Художественно-эстетическое развитие в группе: виды, формы и приемы
Сохранить статью:
Что это такое? Художественно-эстетическое развитие в группе – это занятия, связанные с искусством, музыкой, лепкой, рисованием, театральными постановками. Воспитатели начинают их проводить для ребят с младшего возраста, с каждым годом усложняя уроки.
Как осуществить? Что бы вы ни выбрали, следует сделать так, чтобы дети были заинтересованы в происходящем. Помочь им в этом могут родители, активно участвуя в деятельности группы. Это могут быть совместно сделанные поделки, разученные стихи или песни.
Суть художественно-эстетического развития
Многолетние педагогические и психологические наблюдения за детьми показывают, что формирование нравственных принципов, эстетического восприятия произведений искусства происходит постепенно.
Ребёнок первых лет жизни способен эмоционально реагировать на музыку, чтение сказок и стихотворений, с удовольствием занимается с пластилином и красками. Кроме того, замечено, что ранняя деятельность детей, направленная на развитие творческих способностей, формирует мыслительный процесс и интеллектуальную деятельность.
Перед воспитателями ДОУ ставится задача развивать в воспитанниках художественно-эстетическое восприятие окружающего мира. Это достигается организацией совместной деятельности педагогов и детей таким образом, чтобы происходило погружение ребёнка в мир словесных, зрительных и звуковых образов, способствующих развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Развитие происходит на прогулках, когда дети не просто наблюдают за объектами живой и неживой природы, но и оценивают их эстетически. Во время прослушивания детских сказок и стихотворений они высказывают свои суждения о поступках героев, сопереживают им.
При рассматривании изделий прикладного искусства у ребят развивается восприимчивость к оттенкам красок, форм, текстуры различных материалов. На музыкальных занятиях дети в словесной форме передают свои чувства по поводу прослушанной музыки.
В дошкольном возрасте дети любят творчески реализовываться в танце, через рисунок, лепку. Задача взрослых – всячески этому способствовать и направлять.
Задачи художественно-эстетического развития
Деятельность педагогов детских дошкольных образовательных учреждений в процессе художественно-эстетического развития воспитанников должна быть направлена на решение следующих задач:
- Освоение теоретических знаний:
- Знакомство с образцами мировой художественной культуры.
- Умение соотносить окружающие объекты с художественными образами.
- Формирование художественного вкуса и чувства гармонии.
- Воспитание потребности к эстетическому окружению.
- Формирование практических умений и навыков:
- Самостоятельная работа с материалами различной текстуры и инструментами для изготовления творческих поделок.
- Стремление к плодотворному творчеству.
- Развитие интереса к творческому процессу.
Поставленные задачи могут быть реализованы при соблюдении в детском саду следующих условий:
- Художественно-эстетическое развитие воспитанников осуществляется с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Обеспечение контактов с предметами искусства развивает художественное восприятие окружающей среды.
- Знакомство с разнообразными видами искусства формирует эстетический вкус.
- Организация занятий, знакомящих детей с местными культурными особенностями и историческими фактами.
- Взаимодействие с родителями позволяет повысить личностное восприятие детьми происходящего на занятиях.
- Посещение выставок, концертов, музеев приобщает детей к способам организации культурного досуга.
- Изучение региональных народных художественных промыслов формирует чувство гордости малой родиной.
- Самостоятельная деятельность воспитанников по созданию творческих объектов (рисунков, аппликаций и т. д.) должна осуществляться в пространстве, насыщенном различными образцами.
- Мини-выставки с поделками дошкольников в холле учреждения развивают личную мотивацию к творчеству.
Виды художественно-эстетического развития детей
Для художественно-эстетического развития детей необходимо общаться с ними на темы возвышенного и прекрасного. Такое общение способствует возникновению в них творческого потенциала, потребности осознания своего места в этом мире, развивает желание самопознания, дарить любовь и красоту окружающим его людям.
Для формирования культуры общения с миром природы необходимо организовывать для ребёнка возможность взаимодействия с объектами живой и неживой природы. Такие контакты помогут ему понять уникальность того, что его окружает, разовьёт чуткость и сострадание.
Погружение в мир искусства через самостоятельную деятельность (занятия музыкой, рисованием, участие в театрализованных постановках, ремесленное творчество) или посещение театров, выставок, музеев сформируют в ребёнке чувство эстетического наслаждения от взаимодействия с различными видами творчества, установят жизненные ориентиры через контакты с объектами культуры.
Для стимулирования творческой работоспособности детей важно правильно организовать вокруг них объектно-пространственную среду. Она должна включать в себя эстетически привлекательные предметы. Это формирует у детей вкус, создаёт творческую атмосферу и соответствующее настроение.
Организация и проведение различных детских праздников способствует объединению эстетических и интеллектуальных элементов деятельности, позволяет собрать в единое целое музыку, пластику, художественное слово, оформление помещения, подготовку костюмов.
Сформировать понятие физической культуры тела позволяют спортивные игры, совместный труд в саду или на клумбе.
Формы организации эстетического развития
Для художественно-эстетического развития в группе можно рекомендовать следующие организационные формы:
- В качестве средства интеграции со всеми видами искусства в творческой деятельности детей нужно использовать игровые занятия.
- Для приобретения теоретических знаний и практических навыков используют учебные занятия по рисованию, музыке, лепке, конструированию и т. д.
- Для демонстрации динамики художественно-эстетического развития в группе и отслеживания его результатов организуют выставки детских работ.
- Позволяют наблюдать за различными объектами в природе и учат взаимодействовать с ними различные экскурсии.
- Мотивируют к творческой деятельности детские концерты, конкурсы, театральные постановки, музыкальные сказки.
В последнее время для корректировки развития детей очень популярным становится такое направление, как арт-терапия или терапия творческим выражением. Популярными направлениями арт-терапии являются изотерапия, сказкотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапии. Такие занятия проводятся в игровой форме и вызывают положительные эмоции у воспитанников.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Визуальное изучение произведений искусства, наблюдение за объектами природы являются одними из основных приёмов художественно-эстетического развития воспитанников на этапе дошкольного образования. Здесь важно педагогу вовлечь детей в познавательную беседу, подвигнуть их к словесному выражению возникших от просмотра произведений искусства чувств и эмоций.
Для обеспечения художественно-эстетического развития воспитанников в старшей группе применяются методы, которые позволяют решать задачи развития когнитивных возрастных особенностей: сравнение, анализ, синтез, самоанализ на примере художественных произведений.
на наши новости
500 000 пользователей!
Практические приёмы формируют и совершенствуют навыки художественного творчества. Художественно-эстетическое развитие детей в ясельной и ранней группах на занятиях по лепке, рисованию, аппликации осуществляется с использованием метода прямого показа (педагог выполняет действие, малыши воспроизводят за ним).
Также в таких возрастных группах применяется метод пассивных движений. Для его демонстрации можно привести такой пример: рисуя, ребёнок держит кисть, а наставник направляет её движение.
Для художественно-эстетического развития дошкольников старшей группы применяются практические работы по рисованию какого-либо объекта. Перед их выполнением, используя средства ИКТ, воспитанники имеют возможность детально рассмотреть изображение объекта и уточнить все нюансы.
Воспитанники младших и средних групп для художественно-эстетического развития на занятиях рисуют изображения с натуры. При этом педагог использует метод личного примера.
В старших группах художественно-эстетическое развитие дошкольников уже осуществляется с использованием долгосрочной памяти. Дети, занимаясь творчеством, извлекают образы из своей памяти. Итак, на начальных этапах развития дети воспроизводят предметы и персонажи с натуры, а к концу дошкольного периода – по образам, хранящимся в памяти.
В подготовительной группе дети выполняют поделки из пластических материалов, лепка помогает художественно-эстетическому развитию.
Результативность эстетического развития ребёнка в дошкольный период определяется совместной согласованной деятельностью педагогического персонала ДОУ и семьи.
Центры познавательной и творческой активности
Организация предметно-пространственной среды для художественно-эстетического развития дошкольников осуществляется через создание центров познавательной и творческой активности:
Центр изобразительного искусства
Такие центры оборудуются местами для детского творчества. Рабочие места для выполнения практических работ обеспечиваются необходимыми инструментами (кистями, ножницами) и материалами (наборами цветной бумаги, белой бумагой, клеем, красками, карандашами, пластилином, фурнитурой).
В центре располагаются стеллажи с миниатюрными копиями известных архитектурных объектов и скульптур. Для выполнения работ используются наборы посуды и предметы интерьера в народном стиле, коллекции изделий народных промыслов (хохломская роспись, гжель, жостовские расписные подносы, дымковская и каргопольская игрушки, скопинская керамика и т. д.).
На стенах центра изобразительного искусства размещаются репродукции известных картин отечественных и зарубежных художников.
Театральный уголок
Здесь дети знакомятся с азами актёрского мастерства, декораторского искусства, пробуют себя в качестве авторов сценария и гримёров. Театральные уголки укомплектовываются декорациями для инсценировок сказок, комплектами для кукольных постановок и пальчикового театра, масками, париками, гримом и костюмами действующих лиц.
У воспитанников младшей группы художественно-эстетическое развитие осуществляется в игровой форме. Дети этого возраста ставят несложные сценки на основе любимых сказок («Репка», «Колобок», «Теремок»). Дети 4-5 лет способны к импровизации, реализации своих фантазий, развитию художественно-речевых навыков через составление диалогов.
Планирование художественно-эстетического развития воспитанников средней группы в театральном уголке можно осуществлять, учитывая их практические навыки в творческой деятельности. При организации деятельности старших дошкольников нужно развивать навыки коллективной работы, ребята совместно придумывают сюжет, выбирают исполнителей ролей, проводят репетиции.
Музыкальный уголок
Способность воспринимать музыкальные образы появляется в раннем возрасте и в рамках художественно-эстетического развития усиливается. Для эффективного развития детям необходимо обеспечить доступ к средствам воспроизводства звука.
В музыкальном уголке должны быть коллекции аудиозаписей (детские песни и музыкальные композиции, записи звуков природы и т. д.), разнообразные музыкальные инструменты (дудки, ксилофоны, свирели, барабаны, свистки). Младшие дети очень любят самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов.
Для художественно-эстетического развития в старшей и подготовительной группах рекомендуется проводить игру «Оркестр», что позволит составлять мелодии, сочетать звуки нескольких музыкальных инструментов. Дошкольники старшего возраста могут подбирать музыкальное сопровождение к театрализованным постановкам.
Результативность художественно-эстетического развития детей в группе обеспечивается возможностью использовать приобретённые знания, умения и навыки в творческой деятельности, сопряжённой с поиском оригинальных решений сформулированных задач.
В творческом процессе у детей развивается фантазия, воображение, мышление становится гибким, что не может не отразиться положительно на результатах практической деятельности в других сферах.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: