Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его
Главная > Блог > Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его
22.11.2022
1118
Время чтения: 13 минут

Как вовлечь ребенка в учебу и заинтересовать его

В чем проблема? Никто из детей не застрахован от потери интереса к учебе. У кого-то это случается в подростковом возрасте, а кто-то не хочет идти даже в первый класс. Во многом ситуация зависит от того, знает ли учитель, как вовлечь ребенка в учебу. Но, к сожалению, не все педагоги имеют представление, как сделать свои уроки увлекательными.

Как заинтересовать? Чтобы заинтересовать ребенка учебой, нужно найти правильную мотивацию. Он должен понимать, зачем ему знания, как он сможет применить их в дальнейшем. Не менее важно знать причины, по которым ему не хочется учиться, а также внести в обучение элементы, которые создадут настрой на учебу.

Оглавление:
    1. Проблема вовлечения ребенка в учебу
    2. Факторы вовлечения ребенка в учебу
    3. Ошибки учителя при вовлечении ребенка в учебу
    4. 12 методов вовлечения ребенка в учебу
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Проблема вовлечения ребенка в учебу

Вы стали замечать, что ребёнок рассеянный, не хочет ничего делать и при возникновении какой-то проблемы сразу опускает руки? Как подметили преподаватели и психологи, в наше время дети уже в раннем возрасте перестают интересоваться учёбой. Многие родители впадают в панику. В результате опросов Левада-центра выяснилось, что 49 % граждан нашей страны считают самой главной проблемой системы образования именно отсутствие желания у детей учиться.

Проблема вовлечения ребенка в учебу

Почему в современном мире возникла такая проблема? В школах начали более мягко относиться к ученикам, поэтому их нежелание изучать предметы стало выражаться более явно. Помимо этого, ритм жизни стал значительно быстрее. Для того чтобы заинтересовать ребёнка в учёбе, нужно много индивидуальных занятий, практики, которая основывается на повседневной жизни.

Очень многие учителя задаются вопросом, как вовлечь ребёнка в учёбу. Ученики невнимательные, постоянно беседуют с одноклассниками, занимаются чем-то посторонним. Подобное поведение может происходить по разным причинам, в числе которых сложное семейное положение, гиперактивность, незаинтересованность в обучении или предмете. В решении психологических проблем может помочь школьный психолог, а вот за проведение увлекательного урока отвечает только преподаватель.

Под обучением подразумевается не только планирование уроков, преподнесение необходимой информации, практические занятия, но и обеспечение учеников комфортной средой. Сколько бы лет ни было школьнику, его надо постоянно заинтересовывать в учёбе и не давать сильно расслабляться. Если ему станет скучно, то он довольно быстро найдёт занятие увлекательнее.

Каждый ребёнок стремится развиваться, однако взрослые, как правило, не поддерживают их стремление к познанию всего, что их окружает, и к самостоятельности. Заинтересованность в обучении как раз таки зависит от того, насколько ребёнок понимает ответственность лично за себя.

В современной системе образования на первом месте стоит проблема мотивации детей к учебной деятельности. Некоторые ученики сразу не проявляют интереса к обучению, а у кого-то он со временем может пройти по ряду причин.

Факторы вовлечения ребёнка в учёбу

  • Заинтересованность в предметах.

Нередко дети перестают интересоваться какими-то отдельными уроками, потому что они для них скучны. Но ребёнку надо объяснять, что каждый предмет важен, и тот материал, который ему объясняют, нужен для правильного развития. В школьной программе довольно много дисциплин, для изучения которых надо прикладывать усилия.

В таких случаях необходимо мотивировать чем-то другим. Учитель является главным инструментом стимулирования учеников, ведь только от него зависит лёгкость преподнесения сложной информации.

Факторы вовлечения ребёнка в учёбу

  • Методы обучения.

Дети начальной школы намного легче усваивают новый материал через активные действия и в процессе игры. Прежде чем узнать, как вовлечь ребёнка в учёбу, учителям надо понимать, что если они часто будут давать задание переписать параграф или изучить информацию самостоятельно, то ученики потеряют интерес к предметам. А вот необычные и творческие методы только усилят заинтересованность детей. Ученики средней и старшей школы больше увлекаются современными технологиями.

  • Восприятие нового материала.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому способ восприятия информации может различаться: кому-то лучше запоминается визуальная подача, кто-то хорошо усваивает материал на слух, а для кого-то нужны картинки. То, как ребёнок воспринимает новые знания, очень сильно влияет на эффективность обучения. Преподаватели могут выяснять особенности усвоения информации каждого ученика и находить индивидуальный подход.

  • Заинтересованность педагога.

Если сам учитель любит свою дисциплину, то он запросто сможет мотивировать к её изучению детей, ведь они будут видеть, какое отношение к ней у преподавателя. Когда ребёнок находится в предвкушении следующего занятия, потому что он знает, что там будет интересно и ему расскажут что-то новое, он с нетерпением станет ждать следующих уроков по этому предмету.

Ошибки учителя при вовлечении ребёнка в учёбу

Каждый учитель хочет, чтобы ученики были заинтересованы в обучении, принимали активное участие и исследовали мир. Конечно, на это влияют индивидуальные особенности ребёнка, его увлечения, родители и множество других факторов.

Ошибки учителя при вовлечении ребёнка в учёбу

Однако нередко получается так, что преподаватели своими поступками и высказываниями отбивают у детей желание учиться и даже не замечают этого. Что же учитель делает не так?

  • Главное – оценки.

Нельзя упрекать ребёнка плохими отметками. Ему и так неприятно от того, что у него двойка или тройка, особенно если подобные отметки он получает часто. Всё равно на это будет только тем, кто совершенно не хочет учиться. Как бы там ни было, не надо убеждать детей в том, что оценки – это самое важное в учёбе.

На самом деле это не играет такой огромной роли, как некоторые преподаватели преподносят. Ученик может начать плохо учиться по личным причинам, из-за сложной семейной ситуации, которые не дают ему сосредоточиться на обучении. Помимо этого, он просто мог устать от сильной нагрузки.

Если со всех сторон будут давить и требовать хорошие оценки, то ученик перестанет доверять взрослым и потеряет всякий интерес к обучению.

Как же вовлечь ребёнка в учёбу? Для начала поинтересоваться о том, что с ним происходит. Если ученик сам по себе не хочет учиться, то оценки ничего не поменяют в этой ситуации. Здесь надо смотреть на его общее мировоззрение. Если учитель каждый раз будет говорить, что у него очень плохие отметки, то он просто не обратит на это внимание, потому что для него это пустяк.

  • Сложные пояснения.

Нередко преподаватели пытаются выполнять всё вовремя, обвиняя в плохой программе школьное управление, Министерство образования, план, и это не лучшим образом сказывается на вовлечённости учеников. Школьная система далека от идеала, а в таком ритме всё, что успевает ребёнок – это удивиться происходящему. Лучше рассказать меньше материала, зато доступно, чтобы каждый понял, используя при этом различные методы преподнесения информации.

  • Угрозы.

Подобный подход в большинстве случаев неуместен, к тому же он может напрочь отбить у ребёнка желание учиться.

Для примера возьмём жизненную семейную ситуацию: ребёнок забрал у сестры игрушку. Родители в ответ на это действие говорят ему, что он никуда не пойдёт/что-то не получит/ему чего-то не купят из-за этого поступка. Да, ребёнок вернёт игрушку, но это не значит, что он правильно поймёт суть проблемы.

Он будет просто бояться плохих последствий, как и любой человек, но то, что нельзя забирать чужие вещи, он не усвоит. Ему надо донести, что это неправильно и эгоистично, в противном случае он будет делать всё, что захочет, если не пригрозят расплатой.

  • Преподаватель не заинтересован учениками.

Учителю надо расположить к себе учеников, дружелюбно с ними общаться, интересоваться ими, помогать справляться с трудностями. Без этого, как бы вы ни старались, вовлечь ребёнка в учёбу не получится.

  • Педагог находится в оппозиции.

Покажите детям, что вы им не враг. Надо объяснить, что у школьников цель – получить новые знания, а задача учителя – их дать, и им намного проще объединить свои усилия и помогать друг другу.

Ошибки учителя при вовлечении ребёнка в учёбу

  • Учитель превозносит себя.

Преподаватель может быть авторитетом, но при этом в отношениях с учениками главными являются дети, потому что они всё время меняются, узнают и используют новые знания, которые им даёт учитель, в повседневной жизни.

  • Педагог не воспринимает ученика всерьёз и считает, что только он прав.

Здесь находится и нежелание слушать ученика, обсуждать что-то, отвечать на его вопросы и принимать точку зрения, отличающуюся от учительской. Чаще всего это встречается на гуманитарных дисциплинах: литературе, истории, биологии.

Когда учитель требует от ребёнка заинтересованности и стараний, но при этом никак не взаимодействует с ним во время урока – это неправильно. Бывают моменты, когда преподаватель чересчур категоричен. Однако не имея возможности свободно мыслить, человек не сможет в полной мере познать этот мир. Такое поведение учителя – это и есть возвышение самого себя над детьми.

Подобное довольно часто наблюдается у педагогов старшего поколения, с советским мировоззрением. Большинство из них очень хорошие учителя, но, по их мнению, ученики должны думать только так, как этому учит преподаватель. Такие педагоги никогда не могут найти общий язык с умными детьми, которые имеют собственное мнение и не боятся его высказывать.

Критическое мышление очень важно и нужно. Складывается впечатление, что учитель считает, будто он лучше ученика просто потому, что является педагогом, но ведь человек самостоятельно выбрал эту сферу деятельности.

Значит, он должен понимать, что его задача – дать ребёнку новые знания, а ученик должен их впитать. Тем более во время дискуссии могут возникнуть нестандартные идеи и мысли, которые очень важны для развития. И если учитель примет точку зрения ученика, мир не рухнет.

С пониманием относитесь к мнению и идеям детей, проявляйте интерес, спрашивайте, что они думают. Когда ребёнок говорит, что его точка зрения отличается от вашей, подбодрите его и попросите поделиться. Даже если у него совершенно иные мысли по какой-либо теме, их нужно уважать, а не пытаться переубедить ребёнка.

  • Неинтересные занятия.

Обучение должно быть интересным, а заниматься этим вопросом обязаны именно учитель. Поставьте себя на место детей и подумайте, нравились бы вам ваши уроки и хотелось бы на них ходить.

  • Сравнение с другими.

Педагог – это ещё и психолог, поэтому он должен понимать, что сравнивать совершенно разных людей недопустимо. Если ребёнка будут постоянно принижать через сравнение с другими, он точно не захочет посещать уроки и доброжелательности к учителю у него не будет.

  • Преподаватель не поддерживает заинтересованность учеников.
    С самого начала у каждого ребёнка есть интерес к обучению, учителю просто надо удержать его. Есть несколько советов, как вовлечь ребёнка в учёбу:​
    • Взаимоотношения ученика и учителя должны быть доверительными. В этом случае ребёнок будет настроен на учёбу и с радостью станет посещать уроки. Обязательно проявляйте интерес к детям.
    • Старайтесь ставить себя на место своих учеников, чтобы лучше узнать их потребности. Придумайте, какие можно использовать методы обучения, чтобы детям было интересно.
    • Всегда хвалите ребят за успехи. Когда у них что-то получилось, говорите им, что они молодцы, можете даже поаплодировать всем классом.

    В младшей школе детям за правильно выполнение задания можно давать приз в виде печенья, наклеек или ещё чего-то (смотря чем увлекаются ученики).

12 методов вовлечения ребёнка в учёбу

Разберём несколько методов, с помощью которых учитель может повысить мотивацию учеников к учёбе.

Методы вовлечения ребёнка в учёбу

Метод 1. Интересная история.

На уроке расскажите детям увлекательный рассказ. В нём должна быть структура и логическая последовательность действий. В качестве героя можно взять ровесника учеников, чтобы история стала им ближе и они смогли проникнуться переживаниями персонажа. Смысл рассказа должен быть в том, что есть главный герой, который хочет достичь какой-то цели, а есть плохой персонаж, стремящийся ему помешать.

Проходя через все тернии, герой становится лучше и развивается. Такая история даст детям понять, что они тоже способны преодолевать трудности и идти к своим целям несмотря ни на что.

Метод 2. Визуальные инструменты.

Для восприятия информации на слух и с помощью зрения задействуются разные отделы мозга, поэтому если их сочетать, можно как удержать внимание ребёнка, так и вовлечь его в учёбу.

В числе визуальных инструментов:

  • картинки;
  • карты;
  • диаграммы;
  • схемы;
  • модели;
  • презентации;
  • видеоролики.

К примеру, с помощью картинок можно продемонстрировать этапы развития или последовательность событий. Наглядно видеть перемены важно. Инфографика даст возможность представить большие цифры и проанализировать данные. Заинтересовать детей можно даже с помощью красивого изображения в тему занятия.

Метод 3. Ограничение во времени или доступных материалах.

При помощи установления рамок ребёнок осознаёт срочность дела. Таким образом он начинает более усердно работать над выполнением задания. К примеру, можете предложить ученикам сделать упражнение, для которого выделяется 20 минут, быстрее: за 15-18 минут. Важно здраво оценивать силы ребёнка и давать то, что с чем он точно может справиться.

Метод 4. Дилеммы.

Есть еще один способ, как вовлечь ребёнка в учёбу. Поставьте перед учениками задачу, в которой надо сделать сложный выбор. Так вы легко заинтересуете детей. Можете дать им возможность выбрать между:

  • хорошим и лучшим вариантом;
  • двумя плохими;
  • неоднозначными вариантами, у которых есть свои положительные и отрицательные стороны, и они отличаются друг от друга.

Самым ярким примером дилеммы является «проблема вагонетки», которая хорошо подойдёт для детей старшей школы. Суть такая: «По рельсам едет очень тяжёлая вагонетка, у которой отказали тормоза. На путях, по которым она несётся, лежат пять заложников, захваченных сумасшедшим философом.

Вы можете их спасти от гибели, перенаправив вагонетку на вторые пути, но на них будет привязан один человек, который тоже может умереть. Какое решение вы примете?» Такая задача даёт почву для очень серьёзных, глубоких и интересных размышлений.

Увлекательные вопросы

Метод 5. Увлекательные вопросы.

Вопросы должны быть такими, чтобы для ответа на них ученики применяли полученные ранее знания. Обычная проверка качества усвоения материала вряд ли заинтересует ребят, а вот если в самом начале занятия создать интригу и задать интересные вопросы, то дети будут внимательнее слушать на уроке.

Ответы на них вы можете искать вместе с учениками. Для примера: с давних времён люди использовали камни для строительства зданий, которые добывали в каменоломнях. Это была крайне тяжёлая работа. Чтобы облегчить её, на севере люди прибегли к помощи воды. Каким образом вода может помочь добывать камень в каменоломнях?

Метод 6. Совместная деятельность.

Распределите детей по группам и каждой дайте задание. Например, вы можете предложить им темы, на которые нужно сделать презентацию и подготовить небольшое выступление. Совместная работа учит детей договариваться, помогать друг другу, держать своё слово. Таким образом все участники максимально вовлечены в процесс и внимательны.

Метод 7. Юмор.

С помощью юмора можно привлечь внимание учеников и улучшить процесс усваивания нового материала. Однако не все понимают шутки, поэтому использовать их надо очень осторожно. Если вы уверены, что дети хорошо воспримут шутку, и точно знаете, что она смешная, тогда можете воспользоваться ею. Вы можете записывать забавные моменты, истории, которые связаны с вашей дисциплиной, чтобы иногда с их помощью можно было «расшевелить» детей.

Метод 8. Игры.

Для того чтобы как можно сильнее вовлечь ребёнка в учёбу, надо чаще давать практические задания. Старайтесь по максимуму задействовать все системы восприятия (визуальные, слуховые, тактильные), чтобы ученики лучше усваивали новую информацию. Главное, следить, чтобы игровой процесс дополнял урок, а не отвлекал от главной его цели.

Метод 9. Ориентация на настоящий момент.

Поставьте перед детьми реальную проблему и научите решать её с помощью полученных знаний. Придумайте, как можно связать текущие события с вашим уроком. Вы можете внедрить в занятие современные тренды, телевизионные шоу, фильмы. Так вы сможете ещё больше заинтересовать учеников.

Ориентация на настоящий момент.

Метод 10. Эмоциональная реакция.

Сухое изложение фактов вряд ли будет интересно детям, а вот эмоциональная подача информации точно не оставит их равнодушными. Расскажите, почему произошло то или иное событие, как оно повлияло на дальнейшее развитие. Так вы дадите ученикам возможность самостоятельно составить впечатление о фактах и быстрее их запомнить.

Метод 11. Диссонанс.

Дайте ребёнку такое задание, которое противоречит его пониманию окружающего мира. К примеру, скажите, что в зоопарк привезли фиолетового слона. Ученик понимает, что подобных животных в мире нет, а значит, у него появляется диссонанс в мыслях, и он начинает искать объяснение этому происшествию.

Метод 12. Рассказать о возможных развитиях событий.

Если вы поставили детей перед каким-либо выбором, надо обозначить, какие могут быть последствия, а не просто сделать оценку в формате верно/неверно.

Каждый преподаватель знает об этих методах. Для создания нужной среды, которая поможет замотивировать учеников на обучение, учителю надо активно использовать эти инструменты как по отдельности, так и в комбинациях. Педагог должен прикладывать усилия, чтобы школьникам нравился его предмет.

Мотивация к развитию

Когда ребёнок понимает, зачем ему ходить в школу, и он ставит перед собой определённые цели, у него непременно будет желание и мотивация к развитию.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw