Что такое художественно-эстетическое развитие детей
Сохранить статью:
О чем речь? Художественно-эстетическое развитие детей – это одна из основных задач современных педагогов. Чтобы воспитать всесторонне развитого и духовно богатого человека, нужно уделять внимание всем аспектам личности ребенка.
Как организовать? Художественно-эстетическое воспитание формирует способность видеть прекрасное в жизни. Развить этот навык помогает сочетание разных видов деятельности, которые впоследствии помогут ребенку воспринимать мир через призму художественных образов. Для выполнения задачи необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей, а также вовлекать в процесс родителей.
Понятие и задачи художественно-эстетического развития детей
Процесс художественно-эстетического воспитания детей до 7 лет – это один из способов развития творческой составляющей личности ребенка. Его активное внедрение в педагогическую практику позволяет достичь конкретных задач: развивает способности детей замечать красоту вокруг себя, видеть и давать оценку прекрасных моментов не только в повседневной жизни, но и в искусстве.
Основными направлениями художественно-эстетического развития дошкольников являются активная деятельность и созидание. При этом сам процесс строится таким образом, чтобы он не только оставался в рамках одного лишь наблюдения за окружающим миром и искусством, но и способствовал формированию навыков создания чего-либо кардинально нового.
В связи с этим наиболее важной частью процесса обучения дошкольников является применение различных вариантов их деятельности на всех этапах художественно-эстетического воспитания.
Можно сказать, что художественно-эстетическое развитие детей направлено в первую очередь на зарождение у человека способности видеть и оценивать окружающее с точки зрения гармонии, красоты, культурной ценности. К основным задачам педагога относится грамотная подача информации о необходимости внедрения элементов творчества в жизнь детей.
Цели, которые преследует художественно-эстетическое воспитание детей
Получение теоретических навыков:
- развитие способности воспринимать красоту вокруг себя и видеть прекрасное в искусстве;
- зарождение у человека тяги к культуре и искусству всего мира;
- процесс формирования необходимости созерцать красоту;
- развитие тонкого вкуса и ощущения гармонии.
Практические умения, полученные в результате обучения:
- стимуляция у ребенка способности к творчеству;
- побуждение вести активную и результативную творческую деятельность;
- мотивирование ребенка к проявлению интереса к познанию нового, проведению экспериментов с различными материалами и предметами для самовыражения в творчестве.
Для того чтобы добиться успехов в развитии вышеупомянутых навыков у воспитанников детского сада, воспитатели обязаны четко следовать определенным условиям:
- Рабочий процесс должен проходить в границах художественно-эстетического вектора и обязательно учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности развития.
- Формирование тонкого вкуса и способности к восприятию красоты при помощи работы с элементами искусства и реальностью окружающего мира.
- Развитие умения чувствовать прекрасное через знакомство с различными видами творчества.
- Проведение экскурсий для дошкольников по наиболее интересным местам города (или иного населенного пункта), знакомство его с культурными и историческими событиями.
- Знакомство с профессиональной деятельностью родителей.
- Посещение совместно с воспитанниками подходящих им по возрасту мероприятий. Это могут быть художественные выставки, концерты и другие тематические экспозиции.
- По возможности включить в процесс обучения воспитанников программу народно-прикладного творчества.
- Обеспечение воспитанников всем необходимым для проявления ими своих творческих способностей и приобретенных в процессе художественно-эстетического развития детей в ДОУ навыков и знаний.
6 функций художественно-эстетического развития детей
- Обучение. Увеличивается кругозор детей и объем знаний о мире, в котором они живут. Предоставляется возможность постоянно получать новую информацию, а это одна из базовых потребностей ребенка.
- Воспитание. Дети знакомятся с элементами мировой художественной культуры, учатся созерцать красоту даже в самых простых вещах.
- Работа в коллективе. Дети начинают работать в команде, коллективно решая задачи и обсуждая новую информацию.
- Творчество. Происходит стимуляция детей к демонстрации приобретенных творческих навыков, они учатся работать с образами, трактовать свое видение эталонов красоты.
- Игра. В процессе игры у воспитанников не только появляется отличное настроение и происходит эмоциональная разрядка, но и активно усваивается новая информация.
- Отдых и обретение внутренней гармонии с собой. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает знакомство с классическими музыкальными и литературными произведениями, исполнение песен в хоре, участие в постановках и спектаклях, что положительно сказывается на внутреннем состоянии ребенка.
Формы организации художественно-эстетического развития детей
Для того чтобы художественное-эстетическое воспитание дошкольников приносило определенные результаты, крайне важно проводить с ними беседы о красоте окружающего мира, разговаривать о возвышенном и прекрасном. Все это повышает их интерес к творчеству и развивает потенциал, помогает осознать свою ценность в жизни.
Помимо этого, общение педагога с группой увеличивает тягу детей к изучению своего внутреннего мира, открывает сердце для любви и привязанности к близким и к миру в целом.
Чтобы воспитанник детского сада научился взаимодействовать с природой, необходимо регулярно способствовать его контакту с животными, растениями, цветами и т. д. Таким образом он научится не только не вредить окружающей природе, но и станет больше о ней заботиться и относиться с особым трепетом.
Познание искусства путем самостоятельной работы с его основными направлениями (музыкальными произведениями, художественной деятельностью, постановками на сцене и т. д.) или походы на спектакли, выставки и в музеи помогают ребенку прочувствовать ту особенную энергетику, развить в нем любовь к творчеству и впоследствии выбрать верный жизненный путь, полный эстетики и красоты.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей как раз направлено на формирование у них способности видеть и чувствовать энергетику искусства. В этих же целях в саду часто проводят праздники и небольшие театральные постановки, в которые обязательно включаются элементы танца, музыка, стихи, украшение зала и одежды выступающих.
на наши новости
500 000 пользователей!
Углубиться в основы физического развития помогают спортивные занятия на улице и в зале, групповая работа на участке или цветочной клумбе.
Наиболее действенные формы художественно-эстетического развития дошкольников в детском саду
- Игровая форма как нельзя лучше помогает познакомиться с основными направлениями искусства и творчества.
- Проведение занятий в группе, на которых дети учатся рисовать, лепить, конструировать и т. д., благотворно влияет на процесс формирования у них не только теоретических, но и практических умений и знаний.
- Чтобы наглядно показать, чему научились дети за определенный промежуток времени, проводятся выставки их работ.
- Различные прогулки и экскурсии по интересным местам города, выезды на природу способствуют повышению интереса к окружающему миру и учат с ним правильно взаимодействовать.
- Стимулируют заинтересованность творчеством и желание создавать предметы искусства народный фольклор, различные конкурсные задания, детские постановки и утренники.
Наверняка каждый из нас слышал об арт-терапии или терапии самовыражением в творчестве. Это относительно новое направление, которое с каждым годом все больше набирает популярность, ведь основной его задачей является изменение в лучшую сторону поведения и развитие дошкольников.
Наиболее эффективными признаны такие формы деятельности, как рисование, чтение сказок и рассказов, театральные и драматические постановки с учетом возраста детей, танцевальные и музыкальные занятия. Терапия проходит в форме игры, поэтому не вызывает у детей негативных эмоций.
Форму и вид терапии педагог подбирает индивидуально для каждой группы детей, опираясь на их возраст и особенности развития. Но есть и те виды деятельности, которые всегда актуальны для художественно-эстетического развития детей раннего возраста.
Например, к ним относятся изучение работ художников и обсуждение с воспитателем полученных впечатлений или созерцание объектов природы и архитектуры. Педагог должен проявить интерес к точке зрения каждого ребенка, это поможет ему осознать ценность своего мнения и повысит интерес к дальнейшему обучению.
Дети 5-6 лет уже могут лучше передать свою точку зрения на языке творчества, имея для этого достаточный уровень развития речи и мыслительных процессов. Поэтому для них доступны следующие приемы: проведение анализа предметов искусства и их сравнение, оценка качества своей работы и работ других детей в группе.
Способности к созданию предметов искусства формируются при помощи внедрения в работу разнообразных практических методов:
- Воспитанников возрастом от 2 до 4 лет педагог обучает основам рисования, лепки и иным техникам декоративно-прикладного искусства. И происходит это путем прямой демонстрации, ведь малышам так гораздо проще воспринимать новую информацию. В некоторых случаях воспитатель может оказать помощь ребенку, направляя и корректируя движения его руки с кистью/карандашом.
- Дети от 4 до 5-6 лет уже способны усвоить знания о различных формах, структуре и размерах предмета. Поэтому практическая часть работы подразумевает изображение этого предмета с учетом его характеристик.
- Воспитанники старшей и подготовительной групп участвуют в сюжетных постановках, учат песни и стихи, тренируя тем самым функцию долговременной памяти. Впоследствии данные навыки помогут им полноценно пользоваться всем объемом информации, которая хранится в памяти.
5 типов деятельности в рамках художественно-эстетического развития детей
Тренировка способности воспринимать предметы творчества происходит в стенах детского сада во время занятий: воспитанников знакомят с изображениями легендарных произведений искусства, показывают фотографии с памятниками архитектуры и скульптурных образов, помогают им выразить свои мысли и ощущения с помощью речи. В процессе различных видов занятий дети открываются, обнажая внутренние эмоции и переживания.
Созерцание работ (копий, фотографий) художников
Воспитанники младшей группы учатся визуальному восприятию в то время, когда педагог проводит с ними познавательный разговор.
- Ребенок должен постараться объяснить, что он видит на картине.
- В какие оттенки окрашены предметы на картине.
- Какие эмоции и чувства возникают у ребенка при виде картины.
Художественно-эстетическое развитие детей в средней группе подразумевает получение информации от педагога о видах живописи: портрет, натюрморт и пейзаж. Особый акцент делается на внимании детей к деталям и их значению, которое старался передать художник.
Рассказ по картине
С развитием умения думать и выражать свои мысли с помощью речи воспитанники детского сада тренируются объяснять смысл увиденного на картине и того, что, по их мнению, хотел донести художник с помощью красок, кисти и холста. Детям легче всего работать с сюжетными изображениями, близкими лично им: картинками, на которых присутствуют животные и птицы, а также фотографии с детских праздников, сценок или занятий.
Художественное слово (стишки, загадки, считалочки), шуточные задачки
Являются одним из наиболее эффективных способов развлечения малышей, во время которого происходит развитие их мыслительных умений (рассуждение, сравнение, анализ и поиск лучшего решения задачи), тяги к творчеству и даже тренировка памяти.
Арт-терапия, терапия самовыражением в творчестве
Способствует созданию непринужденной обстановки и выходу на контакт с педагогом. Рисование имеет большое значение для художественно-эстетического развития детей. В процессе арт-терапии частично исчезает умственная и физическая усталость детей, улучшается их настроение и дальнейшее желание обучаться.
В качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста используются терапевтические упражнения, которые основываются на разнообразных типах художественной деятельности и проводятся в форме игры.
Больше всего для данной возрастной категории подходят терапия рисованием, музыкой и танцами, а также театральные и драматические постановки.
Различные игры
Создание игровой ситуации и неожиданных моментов позволяет воспитанникам детского сада легче и быстрее влиться в процесс изучения искусства, стимулирует их стремление к самовыражению через активную самостоятельную деятельность. Игра может быть как частью структуры образовательного процесса, так и иметь самостоятельный характер (игры, в ходе которых дети примеряют на себя поведение и действия взрослых. Например, представляют себя на выставке в музее, на сеансе в кино или постановке в театре и т. д.).
Можем сделать вывод, что основной задачей программы обучения, настроенной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, является раскрытие у них потенциала к созданию предметов искусства, формирование умения замечать красоту вокруг, воспринимать и интерпретировать увиденное. Воспитатель в детском саду должен опираться на индивидуальные особенности развития каждого ребенка при составлении плана занятий и при необходимости оказывать помощь.
В завершение обучения детей проводится анализ приобретенных навыков и теоретических знаний, а также оценивается эффективность каждого из используемых воспитателем способов и приемов, корректировка последующего плана обучения с учетом выявленных недочетов.
Проводить проверку деятельности и уровня развития детей рекомендуется 2-3 раза в год: в начале учебного года, в середине и непосредственно перед его завершением. Приобретенные навыки эстетического восприятия и их степень оценивается с учетом всех основных направлений процесса обучения: художественных способностей и навыков разговорной речи, восприятия и усвоения новой информации.
Чем выше уровень художественно-эстетического воспитания детей в саду и их творческое восприятие разнообразных элементов окружающего мира, тем лучше будут показатели эффективности работы педагога.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: