Агрессивное поведение детей: виды, возрастные особенности и правила помощи
Сохранить статью:
Как проявляется? Агрессивное поведение детей – одно из непростых испытаний для родителей. В таких случаях ребенок кусается, кричит, дерется, ломает вещи и даже причиняет боль самому себе. Выглядит это пугающе, подчас взрослые не знают, как поступить.
Почему возникает? Причины проявления агрессии могут быть различными, начиная от физиологических и заканчивая ошибками воспитания. Разнообразны и способы ее выражения: от кулаков и обзывания до жестокого обращения с другими. Задача взрослых – научить малыша управлять своими чувствами без внешнего и внутреннего ущерба.
Виды агрессивного поведения детей
Агрессивным поведением (в переводе с латыни agressio «нападение, приступ») называют физические или вербальные поступки, действия, которые могут причинить вред человеку, животному или кому-то еще.
Агрессивное поведение у детей наблюдается практически в любом возрасте. В первую очередь таким образом ребенок выражает одну из негативных эмоций: злость, раздражение, гнев. Анализируя «полученный результат», он делает выводы насчет полезности данного поведения. Потом ребенок может использовать агрессивные действия, надеясь извлечь выгоду в виде получения игрушки, покупки сладостей, привлечения внимания мамы и папы, подчинения младших и сверстников или доказательства силы и значимости.
Если его желание удовлетворяется, то агрессивность становится привычкой и закрепляется в характере. Агрессивность − это довольно распространенное явление, каждый человек хотя бы однажды ее проявлял. Мальчики начинают демонстрировать агрессию раньше и делают это открыто. Девочкам присуща скрытая агрессивность.
Выделяют разные виды агрессии в соответствии с результатами для ребёнка и для тех, кто его окружает:
- По направленности: гетероагрессия – направлена на внешние объекты (человека, животное, предмет), аутоагрессия – злость направлена на себя, свое тело.
- По причине проявления: реактивный вид агрессии (ответная реакция) и спонтанный (беспричинный) выпад.
- По целенаправленности: инструментальный вид – с ее помощью ребенок достигает цели, целевой мотивационный – направлена на получение удовольствия.
- По открытости проявления: прямой и косвенный виды.
- По форме проявления: вербальный (с использованием оскорблений, прозвищ, дразнилок), экспрессивный (с применением агрессивной позы, нахмуренного взгляда) и физический вид (ребенок кусается, бьет кулаками, толкается, пинается).
Посмотрите on-line вебинар «Агрессивный ребенок. Как контролировать эмоции» и оформите международный сертификат участника.
Объектом агрессии ребенка могут быть:
- окружающие люди вне дома (воспитатель, учитель, одноклассники);
- родители, члены семьи;
- животные;
- он сам, например, когда ребенок выдергивает себе волосы, кусает ногти, отказывается есть;
- какой-то внешний объект (скамейка в парке, мебель, вещи других людей);
- символический и воображаемый объект (через рисование или проявление агрессии в компьютерной игре).
Причины возникновения агрессии у детей
По мнению психологов, существуют разные причины агрессивного поведения детей. Наиболее часто в качестве версии принимается такое обстоятельство, что маленьким детям трудно понять свое психологическое состояние, поэтому агрессия возникает непроизвольно, от беспомощности. Специалисты говорят о следующих факторах, вызывающих агрессию, которые проявляются подсознательно.
- Паттерн поведения. В процессе освоения окружающего пространства дети пробуют вести себя по-разному. Если благодаря использованию какой-то модели поведения они получают то, что хотят, этот вариант откладывается в подсознании и преобразуется в устойчивый паттерн. Если этим вариантом оказался агрессивный поступок, малыш будет и дальше пользоваться агрессией как полезным для себя методом.
- Копирование. В большинстве случаев дети слепо (бессознательно) копируют поведение взрослых, особенно мамы и папы. Если родители ругаются между собой или позволяют себе резкие высказывания и агрессивность по отношению к окружающим, это становится примером для подражания. Ребенок не сомневается в правильности поведения родителей и поступает аналогично. Он может копировать поведение старшего брата (сестры), учителя, приятеля, любимого героя фильма.
- Самозащита. Агрессия и агрессивное поведение детей может быть ответом на несправедливое отношение окружающих. Протестуя, ребенок начинает обзывать, кричать, рыдать (эмоциональное выражение) или стучать кулаками, пинать и кусать противника (поступки). Если ему часто приходится сталкиваться с жестокими проявлениями окружающих, агрессия пускает у него в подсознании крепкие корни.
- Недостаток любви. Когда за родительскую любовь и внимание приходится бороться, ребенок будет использовать любые методы. Видя реакцию взрослых на свои агрессивные поступки, он даже не придает значения, что его могут наказать. Важно, что он достигает цели – на него обратили внимание.
Агрессивное поведение детей и подростков чаще основано на следующих психоэмоциональных причинах:
- слепом подражании поведению окружающих и «плохих» героев фильмов;
- попытке защититься в момент спора или конфликта;
- недостатке внимания;
- сильной эмоциональной привязанности к другому человеку, выражаемому с помощью агрессии;
- неуверенности в себе, низкой самооценке;
- неспособности следить за эмоциями;
- ревности;
- проблемах привыкания к детскому коллективу, межличностных конфликтах, асоциальном окружении;
- просмотром сцен насилия по телевизору и в компьютерных играх;
- повышенной возбудимостью;
- ситуациях, травмирующих психику, стрессовых обстоятельствах.
Но среди причин также называются физиологические. Агрессия может вызываться:
- соматическими заболеваниями;
- органическими поражениями головного мозга;
- отставанием развития когнитивных способностей: рассеянным вниманием, слабым интеллектом;
- наследственными патологиями;
- переутомлением, усталостью.
на наши новости
500 000 пользователей!
Отношения в семье также влияют на агрессивность детей. Если самые близкие люди:
- проявляют жесткость друг к другу и к ребенку;
- не придерживаются одних принципов, ведут себя непоследовательно;
- воспитывают слишком строго, часто прибегают к критике, унижению, оскорблениям, физическим наказаниям.
Безусловно, у каждой ситуации свои причины.
Агрессивное поведение детей в разном возрасте
Каким образом проявляется агрессивность, во многом зависит от возрастных особенностей ребенка. Возрастные переходы (кризисы), как правило, протекают под влиянием естественных пиков агрессивности, так как в это время у ребенка возникают новые потребности, удовлетворение которых откладывается или невозможно. В отличие от взрослых, у которых кризисы случаются через каждые семь-десять лет, ребенок сталкивается с ними намного чаще.
Дети дошкольного возраста
- Младенцы
Впервые агрессивное поведение может наблюдаться у детей в год или даже раньше. Например, если к малютке долго не подходят, он не получает еды, мы увидим сморщенное от негодования лицо, услышим громкий плач. Малыш сжимает кулачки, пытается поколотить и ущипнуть взрослого. Бывает, дети кусают маму за грудь.
- Малыши 2-х лет
В этом возрасте агрессия проявляется в форме неконтролируемых и коротких приступов или вспышек. Здесь имеет место желание попробовать новый формат поведения, оценить свое влияние на родителей и в итоге получить желаемое. Ребенок пробует кусаться или бить кулачком маму/папу/бабушку.
Если этому не придают сильного значения, не бегут удовлетворять желания чада, а показывают, что так делать не надо, подобные вещи не повторяются. Если родители потакают данному поведению, ребенок непременно воспользуется этой моделью, причем сила агрессии будет возрастать.
- Дети 3-х лет
Агрессивное поведение детей 3 лет отличается большим разнообразием. Малыши толкают друг друга и взрослого, плюются, кидают вещи, царапаются, ложатся на пол в зависимости от их темперамента. Лишь бы получить то, что хочется. Уговаривать и разговаривать в этот момент почти бесполезно. Лучше всего – дать время самому успокоиться.
- Дети 4-х лет
Для детей в 4 года характерна другая форма агрессивного поведения, ведь в этом возрасте ребенок понимает, что может получить наказание. По большей части он спокоен и сдержан, но разовая агрессия возможна: ударит, пнет, подтолкнет, бросит игрушку и ждет, что ему будет за это. Такое бывает, когда он не может сдержать эмоции, но потом быстро спохватывается. Агрессия чаще протестная.
- Пятилетки
Агрессивное поведение детей 5 лет принимает гендерный характер. Самоутверждение мальчиков происходит с помощью физической силы. Они толкаются, бьют друг друга, пинают. У девочек из-за их физических особенностей в ход идут различные способы манипуляций. Чаще всего они пользуются словесным оружием – это насмешки, колкости, прозвища, угрозы. Причин такого поведения достаточно много.
- Дети 6-ти лет
Эти дети уже не так импульсивны, поэтому агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста можно назвать выборочным. Их агрессивность проявляется там, где они чувствуют свое превосходство (перед младшими и слабыми) и если знают, что их не накажут. На взрослых уже не «нарываются», в качестве объектов для выплескивания злости выбирают сверстников из садика, младших братьев и сестер, животных. В основном это вызывается дефицитом внимания и асоциальным окружением.
Дети младшего школьного возраста
- 7 лет
Причинами агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста может быть неспособность справиться с новыми вызовами, когда ребенок становится школьником, учеником, членом нового коллектива – класса. В первый раз агрессивный выпад бывает внезапным, спонтанным, кратким. Но, если ребенка не остановят взрослые, такое поведение может стать привычным.
Важный момент для выявления причин – определить направленность агрессии. Возможно, ребенок злится на мать и отца за то, что в его жизни появилось столько трудностей. Или объектом злости выбраны педагоги или школа в целом, которые ограничивают свободу, заставляют следовать правилам. В случае если агрессия направлена на одноклассников, возможно, дело в желании стать лидером, получить власть.
- 8 лет
Если ребенок уже привык к школе, но продолжает вести себя агрессивно, в качестве диагностики агрессивного поведения детей родителям рекомендуется выяснить, чем занимается их чадо в свободное время, какая тематика игр и фильмов для него актуальна.
Обычно причиной является слепое копирование поступков отрицательных героев, действующих намеренно жестко, авторитарно, при этом они добиваются своих целей. Но за всем этим в любом случае скрывается нехватка любви и внимания родителей, в обязанности которых входит контроль за тем, какой информацией «питается» ум ребенка.
- Дети 9-10 лет
Девятилетним свойственно агрессивно реагировать на такие факторы, как запрет на общение с друзьями и просмотр любимых игр и фильмов, нарушение личных границ, прерывание связи с одним из родителей из-за его ухода из семьи, конфликты с братом или сестрой, младшим по возрасту по причине ревности.
В 10 лет ощущается приближение переходного периода, когда приоритетными становятся взаимоотношения в компании сверстников. Попытки завоевать общее внимание, стать лидером, показать свою значимость иногда проявляются в виде агрессии, притеснении слабых. Для этого возраста не характерно «бороться» со взрослыми.
В этот период агрессивность проявляется под влиянием эмоций и еще не закрепилась в характере как устойчивый признак. Какое она получит развитие, зависит от влияния окружения. Родителям желательно заручиться поддержкой в школе, проконсультироваться с психологом. Только совместными усилиями можно справиться с ситуацией, помочь ребенку преодолеть тревожность, которая вызывает злость и ярость.
Подростки
Многим известны случаи необоснованной и очень жестокой подростковой агрессивности, абсолютно неприемлемой для человеческого общества. К сожалению, таковы психологические особенности пубертатного возраста, провоцирующие агрессивное поведение детей. Гормональные изменения, происходящие в теле, вызывают ощущения дискомфорта, неприятия себя, своих чувств и эмоций, что может вылиться в жесткость по отношению к окружающим.
Лучшее, что могут делать родители в этот период, это снижать уровень агрессивности до минимума. Что означает на деле:
- вовлекать ребенка подросткового возраста в принятие решений, выслушивать его мнение, узнавать о желаниях, но при этом окончательное решение всегда принимают взрослые;
- давать объяснения всем своим запретам, не допуская со своей стороны обмана («Сегодня ты не сможешь ночевать у друга, вы скоро поедете вместе в трудовой лагерь, и у вас будет много времени для общения»);
- использовать силу и энергию в спорте, творчестве, занятиях любимым делом, походах, путешествиях;
- проводить вместе больше времени, общаться, развивать доверительные отношения.
Непринятие мер, пускание ситуации на самотек может привести к очень серьезным последствиям и для подростка, и для окружающих. Тогда жесткость и злобные выпады становятся характеристиками личности. Плюс к этому такие вещи негативно сказываются на физическом состоянии. Агрессия сопровождается скачками давления, гипергидрозом, неврозами, стрессами, психозами и другими факторами, подрывающими силы и иммунитет.
Когда агрессивные проявления стали постоянными и неконтролируемыми ни ребенком, ни родителями, при этом очевидно страдает здоровье, необходимо срочно обратиться за помощью к психологу.
Советы по снижению детской агрессии
Взрослые не должны недооценивать агрессивное поведение детей в детском саду, школе или дома. Ведь за этими проявлениями стоят переживания, внутренняя борьба, страхи, эмоции ребенка. Малышу необходимы внимание, любовь и принятие его чувств и потребностей теми, кто его окружает. Важно разговаривать, не иронизируя над «маленькими» проблемами, докапываться до истинных причин агрессии. Принимать своего малыша целиком и полностью.
Психологи советуют:
- Если ребенок направляет агрессию на другого или самого себя, это действие должно быть остановлено взрослым (увести из зоны конфликта, удерживать его за руки).
- Не подавлять вспышку агрессии, а перенаправить ее, например, на битье подушек, разрешить крикнуть во весь голос, порвать бумажки.
- Не оставлять детей в одиночестве, когда им больно, грустно, обидно. В такие моменты ребенок должен чувствовать поддержку близких, знать, что его понимают, любят и ценят. Если он сам хочет уединиться, надо удовлетворить его желание, сказав, что он всегда может позвать вас или выйти из комнаты.
- Выразить искреннее сочувствие: «Я сожалею, что так получилось». Так ребенок учится проживать чувства печали и грусти.
- После спада эмоционального напряжения обсудить с ребенком, как он сможет получить желаемое. Составить приемлемый план действий.
Важные моменты:
- Ребенок – это маленький человек, который может быть не только хорошим и покладистым, но также имеет право проявлять все виды эмоций и состояний. Он должен быть уверен в том, что вы его любите всегда, а не только когда он слушается и ничего не просит.
- Не давать ребенку обидные прозвища, не называть плаксой, драчуном, злюкой. Он может стать именно таким, как вы его называете!
- Реализовывать активность в подвижных играх, спортивных занятиях, выполнении самостоятельных заданий.
- Придумывать игры, в которых ребенок может проявить жесткость и силу, стать на время охотником, дрессировщиком, полицейским, хищным зверем. Взрослый также демонстрирует в игре агрессивные действия – делает вид, что кусает, стреляет, побеждает или принимает позицию побежденного. Такого рода игры не подогревают агрессивность, а отыгрывают.
- Давать ребенку высказать свое мнение без уничижительных оценок (причем взрослые не обязаны выполнять все желания детей).
- Учить защите своих границ и интересов, показывать, как это делать сбалансированно и эффективно.
- Занимать правильную позицию в момент детской агрессии, не выходить из себя, не соглашаться со всем, что он требует, сохранять внутреннее спокойствие.
- Собственным примером показать, как надо справляться с негативом, злостью и агрессией.
Агрессивные чувства свойственны все живым существам. В природе она помогает защищать себя и родичей, добывать пищу и т.п. Подавление агрессии не приведет к хорошим результатам, в скрытом виде она начинает разрушать организм изнутри. Родители должны сами уметь принимать и перенаправлять свою злость в правильное русло и учить этому подрастающее поколение.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: