Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Агрессивное поведение детей: виды, возрастные особенности и правила помощи
Главная > Блог > Агрессивное поведение детей: виды, возрастные особенности и правила помощи
27.10.2022
3398
Время чтения: 12 минут

Агрессивное поведение детей: виды, возрастные особенности и правила помощи

Как проявляется? Агрессивное поведение детей – одно из непростых испытаний для родителей. В таких случаях ребенок кусается, кричит, дерется, ломает вещи и даже причиняет боль самому себе. Выглядит это пугающе, подчас взрослые не знают, как поступить.

Почему возникает? Причины проявления агрессии могут быть различными, начиная от физиологических и заканчивая ошибками воспитания. Разнообразны и способы ее выражения: от кулаков и обзывания до жестокого обращения с другими. Задача взрослых – научить малыша управлять своими чувствами без внешнего и внутреннего ущерба.

Оглавление:
  1. Виды агрессивного поведения детей
  2. Причины возникновения агрессии у детей
  3. Агрессивное поведение детей в разном возрасте
  4. Советы по снижению детской агрессии
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Виды агрессивного поведения детей

Агрессивным поведением (в переводе с латыни agressio ­ «нападение, приступ») называют физические или вербальные поступки, действия, которые могут причинить вред человеку, животному или кому-то еще.

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение у детей наблюдается практически в любом возрасте. В первую очередь таким образом ребенок выражает одну из негативных эмоций: злость, раздражение, гнев. Анализируя «полученный результат», он делает выводы насчет полезности данного поведения. Потом ребенок может использовать агрессивные действия, надеясь извлечь выгоду в виде получения игрушки, покупки сладостей, привлечения внимания мамы и папы, подчинения младших и сверстников или доказательства силы и значимости.

Если его желание удовлетворяется, то агрессивность становится привычкой и закрепляется в характере. Агрессивность − это довольно распространенное явление, каждый человек хотя бы однажды ее проявлял. Мальчики начинают демонстрировать агрессию раньше и делают это открыто. Девочкам присуща скрытая агрессивность.

Выделяют разные виды агрессии в соответствии с результатами для ребёнка и для тех, кто его окружает:

  • По направленности: гетероагрессия – направлена на внешние объекты (человека, животное, предмет), аутоагрессия – злость направлена на себя, свое тело.
  • По причине проявления: реактивный вид агрессии (ответная реакция) и спонтанный (беспричинный) выпад.
  • По целенаправленности: инструментальный вид – с ее помощью ребенок достигает цели, целевой мотивационный – направлена на получение удовольствия.
  • По открытости проявления: прямой и косвенный виды.
  • По форме проявления: вербальный (с использованием оскорблений, прозвищ, дразнилок), экспрессивный (с применением агрессивной позы, нахмуренного взгляда) и физический вид (ребенок кусается, бьет кулаками, толкается, пинается).

Посмотрите on-line вебинар «Агрессивный ребенок. Как контролировать эмоции» и оформите международный сертификат участника.

Объектом агрессии ребенка могут быть:

  • окружающие люди вне дома (воспитатель, учитель, одноклассники);
  • родители, члены семьи;
  • животные;
  • он сам, например, когда ребенок выдергивает себе волосы, кусает ногти, отказывается есть;
  • какой-то внешний объект (скамейка в парке, мебель, вещи других людей);
  • символический и воображаемый объект (через рисование или проявление агрессии в компьютерной игре).

Причины возникновения агрессии у детей

По мнению психологов, существуют разные причины агрессивного поведения детей. Наиболее часто в качестве версии принимается такое обстоятельство, что маленьким детям трудно понять свое психологическое состояние, поэтому агрессия возникает непроизвольно, от беспомощности. Специалисты говорят о следующих факторах, вызывающих агрессию, которые проявляются подсознательно.

  1. Паттерн поведения. В процессе освоения окружающего пространства дети пробуют вести себя по-разному. Если благодаря использованию какой-то модели поведения они получают то, что хотят, этот вариант откладывается в подсознании и преобразуется в устойчивый паттерн. Если этим вариантом оказался агрессивный поступок, малыш будет и дальше пользоваться агрессией как полезным для себя методом.
  2. Копирование. В большинстве случаев дети слепо (бессознательно) копируют поведение взрослых, особенно мамы и папы. Если родители ругаются между собой или позволяют себе резкие высказывания и агрессивность по отношению к окружающим, это становится примером для подражания. Ребенок не сомневается в правильности поведения родителей и поступает аналогично. Он может копировать поведение старшего брата (сестры), учителя, приятеля, любимого героя фильма.
  3. Самозащита. Агрессия и агрессивное поведение детей может быть ответом на несправедливое отношение окружающих. Протестуя, ребенок начинает обзывать, кричать, рыдать (эмоциональное выражение) или стучать кулаками, пинать и кусать противника (поступки). Если ему часто приходится сталкиваться с жестокими проявлениями окружающих, агрессия пускает у него в подсознании крепкие корни.
  4. Недостаток любви. Когда за родительскую любовь и внимание приходится бороться, ребенок будет использовать любые методы. Видя реакцию взрослых на свои агрессивные поступки, он даже не придает значения, что его могут наказать. Важно, что он достигает цели – на него обратили внимание.

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей и подростков чаще основано на следующих психоэмоциональных причинах:

  • слепом подражании поведению окружающих и «плохих» героев фильмов;
  • попытке защититься в момент спора или конфликта;
  • недостатке внимания;
  • сильной эмоциональной привязанности к другому человеку, выражаемому с помощью агрессии;
  • неуверенности в себе, низкой самооценке;
  • неспособности следить за эмоциями;
  • ревности;
  • проблемах привыкания к детскому коллективу, межличностных конфликтах, асоциальном окружении;
  • просмотром сцен насилия по телевизору и в компьютерных играх;
  • повышенной возбудимостью;
  • ситуациях, травмирующих психику, стрессовых обстоятельствах.

Но среди причин также называются физиологические. Агрессия может вызываться:

  • соматическими заболеваниями;
  • органическими поражениями головного мозга;
  • отставанием развития когнитивных способностей: рассеянным вниманием, слабым интеллектом;
  • наследственными патологиями;
  • переутомлением, усталостью.

Отношения в семье также влияют на агрессивность детей. Если самые близкие люди:

  • проявляют жесткость друг к другу и к ребенку;
  • не придерживаются одних принципов, ведут себя непоследовательно;
  • воспитывают слишком строго, часто прибегают к критике, унижению, оскорблениям, физическим наказаниям.

Безусловно, у каждой ситуации свои причины.

Агрессивное поведение детей в разном возрасте

Каким образом проявляется агрессивность, во многом зависит от возрастных особенностей ребенка. Возрастные переходы (кризисы), как правило, протекают под влиянием естественных пиков агрессивности, так как в это время у ребенка возникают новые потребности, удовлетворение которых откладывается или невозможно. В отличие от взрослых, у которых кризисы случаются через каждые семь-десять лет, ребенок сталкивается с ними намного чаще.

Дети дошкольного возраста

  • Младенцы

Впервые агрессивное поведение может наблюдаться у детей в год или даже раньше. Например, если к малютке долго не подходят, он не получает еды, мы увидим сморщенное от негодования лицо, услышим громкий плач. Малыш сжимает кулачки, пытается поколотить и ущипнуть взрослого. Бывает, дети кусают маму за грудь.

Агрессивное поведение детей

  • Малыши 2-х лет

В этом возрасте агрессия проявляется в форме неконтролируемых и коротких приступов или вспышек. Здесь имеет место желание попробовать новый формат поведения, оценить свое влияние на родителей и в итоге получить желаемое. Ребенок пробует кусаться или бить кулачком маму/папу/бабушку.

Если этому не придают сильного значения, не бегут удовлетворять желания чада, а показывают, что так делать не надо, подобные вещи не повторяются. Если родители потакают данному поведению, ребенок непременно воспользуется этой моделью, причем сила агрессии будет возрастать.

  • Дети 3-х лет

Агрессивное поведение детей 3 лет отличается большим разнообразием. Малыши толкают друг друга и взрослого, плюются, кидают вещи, царапаются, ложатся на пол в зависимости от их темперамента. Лишь бы получить то, что хочется. Уговаривать и разговаривать в этот момент почти бесполезно. Лучше всего – дать время самому успокоиться.

  • Дети 4-х лет

Для детей в 4 года характерна другая форма агрессивного поведения, ведь в этом возрасте ребенок понимает, что может получить наказание. По большей части он спокоен и сдержан, но разовая агрессия возможна: ударит, пнет, подтолкнет, бросит игрушку и ждет, что ему будет за это. Такое бывает, когда он не может сдержать эмоции, но потом быстро спохватывается. Агрессия чаще протестная.

  • Пятилетки

Агрессивное поведение детей 5 лет принимает гендерный характер. Самоутверждение мальчиков происходит с помощью физической силы. Они толкаются, бьют друг друга, пинают. У девочек из-за их физических особенностей в ход идут различные способы манипуляций. Чаще всего они пользуются словесным оружием – это насмешки, колкости, прозвища, угрозы. Причин такого поведения достаточно много.

  • Дети 6-ти лет

Эти дети уже не так импульсивны, поэтому агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста можно назвать выборочным. Их агрессивность проявляется там, где они чувствуют свое превосходство (перед младшими и слабыми) и если знают, что их не накажут. На взрослых уже не «нарываются», в качестве объектов для выплескивания злости выбирают сверстников из садика, младших братьев и сестер, животных. В основном это вызывается дефицитом внимания и асоциальным окружением.

Дети младшего школьного возраста

  • 7 лет

Причинами агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста может быть неспособность справиться с новыми вызовами, когда ребенок становится школьником, учеником, членом нового коллектива – класса. В первый раз агрессивный выпад бывает внезапным, спонтанным, кратким. Но, если ребенка не остановят взрослые, такое поведение может стать привычным.

Важный момент для выявления причин – определить направленность агрессии. Возможно, ребенок злится на мать и отца за то, что в его жизни появилось столько трудностей. Или объектом злости выбраны педагоги или школа в целом, которые ограничивают свободу, заставляют следовать правилам. В случае если агрессия направлена на одноклассников, возможно, дело в желании стать лидером, получить власть.

  • 8 лет

Если ребенок уже привык к школе, но продолжает вести себя агрессивно, в качестве диагностики агрессивного поведения детей родителям рекомендуется выяснить, чем занимается их чадо в свободное время, какая тематика игр и фильмов для него актуальна.

Обычно причиной является слепое копирование поступков отрицательных героев, действующих намеренно жестко, авторитарно, при этом они добиваются своих целей. Но за всем этим в любом случае скрывается нехватка любви и внимания родителей, в обязанности которых входит контроль за тем, какой информацией «питается» ум ребенка.

Агрессивное поведение детей

  • Дети 9-10 лет

Девятилетним свойственно агрессивно реагировать на такие факторы, как запрет на общение с друзьями и просмотр любимых игр и фильмов, нарушение личных границ, прерывание связи с одним из родителей из-за его ухода из семьи, конфликты с братом или сестрой, младшим по возрасту по причине ревности.

В 10 лет ощущается приближение переходного периода, когда приоритетными становятся взаимоотношения в компании сверстников. Попытки завоевать общее внимание, стать лидером, показать свою значимость иногда проявляются в виде агрессии, притеснении слабых. Для этого возраста не характерно «бороться» со взрослыми.

В этот период агрессивность проявляется под влиянием эмоций и еще не закрепилась в характере как устойчивый признак. Какое она получит развитие, зависит от влияния окружения. Родителям желательно заручиться поддержкой в школе, проконсультироваться с психологом. Только совместными усилиями можно справиться с ситуацией, помочь ребенку преодолеть тревожность, которая вызывает злость и ярость.

Подростки

Многим известны случаи необоснованной и очень жестокой подростковой агрессивности, абсолютно неприемлемой для человеческого общества. К сожалению, таковы психологические особенности пубертатного возраста, провоцирующие агрессивное поведение детей. Гормональные изменения, происходящие в теле, вызывают ощущения дискомфорта, неприятия себя, своих чувств и эмоций, что может вылиться в жесткость по отношению к окружающим.

Лучшее, что могут делать родители в этот период, это снижать уровень агрессивности до минимума. Что означает на деле:

  • вовлекать ребенка подросткового возраста в принятие решений, выслушивать его мнение, узнавать о желаниях, но при этом окончательное решение всегда принимают взрослые;
  • давать объяснения всем своим запретам, не допуская со своей стороны обмана («Сегодня ты не сможешь ночевать у друга, вы скоро поедете вместе в трудовой лагерь, и у вас будет много времени для общения»);
  • использовать силу и энергию в спорте, творчестве, занятиях любимым делом, походах, путешествиях;
  • проводить вместе больше времени, общаться, развивать доверительные отношения.

Непринятие мер, пускание ситуации на самотек может привести к очень серьезным последствиям и для подростка, и для окружающих. Тогда жесткость и злобные выпады становятся характеристиками личности. Плюс к этому такие вещи негативно сказываются на физическом состоянии. Агрессия сопровождается скачками давления, гипергидрозом, неврозами, стрессами, психозами и другими факторами, подрывающими силы и иммунитет.

Агрессивное поведение детей

Когда агрессивные проявления стали постоянными и неконтролируемыми ни ребенком, ни родителями, при этом очевидно страдает здоровье, необходимо срочно обратиться за помощью к психологу.

Советы по снижению детской агрессии

Взрослые не должны недооценивать агрессивное поведение детей в детском саду, школе или дома. Ведь за этими проявлениями стоят переживания, внутренняя борьба, страхи, эмоции ребенка. Малышу необходимы внимание, любовь и принятие его чувств и потребностей теми, кто его окружает. Важно разговаривать, не иронизируя над «маленькими» проблемами, докапываться до истинных причин агрессии. Принимать своего малыша целиком и полностью.

Психологи советуют:

  • Если ребенок направляет агрессию на другого или самого себя, это действие должно быть остановлено взрослым (увести из зоны конфликта, удерживать его за руки).
  • Не подавлять вспышку агрессии, а перенаправить ее, например, на битье подушек, разрешить крикнуть во весь голос, порвать бумажки.
  • Не оставлять детей в одиночестве, когда им больно, грустно, обидно. В такие моменты ребенок должен чувствовать поддержку близких, знать, что его понимают, любят и ценят. Если он сам хочет уединиться, надо удовлетворить его желание, сказав, что он всегда может позвать вас или выйти из комнаты.
  • Выразить искреннее сочувствие: «Я сожалею, что так получилось». Так ребенок учится проживать чувства печали и грусти.
  • После спада эмоционального напряжения обсудить с ребенком, как он сможет получить желаемое. Составить приемлемый план действий.

Агрессивное поведение детей

Важные моменты:

  • Ребенок – это маленький человек, который может быть не только хорошим и покладистым, но также имеет право проявлять все виды эмоций и состояний. Он должен быть уверен в том, что вы его любите всегда, а не только когда он слушается и ничего не просит.
  • Не давать ребенку обидные прозвища, не называть плаксой, драчуном, злюкой. Он может стать именно таким, как вы его называете!
  • Реализовывать активность в подвижных играх, спортивных занятиях, выполнении самостоятельных заданий.
  • Придумывать игры, в которых ребенок может проявить жесткость и силу, стать на время охотником, дрессировщиком, полицейским, хищным зверем. Взрослый также демонстрирует в игре агрессивные действия – делает вид, что кусает, стреляет, побеждает или принимает позицию побежденного. Такого рода игры не подогревают агрессивность, а отыгрывают.
  • Давать ребенку высказать свое мнение без уничижительных оценок (причем взрослые не обязаны выполнять все желания детей).
  • Учить защите своих границ и интересов, показывать, как это делать сбалансированно и эффективно.
  • Занимать правильную позицию в момент детской агрессии, не выходить из себя, не соглашаться со всем, что он требует, сохранять внутреннее спокойствие.
  • Собственным примером показать, как надо справляться с негативом, злостью и агрессией.

Агрессивные чувства свойственны все живым существам. В природе она помогает защищать себя и родичей, добывать пищу и т.п. Подавление агрессии не приведет к хорошим результатам, в скрытом виде она начинает разрушать организм изнутри. Родители должны сами уметь принимать и перенаправлять свою злость в правильное русло и учить этому подрастающее поколение.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw