Дети в СОП: как определить и чем помочь
Сохранить статью:
Это какие? Дети в СОП (социально-опасном положении) нередко являются учащимися обычных образовательных учреждений. При этом школа или ДОУ должны помогать им в обучении и адаптации, для чего есть специальные инструменты.
На что обратить внимание? Большая часть работы в этом направлении возлагается на педагога-психолога, который помогает адаптироваться детям к нормальной жизни и учебе. Однако и учителя-предметники, и члены родительского комитета могут внести свой вклад.
Риски социально-опасных семей
Одной из острых проблем современного общества является наличие социально-опасных семей, требующих повышенного внимания со стороны государства и общественных организаций.
Причины, чаще всего приводящие семьи к такому состоянию:
- злоупотребление родителей в отношении алкоголя и наркотических веществ;
- отчуждение с ребенком на межличностном уровне.
В таких семьях дети не получают подлинного семейного отношения – ласки, заботы, взаимопонимания. К сожалению, ребенок нередко копирует поведение своих родителей, даже если в нем нет ничего достойного, и проблема передается далее на следующее поколение.
Родители-наркоманы или алкоголики не способны полноценно выполнять свои семейные обязанности, поскольку часть времени они находятся в невменяемом состоянии, когда не могут контролировать свои действия.
Порой дети из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), не имеют даже необходимого им материального обеспечения – пищи, одежды, не говоря уже о том, что они лишены эмоциональной поддержки родителей.
Признаки детей в СОП
Наиболее очевидным признаком СОП, позволяющим включить детей в группу риска, является их эмоциональное состояние, отличающееся нестабильностью и острыми проблемами. Как правило, поведение в этом случае характеризуется высокой степенью следующих ощущений:
- социальная депривация – ограниченность контактов ребенка;
- разнообразные страхи и тревоги (одиночества, смерти и т. д.);
- повышенная возбудимость, агрессия;
- обостренные чувства вины и обиды.
Все это негативным образом влияет на личностное развитие:
- снижается самооценка;
- формируется негативное отношение к себе и окружающим;
- появляются затруднения с созданием образа «Я».
Часто у таких детей отмечаются психические расстройства, так что требуется помощь со стороны квалифицированного психолога и даже психиатра. Помимо прочего, подростки могут подвергаться в семье физическому или сексуальному насилию.
Почувствовать неладное должны педагоги, наблюдая, как меняется поведение ребенка, его отношения со сверстниками, внешний вид и привычки. Беспокойство должно вызвать то, что школьник:
- начинает регулярно опаздывать на уроки;
- без особых причин старается задержаться в школе подольше после окончания занятий, что выказывает его страх идти домой;
- совершил побег из дома;
- часто отсутствует в школе без уважительных причин;
- жалуется на голод, недосыпание и другие сложности;
- причиняет вред самому себе, вплоть до того, что пытается резать вены;
- становится замкнутым, депрессивно настроенным;
- проявляет агрессивность;
- избегает каких-либо контактов с одноклассниками;
- имеет на теле следы побоев;
- носит одну и ту же одежду, обувь практически круглый год, причем одежду, максимально скрывающую тело;
- становится неопрятным, явно не соблюдает правила личной гигиены;
- начинает вести себя вызывающе и соблазняюще;
- обнаруживает знания о сексе, не соответствующие его возрасту;
- не может и не хочет поддерживать взаимоотношения со сверстниками;
- резко худеет или, наоборот, набирает вес;
- проявляет эмоциональную неуравновешенность, устраивает скандалы и истерики.
на наши новости
500 000 пользователей!
Школьный психолог и классный руководитель могут сделать выводы о социально опасном положении на основании психодиагностических материалов, которые выступают в качестве своеобразных маркеров детей, находящихся в СОП.
- замедленное развитие – психоэмоциональное, интеллектуальное и личностное;
- появление хронических заболеваний, которые больше подходят людям взрослым и даже пожилым;
- проявление тревожности, наличие страхов;
- неадекватность эмоциональных реакций;
- депрессивный настрой (начиная с серо-черного стиля одежды и заканчивая высказываниями на тему бесцельности жизни);
- невротические состояния (заикание, тики, навязчивые действия в виде привычки грызть ногти, наматывать волосы на палец во время общения со взрослыми и т. п.);
- явная неудовлетворенность основных потребностей: ребенок постоянно испытывает чувство голода, проявляет крайнюю степень усталости, имеет запущенный внешний вид;
- агрессивные реакции, в том числе аутоагрессии;
- доминирование в сознании темы насилия, что проявляется в его поведении, высказываниях;
- родители вообще не приходят в школу или являются в нетрезвом виде и ведут себя неадекватно;
- за младшеклассником в школу начинают приходить не родители, а дальние родственники, соседи.
Действия школы для помощи ребенку в СОП
Работа с детьми в СОП со стороны школьных педагогов включает в себя три основных направления:
- диагностика;
- профилактика;
- реабилитация.
Работа учителей с детьми в СОП
Даже учителя-предметники должны подключаться к работе с ребенком, требующим помощи:
- отслеживать выполнение домашних заданий;
- контролировать посещаемость;
- приглашать на беседы в школу родителей;
- сообщать руководству школы о тревожных фактах.
Основная работа ложится на классного руководителя, от которого требуется вовремя прояснить ситуацию:
- контролировать пропуски уроков, особенно без уважительных причин;
- периодически проверять дневник, состояние учебных принадлежностей, внешний вид ученика;
- приглашать на родительское собрание родителей и в случае необходимости беседовать с ними индивидуально;
- посещать проблемного ученика на дому;
- вести социальный паспорт класса;
- активно привлекать родителей к школьным делам;
- вызывать родителей на заседание «Совета профилактики»;
- индивидуально работать с семьями учеников, находящимися в социально опасном положении.
Свой вклад в решение проблем, связанных с детьми в СОП, способны внести и родители, входящие в состав родительского комитета. К примеру, они могут:
- выступать на классных часах, родительских собраниях и конференциях;
- проводить беседы с детьми в СОП, посещать их на дому, предлагать помощь;
- выходить на контакт с родителями из таких семей, приглашать их на заседания родительских комитетов.
Мероприятия
Большое значение имеют различные мероприятия организационно-воспитательного характера:
- проведение акций «Мы рядом…» и аналогичных мероприятий;
- организация родительских собраний с приглашением сотрудников правоохранительных органов;
- инициирование рейдов по неблагополучным семьям (с участием классных руководителей, представителей органов опеки, работников полиции);
- составление социальных паспортов учеников;
- выявление обучающихся, часто пропускающих занятия;
- отслеживание успеваемости учеников, обеспеченности их школьными принадлежностями и формой;
- выявление учеников, внешний вид которых не соответствует уставу школы;
- составление списка родителей, которые не появляются на родительских собраниях.
Внутришкольный контроль
Нацелен на выявление семей обучающихся, находящихся в социально опасном положении, и выстраивание с ними работы:
- Ежедневная проверка присутствия учеников на занятиях.
- Уточнение, кто по какой причине отсутствует.
- Проверка поступивших сведений относительно пропусков, к примеру соответствие дат, указанных в медицинской справке, пропущенным дням.
- Еженедельная проверка дневников учеников. При этом внимание обращается на наличие подписи родителей, их ответы на запрашиваемую информацию, заполнение дневника. По дневникам можно выявить учеников из «группы риска» и родителей, которые не проявляют должного внимания к вопросам воспитания своих детей.
- Контроль того, какая ведется работа классными руководителями в отношении семей в социально опасном положении, – подача необходимых сведений, составление отчетов о проведенных встречах и беседах, организованных мероприятиях. При необходимости на проблемную семью разрабатывается индивидуальная программа профилактики и реабилитации.
Роль педагога-психолога в помощи детям в СОП
В образовательном учреждении учет должен вестись в отношении следующих категорий учащихся:
- Те, которые признаны находящимися в социально-опасном положении школьным педсоветом.
- Ученики, информация о которых имеется в Комиссии по делам несовершеннолетних как о находящихся в СОП.
- Дети с отклонениями в развитии или поведении, у которых наблюдаются проблемы в обучении и общении с ровесниками.
Согласно требованиям нормативных документов, образовательная организация должна составить План индивидуальной помощи несовершеннолетнему. Разработкой и реализацией подобного плана работы с детьми СОП занимаются классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудники социально-психолого-педагогической службы.
Именно на долю последних выпадают основные функции по работе с проблемными семьями: если такой центр в школе отсутствует, то должен быть хотя бы школьный психолог.
С содержанием программы знакомят самого несовершеннолетнего, а также его родителей либо законных представителей. Ответственность за ее выполнение несет директор образовательного учреждения.
Разумеется, подобная работа не должна ограничиваться детьми, отнесенными к данным учетным категориям, поскольку симптомы неблагополучия могут появиться и у ребенка, который по формальным критериям не входит в проблемные группы.
Скажем, если ученик пережил некую душевную травму, то он нуждается в психологической поддержке и помощи. Также необходимо отслеживать, как меняется поведение подростков в переходном возрасте, – нередко сложности возникают и у ребят из благополучных семей.
Сами дети, находящиеся в СОП и учащиеся в школе, тоже отличаются по своему психоэмоциональному состоянию. К примеру, одни из них привыкли к нормальной обстановке, которая затем по каким-либо причинам резко ухудшилась. Другие же с рождения могут проживать в условиях депривации, не получая необходимых благ. Индивидуальный характер носят и причины проблем, а также их выражение.
Общая схема реабилитационного процесса
- Восстановить у ребенка адекватную самооценку, позитивное отношение к себе и окружающим, вернуть ему доверие к миру.
- Проанализировать содержание проблемы, провоцирующие ее факторы и причины.
- Ставить перед ребенком позитивные цели, способствовать появлению оптимистичного настроя.
- Построить конкретный план действий, включая личностный рост ребенка: что изменится через неделю, месяц, год…
- Создать образ желаемого результата, чтобы это стало мотиватором для самого ученика.
- Определить союзников – кто поможет в достижении целей (педагоги, друзья, одноклассники).
- Проработать сценарий недопущения рецидивов старого поведения – показать неприемлемость текущей ситуации и дать установку на перемены к лучшему.
Реабилитационная работа включает в себя два основных направления: психотерапевтическое и социально-психолого-педагогическое. Первое основывается на психотерапии, которая может иметь как индивидуальный, так и групповой характер. Это требует длительного времени и высокой квалификации специалиста, работающего с трудными детьми.
Социальные психолого-педагогические мероприятия для детей в СОП нацелены на изменение их системы ценностей, модели поведения, борьбу с теми чертами характера и эмоциями, которые препятствуют адекватной самореализации и социальной адаптации.
Для этого необходимо создать вокруг таких учеников комфортную и благожелательную атмосферу, заполнить их время полезной активностью (участие в общественных мероприятиях, спорт, культурное просвещение и т. п.).
Хотя данная работа организуется специалистами психологической службы школы, здесь не обойтись без участия педагогов, включая классного руководителя, одноклассников, родителей и других родственников ребенка. Он должен быть окружен позитивным вниманием, и перед ним ставятся цели, за продвижение к которым следует его всячески поощрять.
Таким образом, дети из семей, находящихся в социально-опасном положении, требуют организации с ними специальной социально-педагогической работы, которая должна носить планомерный и непрерывный характер. Здесь нужен системный подход и участие различных лиц – от представителей государственных органов (полиция, органы опеки и попечительства) до тех, кто входит в ближайшее окружение ребенка, в первую очередь родителей.
Согласно действующим нормам российского законодательства, функции по разработке стратегии и принципов оказания помощи семьям в СОП выполняет федеральная власть, а реализацией государственной политики занимаются органы на уровне субъектов федерации.
Непосредственно же работа с детьми СОП ложится на плечи образовательных организаций, в том числе ДОУ – дошкольных учреждений. Важно вовремя отследить формирование опасной ситуации, увидеть по ребенку негативные изменения в его поведении, чтобы принять необходимые меры и обеспечить условия для формирования полноценной личности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: