Дети после развода родителей: возможные последствия и помощь
Сохранить статью:
Что происходит? Безусловно, дети после развода родителей испытывают настоящее потрясение. Ведь их стабильный мир разрушается буквально на глазах, а родные мама и папа становятся друг другу чужими людьми.
На что обратить внимание? Такая ситуация не может не сказаться на результативности обучения. Эмоциональное потрясение вкупе с трудностями в семье порой делает невозможным выполнение обычных школьных заданий. Как же педагог может помочь?
Влияние развода родителей на детей
Переживая развод родителей, дети испытывают целый спектр различных чувств. Это не только страх, грусть и переживания, но и злость, чувство собственной вины за происходящее. Они осознают, что теперь нужно будет выстраивать отношения с каждым из родителей отдельно и проводить с ними время. Все эти чувства накладывают серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь, и их отголоски нередко проявляются во взрослом возрасте.
Пережитый стресс, как правило, не проходит бесследно для ребенка. Как показывает статистика, наиболее распространенные его последствия это:
- снижение успеваемости у 31,1 % детей;
- ухудшение поведения как в школе, так и дома у 19,6 %;
- нехватка внимания отмечается у 17,4 % детей;
- усложняются отношения со сверстниками у 6,5 %.
Согласно проведенным исследованиям, причиной невроза у каждого пятого ребенка является прерывание связи с отцом. Также было отмечено, что последствия развода и возникновение тяжелой формы невроза у детей могут проявляться не сразу, а спустя 1-2 года.
Проявление гендерных различий у детей напрямую зависит от их возраста. Чем взрослее ребенок, тем сложнее он будет переживать развод родителей и острее на него реагировать. Проявление последствий происходит не только дома, но и за его пределами. Это может быть неконтролируемая агрессия, плаксивость, отсутствие концентрации внимания, постоянные конфликты в школе и т. д.
Чтобы помочь ребенку пережить сложный период развода и скорее адаптироваться к новым условиям жизни, родители обязаны сохранять комфортную для него обстановку, стараться максимально наладить отношения и больше внимания уделять ребенку. Ссоры и выяснение отношений лишь ухудшат ситуацию, поэтому крайне важно оградить его от лишнего негатива.
Направления педагогической помощи детям младшего школьного возраста после развода родителей
На сегодняшний день работа с психологом является прекрасным способом решить множество проблем как у детей, так и у взрослых. Профессиональная помощь детям младшего школьного возраста, пережившим развод родителей, чаще всего проходит в процессе игр. Так им легче делиться своими чувствами и сохранять позитивный настрой.
Ниже приведены наиболее распространенные способы психологической работы с маленькими детьми.
Игровая терапия
Таким способом терапевтическое воздействие проходит наиболее комфортно как для взрослых, так и для детей. Игра, лежащая в основе разнообразных методик, активно влияет на развитие личности человека. Если занятия проходят в групповом режиме, с помощью игры можно сформировать тесную связь между участниками, создать более комфортную и легкую атмосферу, избавиться от чувства тревожности и стресса.
Игра дает ребенку возможность выплеснуть негативные эмоции, выразить весь спектр чувств по отношению к родителям и другим членам семьи. В процессе игровой терапии специалист помогает ребенку разобраться в своих ощущениях и эмоциях, пройти новый для него этап жизни и пережить опыт. В результате у ребенка вновь появляется желание открываться другим людям, общаться с ними и свободно выражать свои мысли и эмоции, самостоятельно принимать решения. Вновь поднимается самооценка, появляется жизненная энергия и любовь к самому себе.
Основная отличительная черта игры – двуплановость, которую можно также заметить в драматическом искусстве. За игровым процессом скрываются реальные задачи, решение которых требует от играющего определенного набора порой нестандартных действий. Часто ситуации являются вымышленными, что дает возможность абстрагироваться от того, что происходит в реальной жизни, временно забыть об ответственности и проблемах.
Двуплановость игрового процесса носит развивающий характер. Корректируется психоэмоциональный настрой у ребенка путем создания комфортной обстановки и доверительного отношения со взрослым. До психотерапевтического сеанса дети намеренно прячут эмоции внутри, подавляют негатив и страхи. Психолог же позволяет им раскрыться, налаживая тесный контакт, тем самым возвращая ребенку уверенность в себе и своей значимости.
Арт-терапия
Ранее данный термин применялся в отношении различных видов занятий творчеством, которые проводились в медицинских учреждениях и центрах психологической помощи. Основная задача арт-терапии заключается во взаимном согласовании составляющих личности человека путем совершенствования способностей к самовыражению и самопознанию.
Техника арт-терапевтического влияния основывается на активизации воображения, налаживании контакта между сознательным и бессознательным и создании тесной связи посредством согласования их действий.
Арт-терапия зарекомендовала себя как один из наиболее действенных способов коррекции поведения и эмоционального состояния человека. Сам же процесс порой рассматривается как изучение окружающей действительности и ранее скрытых от понимания граней реальности.
Технику арт-терапевтического воздействия применяют для более детального изучения проблем внутри семьи. Оно позволяет человеку выпустить внутренние конфликты и чрезмерные эмоции, оказывает помощь в их расшифровке, создает порядок поведения членов группы, способствует увеличению уровня самооценки и способности четко интерпретировать свои чувства и ощущения. Во время занятия для работы применяются краски, глина, мелки и клей. Терапию проводят как в группе, так и в индивидуальном порядке.
на наши новости
500 000 пользователей!
Основной задачей арт-терапии является совершенствование самовыражения и изучение своего внутреннего мира через творчество, а также развитие способности к результативным поступкам с учетом внешних факторов.
Получается, что главный принцип арт-терапевтического воздействия на личность человека – это понимание, принятие и одобрение любого результата творчества, вне зависимости от его содержания, внешнего вида и качества исполнения.
Для детей, не достигших возраста 6 лет, арт-терапию не применяют, так как в более раннем возрасте способность самовыражаться через символы недостаточно развита, дети до 6 лет могут лишь изучать доступные для творчества материалы и пробовать различные варианты работы с ними.
Сказкотерапия
Один из способов обеспечения согласованности, непротиворечивости частей личности между собой через использование формы сказки. Он также позволяет увеличить уровень способностей к творчеству, расширить границы сознания, наладить контакт с окружающей действительностью.
Сказочную форму с успехом примеряли в своей деятельности российские и зарубежные специалисты в области психологии: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнева, М. Осорина и многие другие.
Сказкотерапия представляет собой одно из направлений практической психологии, позволяющее человеку расширить свое сознание, наладить взаимосвязь с самим собой, выстроить личные границы, не нарушая при этом доверительные отношения с членами семьи и близкими друзьями, путем использования во время сеансов метафоры из сказок.
- В первую очередь, во время прочтения сказки читатель имел возможность узнать самого себя через понимание метафор. Они являлись своеобразными зеркалами реальности, позволяя увидеть свой внутренний мир, не осознанный ранее.
- Второй особенностью сказкотерапии является четко поставленная задача по развитию самопознания читателя, которая определяется смысловой нагрузкой сказки и помогает наладить внутри себя взаимоотношения отдельных частей личности и контакт человека с окружающими. Благодаря своим уникальным свойствам метафоры из сказок являются эффективным инструментом для улучшения взаимодействия и взаимопонимания между читателем и кругом его общения.
Конечно, развод родителей для ребенка относится к числу особенно сложных для проживания событий, часто требующих вмешательства опытного психолога. Способы оказания психологической помощи ребенку, которые были описаны в статье, с успехом применяются в качестве коррекционной терапии для улучшения его психоэмоционального состояния.
Дети после развода родителей порой ведут себя агрессивно, теряя доверительные отношения со сверстниками, матерью, отцом и другими членами семьи. Но в большинстве случаев данные поступки неосознанные, являющиеся результатом чрезмерной эмоциональной нагрузки, с которой ребенок не в состоянии справиться самостоятельно.
Педагогическая помощь детям старшего возраста во время развода родителей
Часто ухудшается не только поведение ребенка, но и его успеваемость в школе. Симптомы стресса никак не проявляют себя лишь в 1/3 случаев. Дети, переживающие сильное потрясение, не могут сконцентрироваться на учебе, постоянно ощущают напряжение внутри себя, частично теряют способность к запоминанию информации и организации рабочего процесса.
Все это является результатом постоянных конфликтных ситуаций дома и нервного напряжения из-за ссор между родителями. Чем же может помочь педагог:
- Систематизировать процесс работы ребенка на уроке.
- Оказать помощь в планировании распорядка дня.
- При желании ребенка дать ему возможность выполнять домашнее задание в школе, если у него нет своего личного пространства дома.
- Приобщить ребенка к работе в группе.
- Дать ему возможность поделиться чувствами и переживаниями.
- Посоветовать литературу, которая способна помочь ребенку разобраться в себе и справиться с проблемами.
Ученик, как и любой из нас, представляет собой целостную личность. То есть все присущие ему качества тесно связаны друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние, но его внутреннее «я» косвенно выражает воздействие внешних факторов, показывая результат этого воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. От эмоций и переживаний ученика зависит его заинтересованность в учебе, концентрация внимания, память и уровень успеваемости в целом.
Учитель не должен игнорировать личность ученика, снижение его мотивации к учебе и изменения в поведении. При постоянно увеличивающейся гуманизации процесса обучения педагог обязан осознавать, что ребенок в стенах школы – это не только ученик, но и человек со своими индивидуальными особенностями, целями и эмоциями, которые вовсе не являются преградой для изучения нового. Стоит всегда помнить о том, что ученик – это человек с неповторимыми личностными качествами и индивидуальностью.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: