Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Разница между активным и пассивным видами словарного запаса Проблема активного и пассивного видов словарного запаса современных школьников Формирование активного и пассивного видов словарного запаса учащихся Как пополнить активный и пассивный виды словарного запаса школьника Часто задаваемые вопросы об активном и пассивном видах словарного запаса
Главная > Блог > Активный и пассивный виды словарного запаса: различия, специфика, развитие
04.08.2023
1666
Время чтения: 16 минут

Активный и пассивный виды словарного запаса: различия, специфика, развитие

В чем смысл? Активный и пассивный виды словарного запаса говорят об интеллектуальном уровне развития. Чем богаче лексикон, тем лучше человек формулирует мысли и понимает чужую речь. Словарь формируется в раннем детстве, затем увеличивается, но, начиная с пятого класса, богатство лексики зависит только от личности.

Как увеличить? Активный и пассивный типы словарного запаса различаются числом входящих в них слов и принципом их употребления. Используя упражнения для развития речи, учитель расширяет словарь школьника.

Разница между активным и пассивным видами словарного запаса

Словарный запас (лексикон) – это набор слов (лексических единиц) на родном или известном человеку языке, которые он понимает и употребляет в устной и письменной речи.

Разница между активным и пассивным видами словарного запаса

Различают активный и пассивный виды словарного запаса.

Активный

Активный словарный запас – совокупность лексических единиц, которые свободно говорящий человек использует в своей спонтанной речи, ежедневно употребляет при общении с другими людьми. Такой словарь состоит из слов, которые отвечают требованиям современности, актуальны на данный момент, не имеют признаков новизны или старины.

Также к нему относятся обусловленные жизнью индивида и местностью, в которой он проживает, специфические и профессиональные выражения: термины, диалекты, жаргон, профессионализмы.

Пассивный

Пассивный словарный запас – это совокупность лексических единиц, которые носитель языка понимает, но не употребляет постоянно в своей спонтанной речи, не использует в ежедневном общении с окружающими, но их содержание и звучание ему знакомы и понятны. Такой словарь составляют устаревшие и вышедшие из употребления из-за несовременности слова, а также новые необычные и редко употребляемые в речи языковые единицы: историзмы, архаизмы, неологизмы.

Активный и пассивный типы словарного запаса взрослого человека имеют разные показатели объема слов. Количество лексических единиц в обоих словарях постоянно изменяется – увеличивается, когда человек в процессе обучения, чтения, общения узнает новые слова, или уменьшается, если какие-то термины выходят из употребления.

Между активным и пассивным словарями отсутствует четко определяемая граница, так как слова из одного словаря могут переходить в другой и наоборот:

  • Слова из активного словаря при определенных условиях могут легко перейти в пассивный, например: пейджер, дискета, патефон, помещик. И наоборот, слова из пассивного запаса переходят в активный, например, историзмы (дума, мэр) и неологизмы (креатив, визажист, дедлайн, коуч, паркинг).
  • Очень часто слова, которые активно употребляются в одной жизненной сфере, пассивны в других областях. Например, лексические единицы научной или деловой речи редко используются в повседневном общении.

Активный и пассивный виды словарного запаса разных носителей языка имеют существенные отличия по объему и составу, зависят от следующих характеристик человека:

  • возраста;
  • уровня образованности;
  • сферы деятельности и профессии.

В зависимости от возраста активный и пассивный типы словарного запаса человека могут расширяться или уменьшаться. Например, полуторагодовалый ребенок оперирует примерно пятьюдесятью словами и постепенно увеличивает объем своего словаря, а пожилые люди из-за возрастных изменений забывают, заменяют или прекращают использовать некоторые слова, это в свою очередь приводит к изменению или сокращению их лексикона.

Проблема активного и пассивного видов словарного запаса современных школьников

Пассивный словарь всегда больше активного, даже в родном языке. Люди очень много времени проводят, слушая окружающих, просматривая телепередачи или читая. Вновь услышанные и выученные слова сначала попадают именно в пассивный запас, в активный они переходят только после неоднократного употребления в устной речи или на письме. Разумеется, чем больше индивид знает слов, тем он лучше владеет языком.

Знание слов может быть разным. Наверное, каждый взрослый человек знает, что какаду – это попугай с выступающим гребнем и большим изогнутым клювом, шифон – прозрачная и легкая ткань, пенальти – особый штрафной удар в футболе, а офсайд – положение «вне игры» в командных матчах.

Эти и многие другие слова входят в пассивный словарь множества людей, но при этом обязательно найдется человек, который никогда не употреблял то или иное выражение в своей устной или письменной речи. Стало быть, они не входят в активный словарь носителя языка.

Чем у индивида богаче пассивный словарный запас, тем лучше он понимает звучащую речь и тексты. Нередко человеку известно лишь приблизительное лексическое значение некоторых слов, например: управа – какая-то управляющая организация; тога – одежда свободного кроя, которую носили римляне; завалинка – то, на чем иногда сидят жители деревни. Это, конечно, удивительно, но во многих случаях таких поверхностных представлений обычным людям вполне достаточно.

Чем шире круг общения и разнообразнее интересы человека, тем богаче его активный словарь. Люди с развитой активной речью способны вести непринужденную беседу, выступать публично даже без подготовки, полно и точно объясняться, грамотно и ясно излагать свои мысли на бумаге.

Когда малыш начинает понимать значение слов и учится говорить, его активный и пассивный виды словарного запаса очень быстро развиваются по сравнению с более поздними возрастными этапами. В период от 18 до 23 (25) лет расширение словаря замедляется, дальнейшее его обогащение зависит от объема и уровня сложности литературы, которую читает человек.

Лингвистические исследования выявили интересные факты. Словарный запас пятилетнего ребенка немного превышает 5 000 слов, к семи годам дошкольник знает уже не менее 20 000 выражений. В период от шести до десяти лет лексикон пополняется непроизвольно (без каких-либо сознательных стараний) со скоростью 1 000 слов в год.

После 20 лет, если человек не прилагает усилий для своего интеллектуального развития, не читает полезные книги, недостаточно общается, скорость обогащения словарного запаса значительно снижается и составляет максимум 100 новых слов в год.

Проблема активного и пассивного видов словарного запаса современных школьников

Следовательно, самый продуктивный период для пополнения пассивного и активного типов словарного запаса детей приходится на ранний возраст. В раннем и дошкольном детстве ребенок очень энергично познает окружающий мир, любит учиться, во всем находит новизну, стремительно овладевает разговорным языком.

К началу обучения в среднем звене (с 5 класса) активный словарь школьника пополняется медленнее, и это несмотря на то, что идет интенсивное обучение, появляются новые предметы, увеличивается объем учебного материала, расширяется круг интересов и общения. В этот период ребенок узнает много новых слов от учителей, посредством сети Интернет, из СМИ, но проблема в том, что он не всегда понимает их значение и во многих случаях не умеет правильно использовать.

Формирование активного и пассивного видов словарного запаса учащихся

Пассивный лексикон гораздо больше активного, так как включает в себя потенциальный словарь, состоящий из слов, о значении которых школьник может догадываться только по смыслу, сходству с родным языком, элементам словообразования. Рецептивный (пассивный) и продуктивный (активный) словари существенно отличаются друг от друга, а потенциальный характеризуется двумя признаками:

  1. Потенциальный словарь напрямую зависит от объема совокупного лексикона (пассивного и активного) обучающегося, от уровня его лингвистических знаний, а также от сообразительности, от того, насколько хорошо он может догадываться о значении ранее неизвестных ему слов.
  2. Потенциальный словарный запас невозможно определить заранее, так как он зависит от того, какие слова окажутся в тексте.

Потенциальный словарь составляют аффиксальные производные, сложные и многозначные лексические единицы, конвертированные образования и однокоренные слова, которые ранее не встречались обучающемуся, но их значение может быть определено при знании основных продуктивных словообразовательных моделей языка.

Формирование активного и пассивного видов словарного запаса учащихся

Таким образом, к потенциальному словарю детей школьного возраста относятся слова:

  • производные – образованные от другого слова;
  • составленные из знакомой основы и связанные с ней по смыслу и корню;
  • полученные известным способом.

Потенциальный словарный запас школьников имеет индивидуальный характер и складывается во время чтения текста на основе самостоятельной семантизации не изученных до настоящего момента лексических единиц. Его объем зависит от того, на каком уровне освоена обучающимися лексика активного и пассивного видов словарного запаса.

Безусловно, даже самый интеллектуально развитый школьник не сможет освоить целиком и полностью словарный запас изучаемого языка, поэтому целесообразно определить лексический минимум.

В начальной школе предусмотрено изучение 500 лексических единиц, которые употребляются в ходе различных направлений двухстороннего общения: социально-культурного, социально-бытового, социально-трудового.

Усвоение слов рецептивного и продуктивного словарей предполагает умение оперировать простейшими устойчивыми словосочетаниями, оценочной лексикой, интернациональными словами, репликами-клише, которые являются элементами речевого этикета и отражают культуру стран изучаемого языка. Также обучающимся младших классов необходимо дать начальные представления о способах словообразования: аффиксации, конверсии, словосложения.

В средней (основной) школе количество слов активного и пассивного видов словарного запаса увеличивается, лексический минимум составляет не менее 1 200 слов. Это происходит в связи с потребностью обслуживать новые темы и расширенные ситуации общения. У детей развиваются навыки распознавания ранее незнакомых лексических средств и употребления их в речи, а также усиливается изучение технологий словообразования и лексической сочетаемости.

Для обучающихся старшей школы базовый лексический минимум определен в объеме 1 400 слов, а профильный – не менее 1 600. Расширение потенциального словаря осуществляется за счет употребления распространенных устойчивых словосочетаний, интернациональной лексики, овладения новыми словами, образованными с помощью словообразования, ранее неизвестными значениями уже знакомых лексических единиц, репликами-клише речевого этикета, характерными для культуры стран изучаемого языка.

Главное правило использования словарного состава языка – правильный выбор и точное употребление лексических единиц в рамках богатого словарного запаса.

Как пополнить активный и пассивный виды словарного запаса у школьника

Активный и пассивный виды словарного запаса школьников расширяется в процессе обучения, общения с взрослыми и сверстниками, самостоятельного чтения литературы, прослушивания текстов, получения информации из СМИ и медиаисточников (например, просмотр телепередач, видеофильмов, интернет-контента, общение в социальных сетях и т. п.).

Важной задачей речевого развития обучающихся является грамотная организация словарной работы (определение и обоснование фундаментальных направлений, управление процессами обогащения словаря).

Активный и пассивный словарный запас

Основные направления словарной работы

  1. Расширение и обогащение словарного запаса – овладение ранее неизвестными лексическими единицами и их значениями, а также усвоение нового предметно-понятийного содержания слов, которые уже входят в словарный запас учащегося.
  2. Уточнение словаря – развитие гибкости, точности и выразительности словаря, выполнение словарно-стилистической работы, которая охватывает:
    • усвоение лексической синонимики и функционально-стилистических окрасок слова;
    • конкретизацию значений лексических единиц посредством включения их в контекст, сопоставление с близкими по значению словами, противопоставление антонимов;
    • изучение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;
    • правильное восприятие и усвоение иносказательных значений и многозначности лексических единиц.
  3. Активизация словаря – перемещение как можно большего количества слов из пассивного словарного запаса в активный.
  4. Исключение из словаря нелитературных слов – перевод диалектных, жаргонных, просторечных лексических единиц из активного вида словарного запаса в пассивный.

Правильно организованная словарная работа подразумевает использование широкой системы методов и приемов, которые способствуют осмысленному восприятию и уточнению уже известной ребенку лексики, введению слов в связную речь, овладению лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка на практике, в ходе выполнения разнообразных заданий.

Главная цель словарной работы заключается в том, чтобы на всех ступенях школьного обучения помогать учащимся осмысленно воспринимать и усваивать богатое содержание и художественную красоту литературного произведения.

Приоритетные направления словарной работы обусловлены ограниченностью развития речи учащихся начальной ступени обучения и особенностями их словаря. На этом возрастном этапе речь детей характеризуется смешением и замещением слов, отсутствием точности и дифференцированности значений.

Основные задачи словарной работы

  • Развивать связную устную и письменную речь.
  • Объяснять значение слов, которые используются для понимания смысла текста и усиления этико-эстетического воздействия на читающего.
  • Расширять и обогащать активный и пассивный виды словарного запаса обучающихся с ОВЗ по слуху посредством организации специальной речевой практики и введения новых понятий в их активный словарь.
  • Знакомить школьников с языковыми выразительными средствами, вводить их в речь для ее эмоциональной окраски.

Для расширения словарного запаса ученикам рекомендуется вести тематические словарики, которые помогают быстро найти нужную справочную информацию: термин, значение, уточнение, определение:

  1. Словарик лексико-синтаксических единиц, которые встретились в прочитанных художественных произведениях. Обучающимся предлагается при чтении художественного текста не очень большого объема выделять определенные слова, словосочетания, фразы, предложения. Такие подобные словарники способствуют расширению словаря, развитию орфографической памяти, могут служить опорой при пересказе, написании изложения или сочинения по изученному произведению.
  2. Словарик лексических единиц иноязычного происхождения. Составляется в ходе выполнения разнообразных упражнений из учебника русского языка и чтения литературных текстов.
  3. Словарик устаревших слов. Чтобы обогатить активный и пассивный виды словарного запаса, архаизмы и историзмы выделяются и заносятся в отдельный словарь. Основой для такой работы является чтение фольклорных произведений, русские народные сказки, легенды, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки. Собранный материал пригодится обучающимся для выполнения творческих проектов, составления мини-сказок и рассказов.

Активный и пассивный словарный запас

Также учителю рекомендуется широко использовать игровые методы и приемы обогащения лексического запаса обучающихся:

Составление A–Я-списка

Обучающимся предлагается выбрать определенную тему и в соответствии с ней подобрать по одному слову на каждую букву. К примеру, тема – школа, слова – алгебра, биология, воспитание, геометрия, дети и т. д.

После составления и прочтения несколько раз списка слов ученик может легко их вспомнить при любых условиях без дополнительного опосредования.

Проговаривание предложений

Для запоминания конкретного слова необходимо составить с ним предложение, которое не употребляется в повседневном общении, и обязательно проговорить устно.

Пример: пуанты.

Пуанты – это специальная женская балетная обувь.

Вставшая на пуанты балерина выполнила изящный пируэт.

Перевод с русского на… русский

Этот метод помогает обогатить активный и пассивный типы словарного запаса русского языка. Учитель дает ученикам задание: перевести предложение или фразу с русского языка на русский, то есть передать содержание оборота речи, используя другое выражение, грамматическую структуру, форму, без применения слова из переводимого предложения.

Сначала выполнение упражнения начинается с простых предложений. Пример заданной фразы: «На парте лежит книга». Перевод: «На деревянном сооружении с наклонной верхней доской и опорой на четыре ножки помещено произведение печати».

Предложения для «перевода» могут быть разными:

  • Кошка играет с мышкой.
  • Художник рисует картину.
  • В саду много цветов.
  • На улице идет дождь.
  • Закройте дверь!
  • Расскажите интересную сказку.
  • Жили у бабуси два веселых гуся.

Если упражнение проводится в форме соревнования, то победителем считается тот, кто сделает самый необычный и интересный «перевод» и при этом не нарушит условий задания.

Активный и пассивный словарный запас

Игры, направленные на развитие речевой сообразительности

Это еще один способ расширения активного словаря обучающихся, формирования у них навыков креативного мышления и умения изобретать различные варианты описания оного и того же предмета или событий.

Например, игра «Не повторяться!». Дети сидят в кругу. Учитель вместе с детьми выбирает конкретную тему и предлагает всем в направлении по часовой стрелке высказаться на эту тему, не повторяясь. Предмет обсуждения может быть любым: хобби, погода, какой-то предмет и т. д. Ученик, не сумевший высказаться или нарушивший запрет на повторение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в кругу.

Часто задаваемые вопросы об активном и пассивном видах словарного запаса

  • Какой нормальный словарный запас у человека?

Активный словарный запас среднестатистического взрослого человека составляет не менее 30 тысяч лексических единиц, пассивный словарь – от 80–85 тысяч. Активный и пассивный типы словарного запаса изменяются, так как люди на протяжении всей жизни усваивают новые слова и употребляют их в речи. С возрастом, примерно после 55 лет, отмечается некоторое сокращение объема лексикона.

  • Какой принцип лежит в основе разделения словарного запаса на активный и пассивный типы?

Активный словарный запас формируется, исходя из анализа диалогической письменной речи либо фонограмм звучащей разговорно-литературной речи, зафиксированной в процессе естественного общения, а пассивный – на основе выборок из письменных источников.

  • Как тренировать словарный запас?

Для расширения и обогащения словарного запаса в целом рекомендуется:

  • Расширять круг общения.
  • Больше читать.
  • Разгадывать сканворды, кроссворды, шарады и другие речевые загадки.
  • Проговаривать свои суждения вслух.
  • Составлять рассказы, сказки.
  • Излагать свои мысли на бумаге, писать сочинения.
  • Изучать иностранные языки.
  • Устранять из речи нелитературные выражения и слова-паразиты.
  • Уточнять значение незнакомых слов.
  • Вводить в активный и пассивный виды словарного запаса неологизмы, ежедневно усваивать по одному новому слову.

Активный и пассивный словарный запас

Активный словарь школьника состоит из лексических единиц, которые он постоянно использует в своей речи. Пассивный запас формируется из слов, которые в той или иной степени знакомы ребенку, но при общении не употребляются. Хорошо развитая активная речь способствует лучшему пониманию образовательного процесса и повышает способность к обучению. Чем богаче действующий лексикон обучающегося, тем проще ему излагать свои мысли и понимать других людей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw