новой для него обстановке. Но эти чувства и эмоции не должны становиться поводом для колебаний и мыслей забрать ребенка.  Родители должны быть внутренне уверены, что детский сад – правильный выбор, а все сложности – это временно.

Состояние уверенности мамы передается и ребенку. Это становится его внутренней опорой на уровне ощущений и эмоций. Важно, если вы испытываете сомнения или чувство вины по отношению к ребенку, которого отдаете в садик, то проработайте данный вопрос сначала с собой. Ваш позитивный настрой приведет к более легкой адаптации ребенка в детском саду.

  • Умение ребенка говорить к моменту поступления в детский сад также благотворно влияет на прохождение адаптации

Конечно, этот фактор нельзя сразу изменить, но можно обратиться за помощью к персоналу детского учреждения поддержать и развить это умение у ребенка. Положительные стороны умения говорить:

  • Во-первых, вы сможете обсудить с ребенком предстоящее событие и подготовить его.
  • Во-вторых, ребенок сможет поделиться своими впечатлениями о походах в садик, рассказать, о чем он переживает и что чувствует, а также быстрее наладить отношения с другими детьми и воспитателем.

Адаптация в детсаду

  • Возможность заранее подготовить ребенка (это лучше начинать за две-четыре недели до события, в целом, чем дольше будет длиться этот процесс, тем лучше).

Этот фактор мы опишем отдельно.

Программа подготовки ребенка к детскому саду, облегчающая адаптацию

Из чего состоит подготовка:

Информирование ребенка

Для этого нужно периодически упоминать о детском саде и рассказывать ребенку о том, чем занимаются детки в саду, какой распорядок у детей, какие правила. Каким образом можно это делать?

  • Рассказывать истории о детском саде и читать сказки.
  • Играть в ролевые игры про детский сад.
  • Рассказывать о положительном опыте знакомых ребят, которые уже посещают детское учреждение, например, так: «Твой друг сейчас в детском саду играет, вечером за ним придет мама, и они придут к нам в гости.»
  • Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, и чем обычно там занимаются детки.

Суть такой подготовки создать у ребенка общее понимание и ввести понятие детского сада в ваш семейный обиход. Это не должна быть какая-то поучительная беседа, включайте упоминания в ваши обычные житейские дела: «Сейчас будем есть кашу, как в садике», «Вот эту футболку купили тебе для садика».

Знакомство ребенка с местностью

Переместите прогулки к детскому саду и по дороге к нему. По возможности зайдите на территорию и прогуляйтесь там, а еще лучше устройте ребенку экскурсию внутри.

Если в семье уже есть дети, которые ходят в детское учреждение, то будет полезным забирать их вечером месте с младшим ребенком. А может быть среди знакомых есть ребята, посещающие этот сад – договоритесь с родителями и сходите вместе с ребенком, когда они забираются своих малышей.

Совместные подготовительные мероприятия

Можно также устроить совместную с ребенком покупку одежды для детсада, заранее познакомиться с воспитателем и присоединиться к прогулке с детками вашей будущей группы.

Положительный настрой ребенка

Рассказывайте ребенку интересные истории про детский сад, описывайте положительные моменты, например, на своем примере: «А с тетей Леной мы дружим с самого детского сада», «Однажды с ребятами из детского сада мы построили самую высокую снежную крепость, и нам было очень весело», «Самый вкусный компот, которые я пила был в моем детском саду!».

Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем

Не стоит делиться собственным негативным опытом о детском саде с ребенком. Если кто-то из окружения пугает малыша: «вот пойдешь в детский сад, никто там за тобой горшок носить не будет!», то немедленно останавливайте такие разговоры. Ограничьте ребенка от обсуждений проблем и неприятных ситуаций, связанных с детскими учреждениями.

Переход на распорядок дня, приближенный к детсадовоскому

Если ваш ребенок достаточно поздно просыпается утром, то за две-три недели начните будить его пораньше на 10-15 минут. Вечером определите время для отхода ко сну и не засиживайтесь вместе допоздна. Полезным будет заранее узнать расписание тихого часа в вашей группе и начать приучать ребенка к дневному сну в это время.

Совместные подготовительные мероприятия

Если не удалось заранее подготовить ребенка к раннему подъему перед началом посещений сада, то попробуйте по возможности договориться с воспитателем, чтобы приводить ребенка на час позже.

Формирование навыков самообслуживания

Учим ребенка простейшим бытовым навыкам самостоятельности: надевать собственные вещи, хотя бы носочки, маечку и трусики, пользоваться ложкой и пить самостоятельно из кружки. Уметь ходить на горшок или в туалет самостоятельно, мыть руки после туалета и использовать полотенце после.

Формирование навыков самообслуживания

Конечно, если вашему ребенку всего 1,5 года, то скорее всего научить его не получиться, учитывая его возраст. И это нормально. Но в 2,5-3 года желательно, чтобы у ребенка уже были сформированы такие навыки.

Рекомендации родителям в первый период адаптации ребенка в детском саду в ясельной группе

В течение процесса адаптации малышу приходится нелегко, важно чтобы родителя правильно себя вели: всячески поддерживали его, ободряли и радовались даже незначительным положительным сдвигам.

  1. Не стоит обманывать малыша или исчезать внезапно. Бывает, что родители сами сильно расстраиваются и боятся переживаний, связанных с утренними расставаниями с ребенком, и быстро покидают его, как только он зашел в группу. Такая внезапность очень опасна и может вызвать сильный стресс у крохи. Придя с ребенком в раздевалку, обязательно расскажите, что сейчас вы уйдете на работу, но обязательно за ним вернетесь. А пока предложите ему весело провести время и поиграть с другими ребятами. Будьте убедительны и конкретны с ним.
  2. Пребывание ребенка в группе не должно быть сразу длительным – увеличивайте время постепенно совместно с воспитателем, который понаблюдает за малышом и поймет, что тот уже готов остаться на обед, дневной сон и так далее.
  3. Если воспитатель не против, пусть ребенок захватит из дома небольшую игрушку или другую вещь, которая будет напоминать ему о доме.
  4. После возвращения из садика постарайтесь совместно проводить больше времени и заниматься приятными вещами, которые вы обычно делали раньше.
  5. Посещение детского учреждения обычно вызывает у ребенка повышенную эмоциональную активность, поэтому постарайтесь избегать посещение дополнительных массовых мероприятий, займитесь с ним спокойными играми дома.
  6. В начале адаптации дети начинают чаще болеть, поэтому постарайтесь найти возможность в таких случаях остаться с ребенком дома. 
  7. Проявляйте больше терпения к капризам малыша, возможно у него будет много эмоций, которые он накопит за день и выплеснет их дома.

Адаптация ребенка в детском саду – непростой, но важный процесс. Обычно он длится несколько недель, но может растянуться на месяцы, зависит это от индивидуальных особенностей вашего малыша. Поэтому готовиться к переменам в жизни ребенка нужно заранее: познакомить его с правилами и распорядком дня садика, научить общаться с большим количеством людей и сформировать навыки самостоятельности в бытовых вопросах.

Не забывайте, что психологическое состояние родителей также влияет на ребенка и то, насколько уверена мама в правильности решения передается ее чаду. Помните, что в этот период ребенок становится более уязвимым и нуждается в особой заботе и внимании. Желаем успешной адаптации вам и вашему малышу!

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw