Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Эрготерапия: лечение занятостью
Главная > Блог > Эрготерапия: лечение занятостью
30.01.2023
1116
Время чтения: 17 минут

Эрготерапия: лечение занятостью

Что это такое? Эрготерапия – способ улучшить возможности людей, особенно имеющих проблемы со здоровьем. Она направлена на восстановление или повышение работоспособности с помощью специальных упражнений. По сути, эрготерапевты учат, в том числе заново, навыкам, которые утратил человек.

В чем особенности? Методику используют при различных заболеваниях и патологиях, при этом возраст пациента не имеет значения. Вместе с этим она помогает родственникам наладить отношения с больным и научиться правильно взаимодействовать с ним.

Оглавление:
  1. Что такое эрготерапия
  2. Кому нужна эрготерапия
  3. Задачи и формы эрготерапии
  4. Лечебные факторы эрготерапии
  5. Реабилитация с помощью эрготерапии
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое эрготерапия

Любая осмысленная целенаправленная деятельность повышает человеческие возможности. Этот принцип лежит в основе эрготерапии (от греческого ergon – «работа», «дело», «деятельность») – раздела медицины, направленного на оценку, развитие и восстановление активности людей, потерявших двигательные способности вследствие болезни или травмы. В английском варианте эта сфера называется occupational therapy – «лечение занятостью».

Эрготерапия

Эрготерапия (как медицинское направление) начала практиковаться в Европе после Второй мировой войны. В тот период множество людей трудоспособного возраста не имели возможности вести обычный образ жизни в связи с полученными в результате боевых действий травмами, увечьями. В России об эрготерапии заговорили около 20 лет назад.

Принципы реабилитации, которые лежат в основе эрготерапии, были сформулированы американским врачом Уильямом Рашем Дантоном в начале прошлого века. Ниже приведем некоторые из них:

  • человек нуждается не только в пище и воде, но и в деятельности;
  • каждый должен заниматься как умственным, так и физическим трудом;
  • деятельность должна иметь смысл для человека, вызывать позитивные эмоции;
  • разум, тело и душа могут быть исцелены осмысленной деятельностью.

Цель эрготерапии заключается в восстановлении обычной для человека жизнедеятельности с учетом перенесенных травм или заболеваний. Это специально разработанный комплекс реабилитационных мероприятий, который помогает пациенту вновь обрести навыки ухода за собой, решения бытовых задач, проведения досуга.

Эрготерапевт ориентируется как на характер заболевания и степень тяжести физического состояния, так и на психологический настрой больного. Немаловажную роль в реабилитации играет и социальная составляющая.

Основное средство реабилитации, используемое в этом направлении медицины, – специальный комплекс лечебной гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики и координации движений. Благодаря упражнениям повышаются двигательные, эмоциональные и когнитивные способности человека.

Гимнастика подходит для улучшения возможностей пациентов, перенесших различные заболевания, однако чаще всего эрготерапию используют после инсультов, травм опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых повреждений. Также система применяется при работе с детьми, страдающими психическими заболеваниями. Методика позволяет вернуть людей к обычной жизни, восстановить их трудовые и профессиональные навыки.

Кому нужна эрготерапия

Использование эрготерапии в реабилитации показано в случаях:

  • врожденных аномалий развития верхних и нижних конечностей;
  • заболеваний и поражений центральной нервной системы (инсульты, черепно-мозговые травмы, рассеянный склероз);
  • заболеваний опорно-двигательного аппарата (повреждений и болезней позвоночника, суставов);
  • нарушений социальной адаптации, аутизма;
  • заболеваний и повреждений костей, мышц, ампутаций.

Методы эрготерапии включают в себя игровые элементы и специальные тренажеры, которые помогают пациентам обрести бытовую независимость, в том числе умение самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать, выполнять гигиенические процедуры, перемещаться по дому, по улице и т. п.

Кому нужна эрготерапия

Пациентами эрготерапевтов становятся люди разного возраста, если их физическая или социальная активность, невозможность обслуживать себя в быту вызвана физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями.

В педиатрии эрготерапия используется для детей с ОВЗ, в том числе для лечения ДЦП. В неврологии и нейрохирургии – для реабилитации взрослых пациентов, перенесших травмы позвоночника, спинного мозга, инсульты, повлекшие за собой поражение периферической и центральной нервной системы. Также методика подходит для людей, страдающих буллезным эпидермолизом, в связи с тем, что им затруднительно самостоятельно заботиться о себе, организовывать свой досуг.

Поскольку в России это направление медицины не так широко известно, как в европейских странах, то родители зачастую задаются вопросом о том, в чем заключается помощь эрготерапевта для них самих и их ребенка.

Хотя сегодня специальность эрготерапевта в России официально не утверждена, деятельность, выполняемая в рамках трудотерапии (эрготерапии), не является новой. Те же самые задачи выполняют узкие специалисты: педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, инструкторы ЛФК. Постепенно, используя опыт Европы и США, в России также начали профильно и углубленно использовать в работе все необходимые инструменты этого направления.

Занятия эрготерапией

Занятия эрготерапией показаны:

  • Детям с признаками СДВГ, гиперактивности, с проблемами усидчивости и концентрации внимания. В этом случае специалист проводит диагностику, выявляет нарушения сенсорной интеграции, неинтегрированные примитивные рефлексы, после чего предлагает специальные упражнения, которые в игровой форме помогут справиться с существующими проблемами. Рекомендации просты в исполнении, легко встраиваются в обычный распорядок дня.
  • Детям с проблемным сном, которые тяжело засыпают, часто просыпаются, мало спят. В таком случае специалист определяет причины нарушения сна, выясняет, связаны ли они с особенностями развития, после чего дает родителям рекомендации по укладыванию ребенка спать.
  • Детям с особенностями приема пищи, которые плохо или мало кушают, едят только ограниченный перечень продуктов, а также недоношенным малышам. Эрготерапевт в этом случае оценивает навыки принятия пищи, а также уровень развития необходимых для этого функций, рекомендует родителям специальные приемы, способные облегчить процесс кормления, позволяющие освоить навыки самостоятельного сосания, глотания и жевания, а также избавляющие от нежелательного поведения при приеме пищи.
  • Детям, испытывающим сложности с освоением горшка, которые не осознают позывов организма, отказываются сидеть на горшке и т. п. В этом случае специалист определяет, что является причиной такого поведения, дает рекомендации родителям, как справиться с проблемой.
  • Детям со странностями в поведении и отставанием в развитии, которые ходят на носочках, жуют одежду, раскачиваются, плохо усваивают новое, выполняют навязчивые движения и т. п. В этом случае эрготерапевт выявляет причину, дает рекомендации по уменьшению проявлений странного поведения.
  • Детям, испытывающим сложности с освоением мелкой моторики. Специалист определяет возможности рук, выявляет причину проблемы, дает необходимые рекомендации, в том числе указывает на необходимость тейпирования, использования ортезов, подбирает комплекс упражнений.
  • Детям с аутизмом или многочисленными пороками развития эрготерапия поможет в оптимизации режима дня. Специалисты расскажут, как правильно организовать процесс ухода за ребенком, повысить уровень самостоятельности и т. п.

Задачи и формы эрготерапии

Занятия эрготерапией подходят людям любого возраста, страдающим физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями, отстающим в развитии, а также в случае возрастных изменений. У этого направления медицины нет противопоказаний.

Чтобы четче определиться с задачами эрготерапии в конкретном случае, специалист до начала работы определяет степень влияния нарушений на повседневную деятельность пациента. В обязательном порядке учитываются особенности личности человека, его характер, предпочтения, желания и пр.

Задачи и формы эрготерапии

Не остается без внимания и окружающая обстановка, оценивается, насколько она безопасна для больного, а также учитывается взаимодействие пациента с постоянно окружающими его людьми в разных ситуациях.

Эрготерапия основывается на нижеприведенных принципах:

  • трудовая деятельность адаптируется под возможности человека с учетом его заболевания или травмы, делится на группы в соответствии с анатомо-физиологическими принципами и сложностью выполнения;
  • применение эрготерапии в комплексе с другими средствами лечения и реабилитации (для улучшения эффекта);
  • восстановление нарушенных функций организма за счет продолжительной и систематической работы опорно-двигательного аппарата;
  • упрощение перехода от восстановления двигательной активности к повторному обретению профессиональной трудоспособности;
  • недопущение выполнения упражнений за счет отрицательных компенсаторных реакций.

Выделяют такие формы эрготерапии, как:

  • тонизирующая, в задачи которой входит поддержание жизненного тонуса, трудоспособности и возможностей физической нагрузки;
  • восстановительная – применяется при нарушениях определенных функций и направлена на их возобновление;
  • ориентировочная – направлена на оценку трудоспособности ребенка, его профессионального профиля;
  • продуктивная – используется как заключительный этап лечения для восстановления профессиональной трудоспособности.

Лечебные факторы эрготерапии

С точки зрения физиологии, эта отрасль медицины направлена на восстановление и повышение мышечной силы, подвижности суставов, нормализацию кровообращения. По мнению психологов, она помогает обрести эмоциональную устойчивость, переключая внимание с основного заболевания. С социальной позиции эрготерапия помогает адаптироваться в коллективе, дает возможность устроиться на работу.

В эрготерапии выделяют два основных направления:

  • Занятие трудом – помогает максимально активизировать физическую, психологическую сферы, отвлечь от заболевания и преодолеть его. Существенную роль в подобной деятельности играет психологический аспект.
  • Терапия трудом – направлена на применение в лечебных целях осмысленных трудовых процессов, отвлечение пациента от мыслей о болезни и помощь в возращении к нормальной трудовой жизни. При этом деятельность должна помогать в развитии творческих способностей и соответствовать физическим возможностям больного.

Реабилитация с помощью эрготерапии

Эрготерапия – методика, сформированная на применении знаний различных направлений: медицины, физиотерапии, психологии, педагогики. Реабилитационные мероприятия основаны на использовании двигательной активности, способствующей восстановлению мелкой моторики и координации движений.

Реабилитация с помощью эрготерапии

При выборе подходящей программы реабилитации учитывают состояние пациента, его конкретные проблемы, которые необходимо решить. Действия специалиста направлены на помощь в:

  • возвращении бытовой самостоятельности;
  • умении справляться с домашними делами;
  • обретении способности передвигаться;
  • самостоятельном приеме пищи;
  • развитии сенсомоторики (понимании верного стереотипа движений);
  • тренировке графомоторики.

Хотя результаты у пациентов будут индивидуальными, в целом занятия эрготерапией помогают:

  • возобновить мышечную и нервную активность за счет использования специальных трудовых процессов;
  • восстановить и укрепить общий тонус организма;
  • адаптироваться в социуме;
  • вернуть мотивацию и положительный настрой к жизни.

Приступая к лечению, специалист ставит перед собой и пациентом определенные цели, которые стремится достичь. К примеру, у ребенка не действует правая рука, однако он хочет писать и рисовать. Эрготерапевт будет работать с ним до получения результата – развития навыков рисования и письма.

Реабилитация с помощью эрготерапии

Цели могут быть краткосрочными, долгосрочными, множественными. Они определяются в тандеме специалиста и пациента (или родителей больного ребенка). Подобранный вид деятельности адаптируется под возможности человека и окружающую его обстановку таким образом, чтобы человек мог сам его выполнять.

Дети с нарушениями в развитии часто испытывают сложности с приемом пищи, родители не знают, как их правильно кормить. Работая с такими малышами, специалист учитывает множество аспектов, включая положение тела (для неподвижных пациентов), консистенцию пищи, технику кормления, используемую посуду и столовые приборы и т. п.

К примеру, если ребенок испытывает сложности с длительным нахождением в сидячем положении, сползает со стула, можно воспользоваться специальным креслом с подлокотниками, которые помогут преодолеть эти проблемы.

Дети-дошкольники, нуждающиеся в помощи, зачастую испытывают сложности с самообслуживанием или самостоятельными играми. Поставив конкретные задачи, специалист применяет различные методы организации окружающей среды, развития и тренировки необходимых навыков, проводит обучение родителей приемам эрготерапии, учит использованию специальных приспособлений.

К примеру, для малышей, которые не умеют сами завязывать шнурки или застегивать пуговицы, можно подобрать обувь на липучках и одежду на кнопках или без застежек вообще (футболки, водолазки и т. п.).

Эрготерапию нередко путают с физической терапией, поскольку и те, и другие специалисты могут работать с одним человеком. Тем не менее, это разные специализации.

Основная задача физического терапевта – помочь пациенту в развитии движений, обретении или восстановлении двигательной активности. К примеру, он учит больных с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельно перемещаться из кровати в инвалидную коляску, развивать функции рук и ног после переломов и т. п.

Основная задача эрготерапевта заключается в максимально возможном восстановлении личной, бытовой, трудовой самостоятельности человека.

Люди с ограниченными возможностями особенно нуждаются в психологической поддержке. Помимо рекомендаций, упражнений и техник, эрготерапевт оказывает моральную помощь, мотивирует пациента.

Специалист по эрготерапии помогает как больному, так и его родным стимулировать различные виды активности и встраивать их в обычную жизнь.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw