Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Педагогические методы формирования экологического мышления
Главная > Блог > Педагогические методы формирования экологического мышления
22.05.2023
659
Время чтения: 16 минут

Педагогические методы формирования экологического мышления

О чем речь? Формирование экологического мышления у детей является залогом гармоничных отношений между человеком и природой в будущем. Это качество необходимо не только при выборе смежных профессий, оно относится к категории soft skills.

Как оценить? Именно понимание ребенком своего неразрывного единства с окружающим миром позволяет говорить о его гуманных чувствах. Какие педагогические методики помогают развивать экологическое мышление?

Оглавление:
  1. Что такое экологическое мышление человека
  2. Особенности формирования экологического мышления у детей в ДОУ и школе
  3. Методы формирования экологического мышления школьников и дошкольников
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое экологическое мышление человека

Понятие «экологическое мышление» обобщает в себе осознание ценностей и соединение всех элементов экосистемы на планете. Оно также означает, что человек отдает себе отчет в том, что его действия или бездействие накладывают отпечаток на природу Земли в целом и ее сохранность.

Экологическое мышление

Экомышление – это умение человека постигнуть взаимосвязь мира, осознать свое влияние на жизнь и природу планеты, помогать эволюционным процессам. Именно такое определение приведено в докладе «Навыки будущего» экспертами Global Education Futures и WorldSkills Russia.

В реалиях XXI века такой образ мысли считается одним из основных для людей, в частности для молодежи. Ведь именно молодое поколение олицетворяет наше будущее, и ему предстоит решать, что станет с планетой: как работать с климатическими изменениями, восполнять дефициты природных ресурсов, как избежать энергетических проблем, как бороться с отходами и решать иные сложные задачи.

Что лучше – большие зеленые города или экопоселения? Как уберечь от исчезновения флору и фауну? Что предпринять, чтобы на Земле больше не случались техногенные катастрофы и эпидемии? И самое главное: как же человеку выстоять в стремительно меняющихся условиях жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, безусловно, лучше всего развивать в себе современное экологическое мышление и понимать необходимость экологических основ жизни.

Раньше экологическое мышление считалось атрибутом некой специальности, а в нынешних реалиях оно становится обязательным навыком, который должен развиваться у каждого человека на планете.

В общем, если у вас развито подобное мышление, то оно способно помочь в разных сферах жизни, при этом нет никаких ограничений по возрасту, национальности, статусу в обществе, выбранной профессии:

  • Экологичный образ жизни: сортировка и сокращение мусора, выбор экотоваров и услуг, прекращение избыточного потребления, формирование здоровых пищевых привычек, разумное использование и экономия природных ресурсов – воды, газа, энергии, древесины.
  • Если говорить о профессиональном экомышлении, то оно подразумевается в контексте принятых решений, насколько они влияют на сохранность планеты либо же, наоборот, заставляют увядать экосистему Земли.

Если рассматривать социально-экологическое мышление в процессе общения людей, то оно является частью таких категорий, как лидерство и новаторство. Люди, которые мыслят экологично, обычно подтягивают свой круг общения к такому типу мышления.

Особенности формирования экологического мышления у детей в ДОУ и школе

Чтобы будущее поколение росло с пониманием своей ответственности за состояние нашей планеты, нужно развивать экологическое мышление с самого малого возраста. Сейчас уже эта необходимость понятна всем. Если обратиться к Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО), начинать формировать экомышление у детей лучше со школы [ФГОС ООО, 2021].

Что же входит в категорию знаний по выработке современного экологического мышления у детей? Это в первую очередь умение следовать требованиям адекватного поведения по отношению к природе и своему здоровью, а также навык безопасного образа существования. Уже с начальной школы (1–4 классы) ученикам следует рассказать, как экологично строить свою жизнь и вести себя в природе.

Экологическое мышление

Когда дети переходят в среднюю школу, знания об экомышлении слегка усложняются, поскольку и сам уровень развития и сознательности учеников к этому времени возрастает. Например, в рамках Образовательных стандартов установлено «развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [ФГОС ООО, 2021]. В основном в навыках общения с людьми, определении будущего рода деятельности, социальном взаимодействии.

Помимо этого, необходимо донести до учеников важность знаний о «физических основах и принципах действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, промышленных технологических процессов, их влиянии на окружающую среду», чтобы в последствии дети знали, что влечет за собой техногенные и экологические катастрофы.

Старшеклассникам, которые уже владеют базовыми знаниями в области физики, химии, биологии, географии, ОБЖ, экономики и обществознания, необходимо изучать экологическую культуру и экологическое мышление углубленно [ФГОС ООО, 2021]. Рассмотрим подробнее, что стоит узнать ребятам в старших классах.

Для учащихся 10–11 классов предусмотрены следующие обязательные компетенции в области экологического мышления:

  • понимание географических принципов, которые влияют на процессы, протекающие в рамках природных, экологических и социально-экономических проблем;
  • познания о взаимосвязи природы и социума;
  • умение разбираться в последствиях деятельности человека по отношению к природе и делать соответствующие выводы;
  • способность рассудительно подходить к информации об экологических процессах, которую можно почерпнуть в разных источниках, формировать собственное мнение по экологическим вопросам;
  • умение адекватно оценивать существующие на текущий момент риски, связанные с экологией;
  • знание законодательной базы, регулирующей вопросы охраны природы, ресурсо- и энергосбережения;
  • осознанное понимание необходимости мыслить экологично, соблюдать действующие правила и предписания.

Это лишь часть пунктов, которые описаны в официальном документе, полную версию всех необходимых навыков и знаний об экологическом мышлении можно найти в источнике [ФГОС ООО, 2021].

Подробнее о формировании компетенций экологического мышления в условиях реализации ФГОС вы можете узнать на нашем курсе.

Методы формирования экологического мышления школьников и дошкольников

Как можно сформировать экологчиеское мышление у детей? Рассмотрим несколько способов.

Изучение природы

Желание познать окружающий мир и любовь к природе – залог успешного формирования у ребёнка экологического мышления.

Экологическое мышление

Есть много способов, как этого мышления достичь: книги, кино, эксперименты. Но, пожалуй, самый лучший и эффективный – познавать природу самому. И это означает не только смотреть на окружающий мир, а задействовать все свои органы чувств.

Пусть ребенок много времени гуляет на улице, в озелененных парках и районах, сделайте с ним кормушку для птиц. Все этого поможет малышу с интересом познавать окружающий мир и чувствовать свою связь с ним. И чем чаще он будет приводить время наедине с природой, тем скорее полюбит ее.

Вообще, находясь с окружающим миром во взаимосвязи, ребенок приобретает не только новое для него экологическое мышление, а в целом более плодотворно развивается:

  • прогулки в лесопарках очень хорошо влияют на иммунитет и оказывают оздоровительное действие благодаря высокому содержанию фитонцидов;
  • находясь на природе, ребенок активно развивает восприятие и мелкую моторику за счет разных текстур вокруг, которые с интересом изучает;
  • исследования доказали, что если большую часть времени ребенок будет проводить на улице, а не перед экраном смартфона или компьютера, то его психологическое состояние станет гораздо стабильнее;
  • прогулки на свежем воздухе в принципе крайне полезны для здоровья;
  • природа оказывает успокаивающее действие даже на самого активного малыша, она статична, поэтому дети на прогулке больше концентрируют свое внимание и ведут себя спокойнее.

Чтение эколитературы

Для развития у ребенка экологического мышления, помимо регулярных вылазок на природу, стоит также читать книги об устройстве нашего мира. Сейчас вы можете найти отличные издания по этой тематике:

Экологическое мышление

Для самых маленьких исследователей 3–4 лет можно почитать «Экологические сказки» Елены Ульевой. Эта трогательная книга повествует о попытках спасти планету от мусора. Главные герои – мальчик Тима и его друг супергерой Гринмэн. Автор очень деликатно внедрила в повествование правильные экологичные привычки для самых маленьких.

  • Малышам постарше, в возрасте от 5 лет, должна понравиться книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Она расскажет, куда же мусор отправляется после свалки, как органично перерабатывать отходы и куда выбрасывать батарейки и электроприборы, если их нельзя сваливать в общий мусорный бак.
  • Деткам младшего школьного возраста будет интересна книга Лилии Шабутдиновой «Как маленькому человеку помочь большой планете». В ней говорится о том, с какими экологическими проблемами столкнулась наша планета и как с ними бороться, а также как внедрять в жизнь осознанное экологическое мышление для того, чтобы своими действиями помогать Земле.
  • Для более взрослой аудитории, в частности для подростков, подойдет произведение Марии Ершовой «Маленькая книга зеленой жизни». В ней подробно рассказано о вреде пластика, о том, почему производство овощей и злаковых культур вовсе не экологично, как все думают. Кроме того, книга поможет понять, как уменьшить выбросы углекислого газа. В конце издания есть пустые страницы, на которых подросток может записывать родившиеся у него идеи.

В этом возрасте детям будет полезно также вместе с родителями наблюдать за окружающим миром, записывать свои открытия, вести дневник изменений природы и календарь погоды, узнавать, какие растения и животные обитают в родном регионе.

Походы

Детям школьного возраста уже вполне можно начинать ходить в походы со взрослыми, а также посещать различные мероприятия экологической направленности. Сейчас доступно большое количество курсов исследования природы и осознанного потребления.

Благодаря знатокам в этой области можно получить знания об экологическом мышлении, которые включают в себя много практической пользы:

  • как разжечь огонь разными способами, в том числе без использования спичек;
  • как разбираться в карте звездного неба, созвездиях и как с помощью этого ориентироваться на местности;
  • как выследить животное;
  • как понять по природным явлениям, какая ожидается погода;
  • как ориентироваться по географическим картам;
  • что считается полезным перекусом, как и из чего такой приготовить;
  • как из природных материалов сделать игрушки;
  • что такое «партизанское садоводство» (способ озеленить те участки, на которых совсем ничего не растет, например, давно заброшенные скверы и парки) и как его использовать в жизни (достаточно на прогулке иметь при себе пакетик семян, и, если вам встретилось неухоженное место, высадить их там);
  • как наблюдать за птицами.

Экологическое мышление

Да, многие скажут, что в век новых технологий, GPS и вышек сотовой связи детям все эти навыки могут быть и не нужны, но они точно помогут сформировать экологическое мышление у ребёнка, а также будут способствовать тому, чтобы дети больше времени проводили на природе, а не с гаджетами, да и в целом поняли, как можно обойтись без них.

Развитие экопривычек у детей и их родителей

Большинство родителей уверены, что за сохранность планеты призваны отвечать только мировые лидеры, однако это вовсе не так. Если каждый будет ежедневно совершать один маленький шажок для формирования у нас и наших детей экологического мышления, то общими усилиями мы позаботимся о своей Земле.

Что можно делать совместно с ребенком для сохранения экологии:

  • Сортировать отходы. На первом этапе многим сложно сразу понять принцип сортировки всех видов отходов, поэтому можно начать с малого: сдавайте только стекло, или пластик, или бумагу.
  • Экономить воду. Удивительно, но если выключать кран во время чистки зубов, можно экономить до 7 литров воды за раз. Согласитесь, такое действие выполнять несложно.
  • Не пользоваться пластиковыми пакетами. Лучше ходить за покупками с тряпичными шопперами. Кстати, их нетрудно сшить, привлеките к этому занятию вашего ребёнка.
  • Участвовать в субботниках. Сколько плюсов вы получите: время на свежем воздухе, общение с людьми и облагораживание места, в котором живете.
  • Избавляться от батареек правильно. Очень важно объяснить ребенку, насколько пагубно батарейки влияют на экологию планеты: батарейка разлагается до 100 лет и содержит в себе ядовитые вещества, которые отравляют нашу экосистему при неправильной утилизации. Научите детей вместе с вами извлекать из игрушек и других приборов севшие батарейки и выбрасывать их в предусмотренные для этого мусорные ящики. А еще лучше перейти на многоразовые аккумуляторы.

Экологическое мышление

  • Пользоваться многоразовой посудой. Приобретите себе и ребенку стеклянную или крепкую пластмассовую бутылку (только проследите, чтобы на ней была обязательная маркировка BPA free), вместо того чтобы регулярно покупать воду в пластиковой таре.
  • Учиться осознанному потреблению. Конечно, современному ребенку очень трудно перестать играть в хлипкие дешевые машинки или игрушки из «киндер-сюрпризов», но все-таки родителям рекомендуется научить малыша осознанному потреблению. Оно заключается в том, чтобы дети с малых лет начали осознавать важность и необходимость той или иной покупки. Скопившиеся ненужные вещи, которые еще в нормальном состоянии, можно отдать в благотворительные фонды, либо поменяться с друзьями, либо попробовать переделать их во что-то более необходимое.
  • Отдавать предпочтение натуральным материалам. Сейчас есть огромное количество невероятно красивых и экологичных игрушек из дерева, ткани или натурального каучука. Они гораздо полезнее и тактильно более приятные, нежели пластмассовые, а также они помогают обеспечивать благополучие экосистемы на планете.

Если вы хотите сохранить природу и заботиться о Земле, то важно изменить свой образ жизни на экологичный. Наш мир может остаться чистым и прекрасным, но только с нашей помощью, поэтому приобщайтесь к экологическому мышлению сами и учите ему своих детей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw