Как научить детей самоконтролю
Сохранить статью:
О чем речь? Самоконтроль у детей – один из важных навыков, который они могут освоить в процессе обучения и воспитания. Педагогика играет ключевую роль в формировании этой способности, предоставляя детям возможность понимать и контролировать свои поступки.
Почему это важно? Навык помогает осознавать и принимать ответственность за свои решения, управлять своими эмоциями. Те, кто обладают развитым самоконтролем, могут лучше справляться с трудностями, достигать поставленных целей и строить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Что такое самоконтроль
Самоконтроль — это важнейший навык ребенка для формирования самостоятельности. Хорошо и вовремя усвоенные функции самоконтроля позволят ему не только успешно учиться, но и уверенно себя чувствовать в дальнейшей жизни.
В понятие «самоконтроль» входит много компонентов:
- способность к планированию своих дел;
- умение продуктивно работать;
- способность соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами;
- умение работать по заданному шаблону, соблюдать правила;
- способность анализировать свои действия, итоги работы, свое психологическое состояние;
- умение выявлять, признавать ошибки и корректировать их;
- способность своевременно остановиться, уйти от вероятных негативных результатов;
- самообразование, оценка своей деятельности и выявление слабых моментов.
Таким образом, самоконтроль представляет собой сложное и многостороннее явление. Навыки его формируются не сразу, а в результате долгого процесса, подразумевающего системность и индивидуальный подход.
Самоконтроль у детей дошкольного возраста начинает формироваться ближе к окончанию детского сада. Но даже ученики младших классов не способны достаточно эффективно контролировать свою деятельность в ходе учебы. Поэтому педагоги должны работать над формированием этого важного навыка у детей.
Действия школьника должны контролироваться родителями и учителями, а затем ему можно предложить, например, отыскать ошибки в тексте преподавателя или проверить работу соседа по парте. Постепенно взрослые все меньше контролируют ребенка, и он учится отслеживать и регулировать свою деятельность сам.
Педагогические средства развития самоконтроля у детей
Анализ учебно-методических пособий показывает, что методики формирования самоконтроля у школьников начального звена разработаны плохо. Педагоги, осуществляющие практическую деятельность, отмечают, что им не хватает знаний в области формирования самоконтроля у ребят в младших классах.
Они не знают возрастные и личные отличительные характеристики развития самоконтроля, методики и способы его достижения, не умеют определять степень формирования данного навыка. Также преподаватели интересуются, каким способом стимулировать младших школьников к самоконтролю на всех стадиях самостоятельной деятельности.
Ученикам начальной школы трудно донести цель самоконтроля, им бывает тяжело понять, как достигнуть конечного необходимого результата действий, как сравнить итог своей работы с требованиями. Например, часто школьники могут сопоставить ход своей деятельности с образцом, но для оценки результата, выявления и анализа допущенных ошибок им нужна помощь педагога.
Формирование навыков самоконтроля у учеников младших классов не должно ограничиваться только стенами школы, большая роль в развитии этого личностного качества отводится семье. Часто родителям сложно участвовать в образовательном процессе своих детей в целом и развитии у них самоконтроля в частности.
Поэтому важно, чтобы семья и учителя стали единым целым в обучении детей этому ключевому навыку, они должны быть единомышленниками и создавать все необходимые для достижения цели условия. Таким образом, оценка педагогической работы преподавателей начальных классов и невысокий уровень самоконтроля среди учеников (по данным диагностических мероприятий) говорят о том, что необходимо развивать данный навык у учащихся начальной школы.
В работе по формированию самоконтроля у школьников младших классов выделяют следующие этапы:
- Подготовка педагогов к выполнению условий по формированию самоконтроля.
- Организация процесса взаимодействия между учебным заведением и семьей для решения общей задачи — формирования системы самоконтроля у детей.
- Создание позитивной мотивации к самостоятельному контролю младших школьников.
Все этапы должны реализовываться в комплексе. В ходе обучения принимаются во внимание факторы, оказывающие влияние на формирование самоконтроля. Их делят на две группы:
- Методологические — определяются перечнем методик и способов, а также подготовкой преподавателя, который призван обучить самоконтролю.
- Психолого-педагогические — психологические нюансы формирования самоконтроля у школьников. Если психические процессы плохо развиты, то их необходимо активизировать в ходе обучения, так как это будет ускорять развитие самоконтроля и приведет к более успешной образовательной работе в целом.
Учителю важно воспринимать образовательный процесс как партнерство с учеником, пошагово, путем тренировок ребенка подводить его к самостоятельному обучению. Только таким способом педагог сможет достигнуть успеха возложенной на него миссии. Методологическим условием здесь является умение преподавателя доносить до учеников способы и приемы тренировочной деятельности, а также его способность устанавливать требования с целью самоконтроля.
Эмоциональная концепция работы содержит главное положение о том, что и подготовка, и формирование имеют место только тогда, когда идет целенаправленная работа. Условия, способствующие организации и появлению самоконтроля у детей, подразумевают построение такой системы, когда все школьники размышляют и проводят фактические действия по формированию навыка в соответствии с вопросами преподавания.
Контроль можно представить как процедуру, состоящую из последовательных этапов, каждый из которых имеет свои задачи, назначение, структуру и суть. Задачей управленческого этапа является установление того или иного метода и типа самоконтроля. Весь учебный процесс строится на самодисциплине (итоговой, оперативной и прогностической) и применении разных средств понимания для самоконтроля.
Методы самоконтроля могут быть различными, но к их разнообразию должен быть разумный подход. Монотонные способы приводят к снижению ответственности, мотивации и организованности учеников. Слишком широкий выбор тоже непродуктивен, поэтому учителю необходимо менять методики самоконтроля, учитывать предыдущую практику и отношение детей к учебе.
Благоприятно сказываются на развитии навыков самоконтроля независимые действия школьников. Чем сильнее развита самостоятельность, тем успешнее формируется контроль самого себя.
Помощь детям в развитии самоконтроля
Ребенок должен выполнять как можно больше заданий, в которых требуется самопроверка промежуточных и конечных результатов. Если для решения задачи ему необходим образец или пример, то они должны быть доступны в любое комфортное время.
Дети достаточно часто ошибаются и не всегда могут впоследствии обнаружить ошибки. Ругать и наказывать за это неверно, правильнее будет вместе найти причины неверных шагов, помочь ребенку разобраться, еще раз прояснить неусвоенные моменты.
Если в семье не один ребенок, а двое или больше, то можно давать им задание проконтролировать качество работы друг друга, это касается как домашних дел, так и уроков. При этом нужно учитывать, что школьные задачи дети могут проверять только при незначительной разнице в возрасте.
Домашнее задание является значимым моментом при получении навыков самоконтроля у учеников начальной школы. Первоклассники, как правило, занимаются домашней подготовкой под руководством родителей. Но постепенно взрослым необходимо снижать уровень контроля, чтобы дети могли сами осуществлять промежуточную или итоговую проверку элементов домашнего задания. Ребенку нужно прививать чувство ответственности за сделанную работу, он должен понимать, какие последствия влечет некачественное решение поставленной задачи.
Чтобы навыки самоконтроля в начальной школе формировались правильно, родителям нужно наблюдать за тем, как ребенок выполняет домашнее задание, помогать, если возникает такая необходимость, но при этом также давать ему возможность трудиться самому. Так школьник не только сумеет освоить материал и работать без посторонней помощи, но и научится мыслить, анализировать, станет более внимательным.
В младшем школьном возрасте основным методом развития и изучения окружающей среды все еще является игра. Игровая деятельность отлично подходит для развития самоконтроля — дети в процессе развлечения избавляются от негативных эмоций, расслабляются, и при этом получают навык осознания своего состояния, держат под контролем свое тело и дыхание, регулируют действия. Такие развивающие игры обязательно должны содержать правила, служащие для ребенка образцом, чтобы он мог с ними сравнивать свое поведение и регулировать его.
на наши новости
500 000 пользователей!
В качестве примера можно привести несколько игр, показывающих, как развивать самоконтроль у детей. Такие развлечения можно проводить как в школе со своим классом, так и дома в компании родителей.
- «Надуй мяч».
В этой игре один игрок (насос) должен надуть мяч (второй игрок). Участник, изображающий мяч, должен расслабиться, быть «сдутым» (опустить голову, плечи, наклониться вперед, слегка согнуть ноги). Игрок-насос начинает накачивать мяч, издавая шипящие звуки. При каждом закачивании воздуха мяч надувается и крепчает: первый качок — ноги становятся ровными, следующий — поднимается голова, третий — распрямляется спина, четвертый — надуваются щеки и живот и так далее.
Когда мяч будет надут до конца, второй участник «выдергивает» насос, и мяч быстро начинает сдуваться, издавая характерный звук. Таким образом, участник-мяч расслабляется снова. Затем игроки меняются ролями.
- «Повторяй за мной».
Один игрок, согласно правилам, в определенном ритме хлопает в ладоши, а второй должен этот ритм запомнить и постараться его повторить. После этого игроки меняются ролями. В начале игры хлопки делаются размеренно, нечасто, но постепенно темп можно повышать и предлагать более трудные комбинации. В конце игры можно поинтересоваться мнением ребенка, что ему давалось легко, а что показалось особенно сложным.
- «Солдат и тряпичная кукла».
Первый участник играет роль волшебника, который превращает второго игрока из солдата в тряпичную куклу и обратно. Когда ребенок выполняет роль солдата, он выпрямляется, как можно сильнее вытягивается, напрягает мышцы и застывает, как будто каменный. Когда волшебник взмахивает палочкой, то солдат становится куклой, полностью расслабляется, напоминая желе. После следующего взмаха палочкой кукла снова превращается в солдата. Так можно сделать несколько повторов, а затем поменяться местами.
- «Быстрее–медленнее–стоп».
По правилам игры ребенок сам должен придумать какое-нибудь действие (хлопнуть в ладоши, помахать руками, пошагать, попрыгать и так далее) и сделать его с такой скоростью, какую скажет взрослый. Когда ребенку становится это выполнять слишком просто, то игру можно усложнить — он сам себе командует вслух, а потом пытается повторить. Такая игра помогает сформировать навык планирования.
- «Заводная игрушка».
Ребенок должен сам выбрать, какой игрушкой он хочет быть (собачкой, паровозиком, солдатом, машинкой и другими), затем озвучивается число оборотов. Взрослый имитирует, что он воображаемым ключиком заводит игрушку, после чего она сначала начинает двигаться быстро, но постепенно замедляется и на завершающем обороте останавливается совсем. Сначала обороты считает взрослый, потом задачу усложняют — ребенок самостоятельно считает и контролирует свое замедление.
Часто задаваемые вопросы о самоконтроле у детей
Отвечаем на популярные вопросы.
В каких условиях развивается самоконтроль у детей?
Формирование навыка самоконтроля начинается в возрасте дошкольника и более естественно и эффективно происходит в процессе различной игровой деятельности с оговоренными правилами.
В каком возрасте у детей формируется самоконтроль?
Самоконтроль начинает проявляться впервые около четырехлетнего возраста, но таким малышам необходима родительская помощь и внимание для «включения» навыка.
Как проявляется самоконтроль?
Человек равняется на свои персональные идеалы и понимание правильного поведения. Самоконтроль позволяет проявляться личным качествам и индивидуальным особенностям, но бывает так, что личные представления противоречат общественным принципам.
Формировать навыки самоконтроля важно с раннего возраста. Дети, обладающие этим умением, намного увереннее чувствуют себя в процессе обучения, становятся успешными и мотивированными на дальнейшие достижения.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: