Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Девиантное поведение ребенка: причины и последствия
Главная > Блог > Девиантное поведение ребенка: причины и последствия
21.11.2022
2895
Время чтения: 11 минут

Девиантное поведение ребенка: причины и последствия

Что это? Девиантное поведение ребенка проявляется в нарушении установленных общественных норм, агрессивном настрое, нежелании нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это разрушительная, неадекватная реакция, которая ставит во главе угла эгоистичные цели, а также действия.

Как лечить? Профилактические воспитательные меры играют ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей. Однако если момент упущен, то может потребоваться уже психологическая коррекция и даже медикаментозная седация.

Оглавление:
  1. Что такое девиантное поведение ребенка
  2. Причины девиантного поведения ребёнка
  3. Проявление девиантного поведения ребёнка
  4. Диагностика и лечение девиантного поведения ребенка
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое девиантное поведение ребенка

В действительности встретить ребёнка с отклонением в поведение очень просто, ведь их немало. Есть такие нарушения, которые не просто заставляют родителей волноваться, учителей негодовать, но и могут привести к более серьёзным негативным поступкам в будущем, создавая угрозу ребёнку, его близкому окружению или обществу.

При изучении детей с отклонениями в поведении, психологи разделили их действия на аномалии корыстной, агрессивной и социально-пассивной ориентации.

Корыстная ориентация – это поступки, целью которых является получение выгоды: кража, мошеннические операции, спекуляция и другие. При агрессивной ориентации все действия направлены на оскорбление другого человека: хулиганство, избиение, принижения и тому подобное.

В социально-пассивных отклонениях ребёнок разрушает сам себя: не ходит в школу, живёт на улице, принимает наркотики и алкоголь, может пытаться наложить на себя руки. Подобное поведение всегда является результатом каких-то личных и глубоких травм.

Девиантное поведение у конкретного ребёнка надо рассматривать как отдельный случай, потому что универсального «лекарства» нет.

Девиантное поведение ребенка

Асоциальное поведение может развиться из-за отрицательных аффективных переживаний, которые напрямую связаны с тем, что его потребности не удовлетворяют в полной мере. В ситуациях, когда ребёнок сравнивает свои прошлые достижения и нынешние и видит, что у него стало всё хуже получаться, ему надо осознать это, поэтому начинаются аффективные переживания.

В эти моменты вместо того, чтобы пересмотреть свои стремления, детей накрывают эмоции – они обижаются, не хотят ничего делать, закрываются в себе, становятся рассеянными, не принимают происходящее, и у них возникают эмоциональные качели.

К примеру, если в одной школе ребёнок был отличником по математике, учитель его выделял, а в новом учебном заведении он находится наравне с одноклассниками, то у него может появиться чувство несправедливости и он будет винить педагога.

С помощью девиантных поступков ребёнок пытается защитить себя при неудачах. В такие моменты он ищет виноватых: это могут быть родители, друзья, окружающие, учителя, обстоятельства и даже судьба. Неадекватные действия заставляют реагировать родителей и педагогов, отчего аффективные переживания только возрастают, и в итоге получается замкнутый круг.

Причины девиантного поведения ребёнка

Неадекватное поведение не появляется на пустом месте – у него всегда есть причина (и может быть не одна). Бывает такое, что создаётся целый комплекс оснований, который очень тяжело прорабатывается. Однако узнать, что же могло послужить причиной подобного поведения, нужно обязательно, чтобы после этого решить, какие меры помогут с ним бороться.

Причины девиантного поведения ребёнка

Неблагоприятные социальные факторы

С самого рождения ребёнок находится в окружении своей семьи, и для него родные люди, эмоциональный контакт с ними и дом – это самое ценное. Когда у ребёнка с раннего возраста нет полноценного близкого общества, то, как правило, в подростковом возрасте он начинает вести себя неадекватно. Среди основных причин возникновения девиантного поведения чаще всего встречаются такие:

  • Неполная семья

Когда ребёнок воспитывается бабушкой, только мамой или папой, у него возникает огромный пробел в морально-нравственных представлениях о том, как должны общаться люди, даже если взрослый делал всё возможное, чтобы не допустить этого. Неполная семья считается самой распространённой причиной девиантного поведения.

  • Гиперопека

Если ребёнок растет как под лупой, под пристальным и жёстким контролем своих родителей, у него появляется проблема с самооценкой и психологический дискомфорт, который по мере взросления становится только сильнее. Поэтому довольно часто в подростковом возрасте такие дети всячески протестуют против родительского контроля и бросаются во все тяжкие.

  • Сложные отношения в семье

Когда ребёнок видит дома постоянные ссоры родителей, слышит крики, это может привести к тому, что в будущем он станет очень агрессивным и неуправляемым.

  • Асоциальная семья

Дети, которые воспитываются в таких семьях, как губка впитывают в себя всё то плохое, что видят каждый день, и начинают вести такой же образ жизни, как и родители (нарушать законы, употреблять алкоголь и опасные вещества и многое другое).

  • Жёсткая дисциплина, завышенные требования, которые предъявляют родители

Негативные поступки ребёнка в семье, где все живут по жёстким законам, приводят к наказаниям, а те действия, которые просто не нравятся родителям, будут осуждаться. Однако от такого воспитания редко вырастают пай-детки – скорее совсем наоборот.

  • Социальное неравенство

Когда ребёнок находится в обществе детей, чьи семьи более обеспечены, он начинает чувствовать себя неудачником и ущербным. Недостаток материальных средств приводит к появлению комплексов, злости, зависти, чувству неполноценности из-за того, что нет возможности проявить себя, воплотить свои мечты в реальность. Всё это довольно плохо сказывается на будущем поведении ребёнка.

Социальное неравенство

  • Формальное воспитание

Родители у ребёнка вроде бы есть, но того тепла, любви и ласки, которые хочет ощутить любой малыш, нет. Взрослые воспитывают его просто потому, что так надо, и даже не стараются лучше узнать его. Фактически это та же безнадзорность, только рядом с родителями.

  • Снисходительное отношение к неадекватному поведению

Родители не придают значения тому, что у ребёнка начинает проявляться неадекватное поведение, из-за чего вредные привычки и агрессивность только сильнее укореняются в нём.

Неправильный педагогический подход

Взросление у детей происходит очень быстро, и в процессе обучения учителя часто продолжают подавлять личность ребёнка. Это приводит к тому, что им приходится столкнуться с девиантным поведением. В этот же пункт надо внести агрессивную и слишком эмоциональную реакцию родителей на неадекватные поступки их чада.

Медико-биологические факторы

Если во время беременности у матери обострялись хронические инфекционные болезни или появлялись новые, был сильный стресс, она не придерживалась правил здорового образа жизни в период вынашивания малыша, имели место нарушения внутриутробного развития, врождённые или приобретённые заболевания, эмоциональные потрясения, с которыми ребёнок столкнулся в раннем возрасте – эти факторы могут привести к тому, что в дальнейшем у ребёнка будут явные отклонения в поведении.

Психологические основания

До пяти лет родители должны научить малыша правильно переживать негативные эмоции, в противном случае после этого возраста агрессивные действия и вспышки ярости уже не считаются нормальными, и над этим придётся тяжело и упорно работать.

Помочь в этом непростом деле способен хороший детский психолог, который сможет узнать, какой у ребёнка темперамент, определит его личные конфликты и разрушительные установки, подскажет родителям, как лучше воспитывать малыша.

Проявление девиантного поведения ребёнка

Какие особенности у неадекватного поведения?

  1. Отклонение от общепринятых и официально установленных норм.
  2. Отрицательная критика от окружающих людей, которая может преподноситься в виде общественного осуждения либо социальных ограничений.
  3. Нанесение вреда самой личности или окружению, которое либо длится на протяжении долгого времени, либо периодически повторяется.
  4. Находится в пределах медицинской нормы: не должно относиться к психологическим отклонениям или патологическим состояниям, при этом может сочетаться с ними.
  5. В совокупности наблюдается проявление социальной дезадаптации.
  6. Зависит от индивидуальных особенностей человека, возраста и половой принадлежности, проявление в каждом возрасте отличается.

Если говорить проще, то девиантное поведение детей и подростков имеет такие признаки:

  • вспышки ярости, которых не должно быть в данном возрасте (они частые и неуправляемые);
  • использование негативных поступков для того, чтобы досадить взрослому;
  • яростный отказ соблюдать установленные правила и нормы;
  • частые споры со взрослыми;
  • выраженная злоба и мстительность;
  • специальное нанесение вреда чужому имуществу;
  • использование опасных предметов для причинения ущерба человеку.

Существует наука – девиантология, которая занимается исследованием социально неадекватного поведения и реакции окружающих на него.

Диагностика и лечение девиантного поведения ребёнка

Для того чтобы выявить девиантное поведение у подростка, нужна помощь психолога и психиатра. Перед тем как установить такой диагноз, специалистами проводятся клинические и психологические исследования:

Проявление девиантного поведения ребёнка

  • Наблюдают и проводят беседы. Психиатр устраивает опрос пациента, чтобы узнать, в каких условиях он живёт, какие отношения между членами семьи, привычки, чем он увлекается. Даёт оценку общему состоянию, своеобразию эмоциональной сферы, поведенческим реакциям.
  • Разговор с родными ребёнка не менее важен, ведь так специалист сможет узнать о жалобах родителей и более полно увидеть всю картину, потому что пациент вряд ли реально опишет своё поведение.
  • Прохождение психологических тестов. Клинический психолог даст ребёнку тесты или личностные опросы, которые ему надо будет пройти. Как правило, используются Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. В результате станет понятно, какие особенности личности доминируют и какие есть черты, определяющие характер.
  • Проективные методики. Их применяет клинический психолог для того, чтобы распознать вытесненные эмоции, среди которых страх, агрессия, тревога. Они часто имеют вид рисуночных тестов, также может использоваться тест Сонди или Розенцвейга.

Вся полученная информация – это лишь часть необходимых данных, поэтому вдобавок к ней учитываются осмотры других специалистов, которые контактировали с ребёнком. Перед тем как поставить диагноз, психиатр изучает характеристику от школьных учителей, участкового, выписки педиатра, невролога и других врачей из больничной карты.

Чтобы работа с детьми девиантного поведения была наиболее эффективной, нужен комплексный подход. В него будут входить фармакологическая, психокоррекционная, психотерапевтическая помощь.

Проявление девиантного поведения ребёнка

Психиатр составит индивидуальный план лечения, который включает в себя:

  • Психотерапию. Встречи нужны для того, чтобы подросток узнал об особенностях своего характера, научился контролировать свои эмоции. Производится анализ конфликтных ситуаций и приводится пример, как их можно решить. Подобные сеансы особенно нужны родителям, чтобы улучшить взаимопонимание с ребёнком.
  • Психокоррекцию. На этих встречах работают над тем, чтобы привести в норму эмоциональное состояние, улучшить внимание и мышление. Таким образом увеличится эффективность психотерапевтической помощи, появится уверенность в собственных силах и желание учиться и узнавать что-то новое.
  • Фармакотерапию. Назначение лекарственных средств является дополнительным инструментом, который применяют при работе с детьми с биологической предрасположенностью к девиациям: при наличии психических расстройств, неврологических патологий. Специальных таблеток от отклонений в поведении, увы, нет. Использование лития, антипсихотических препаратов, антиконвульсантов снижает агрессивность. Только с помощью одной фармакотерапии справиться с проблемой не получится.

Вместе с врачебной, психологической терапиями нужна ещё социально-педагогическая реабилитация. За неё отвечают специалисты в учебном учреждении: школьный психолог, социальный педагог, учитель-предметник. Довольно эффективной в лечении девиантного поведения является групповая терапия.

На сеансах разбирают те ситуации, которые часто возникают в жизни ребёнка, и учат его решать конфликты, понимать свои эмоции и реакцию и оценивать результат действий, правильно общаться с другими детьми.

Чтобы не доводить до лечения, нужна профилактика девиантного поведения детей, которая подразумевает раннее выявление отклонений: проблемы с учёбой, патологии взаимоотношений внутри семьи. В этом деле очень важно, чтобы внимание на действия ребёнка обращали не только родители и родственники, но и друзья, педагоги, соседи.

Чем меньше лет ребёнку, тем более гибкий его приспособительный механизм, за счёт чего любая терапия и лечение неадекватного поведения будут довольно быстро приносить свои плоды. Когда девиация является следствием неврологических или психологических отклонений, справиться с ней не так-то просто. Но помните, что нет лучшей профилактики этого состояния, чем любовь, поддержка близких и понимание ребёнком того, что он важен и нужен.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw