Культурно-досуговые мероприятия в ДОУ и школе
Сохранить статью:
О чем речь? В концепции дошкольного и школьного образования культурно-досуговые мероприятия имеют особое значение. Именно они позволяют в наиболее сензитивный возраст ребенка привить ему духовно-нравственные ценности.
На что обратить внимание? При организации таких мероприятий необходимо уделять особое внимание формату, в частности, игре. В такой форме ребенок благоприятно усваивает впечатления. Какие же культурно-досуговые мероприятия можно проводить?
- Необходимость культурно-досуговых мероприятий для детей
- Виды культурно-досуговых мероприятий для детей
- Отношение к культурно-досуговым мероприятиям
- Задачи проведения культурно-досуговых мероприятий и праздников
- Подготовка и проведение детских культурно-досуговых мероприятий
- Как анализировать результаты детских культурно-досуговых мероприятий
Необходимость культурно-досуговых мероприятий для детей
Досуг играет важную роль в физическом развитии ребенка. Хобби и увлечения в свободное время помогают поддерживать эмоциональное здоровье, избавляться от переживаний и стресса. А также немаловажное значение досуг имеет в профилактике отклонений в когнитивной способности и реабилитации детей с умственной отсталостью. Именно культурно-досуговые мероприятия помогают детям развивать свои лучшие качества.
Культурно-досуговые мероприятия позволяют раскрыть способности ребенка, способствуют формированию и развитию его внутреннего мира, уровня культурного и общего воспитания. Досуг детей в дошкольных учреждениях организовывается во внеурочное время и является одним из способов приобщения их к миру культуры.
Культурно-досуговые мероприятия представляют собой важный ресурс совершенствования взаимодействия детей в социуме, дают возможность ускорить процесс их социализации, приобщения к культуре и реализации себя как личности.
Наиболее эффективными средствами, обеспечивающими развитие дошкольников и учеников начальных классов, считаются игры, контакт детей со своими ровесниками и взрослыми, литература и художественная деятельность, подходящая по возрасту, а также учеба.
Организация культурно-досуговых мероприятий является узконаправленной, одной из основополагающих сфер социальной жизни дошкольников и учеников начальных классов. Это подтверждает анализ методических пособий и социально-педагогической литературы, образовательного стандарта и установленных органами управления образованием правил, регулярных исследовательских изданий, а также оценка проведенных в образовательных учреждениях практических занятий для детей и подростков и их результатов.
Немалая роль принадлежит и семье, и организациям дополнительного образования. Такие мероприятия обеспечивают оптимальные условия для проработки опыта прошлых поколений в социальном и культурном развитии, формирования личности в процессе освоения материала и восприятия ценностей материальной и духовной культуры.
Для детского организма важен периодический отдых. Особая культурная форма досуга позволяет не только удовлетворить физиологическую потребность в отдыхе, но и способствует социализации ребенка и его культурному развитию. Основными чертами являются целенаправленность и продуманность.
Досуговая деятельность осуществляется во внеурочное время и может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе. Мероприятия подбираются с учетом того, какую цель преследуют взрослые: развитие детей, их взаимодействие в коллективе, оздоровление или проявление инициативы каждым ребенком по отдельности или группой детей в целом.
Досуговые мероприятия организуются с целью донести до участников этические и эстетические нормы поведения, а также сформировать у них важные человеческие качества: доброту, порядочность, умение заботиться о других.
Виды культурно-досуговых мероприятий для детей
Разнообразные виды и содержание культурно-досуговых мероприятий позволяют разделять их по нескольким критериям:
- Форма: коллективные и индивидуальные.
- Способы проведения: художественные (музыкальные занятия, уроки рисования, танцы), творческие или техническое творчество (коллекционирование и моделирование).
- Степень эмоциональной нагрузки: увлеченность, чувство удовлетворения желаний и счастья. Данные мероприятия проводятся исключительно в свободное от занятий время или после сильных физических и умственных нагрузок, позволяя детям полноценно отдохнуть во время активного рабочего процесса.
- Направленность физиологических эффектов: способность восстановить силы и восполнить недостаток энергии.
Основными составляющими досуга, как и любой другой деятельности, являются мотив (потребность в осуществлении данного вида деятельности), цели (и средства их достижения) и план действий. При этом план действий должен быть направлен на эффективное достижение поставленных задач и соответствовать заданным условиям.
От того, какие виды культурно-досуговых мероприятий запланированы, будет зависеть и их содержание. В результате такой деятельности у ребенка формируется осознанность и направленность целей, средств их достижения, мотивов, потребностей и действий.
Отношение к культурно-досуговым мероприятиям
Если взять за основу работы Марии Борисовны Зацепиной, то в них отношение к организации досуговой деятельности делится на три основных типа:
- Абсолютное отсутствие заинтересованности педагога в процессе.
- Чрезмерная заорганизованность, переизбыток правил, в результате чего дети не имеют возможности проявить инициативу.
- Поиск оптимального пути, формы, средств и методов организации процесса, позволяющих объединить в одно целое обучение и игру, наполнить их содержанием нравственно-эстетического характера.
Именно третий пункт требует от взрослых концентрации своего внимания на развитии у детей заинтересованности содержательной составляющей досуга при положительном отношении к полученным результатам своей работы.
Приобретение умения творческого отношения к учебе и потребности в познании в процессе занятия любимыми играми, отдыха и получения положительных эмоций проявляется в заинтересованности и стремлении преодолеть препятствия и добиться лучших показателей. Досуговая деятельность, совершаемая в свободные часы, обязательно должна вызывать у ребенка интерес, желание проявлять инициативу и самостоятельность.
Не имеет особого значения, где именно проводятся культурно-досуговые мероприятия – в школе или детском саду, интерес к ним у ребенка является главной мотивацией к деятельности. Уровень активности и пассивности ребенка можно легко определить именно исходя из степени заинтересованности процессом.
Приобщение детей к любым видам досуговой деятельности должно происходить с учетом их интересов, в противном случае мы получим неудовлетворенные потребности. С помощью заинтересованности можно не только удовлетворить потребности ребенка, но и зародить в нем новые.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование у ребенка интереса к культурно-досуговым мероприятиям напрямую зависит от его потребности в изучении окружающего мира.
Задачи проведения культурно-досуговых мероприятий и праздников
В течение последних нескольких лет не только в нашей стране, но и во всем мире происходят значительные перемены в социально-экономической и политической сферах. А значит, возникает острая потребность в создании и контролировании культурных движений детей и подростков.
Целью постоянных усовершенствований системы образования является поиск новых способов улучшения информационного наполнения и качества досуговых мероприятий для детей как инструмента развития творческих и познавательных навыков ребенка, обучения его работе в команде со своими ровесниками и взрослыми, познания человеческих ценностей и качеств, формирования личности.
План культурно-досуговых мероприятий обычно включает в себя различные фестивали и выставки детского творчества, слеты в лагерях, театральные постановки и концерты, конкурсы, утренники и линейки, художественные программы, презентации, демонстрации и акции (рекламные, спортивные, культурно-зрелищные и т. д.).
Культурно-досуговая деятельность способствует формированию и помогает удовлетворить потребности в культуре, образовании, творчестве и физическом развитии ребенка, повышает его заинтересованность в социальной активности и проявлении себя как личности.
Основные задачи проводимых для детей мероприятий
- Формирование комплекса социально значимых задач и вовлечение в поиск их решений школьников и дошкольников.
- Способствование реализации детьми своих социально-значимых инициатив.
- Интеграция личности ребенка в социальную систему и его привыкание к обществу и культуре.
- Всесторонняя помощь в формировании и развитии индивидуальных навыков и талантов ребенка.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Содействие школьникам и дошкольникам в процессе реализации себя как личности.
- Взращивание нравственных ценностей, формирование интереса к этическим нормам и ценностям поколений.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективного познания окружающего мира.
- Организация мероприятий, направленных на всесторонний и полезный отдых ребенка.
Подготовка и проведение детских культурно-досуговых мероприятий
Грамотно составленный план культурно-досуговой деятельности и его полноценная реализация помогают детям приобщаться к миру культуры, развивают в них стремление к творчеству и познанию, формируют особый образ мышления, способствуют самореализации в процессе творческой работы в коллективе.
Обязанности по подготовке массовых мероприятий ложатся на плечи организаторов и других уполномоченных ими лиц. Это могут быть как физические, так и юридические лица, в число которых входят:
- Профсоюзы, религиозные и общественные организации, политические партии, творческие союзы и другие подобные учреждения.
- Творческие объединения, если они имеют официальную государственную регистрацию.
- Лица, достигшие 18 лет. Исключение составляют лица, признанные частично или полностью недееспособными, а также граждане, имеющие предусмотренные законом различные ограничения.
Разрешение на реализацию запланированного массового мероприятия организаторы смогут получить при условии, что в СМИ будет отсутствовать какая-либо информация о месте, даже и времени проведения мероприятия. Также запрещено заказывать в печати и распространять объявления, листовки, плакаты и другие рекламные материалы.
Давать информацию в СМИ разрешается исключительно местным исполнительным и распорядительным органам о том, какие места подходят для регулярного проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий, а в каких оно недопустимо.
При выборе места, даты и времени реализации досуговой деятельности следует принимать во внимание необходимость в отсутствии негативного влияния на нормальное течение жизни населенного пункта, работу госучреждений, организаций и предприятий, а также учитывать права и свободы его жителей.
В том случае, если планируется проведение в месте, отсутствующем в данном списке, то на это необходимо получение соответствующего разрешения: указа президента, кабинета министров, наличие нормативно-правового акта местного совета или местного органа исполнительной власти, главы населенного пункта.
Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО. Пройдите онлайн-тестирование и получите сертификат!
К обязательствам организаторов массовых мероприятий или лиц, ответственных за организацию и реализацию досуговой деятельности, относятся:
- постоянное присутствие в месте проведения мероприятия;
- контроль за соблюдением условий проведения, порядком на территории, безопасностью участников мероприятия, сохранностью находящихся рядом зданий, транспортных средств и другой частной собственности граждан;
- своевременное доведение информации до всех участников о завершении проведения мероприятия;
- наличие особенностей внешнего вида, отличающего организатора от других участников процесса (бедж, повязка, головной убор и т. д.).
В целях уточнения деталей проведения досуговых мероприятий организаторам необходимо являться в органы местной исполнительной и распорядительной власти по приглашению начальства. В течение 10 дней после проведения массового мероприятия требуется уплатить все расходы на медицинское обслуживание, охрану и уборку территории проведения, выставленные на основании решения местных органов власти.
Как анализировать результаты детских культурно-досуговых мероприятий
Культурно-досуговые мероприятия в детском саду и иных образовательных учреждениях направлены на достижение определенных целей их участниками.
В результате их проведения:
- В рамках своих возрастных особенностей дети осознают ценность досуга, его роль в их самореализации и всестороннем развитии.
- дети осознают свои способности, таланты, возможности, находят новые пути и инструменты для их развития во внеурочное время.
- Меняется вектор интересов, дети приобретают новые установки на методы и виды досуга.
- Ребята учатся самостоятельно организовывать свой досуг и проводить его с пользой для всестороннего развития.
- Дети осваивают популярные средства общения, обучаются основам зрительской культуры.
- Выстраиваются правильные взаимоотношения детей как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Атмосфера в образовательных учреждениях, в частности в классе или группе, меняется в положительном направлении. Дети учатся организовывать совместный досуг.
- Формируются уникальные традиции школы, детского сада или иного образовательного учреждения.
Отследить результаты проведения культурно-досуговых мероприятий в ДОУ можно при помощи:
- регулярного наблюдения за изменениями, происходящими с учениками и их фиксации;
- проведения опросов и тестирований учащихся и их родителей;
- предоставления анкет для заполнения их детьми;
- проведения личных бесед с родителями учащихся;
- отслеживания всех изменений, происходящих с детьми, их самооценкой и ощущением себя в обществе;
- анализа творчества учеников.
Существуют яркие примеры культурно-досуговых мероприятий, в результате которых были поставлены и достигнуты высокие цели, дети показали хорошие результаты в плане развития, самореализации, повышения стремления к изучению культуры и окружающего мира. Досуговая деятельность является важнейшей составляющей процесса обучения детей всех возрастов в образовательных учреждениях.
Планирование праздничных дней, развлекательных и творческих детских мероприятий позволяет значительно улучшить эффективность процессов обучения и воспитания, а также создать оптимальные условия для самореализации ребенка и становления его как личности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: