Диагностика мотивации к обучению: методики и особенности
Сохранить статью:
Зачем? Диагностика мотивации к обучению среди детей школьного возраста предполагает анализ заинтересованности и вовлеченности в образовательный процесс. Благодаря полученным результатам можно понять, в чем причины плохой успеваемости, и исправить их.
Как проводить? Существует множество разных методик, которые разрабатывались на основе методических рекомендаций педагогов и психологов. Каждая из них обладает своими преимуществами и направлена на детей разного возраста.
Зачем нужна диагностика мотивации к обучению
Желание школьников обучаться зависит от развития:
- Познавательных стимулов как стремления к выяснению устройства мира, желанию иметь новые навыки и знания, приобрести специальность.
- Социальных мотивов как импульса для контактов с другими, как одобряемого, похвального поведения.
Относительно учебной деятельности социальные мотивы – внешние, а познавательные – внутренние. Отличаются они тем, что в первом случае интерес вызван причинами, находящимися вне ребенка, в обществе (быть в центре коллектива, привлекать внимание, завоевать любовь семьи и уважение других), во втором – желаниями его самого, стремлением к данной деятельности.
Задача педагога – стимулировать на основе результатов диагностики мотивации к обучению развитие внутренних стимулов, так как их действие стабильнее и эффективнее.
При задействовании этих личностных характеристик приобретение знаний интересно и ценностно для ребенка, он получает от этого процесса удовольствие, переживает за него и увлечен данной деятельностью. Внутренняя мотивация прямо соотносима с гибкостью мышления, творческими процессами.
Она позволяет говорить о возможности использования эффективной учебной политики, особом настрое на минимизацию стрессов, связана с настойчивостью в достижении целей, академическими успехами и социально-психологическим благополучием воспитанника.
Социальная мотивация может выступать как поддержка при недостатке внутренней. Это может быть реализовано на уроке в контактно-игровой форме, нужно поощрять за успехи, в общении с ребенком акцентировать внимание на связи учебных результатов с жизненными достижениями.
Признаки отсутствия мотивации к обучению
Снижение или полное отсутствие стремления к знаниям и без диагностики мотивации к обучению проявляются достаточно ярко. Педагогу нужно обращать внимание на триггерные точки:
- Месяц или более наблюдается ухудшение оценок минимум по одному предмету.
- Домашние задания либо не делаются, либо ребенок их выполняет с большой неохотой, излишне и неоправданно долго.
- Нет желания посещать школу, много опозданий или даже прогулов уроков.
- Заметно изменение поведения на занятиях по сравнению с отмеченным ранее: ребенок стал пассивен, не включается в ход обучения.
- В разговорах утверждает, что эти знания ему не нужны и не пригодятся в дальнейшем.
- Ребенок наполнен негативными эмоциями – они проявляются в рассказах о школе, в которой он не испытывает позитивных переживаний. Он часто/постоянно на что-то зол, грустен или расстроен.
6 причин отсутствия мотивации к обучению
- Ребёнка рано отправили в школу.
Родители часто считают, что их дети достаточно умны для обучения, знают больше, чем другие в их возрасте. Но это не является подтверждением психологической готовности перехода из детского сада в школу. Там намного более жесткие требования и правила, которым необходимо подчиняться. Кроме того, маленький ребенок не только психологически, но и физически не готов долгое время занятия сидеть почти без движений.
- Конфликты с учителями.
Эта ситуация не всегда определяется педагогом без диагностики мотивации к обучению. Школьник просто начинает хуже учиться, достаточно резко изменяется его поведение. Учитель убежден, что он не давал повода для конфликта, не видит его усугубления. Но ребенку хватило услышанных про себя неприятных слов – и обида, негатив по отношению к педагогу начинают расти и развиваться.
Ученик чувствует себя некомфортно в школе, он замкнут в себе, ему страшно. Закрепляет ситуацию то, что дети обычно не рассказывают об этой проблеме родителям: они же тоже взрослые, да и часто ему сложно объяснить причину конфронтации.
- Конфликты с учениками.
Редко когда устраняются в начале развития. Сложившуюся проблему решить без последствий для ребенка иногда очень тяжело.
- Физические дефекты.
К ним относят тремор конечностей, проблемы с проговариванием букв, заикание и др. Дети не могут привыкнуть к своей особенности. Ситуация обостряется, если физические недостатки вызывают у одноклассников смех, желание поиздеваться. Остро переживая эту свою проблему, школьник старается не задерживаться после уроков, меньше находиться в контакте с детьми.
- Конфликты в семье.
Напряженные отношения и конфликты родителей плохо сказываются на обучении. У ребенка пропадает мотивация к занятиям, он замыкается в себе и вообще перестает интересоваться чем-то новым, активно реагировать на события.
- Давление родных на ребенка.
Обычно развивается тогда, когда от школьника ожидают намного большего, чем он может и, главное, хочет делать. Родители стараются привести ребенка в престижное образовательное учреждение, записать сразу в несколько секций и кружков. При этом желание, настрой школьника интересуют их мало.
Дети, не получающие только ожидаемые оценки, достижения которых ниже успехов сверстников, подвергаются оскорблениям, иногда – унижению со стороны родных. Этого можно избежать: нельзя заставлять, нужно договариваться.
Топ-6 методик диагностики мотивации к обучению
«Краски»
Школьникам предлагают краски и кисточки или наборы фломастеров, выдают листы бумаги для рисования, но которых изображено по 10 кругов. Учитель называет 10 школьных реалий (школа, учитель, класс, урок, звонок, книга и тетрадь, физкультура, портфель, домашнее задание), а ученики должны выбрать цвет, который подходит к кружку, связанному с каждым предметом.
При раскрашивании какого-то предмета в черный или темный тон можно определить, что именно он вызывает у ребенка затруднения, отражающиеся на успехах в учебе.
«Школа будущего»
Школьникам любых классов для диагностики мотивации к обучению нужны листы бумаги и авторучки. Задание: надо записать что, по их мнению, должно присутствовать в школе будущего (пишется под знаком «+») и чего там быть не должно (под «–»). Если какой-нибудь ученик во второй раздел поставил, например, слова «урок», «педагог», то можно сделать вывод, что эти понятия вызывают у него тревожность и отрицательно влияют на учебную мотивацию ребенка.
Выявление преобладающих у школьников мотивов обучения
Младшие школьники и ученики средних классов для диагностики мотивации к обучению получают по двадцать карточек с суждениями. Из них нужно выбрать три самых, по мнению ребенка, важных для него и отложить отдельно. Примеры суждений:
- Знаю, что каждый школьник должен учиться хорошо.
- Стараюсь всегда качественно делать все, что требует педагог.
- Я понимаю, что отвечаю за свои оценки перед родителями.
- Мне хочется после окончания школы дальше пойти учиться.
- Понимаю, что в будущем знания пригодятся для хорошей работы.
- Мне нужно, чтобы меня воспринимали как развитого и культурного.
- Хотелось бы иметь в школе хорошие оценки.
- Мне нужно одобрение действий и планов от педагогов и родителей.
- Хочется, чтобы другие были обо мне хорошего мнения.
- Мечтаю о том, чтобы быть самым лучшим в классе.
- Я хочу, чтобы самыми хорошими ответами на уроках всегда считали мои.
- Мне нужно занять в компании товарищей достойное место.
- Я хочу, чтобы меня не осуждали в классе за плохую учебу.
- Было бы хорошо, если бы меня не ругали за поведение в школе педагоги и родители.
- Не хочется получать за учебу по разным предметам плохие оценки.
- Мне интересно, когда рассказывают о числах и дают информацию о словах.
- Мне нравится узнавать всегда что-то необычное, новое.
- Мне интересно делать то, что задают в школе на дом.
- Я люблю получать решения разными способами.
- Нравится, когда на занятиях нужно рассуждать и думать.
- Люблю решать сложные задачи, делать трудные задания.
После того, как дети сделали выбор, учитель разделяет все ответы по мотивам:
Суждения | Мотивы |
1–3 |
Долга |
4–6 |
Самосовершенствования |
7–9 |
Благополучия |
10–12 |
Престижности |
13–15 |
Избегания |
16–18 |
Мотивация содержанием |
19–21 |
Процессом познания |
«Лесная школа»
Эта диагностика подойдет для исследования мотивации к обучению младших школьников. Педагог предлагает детям вместо обычной школы посетить фантазийную лесную. После того, как ребята подумали, они описывают все «увиденное», отвечая на тематические вопросы:
- Какой вы увидели эту школу?
- Что за предметы изучают в ней?
- Кто для зверят стал в лесной школе учителем?
- Какими качествами обладает такой педагог?
- Что за оценки получают обучающиеся в лесной школе?
- Как проходит учеба зверят в ней?
Диагностика эффективна, так как, отвечая на вопросы о придуманной школе, дети опосредованно передают собственные ощущения от реального образовательного процесса. Так, представляя лесную школу или какие-то ее процессы в негативе, они информируют педагога о своих впечатлениях о настоящих событиях, своих успехах и неудачах в учебе.
Методика «Направленность на оценку»
Она лучше подходит для диагностики мотивации к обучению 6–7 классов и позволяет определить то, насколько важна для ученика школьная оценка, то есть выявить отметочную мотивацию.
Ребенок должен ответить на предложенные вопросы, поставив рядом «+» («Да») или «–» («Нет»).
Вопросы:
- Помнишь тот момент, когда тебе поставили двойку первый раз в жизни?
- Испытываешь беспокойство, если твои оценки ниже, чем получают другие?
- Перед школьной контрольной бывает, что твое сердце бьется сильнее, чем всегда?
- Если говорят, что поставили тебе плохую оценку, ты краснеешь?
- Твое настроение в выходной портится, если перед этим получил низкую отметку?
- Вызывает ли у тебя озабоченность, если долго не спрашивают, не вызывают к доске?
- Тревожит ли тебя то, как отреагируют одноклассники на поставленную тебе отметку?
- Если получил хорошую оценку, хорошо ли готовишься к другому уроку по этому предмету, ведь обычно подряд не спрашивают?
- С тревогой ли ты ждешь вопроса?
- Считаешь, что учиться было бы лучше, если б не ставили оценки?
- Если не получишь отметку, то хочешь ли, чтобы тебя все равно спросили?
- Будешь ли активным на уроке, если уже получил оценку?
на наши новости
500 000 пользователей!
По первым 9 вопросам педагог начисляет за каждое «Да» по 1 баллу, по остальным – за ответы «Нет». Потом все суммируются. Отметочная мотивация ребенка больше, если получен высокий результат.
Выявление мотивов к учебе
Эта методика диагностики мотивации к обучению чаще используется у подростков и определяет стимулы в обучении.
Школьник должен внимательно ознакомиться со всей анкетой и отметить только три пункта, больше всего отвечающих его желаниям и потребностям.
- Учусь, так как интересно.
- Занимаюсь, чтобы не получать плохие оценки.
- Учусь, так как многое надо знать.
- Хожу в школу, чтобы потом легко работать.
- Учусь, чтобы семья была довольна.
- Занимаюсь, чтобы быть не хуже товарищей.
- Учусь, так как просто нравится.
- Хожу в школу, чтобы получить похвалу от учителя.
- Занимаюсь, иначе родители за плохую оценку накажут.
- Учусь, чтобы за успехи ставили в пример другим.
- Хожу в школу, так как узнаю в ней много нового.
Определение результатов:
Номер отмеченного утверждения< | Мотив |
1; 7; 11 |
Познавательный |
Социальные: |
|
3; 4 |
Широкий |
6; 10 |
Узкий |
2; 9 |
Избегания неприятностей |
5; 8 |
Ориентация на одобрение |
Советы родителям, чтобы повысить мотивацию к обучению
- Лучше обучать в игровой форме.
Используя такой интересный инструмент, педагог добивается хороших результатов. Придумав игру (с учетом итогов диагностики мотивации к обучению), которая стимулирует и привлечет ребенка, можно повысить его желание обучаться, в этой форме он легко делает те задания, которые вызывали сложности.
Разного типа занятия позволяют добиться особых результатов. Так, соревновательные игры-тренинги и интеллектуальные упражнения на время позволяют детям оценить свою подготовку. Сравнение успехов соперников и своей команды выявляет пробелы в знаниях, стимулирует учебную активность.
Игровая форма подходит для вовлечения в образовательный процесс даже отстающих учеников, так как нет обычной балльной оценки.
- Необходима поддержка увлечений.
Важно, чтобы ребенок сам определял любимые виды деятельности. Это позволяет раскрыть таланты детей, развить то, что они уже умеют делать.
- Маленькие поощрения, а не большие награды.
Вознаграждения за хорошие результаты, успехи не должны быть в виде денег или существенных презентов, иначе привыкшее и сообразительное дитя скоро потребует большего. Намного лучше обычная конфета или торт за особые заслуги (если позволяет здоровье). Для ребенка и поощрение, и показатель доверия возможность делать то, что хочет: подольше погулять, поиграть, сходить в цирк или в гости и др.
- Интересуйтесь не отметками, а новыми знаниями.
Намного лучше, если вместе подумаете о том, где пригодятся школьные навыки, выслушаете рассказ о впечатлениях. Это позволяет ребенку заглянуть в будущее, научиться размышлять об этом. А отметки – лишь личностное восприятие педагогом знаний ученика.
Помните, что ребенок, как и взрослый, имеет право на ошибки, на «Забыл». Если он расстроен из-за плохой оценки – нельзя ругать, наказывать, ему в это время необходима поддержка родителя-друга.
- Научите ребенка минимизировать стрессы.
Лучше всего для этого подходит рассказ о собственном опыте решения школьных проблем. Покажите свои детские неудачи, страхи и то, что сейчас стало результатом их преодоления.
Важно, чтобы ребенок доверял вам, знал, что его всегда выслушают и не будут стращать. От родителей важно получить уроки преодоления стрессовых ситуаций, чтобы уметь их переживать.
Веде́ние ребенка по всему процессу получения знаний базируется на регулярно проводимой диагностике мотивации к обучению в школе – от периода подготовки дошкольников до ее коррекции у студентов. Если что-то упущено родителями либо педагогами, помните, что всегда возможно развить у ребенка стремление к знаниям, основывая его на доверии и внимании.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: