Коммуникативные навыки у детей и их формирование
Сохранить статью:
Что это? Коммуникативные навыки у детей – это их способность взаимодействовать с окружающим миром, правильно понимая и передавая информацию. Среди них хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, эмпатия и умение вести диалог.
Почему важны? Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку социализироваться и стать успешным. Дети, у которых вышеперечисленные качества развиты неравномерно, испытывают трудности в общении и, как следствие, становятся замкнутыми, тревожными или агрессивными.
- Что такое коммуникативные навыки
- Формирование коммуникативных навыков у дошкольников
- Причины коммуникативных проблем у ребенка
- Как понять, что коммуникативные навыки не развиты
- Роль родителей в формировании коммуникативных навыков у детей
- Роль воспитателей в формировании коммуникативных навыков детей
- Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных навыков у детей
Что такое коммуникативные навыки
Для личности, живущей в социуме, умение коммуницировать — базовая необходимость. В переводе с латинского communicativeness — «сообщающийся», а термин «коммуникативность» подразумевает умение индивида к установлению обоюдного контакта с окружающими и является неотъемлемой частью его нравственно-этического воспитания.
Задача взрослых заключается в привитии детям следующих навыков, необходимых для полноценного развития:
- доходчиво выражать испытываемые эмоции, чувства, а также мысли;
- корректно воспринимать информацию извне и делиться идеями, ощущениями с другими на взаимной основе.
Исходные склонности к коммуникации у всех людей разные. Некоторым общение даётся легко и непринуждённо, а у кого-то могут возникнуть сложности. Важно учитывать персональные психологические особенности ребёнка при развитии социальных навыков. Но при любых исходных способностях есть возможность улучшить коммуникативные черты с помощью специальных техник.
Главными навыками, которым стоит уделить максимальное внимание, по мнению профессиональных психологов и воспитателей, признаны следующие:
- Развитие у ребенка желания общаться.
- Усвоение принципов и правил взаимного контакта с окружающими в различных ситуациях (в частности, беседа или конфликт).
- Расширение практических навыков, в том числе:
- направленное обращение к оппоненту;
- акцентирование его внимания на своей личности;
- обоснование предлагаемого материала;
- доброжелательность;
- признание мнения собеседника;
- умение заинтересовать другого идеей;
- способность слушать, проявлять участие к ситуации второго участника диалога;
- навык гармоничного общения без впадения в крайности.
Комбинация данных качеств позволяет личности быть контактной и комфортно существовать в социуме.
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников
Уделять достаточное внимание работе с коммуникативными навыками желательно с первых дней. Рассмотрим этот процесс в разные годы жизни детей младшего возраста.
- До 2 лет.
В этот период круг общения ребёнка чаще представлен семьёй. Родители демонстрируют реакции на его поведение, обращаются к младенцу лично. Он же воспринимает такие действия посредством слуха, зрения и тактильных ощущений. В основном всё взаимодействие происходит с помощью жестов, мимики и звуков.
Посмотрите on-line вебинар «Детские трансформационные игры для развития коммуникативных навыков» и оформите международный сертификат участника.
- От 2 до 4 лет.
Далее малыш начинает контактировать с ровесниками. Наступает время идти в детский сад, где круг общения дополняется воспитателями и другими детьми. Жестов и звуков становится недостаточно для выражения эмоций, соответственно, появляется необходимость в базовых речевых навыках.
- От 4 до 6 лет
По мере взросления ребенок всё больше знакомится с внешним миром, и его восприятие претерпевает изменения. Количество контактов с разными людьми постепенно увеличивается. А с наработкой опыта появляется понимание правил общения.
- От 6 лет и старше.
С наступлением школьной поры область коммуникации становится ещё шире, теперь в ней отмечается увеличение числа незнакомых людей. Манера поведения в социуме приобретает персональный характер, формируются индивидуальные черты личности. Общение с другими превращается в норму, и схемы взаимодействия в различных ситуациях становятся более доступными для понимания.
Отмечается прямая зависимость коммуникативных способностей детей от широты их кругозора, степени раскрытия талантов и лёгкости получения новых навыков.
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Из всех возрастных групп детскую однозначно можно назвать самой активной в плане общения. Для малышей свойственно постоянно делиться информацией, участвовать в коллективных мероприятиях. Однако часто в группе выделяются дети, для которых скорее характерна обособленная позиция.
Существует несколько объяснений сложностей во взаимодействие с окружающими:
- Застенчивый ребенок.
Робость является одним из основных показателей закомплексованности. У таких детишек сформировано мнение, что в случае ошибки последует осуждения и издёвки со стороны окружающим. Они стараются не привлекать к себе внимание, могут избегать даже одобрения, воспринимая любой акцент на себе как потенциальную угрозу.
- Ребенок-интроверт.
Для интроверта нахождение среди людей может быть вполне комфортным, но из-за специфики восприятия мира и характерных для подобных индивидов качеств одиночество для них предпочтительнее. Даже будучи уверенным в себе, такой ребёнок склонен к тревожности при коммуникации.
- Влияние семьи.
Бесспорно, огромное воздействие на формирование личности малыша оказывает семья. Отношение к нему со стороны родственников напрямую сказывается на том, как он воспринимает свою позицию в обществе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Дети из семей, где царит атмосфера взаимопомощи, поощряются любые начинания, в социуме также не боятся самовыражаться и легче находят одобрение. Противоположная модель поведения свойственна ребёнку, которого игнорируют и чьи успехи обесценивают в кругу родственников.
Как понять, что коммуникативные навыки не развиты
Для здоровых, гармонично развитых детей характерно формирование коммуникативных навыков к семи годам. Тревожным показателем становится отсутствие склонности общаться с окружающими. Это может являться признаком патологии аутистического спектра.
Существует достаточное количество специализированной литературы, в которой описаны методы диагностики и профилактики аутистических расстройств. Также разработаны техники коррекции подобных отклонений, благодаря которым доступно регулирование поведения малыша для его полноценной жизни в социуме.
Стоит присмотреться к ребёнку, если он чрезмерно активен, невнимателен, игнорирует запреты, постоянно выбивается из общения со сверстниками. Данные симптомы могут свидетельствовать о синдроме дефицита внимания.
Помимо прочего, на навыки общения у малышей оказывают влияние стеснительность, тревожность, сложности адаптации к группе, неадекватные принципы воспитания в семье. В случае критического воздействия этих факторов для их коррекции стоит воспользоваться услугами психолога.
Роль родителей в формировании коммуникативных навыков у детей
Сложно переоценить важность роли родителей в формировании моделей общения ребёнка со сверстниками. Именно с них начинается развитие культуры речи. Также на речевое поведение индивида накладывают отпечаток место его рождения и воспитания, а также среда вне семейного круга.
С учётом того, что мы неразрывно связаны с социумом, воспитание культуры речи имеет особое значение. Навык грамотно выражать мысли, широта словарного запаса и манера разговора наглядно демонстрируют уровень культуры.
Базовую культуру речи ребёнок приобретает дома. В первую очередь, на формирование его речевого поведения влияет то, как общаются родственники.
Поэтому ответственные родители в обязательном порядке уделяют внимание следующим моментам при воспитании детей:
- развитие культуры речи;
- отработка чёткой дикции;
- выражение мыслей доступно для собеседника;
- навык вежливого диалога со старшими;
- умение слушать указания взрослых;
- адекватное восприятие интенсивности своего голоса (без переходов на крик и шепот), способность различать интонации;
- отсутствие в речи слов-паразитов;
- тактичность и бесконфликтность в общении.
Роль воспитателей в формировании коммуникативных навыков детей
Помимо родителей, в воспитании ребёнка принимают участие педагоги. Воспитатели и учителя выстраивают общение с подопечными с учётом их возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте взаимодействие с детьми не ограничивается заботой и уходом, а также носит ситуативно-познавательный характер.
По мере изучения окружающего мира ребёнок узнаёт новое и о себе. Для того чтобы убедиться в корректности понимания поведенческих норм, для поиска защиты и разъяснений малыш регулярно обращается к старшим. Чаще всего для этого используется речь как удобный коммуникативный инструмент, позволяющий делиться информацией подробно и полно.
По мере взросления ребёнок проявляет больше самостоятельности. Уже появилось понимание принципов общения, для которых присущи устойчивые отношения с собеседником. Начиная с 5 лет, у детей формируются критический взгляд на поведение старших, осмысленная мотивация и избирательность в выборе тактики контакта со взрослыми.
В этом возрасте педагогам стоит разрешать детям проявлять больше независимости, демонстрируя доверие и позволяя единолично решать поставленные задачи. Потребность в признании собственных сил и умений со стороны высока у малыша как никогда.
Параллельно этому происходит и воспитание ответственности за себя, а также за коллектив в целом. Общение взрослых с детьми базируется на равноправном и справедливом отношении ко всем членам группы. У малышей уже есть понимание базовых норм поведения (например, вести себя прилично, подготавливаться к уроку), и теперь педагог может расширять области поручений и обязанностей.
Учитывая, что для ребёнка воспитатель часто становится примером для подражания, взрослому стоит максимально аккуратно следить за собственными манерами, не позволять себе открыто конфликтовать с коллегами, быть несдержанным, ругаться. Поведение педагога во время общения направлено на привитие малышу чувства долга и ответственности перед другими, а также веры в себя.
Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных навыков у детей
Идеальным возрастом для развития коммуникативных талантов, познания на практике нюансов социального взаимодействия, понимания особенностей общения между мальчиками и девочками, оттачивания речевых умений и способностей ориентироваться в разнообразии социальных ситуаций считается период начальных классов.
Задача учителя — создать обстановку для оптимального проявления и развития у школьника способности к открытости и самостоятельности, умения контролировать своё поведение в соответствии с нормами приличия и, конечно же, к коммуникациям с одноклассниками. В подходящих условиях ученик проявляет интерес к познанию, справляется со сложностями, что благотворно сказывается на коммуникативных УУД.
К основным навыкам общения, которые должны получить младшеклассники во время учёбы, относятся следующие:
- риторическое мастерство;
- корректное построение диалога;
- способность слушать и слышать, а также ставить себя на место оппонента;
- понимание основ полемики;
- умение работать в коллективе для достижения единой цели.
Также в младших классах у детей продолжает оформляться навык ясно формулировать мысли и способность адекватного поведения в конфликтных ситуациях. В случае их отсутствия или слабой выраженности можно прибегнуть к дополнительным учебным инструментам для раскрытия коммуникативных талантов:
- парное и коллективное сотрудничество;
- дискуссии, полемика, обсуждения;
- проектные работы;
- игра.
Полезно разнообразить учебный процесс заданиями, в которых ребёнок сможет проявлять себя как полноправный член команды (к примеру, моделирование, групповые рисунки, взаимопроверка уроков).
К целям работы педагога в направлении развития коммуникативных навыков у детей, проходящих обучение в начальной школе, относятся:
- выявление персональных особенностей общения младшеклассников;
- создание возможности участия в групповых и партнерских отношениях в процессе учёбы;
- взаимодействие с родителями;
- ситуативное исполнение функции организатора, помощника, куратора и психолога.
Главная миссия профессионального учителя — гармоничное развитие школьника как личности, раскрытие его талантов, а также сохранение индивидуальности при обучении в коллективе.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: