Дети с интеллектуальными нарушениями и особенности их поведения
Сохранить статью:
В чем их особенности? Дети с интеллектуальными нарушениями отличаются от своих сверстников. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентирования в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.
Как лечить? Для устранения проблемы необходима помощь психиатра, невролога, психолога, а также активное участие родителей и педагогов в общем воспитательном и образовательном процессе. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.
- Причины интеллектуальных нарушений у детей
- Симптомы интеллектуальных нарушений у детей
- Особенности детей с интеллектуальными нарушениями
- Классификация и стадии интеллектуальных нарушений у детей
- Возможные осложнения из-за интеллектуальных нарушений у детей
- Диагностика интеллектуальных нарушений у детей
- Лечение интеллектуальных нарушений у детей
- Олигофренопсихология как способ коррекции интеллектуальных нарушений у детей
- Особенности развития и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Причины интеллектуальных нарушений у детей
Чтобы понять, чем вызваны интеллектуальные нарушения у детей, для начала следует дать определение интеллекту. Итак, он представляет собой достаточно сложное понятие. Это комплекс способностей к накоплению опыта и знаний, возможность их применения на практике с целью решения задач и адаптации к окружающему миру.
Интеллект развивается за счет когнитивных функций организма, среди которых внимание, память, пространственное восприятие, мышление. Кроме того, психофизиологические особенности тоже играют здесь свою роль – умение работать, проявлять инициативу и интерес к информации.
Интеллектуальные нарушения – это некоторые отклонения в развитии умственных способностей. Для некоторых болезней они служат главным симптомом. В качестве примера таких заболеваний можно привести олигофрению, деменцию, ЗПР. Для других недугов это лишь вторичный симптом (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатия).
Сегодня нет точной информации о том, насколько эта проблема распространена. Статистика показывает, что интеллектуальные нарушения у детей часто встречаются в сельских местностях, для которых актуальны простейшие условия жизни и отсутствие необходимости в адаптации.
Развитие интеллектуальных нарушений обычно обусловлено негативным влиянием эндогенных и экзогенных факторов. Считается, что чем раньше они окажут воздействие, и чем более интенсивным оно будет, тем серьезнее возникнут проблемы.
Ниже приведем причины отклонений:
- Особенности генетики. Интеллектуальное развитие может иметь отклонения, если у ребенка имеются хромосомные аномалии. В качестве примера трисомий можно привести синдром Дауна, если же выборочные гены имеют дисфункции, у ребенка может развиться аутизм и синдром Ретта.
- Перинатальное поражение центральной нервной системы. Здесь свою роль может сыграть гипоксия, появившаяся как следствие хронических заболеваний матери (болезни сердца, эндокринной системы, почек и органов брюшной полости). Также влияние оказывает несовместимость резус-факторов, наличие инфекционных заболеваний, излучение, нервное напряжение в период беременности, роды раньше ПДР.
- Натальное повреждение центральной нервной системы. Это может произойти вследствие тяжелых родов, в которых возникла асфиксия. Сюда же относятся травматизм плода, потеря крови. Все это может вызвать как органические, так и функциональные поражения головного мозга.
- Постнатальное поражение ЦНС. В данном случае нарушения возникают на фоне нейроинфекций, к примеру, энцефалита, менингита. Также влияние оказывают эпилепсия, заболевания эндокринной системы, интоксикации, ЧМТ, дистрофия. Нередко интеллектуальные отклонения появляются у людей, переживших клиническую смерть.
- Психические, неврологические расстройства. Если для человека актуальны волевые дефекты, патологии анализаторных систем, регулярные изменения поведенческого и эмоционального фона, вероятность возникновения интеллектуальных нарушений значительно увеличивается.
- Особенности социальной среды. Нарушения могут появиться, если в семейных отношениях нет гармонии, родители ведут асоциальный образ жизни и не занимаются воспитанием ребенка. Также свою роль здесь играет наличие хронических заболеваний, заставляющих регулярно и продолжительное время лежать в стационаре.
Симптомы интеллектуальных нарушений у детей
Наличие интеллектуальных нарушений у детей с умственной отсталостью выражается некоторыми симптомами. Среди них диффузное и локальные поражения коры головного мозга. Эти показатели могут стать причиной возникновения нарушений в психическом развитии, а также привести к различным отклонениям психических высших познавательных процессов.
К последним относятся:
- восприятие;
- память;
- словесно-логическое мышление;
- речь.
Для некоторых детей характерны повышенная возбудимость и инертность. Эти факторы говорят о том, что у них имеются нарушения эмоциональной сферы. Если в интеллектуальном развитии присутствуют отклонения, они могут привести и к физическим нарушениям, таким, как:
- дисплазия;
- изменение формы черепа;
- изменение формы конечностей;
- нарушения моторики;
- гигантизм;
- карликовый рост.
Особенности детей с интеллектуальными нарушениями
Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями заключается в первую очередь в том, что они не проявляют активности в части познания окружающего мира. Их отклонения классифицируются в зависимости от степени заболевания и способности к продолжительному обучению:
- Идиотия. Здесь степень отклонения достаточно глубока. Для таких детей характерны серьезные нарушения в координации. Они не справляются с самообслуживанием и не могут принимать окружающий мир таким, какой он есть.
- Имбецильность. Интеллектуальные нарушения не столь серьезны, как в предыдущем примере. Эти дети могут разговаривать и развивать свою речь, у них есть способность к легкому труду.
- Дебильность. Такие дети не могут учиться в общеобразовательной школе, так как их уровень умственных способностей ниже, чем у других. Кроме того, наблюдаются особенности в развитии эмоционально-волевой сферы.
Так как у детей с интеллектуальными нарушениями не развиты аналитико-синтетические функции высшей нервной деятельности, их тяжело обучать. Когда они станут взрослыми, круг специальностей, по которым они смогут работать, будет очень ограниченным. Стоит также отметить, что некоторые из них имеют задержку психического развития.
Отдельную группу составляют ученики, которые не могут в полной мере освоить школьную программу. В связи с тем, что они могут полноценно общаться и имеют широкую зону ближайшего развития, их не принято считать умственно отсталыми. Задержка психического развития происходит по разным причинам, к которым относят психический и психофизический инфантилизм. Этот показатель развивается из-за вредного воздействия на центральную нервную систему в период вынашивания плода.
Классификация и стадии интеллектуальных нарушений у детей
В МКБ-10 кодировка интеллектуальных нарушений представлена в рубриках F70-F79:
- F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, на основании результатов теста Векслера 60-79);
- F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, на основании результатов теста Векслера 45-59);
- F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, на основании результатов теста Векслера 30-44);
- F73.xz Глубокая УО (IQ < 20, на основании результатов теста Векслера < 30);
- F78.xz Другие формы УО;
- F79.xz Неуточнённая форма УО.
Обозначение «z» следует понимать как отклонения от нормы в поведении:
- 0z — поведение ребенка в пределах нормы или отклонение выражается несильно;
- 1z — отклонения имеют выраженную форму;
- 8z — другое отклонение;
- 9z — отклонение не указывается.
Под «х» указываются этиологические причины:
- .x1 — УО, отклонения появились вследствие инфекции;
- .x2 — УО, нарушения вызваны травмой или интоксикацией;
- .x3 — УО, проблема возникла из-за фенилкетонурии;
- .x4 — УО, объясняется хромосомной патологией;
- .x5 — УО, отклонения появились вследствие гипертиреоза;
- .x6 — УО, отклонения появились вследствие гипертиреоза;
- .x7 — УО, нарушения объясняются недоношенностью плода;
- .x8 — УО, повлияли другие факторы, которые уточняются врачами;
- .х9 — УО, отклонения возникли как следствие неизвестной причины.
Умственная отсталость у детей с интеллектуальными нарушениями имеет классификацию. Ее делят на 2 формы:
- дифференцированную — причина отклонения обнаружена (в МКБ-10 она фиксируется пятым знаком z от .х1 до .х8);
- недифференцированную — причина отклонений не найдена (в МКБ-10 — .х9).
Это не единственная классификация.
Этиопатогенетическая классификация М.С. Певзнера:
- форма умственной отсталости, не имеющая осложнений;
- умственная отсталость, имеющая нарушения нейродинамики (здесь преобладает возбуждение или торможение);
- умственная отсталость в совокупности с патологией анализаторов;
- умственная отсталость, которая протекает в сочетании с психопатоподобным поведением;
- умственная отсталость с лобной недостаточностью.
Клинико-физиологическая классификация С.С. Мухина и Д.Н.Исаева:
- Атоническая форма. Здесь являются актуальными неумение сконцентрировать внимание, постоянное отвлечение на другие детали, вялость, апатия, слабое развитие мелкой моторики, отсутствие реакции на речь, постоянное повторение простых действий.
- Дисфорическая форма. Для пациентов с такой формой является актуальной эмоциональная лабильность, проявление агрессии и аутоагрессии, раздражительность, невозможность концентрации внимания.
- Теническая форма. Такие пациенты достаточно эмоциональны, хотят внимания.
- Астеническая форма. Эти пациенты суетливы, для них характерна эмоциональная лабильность, невозможность концентрации внимание, они часто дезориентированы в пространстве, мелкая моторика недостаточно развита.
Возможные осложнения из-за интеллектуальных нарушений у детей
Интеллектуальные нарушения у детей могут осложниться. На этот процесс оказывает влияние наличие психических и соматических расстройств.
Психические осложнения представляют собой наличие нарушений в поведении человека. Они актуальны для такого заболевания, как олигофрения, в этом случае пациент часто сам наносит себе повреждения. Его действия импульсные и навязчивые.
на наши новости
500 000 пользователей!
К примеру, больной бьется головой о стену, режет кожу, выдергивает волосы на голове. Стоит отметить, что такие симптомы вылечить крайне тяжело. Откорректировать психику сложно по причине низкой способности к обучению и невозможности понимать, какие последствия могут возникнуть вследствие такого поведения.
Кстати, умственная отсталость является противопоказанием к психотерапии. Это можно объяснить тем, что такое лечение, как правило, не имеет положительного эффекта.
Соматические расстройства могут осложняться инфекционными заболеваниями, пневмониями, наличием пролежней и пр. Возникнут эти осложнения или нет, зависит от того, как за пациентом ухаживают. Если качество надзора находится на достойном уровне, возможность прожить дольше значительно увеличивается.
Ситуация может усугубиться еще и за счет тревожных и депрессивных расстройств у тех, кто осуществляет уход. Им приходится находиться рядом постоянно, следить за состоянием пациента. Как бы они ни старались, подопечный с умственной отсталостью не поправится, скорость его прогресса будет сначала очень медленной, а потом он совсем остановится.
То, что обычному человеку дается элементарно, к примеру, завязывать шнурки или есть вилкой, для пациента с интеллектуальными нарушениями кажется чем-то невероятным. Если пациент болеет олигофренией, ухаживающему за ним человеку нужно знать основы олигофренопедагогики.
Диагностика интеллектуальных нарушений у детей
Чтобы распознать наличие у ребенка интеллектуальных нарушений, необходимо тщательно обследовать мать в период вынашивания плода для выявления хромосомных патологий:
- Врачу необходимо точно знать, какие хроническими заболеваниями страдает будущая мама, уточнить особенности наследственной предрасположенности. Пациентке следует честно рассказать о своих вредных привычках.
- Важно исследовать резус-факторы беременной и ребенка на предмет совместимости.
- Клинические анализы крови и мочи позволят выявить наличие ВИЧ, гепатитов и других инфекционных заболеваний.
- Своевременное УЗИ даст возможность выявить аномалии плода.
- Исследование α-фетопротеина обязательно в период беременности. Если показатель завышен, необходимо изучить амниотическую жидкость.
- Если есть необходимость, специалисты изучают клетки в околоплодной жидкости.
После того, как ребенок появится на свет, он нуждается в регулярном обследовании. Специалисты берут анализы крови, мочи, кала, делают биохимию и разнообразные скрининги. Все это позволяет обнаружить нарушения обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).
Также проводятся следующие виды диагностики:
- Рентген черепа.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ).
- КТ и МРТ.
- Эхоэнцефалоскопия (ЭхоЭГ).
- Кариотипирование.
- Реоэнцефалография.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ).
Чтобы понять, каким уровнем интеллекта обладает ребенок, прибегают к психо-педагогическим методам. Выбор тестирования осуществляется на основании возраста ребенка. Чтобы изучить общее психическое развитие пациента, обращаются к диагностическим тестам.
Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине – это инструмент, который начинают применять с 2 лет. Он дает возможность оценить коэффициент интеллекта, то есть уровень IQ. Тестирование включает в себя 4 части:
- 1 часть проверяет вербальные навыки.
- 2 раздел позволяет проверить вычислительные навыки ребенка.
- 3 абстрактно-визуальные навыки.
- 4 кратковременная память.
Помимо получения вышеперечисленных результатов, специалист может сделать вывод о возможности ребенка концентрировать внимание, проявлять усердие. Тестирование позволит понять, насколько он уверен в себе.
Когда ребенку исполняется 5 лет, специалисты прибегают к использованию теста Векслера.
Важно: результаты уровня интеллекта в этом тестировании не соотносятся с показателями для классификации в МКБ-10. Из полученного значения принято отнимать 10 единиц, а потом уже искать ответ в классификации. Постановка диагноза осуществляется так. К примеру, тест показал значение 34, из него вычли 10. Согласно МКБ-10 IQ = 24 соответствует пункту F72, что указывает на тяжёлую форму умственной отсталости.
Тестирование делится на 2 раздела: вербальный и невербальный. Каждый из них имеет свою тематическую направленность: арифметика, запас слов, возможность запоминать цифры, умение складывать фигуры и пр.
Для того чтобы обработать результат, необходимо:
- Посчитать баллы общего интеллекта.
- Определить коэффициенты на основании проведенных субтестов.
- Выполнить интерпретирование индивидуального поведенческого профиля пациента.
Также специалисты используют дополнительные инструменты:
- метод Равена;
- метод Кноблоха;
- шкала развития Бейли;
- гештальт-тест Бендера;
- Денверский скрининговый метод и пр.
Лечение интеллектуальных нарушений у детей
Лечение нарушений интеллекта у детей включает в себя устранение мотивов обратимого характера после их установления, обеспечение поддержки и терапию, которая является необходимой в случае, если патология врожденная. Врачи и педагоги оказывают пациентам следующую помощь и поддержку:
- Лечение лекарственными препаратами.
Подбор медикаментов осуществляется на основании этиологии отклонений. Если имеются органические поражения головного мозга, врачи назначают применение корректоров мозгового кровообращения, ноотропов и психостимуляторов.
Если у пациента есть эндокринные заболевания, ему выписывают гормональные препараты. Нейролептики актуальны для тех детей с интеллектуальными нарушениями, у которых есть психотические расстройства. Седативные препараты и транквилизаторы выписываются в том случае, если у пациента наблюдаются отклонения от нормы в поведении и эмоциональном фоне.
- Психокоррекция.
Такие занятия могут проводить только квалифицированные психологи и дефектологи. Цель мероприятия зависит от того, насколько сильными являются отклонения, способен ли пациент обучаться. Легкие интеллектуальные нарушения у детей можно скорректировать, если прорабатывать именно те функции, которые сильнее отстают. Если отклонения признаны в достаточной мере серьезными, для пациентов применяются специализированные программы.
- Реабилитация.
Дети с легкими интеллектуальными нарушениями принимают участие в различных видах деятельности, среди которых учебная, спортивная и творческая. Для этого их записывают в дополнительные образовательные учреждения, получить необходимые навыки также можно на базе средней школы.
Дети с более глубокими нарушениями ходят в специализированные учебные учреждения, где принимаются меры для социальной, трудовой адаптации в виде разработки индивидуальных программ по реабилитации.
Олигофренопсихология как способ коррекции интеллектуальных нарушений у детей
Олигофренопсихология – направление в психологии, которое ставит перед собой цель изучить психическое развитие и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями.
Она включает в себя следующие области: детская, возрастная, а также педагогическая психология, психофизиология, нейропсихология и другие направления. Олигофренопсихология неразрывно связана со многими областями общей психологии.
Отрасль ставит перед собой следующие цели:
- Изучить, какие закономерности и особенности имеет психическое развитие пациентов с указанными отклонениями. Как они проявляются в зависимости от ситуации и окружающей среды, в частности, в рамках специализированного обучения.
- Разработка способов психологической диагностики интеллектуальных нарушений.
- Создание методов психологической коррекции отклонений в развитии.
- Психологическое пояснение содержания и способов обучения, а также воспитательного процесса в специализированных школах.
- Оценка эффективности способов обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии в зависимости от ситуации.
- Изучение процессов социальной адаптации пациентов, имеющих нарушения.
- Психологическая коррекция дезадаптации пациентов, имеющих интеллектуальные отклонения.
В этом направлении психологии нет своих методов исследования. Олигофренопсихология заимствует инструменты из общей, детской и педагогической психологии. Для нее актуально проведение экспериментальных работ, наблюдение за пациентами, изучение продуктов деятельности, заполнение анкет, проведение бесед, изучение анамнеза и пр.
Наблюдение здесь играет важнейшую роль. Так как для детей, имеющих интеллектуальные нарушения, характерны некоторые особенности, использование экспериментальных методик часто не дает нужной эффективности.
Особенное внимание специалисты уделяют анкетированию родителей детей с отклонениями, воспитателей и педагогов. Так они могут оценить уровень развития и его особенности в раннем возрасте.
Цель экспериментов в первую очередь заключается в сравнении. Очень важно в результате получить максимально достоверные сведения о пациенте, без них лечение и поддержка не будут иметь необходимого эффекта. Чтобы решить эту задачу, специалисты обязательно сравнивают полученные результаты с результатами аналогичных исследований у здоровых детей без интеллектуальных нарушений.
Особенности развития и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями
Социальное воспитание и развитие детей с интеллектуальными нарушениями
Дети с умственной отсталостью отличаются от здоровых тем, что у первых отсутствуют предпосылки для развития личностных качеств, их формирование имеет ряд нарушений. К примеру, в три года привычные для всех детей личностные характеристики не проявляются, поведение ребенка остается непроизвольным. Такие дети не могут правильно вести себя в социуме, потому что не понимают, зачем это нужно.
Самосознание появляется лишь в 4 года, в этом возрасте дети начинают вырабатывать негативную реакцию на замечания со стороны окружающих. Отрицательные эмоции становятся причиной формирования таких черт поведения, как замкнутость, пассивность, озлобленность. Дети с интеллектуальными нарушениями нередко оказываются вне детских коллективов, что можно объяснить их особенностями, им сложно идти на контакт.
Врачи и психологи помогают ребенку с отклонениями познать самого себя, дают возможность развитию простейших жизненных навыков и формированию восприятия окружающей среды. За счет этого происходит построение адекватной системы положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Огромное значение имеет развитие взаимодействия детей с УО со взрослыми и сверстниками.
Особенности развития игровой деятельности у детей с УО
Ребенок без отклонений играет в игрушки, используя их строго по назначению. К примеру, куклу он укачивает, переодевает, имитирует кормление. Позднее он начинает играть в сюжетно-ролевые игры, что можно объяснить развитием логики. Так происходит совместная деятельность групп детей.
Дети с интеллектуальными нарушениями ведут себя иначе. У них нет особого интереса к игрушкам, предметная деятельность не развивается. При достижении шестилетнего возраста в игре уже появляются процессуальные действия, но, тем не менее, характер игры остается лишь предметным.
Коррекционная работа специалистов открывает возможности для формирования интереса к играм, развития предметно-игровой деятельности, воспитания навыков общения со сверстниками. Обучить сюжетно-ролевой игре таких детей тоже возможно, но на это придется потратить много времени.
Особенности развития познавательной деятельности у детей с УО и интеллектуальными нарушениями
Дети, не имеющие интеллектуальных отклонений, начинают проявлять познавательную активность еще до школы. Они выполняют обследование предметов, то есть воспринимают их. Дети определяют, какой цвет и форму имеют те или иные вещи. За счет понимания свойств и характеристик нормотипичные дети развивают пространственную ориентирование и целостное восприятие предметов.
В качестве примера результатов таких навыков можно привести умение ребенка складывать фигурки по частям, доделывать незавершенные рисунки.
Дети с интеллектуальными нарушениями в дошкольном возрасте только лишь начинают воспринимать предметы. У них нет навыка отбора, то есть, если им предложить большое количество предметов, они не смогут выбрать из них один. Также эти дети не умеют обобщать на основании каких-либо признаков, в сознании не происходит формирование целостного образа.
Задача специалистов в части развития познавательной деятельности заключается в помощи по формированию элементарных количественных представлений, корректировке сенсорного развития, знакомства с окружающим миром. Кроме того они учат детей сопоставлению и сравнению, основам группирования, счету и пр. Без этих навыков дальнейшее обучение детей с умственной отсталостью невозможно.
Особенности развития речи у детей, имеющих интеллектуальные нарушения
Речь в жизни каждого ребенка имеет очень большое значение. Дети, не имеющие интеллектуальных нарушений, развиваются достаточно активно, это касается и их речи. На этапе ее формирования происходит развитие понимания слов взрослых людей. Для них речь – это инструмент общения, который сочетается с жестикуляцией.
Дети с УО практически не используют речь в качестве инструмента общения и передачи информации. Таким образом, они не перенимают опыт от взрослых. Нередко первые слова эти дети произносят лишь после двух лет, а формировать предложения и словосочетания начинают спустя еще пару лет. В их запасе небольшой объем фраз и простейших слов, поэтому их речь не развита, они испытывают серьезные трудности в понимании услышанного. Дети с УО не могут согласовывать предложения, их речь несвязна.
Специалисты делают все возможное, чтобы развить речь ребенка настолько, насколько это возможно, а также принимают участие в развитии в нем коммуникативных навыков, учат выражать мысли, отвечать на вопросы, понимать, как использовать различные части речи.
Особенности художественно-эстетического развития у детей с интеллектуальными нарушениями
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей классифицируется на несколько областей. Самыми важными из них являются музыкальное и изобразительное развитие. Расскажем о них ниже.
Детям с умственной отсталостью рекомендовано заниматься музыкальным развитием, это в дальнейшем даст возможность формирования слухового внимания и восприятия услышанного. Кроме того, музыкальные занятия являются стимулом для развития речевой деятельности, запоминанию информации, концентрации внимания, чувства ритма и координации.
Изобразительное развитие помогает ребенку воспринимать окружающий мир, систематизировать полученную информацию. Также вырабатывается интерес к знаниям. Изобразительное развитие дает возможность делать что-либо наиболее продуктивно, чего невозможно добиться без специального обучения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что без специализированной помощи ребенок с умственной отсталостью не может развиваться полноценно. Процесс будет протекать медленно, таким детям крайне сложно познать мир и формировать разные виды деятельности. Если отклонений от нормы будет большое количество, пациент станет беспомощным перед окружающими.
Выше было приведено описание заболевания дебильности. Эти дети имеют способность к обучению, они могут учиться в общеобразовательных школах, но нуждаются во вспомогательных программах. При оценивании их способностей не следует делать акцент на количестве полученных знаний, большую ценность в данном случае имеют навыки, которые упростят жизнь человека в дальнейшем.
Важно, чтобы такие дети воспитывались в любящей семье и регулярно получали поддержку, тогда у них получится делать простую работу, причем они будут испытывать от этого удовольствие.
Близким людям необходимо регулярно разговаривать с детьми с интеллектуальными нарушениями, читать им книги и показывать передачи, которые могут чему-то научить. Так будут созданы условия для развития. Если же такой поддержки не будет, дети, увы, продолжат деградировать и потеряют навыки, которые приобрели с большим трудом.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: