Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Мнемотехника для детей: как это работает
Главная > Блог > Мнемотехника для детей: как это работает
10.12.2022
1318
Время чтения: 15 минут

Мнемотехника для детей: как это работает

Оглавление:
  1. Роль использования мнемотехники в развитии детей
  2. Отличие мнемотехники от других технологий
  3. Организация работы с мнемотехникой
  4. Основные методы и приемы мнемотехники
  5. Создание и использование мнемотаблиц
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

В чем проблема? Клиповое мышление, слабая кратковременная и долговременная память, неумение вычленять основное – это проблемы большинства современных школьников. Время, которое ребенок должен потратить на подготовку домашнего задания, по факту гораздо больше рекомендуемого по СанПиНу.

Какое решение? Мнемотехника для детей помогает решить проблему усвоения нового материала, упрощает повторение пройденного. Самое главное, эта техника понятна как школьникам, так и дошкольникам.

Роль использования мнемотехники в развитии детей

Термины «мнемотехника» и «мнемоника», образованные от греческого mnemonikon, означают технику запоминания. Происхождение связано с именем богини Древней Греции Мнемозины, матери девяти Муз. По некоторым источникам, автором определения стал Пифагор Самосский, живший в VI веке до н.э. А сохранившиеся работы Цицерона и Квинтилиана по мнемотехнике датированы 86-82 гг. до н.э.

Роль использования мнемотехники

Мнемотехника направлена на использование головным мозгом человека всех имеющихся у него ресурсов памяти. Сюда входят процесс запоминания информации, ее хранение и извлечение из «архива» в нужный момент.

Занятие мнемотехникой под силу и маленькому трехлетнему ребенку, и человеку почтенного возраста. Наиболее ярким примером техники запоминания является фраза, которую, вероятно, каждый помнит с детства: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Таким способом нам предлагали запомнить последовательность цветов радуги.

Сегодня у многих детей наблюдаются такие проблемы в развитии, как:

  • недостаточный словарный запас;
  • неспособность объединять слова в предложение;
  • неправильное произношение звуков;
  • несвязная речь;
  • несформированные психические процессы;
  • неразвитость типов мышления.

Родителям, столкнувшимся с такими проявлениями, необходимо решить, как помочь своему ребенку и при этом сделать этом процесс увлекательным и веселым.

Мнемотехника в работе с детьми – весьма эффективный инструмент, позволяющий вести образовательную деятельность в игровой форме, которая не только интересна ребятам, но и полностью исключает умственное и эмоциональное перенапряжение.

Эта технология подходит для обучения детей дошкольного возраста, потому что их память имеет наглядно-образный характер. Иначе говоря, ребятишкам проще всего запоминать события и предметы, явления и факты, имеющие место в их обыденной жизни. Часто их мышление является ассоциативным и непроизвольным, что в значительной степени упрощает процесс запоминания.

Занятия мнемотехникой для детей несут огромную пользу, позволяя увеличить объем их памяти за счет формирования различных ассоциаций.

У ребят отмечается улучшение:

  • слухового и зрительного восприятия;
  • воображения;
  • внимания;
  • речи.

Плюс занятия способствуют расширению кругозора.

Отличие мнемотехники от других технологий

  1. Комплексность. Использование мнемотехники в работе с детьми возможно в любой образовательной области.
  2. Отсутствие больших денежных затрат. Данный способ обучения допускает применение дидактических материалов и средств, для создания которых не требуется финансовых вложений.
  3. Процессуальность. Развитие детей происходит поэтапно и последовательно.
  4. Ориентированность на ребенка. Мнемотехника для детей используется в соответствии с имеющимися у них возможностями и ограничениями. Таким образом, исключается любое давление со стороны педагога, задачей которого становится не «вбить» знания в голову ребенка, а указать ему верное направление для развития.
  5. Возможность практического применения, как опытными педагогами, так и родителями, не обладающими специальными знаниями.

Отличие мнемотехники

Технология мнемотехники для развития ребенка включает в себя разные подходы:

  • Системный. Применяется для воспитания и обучения.
  • Личностный. Учитывает индивидуальные потребности и способности ребенка.
  • Деятельный. Развитие детей происходит посредством выполняемых действий, определенных педагогом.
  • Коммуникативный. Весь процесс обучения построен по форме конструктивного диалога между ребенком и наставником.
  • Социокультурный. Данный подход способствует увеличению словарного запаса детей, помогает формированию связной речи и грамматически правильному построению предложений.
  • Информационный. С помощью наглядных материалов, которые использует педагог, ребенок узнает, обрабатывает и запоминает информацию об окружающем его мире.

Принципы работы с технологией мнемотехники для детей:

  • Принцип общего образования и развития, основной задачей которого является становление психических процессов ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практического применения. Определяющим фактором здесь являются психологические возрастные особенности детей, на основе которых обучение разрабатывается и реализуется в образовательных процессах.

Организация работы с мнемотехникой

Занятия мнемотехникой для детей должны отвечать следующим целям:

  • Формирование благоприятных условий для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.
  • Получение навыков работы с информацией, благодаря которым ребенок учится преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот.
  • Приобретение ребенком умения выполнять задания по инструкции, предложенной педагогом, следовать установленным правилам и соблюдать последовательность действий.
  • Становление грамотной и четкой речи, увеличение словарного запаса.
  • Мотивация ребенка к познанию окружающего мира, развитие его восприятия, желания активно участвовать в процессе обучения.
  • Развитие творческих способностей, логического мышления.

Организация работы с мнемотехникой

  • Совершенствование мелкой моторики рук.
  • Моделирование ситуаций, в которых дети учатся проявлять свои коммуникативные, организаторские способности, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
  • Развитие аналитических навыков, умения использовать те или иные знания для решения определенного рода задач.
  • Формирование среды, способствующей комфортному взаимодействию детей и их родителей.

Условно работу по мнемотехнике для детей можно разделить на три этапа различной степени сложности.

1 этап. Знакомство с символами. Иначе его называют работой с мнемоквадратами. Суть довольно проста.

Педагог предлагает вниманию детей символы, объясняет их значение. Картинки должны подбираться в соответствии с возрастом малышей для легкости восприятия. Спустя некоторое время вместо символов можно использовать схематичные или контурные изображения предметов.

Для детей постарше, которые уже хорошо умеют выстраивать мыслеобразы, рекомендуется проводить занятия, помогающие совершенствовать данное умение.

Допустим, педагог ставит перед воспитанниками задачу нарисовать слово «смелый» и просит каждого предложить свой вариант подходящего символа и изображения. После чего ответы детей обобщаются, и выбирается общий, наиболее подходящий заданному слову. Предположим, это «воробей».

Создание и использование мнемотаблиц

2 этап. На нем происходит обучение детей «чтению» простых схем, состоящих от 2 до 4 символов. Здесь педагог работает с так называемыми мнемодорожками.

Часто данный прием мнемотехники для детей используется при работе с загадками.

Педагог, давая описание какого-либо предмета, знакомит ребят с символами, обозначающими цвет, величину, форму и действия, которые могут быть с ним произведены.

В это же время дети учатся объединять слова в простые предложения, в составе которых содержится не более 2-3 слов, без употребления союзов и предлогов.

3 этап. Гораздо более сложный этап, предполагающий обучение детей работе с мнемотаблицами.

Основные методы и приемы мнемотехники

В первую очередь, мнемотехника способствует развитию у детей таких форм восприятия, как:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • кинестетическое, то есть связанное с тактильными ощущениями и внутренними чувствами (эмоциями и впечатлениями);
  • обонятельное;
  • вкусовое;
  • осязательное.

Для тренировки применяются различные игры и упражнения. К примеру:

  • требуется указать, что изменилось в обстановке или какой предмет был исключен;
  • на слух необходимо определить имя говорящего человека;
  • угадать предмет на ощупь;
  • из хаотично расположенных слов собрать предложение;
  • найти парные картинки;
  • использовать мешочек для определения находящихся в нем предметов;
  • определить продукт на вкус и многое другое.

Следующая цель – формирование и закрепление навыков запоминания информации.

Основные методы и приемы мнемотехники

Чаще всего используется такой прием мнемотехники для детей, как крокирование. Термин происходит от французского croguis, что в переводе означает «чертеж», «схема» или «набросок». Именно эти материалы применяются в обучении. Допускается знакомить ребят с простыми таблицами с рисунками.

Важный момент – они должны быть логически взаимосвязаны, чтобы ребенок, используя данное пособие, мог легко составить небольшой рассказ или дать краткую характеристику увиденному.

Такого рода зарисовки служат отличным инструментом для развития логического мышления, воображения, тренировки памяти и работы головного мозга. Рисунки помогают детям запоминать слова, наращивать их запас. К примеру, можно предложить воспитанникам подобрать определения к изображенному предмету. Для детей постарше задачу можно слегка усложнить, убрав из цепочки некоторые рисунки, и предложить по памяти воспроизвести их устно или графически.

Еще один метод под названием эйдотехника способствует формированию у детей образного мышления. Иначе его называют прием эйдентизма – «живой» памяти, позволяющей воспроизводить однажды увиденное. Наверняка, многие слышали о такой способности как «фотографическая память». Однажды увиденное отпечатывается в мозгу человека как фотоснимок. И при желании, сосредоточившись, он легко выудит сохраненную информацию из своего воображения.

Использование способа трансформации или превращения позволяет не только тренировать память ребенка, но и развивать логическое мышление. Метод основан на определении причинно-следственных связей. Педагог предлагает воспитанникам выявить что-то общее, объединяющее несколько слов, или просит расположить картинки, обозначающие действия, в правильной последовательности.

Напомним, что развитие речи и памяти детей посредством мнемотехники происходит исключительно в игровой форме, интересной каждому воспитаннику. Это позволяет тренировать внимание ребенка, работая с основными его свойствами, такими как устойчивость, переключение и распределение.

Создание и использование мнемотаблиц

Мнемотаблицей называется дидактический материал, представленный в виде схемы, содержащей определенную информацию. Данное средство обучения используется в любом виде деятельности, независимо от образовательной области.

Создание и использование мнемотаблиц

Выделяют два вида мнемотаблиц:

  • обучающий, направленный на получение знаний;
  • развивающий, в котором содержится информация, необходимая для развития конкретных умений или навыков.

В отношении мнемотаблиц имеются определенные требования. Они необходимы для того, чтобы дидактическое пособие способствовало достижению заданной цели. Таблица должна отвечать следующим критериям:

  • содержащаяся в ней информация соответствует поставленным задачам, на решение которых ориентирован обучающий процесс;
  • простота восприятия и возможность взаимодействовать с таблицей;
  • учтены особенности возраста воспитанников.

Как происходит работа с мнемотаблицей:

  • Тщательно изучается ее содержание, производится подробный разбор изображений.
  • Информация, представленная в таблице, обрабатывается. Иначе говоря, абстрактные символы трансформируются в образы.
  • Делается пересказ содержания с помощью подсказок, то есть образов.
  • Выполняется зарисовка мнемотаблицы.
  • Информация воспроизводится учениками в полном объеме.

В каких ситуациях можно и нужно применять схематичные мнемотаблицы:

  • при знакомстве ребенка с окружающим миром;
  • для запоминания стихотворений;
  • при пересказах художественных произведений;
  • для развития навыка составления рассказов;
  • при составлении загадок или их отгадывании;
  • для увеличения словарного запаса;
  • при изучении состава чисел;
  • для развития навыков поведения и гигиены;
  • при знакомстве ребенка с правилами безопасности;
  • для формирования самостоятельности.

Если возраст слишком мал или дети испытывают трудности при воспроизведении мнемотаблицы при первом знакомстве с ней, допускается использование разрезного ее варианта.

Создание и использование мнемотаблиц

Итак, польза от применения вышеописанного пособия:

  • У детей формируется навык пересказа произведений, им легче запоминать стихотворения.
  • Работая с мнемотаблицами, ребята расширяют свой кругозор.
  • Воспитанники учатся выстраивать логические цепочки и делать грамотные умозаключения. Плюс совершенствуют умение облекать свои мысли в слова.
  • Помимо заучивания и употребления новых слов и частей речи в предложениях, ребята учатся подбирать похожие и образовывать новые. Разумеется, не всегда точно и грамматически верно, но это уже большой шаг к выполнению заданий чуть сложней.
  • Речь детей становится связной. Они используют правильные окончания слов, уместно вставляют в предложения предлоги и союзы, выбирают верную форму падежа.
  • Мнемотехника не только помогает в развитии речи детей, но и способствует совершенствованию различных психических процессов. В частности, улучшается память и наблюдательность, совершенствуется образное мышление и воображение, появляется усидчивость, усиливается концентрация.
  • В целом дети становятся более сообразительными, находчивыми и умственно активными.
  • При зарисовке мнемотаблиц тренируется моторика рук ребенка.
  • Ребята тренируют умение обрабатывать входящую информацию.
  • Налаживается процесс коммуникации ребенка со сверстниками и взрослыми, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

Варианты взаимодействия с мнемотаблицей, которые можно предложить ребенку:

  • Воспроизвести по памяти порядок расположения изображений.
  • Из множества картинок выбрать те, которые отвечают заданной тематике.
  • Указать место, на котором должно находиться исключенное изображение.
  • Найти лишнее.
  • Расположить изображения в той последовательности, которая указана в тексте.
  • Воспроизвести события из двух разрезанных мнемотаблиц.
  • Во время прочтения текста наставником находить соответствующие его содержанию картинки.

Мнемотехника для детей вносит существенный вклад в умственное и психическое развитие подрастающего поколения. Игровая форма помогает не только легко и быстро запоминать и усваивать новый материал, но и способствует интересной, увлекательной деятельности ребенка и родителей.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw