Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Культурно-досуговые мероприятия в ДОУ и школе
Главная > Блог > Культурно-досуговые мероприятия в ДОУ и школе
24.05.2023
1840
Время чтения: 18 минут

Культурно-досуговые мероприятия в ДОУ и школе

О чем речь? В концепции дошкольного и школьного образования культурно-досуговые мероприятия имеют особое значение. Именно они позволяют в наиболее сензитивный возраст ребенка привить ему духовно-нравственные ценности.

На что обратить внимание? При организации таких мероприятий необходимо уделять особое внимание формату, в частности, игре. В такой форме ребенок благоприятно усваивает впечатления. Какие же культурно-досуговые мероприятия можно проводить?

Необходимость культурно-досуговых мероприятий для детей

Досуг играет важную роль в физическом развитии ребенка. Хобби и увлечения в свободное время помогают поддерживать эмоциональное здоровье, избавляться от переживаний и стресса. А также немаловажное значение досуг имеет в профилактике отклонений в когнитивной способности и реабилитации детей с умственной отсталостью. Именно культурно-досуговые мероприятия помогают детям развивать свои лучшие качества.

Культурно-досуговые мероприятия

Культурно-досуговые мероприятия позволяют раскрыть способности ребенка, способствуют формированию и развитию его внутреннего мира, уровня культурного и общего воспитания. Досуг детей в дошкольных учреждениях организовывается во внеурочное время и является одним из способов приобщения их к миру культуры.

Культурно-досуговые мероприятия представляют собой важный ресурс совершенствования взаимодействия детей в социуме, дают возможность ускорить процесс их социализации, приобщения к культуре и реализации себя как личности.

Наиболее эффективными средствами, обеспечивающими развитие дошкольников и учеников начальных классов, считаются игры, контакт детей со своими ровесниками и взрослыми, литература и художественная деятельность, подходящая по возрасту, а также учеба.

Организация культурно-досуговых мероприятий является узконаправленной, одной из основополагающих сфер социальной жизни дошкольников и учеников начальных классов. Это подтверждает анализ методических пособий и социально-педагогической литературы, образовательного стандарта и установленных органами управления образованием правил, регулярных исследовательских изданий, а также оценка проведенных в образовательных учреждениях практических занятий для детей и подростков и их результатов.

Немалая роль принадлежит и семье, и организациям дополнительного образования. Такие мероприятия обеспечивают оптимальные условия для проработки опыта прошлых поколений в социальном и культурном развитии, формирования личности в процессе освоения материала и восприятия ценностей материальной и духовной культуры.

Для детского организма важен периодический отдых. Особая культурная форма досуга позволяет не только удовлетворить физиологическую потребность в отдыхе, но и способствует социализации ребенка и его культурному развитию. Основными чертами являются целенаправленность и продуманность.

Досуговая деятельность осуществляется во внеурочное время и может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе. Мероприятия подбираются с учетом того, какую цель преследуют взрослые: развитие детей, их взаимодействие в коллективе, оздоровление или проявление инициативы каждым ребенком по отдельности или группой детей в целом.

Досуговые мероприятия организуются с целью донести до участников этические и эстетические нормы поведения, а также сформировать у них важные человеческие качества: доброту, порядочность, умение заботиться о других.

Виды культурно-досуговых мероприятий для детей

Разнообразные виды и содержание культурно-досуговых мероприятий позволяют разделять их по нескольким критериям:

  • Форма: коллективные и индивидуальные.
  • Способы проведения: художественные (музыкальные занятия, уроки рисования, танцы), творческие или техническое творчество (коллекционирование и моделирование).
  • Степень эмоциональной нагрузки: увлеченность, чувство удовлетворения желаний и счастья. Данные мероприятия проводятся исключительно в свободное от занятий время или после сильных физических и умственных нагрузок, позволяя детям полноценно отдохнуть во время активного рабочего процесса.
  • Направленность физиологических эффектов: способность восстановить силы и восполнить недостаток энергии.

Культурно-досуговые мероприятия

Основными составляющими досуга, как и любой другой деятельности, являются мотив (потребность в осуществлении данного вида деятельности), цели (и средства их достижения) и план действий. При этом план действий должен быть направлен на эффективное достижение поставленных задач и соответствовать заданным условиям.

От того, какие виды культурно-досуговых мероприятий запланированы, будет зависеть и их содержание. В результате такой деятельности у ребенка формируется осознанность и направленность целей, средств их достижения, мотивов, потребностей и действий.

Отношение к культурно-досуговым мероприятиям

Если взять за основу работы Марии Борисовны Зацепиной, то в них отношение к организации досуговой деятельности делится на три основных типа:

  1. Абсолютное отсутствие заинтересованности педагога в процессе.
  2. Чрезмерная заорганизованность, переизбыток правил, в результате чего дети не имеют возможности проявить инициативу.
  3. Поиск оптимального пути, формы, средств и методов организации процесса, позволяющих объединить в одно целое обучение и игру, наполнить их содержанием нравственно-эстетического характера.

Именно третий пункт требует от взрослых концентрации своего внимания на развитии у детей заинтересованности содержательной составляющей досуга при положительном отношении к полученным результатам своей работы.

Приобретение умения творческого отношения к учебе и потребности в познании в процессе занятия любимыми играми, отдыха и получения положительных эмоций проявляется в заинтересованности и стремлении преодолеть препятствия и добиться лучших показателей. Досуговая деятельность, совершаемая в свободные часы, обязательно должна вызывать у ребенка интерес, желание проявлять инициативу и самостоятельность.

Не имеет особого значения, где именно проводятся культурно-досуговые мероприятия – в школе или детском саду, интерес к ним у ребенка является главной мотивацией к деятельности. Уровень активности и пассивности ребенка можно легко определить именно исходя из степени заинтересованности процессом.

Приобщение детей к любым видам досуговой деятельности должно происходить с учетом их интересов, в противном случае мы получим неудовлетворенные потребности. С помощью заинтересованности можно не только удовлетворить потребности ребенка, но и зародить в нем новые.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что формирование у ребенка интереса к культурно-досуговым мероприятиям напрямую зависит от его потребности в изучении окружающего мира.

Задачи проведения культурно-досуговых мероприятий и праздников

В течение последних нескольких лет не только в нашей стране, но и во всем мире происходят значительные перемены в социально-экономической и политической сферах. А значит, возникает острая потребность в создании и контролировании культурных движений детей и подростков.

Культурно-досуговые мероприятия

Целью постоянных усовершенствований системы образования является поиск новых способов улучшения информационного наполнения и качества досуговых мероприятий для детей как инструмента развития творческих и познавательных навыков ребенка, обучения его работе в команде со своими ровесниками и взрослыми, познания человеческих ценностей и качеств, формирования личности.

План культурно-досуговых мероприятий обычно включает в себя различные фестивали и выставки детского творчества, слеты в лагерях, театральные постановки и концерты, конкурсы, утренники и линейки, художественные программы, презентации, демонстрации и акции (рекламные, спортивные, культурно-зрелищные и т. д.).

Культурно-досуговая деятельность способствует формированию и помогает удовлетворить потребности в культуре, образовании, творчестве и физическом развитии ребенка, повышает его заинтересованность в социальной активности и проявлении себя как личности.

Основные задачи проводимых для детей мероприятий

  • Формирование комплекса социально значимых задач и вовлечение в поиск их решений школьников и дошкольников.
  • Способствование реализации детьми своих социально-значимых инициатив.
  • Интеграция личности ребенка в социальную систему и его привыкание к обществу и культуре.
  • Всесторонняя помощь в формировании и развитии индивидуальных навыков и талантов ребенка.
  • Содействие школьникам и дошкольникам в процессе реализации себя как личности.
  • Взращивание нравственных ценностей, формирование интереса к этическим нормам и ценностям поколений.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Создание условий для эффективного познания окружающего мира.
  • Организация мероприятий, направленных на всесторонний и полезный отдых ребенка.

Подготовка и проведение детских культурно-досуговых мероприятий

Грамотно составленный план культурно-досуговой деятельности и его полноценная реализация помогают детям приобщаться к миру культуры, развивают в них стремление к творчеству и познанию, формируют особый образ мышления, способствуют самореализации в процессе творческой работы в коллективе.

Культурно-досуговые мероприятия

Обязанности по подготовке массовых мероприятий ложатся на плечи организаторов и других уполномоченных ими лиц. Это могут быть как физические, так и юридические лица, в число которых входят:

  • Профсоюзы, религиозные и общественные организации, политические партии, творческие союзы и другие подобные учреждения.
  • Творческие объединения, если они имеют официальную государственную регистрацию.
  • Лица, достигшие 18 лет. Исключение составляют лица, признанные частично или полностью недееспособными, а также граждане, имеющие предусмотренные законом различные ограничения.

Разрешение на реализацию запланированного массового мероприятия организаторы смогут получить при условии, что в СМИ будет отсутствовать какая-либо информация о месте, даже и времени проведения мероприятия. Также запрещено заказывать в печати и распространять объявления, листовки, плакаты и другие рекламные материалы.

Давать информацию в СМИ разрешается исключительно местным исполнительным и распорядительным органам о том, какие места подходят для регулярного проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий, а в каких оно недопустимо.

При выборе места, даты и времени реализации досуговой деятельности следует принимать во внимание необходимость в отсутствии негативного влияния на нормальное течение жизни населенного пункта, работу госучреждений, организаций и предприятий, а также учитывать права и свободы его жителей.

Разрешено проводить массовые мероприятия в промежутке между 9 и 21 часами, рядом с жилыми домами и на открытых площадках в промежутке между 9 и 22 часами. Список мест, где разрешено проведение массовых мероприятий, составляется исполнительным комитетом.

В том случае, если планируется проведение в месте, отсутствующем в данном списке, то на это необходимо получение соответствующего разрешения: указа президента, кабинета министров, наличие нормативно-правового акта местного совета или местного органа исполнительной власти, главы населенного пункта.

К обязательствам организаторов массовых мероприятий или лиц, ответственных за организацию и реализацию досуговой деятельности, относятся:

  • постоянное присутствие в месте проведения мероприятия;
  • контроль за соблюдением условий проведения, порядком на территории, безопасностью участников мероприятия, сохранностью находящихся рядом зданий, транспортных средств и другой частной собственности граждан;
  • своевременное доведение информации до всех участников о завершении проведения мероприятия;
  • наличие особенностей внешнего вида, отличающего организатора от других участников процесса (бедж, повязка, головной убор и т. д.).

В целях уточнения деталей проведения досуговых мероприятий организаторам необходимо являться в органы местной исполнительной и распорядительной власти по приглашению начальства. В течение 10 дней после проведения массового мероприятия требуется уплатить все расходы на медицинское обслуживание, охрану и уборку территории проведения, выставленные на основании решения местных органов власти.

Как анализировать результаты детских культурно-досуговых мероприятий

Культурно-досуговые мероприятия в детском саду и иных образовательных учреждениях направлены на достижение определенных целей их участниками.

Культурно-досуговые мероприятия

В результате их проведения:

  • В рамках своих возрастных особенностей дети осознают ценность досуга, его роль в их самореализации и всестороннем развитии.
  • дети осознают свои способности, таланты, возможности, находят новые пути и инструменты для их развития во внеурочное время.
  • Меняется вектор интересов, дети приобретают новые установки на методы и виды досуга.
  • Ребята учатся самостоятельно организовывать свой досуг и проводить его с пользой для всестороннего развития.
  • Дети осваивают популярные средства общения, обучаются основам зрительской культуры.
  • Выстраиваются правильные взаимоотношения детей как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Атмосфера в образовательных учреждениях, в частности в классе или группе, меняется в положительном направлении. Дети учатся организовывать совместный досуг.
  • Формируются уникальные традиции школы, детского сада или иного образовательного учреждения.

Отследить результаты проведения культурно-досуговых мероприятий в ДОУ можно при помощи:

  • регулярного наблюдения за изменениями, происходящими с учениками и их фиксации;
  • проведения опросов и тестирований учащихся и их родителей;
  • предоставления анкет для заполнения их детьми;
  • проведения личных бесед с родителями учащихся;
  • отслеживания всех изменений, происходящих с детьми, их самооценкой и ощущением себя в обществе;
  • анализа творчества учеников.

Культурно-досуговые мероприятия

Существуют яркие примеры культурно-досуговых мероприятий, в результате которых были поставлены и достигнуты высокие цели, дети показали хорошие результаты в плане развития, самореализации, повышения стремления к изучению культуры и окружающего мира. Досуговая деятельность является важнейшей составляющей процесса обучения детей всех возрастов в образовательных учреждениях.

Планирование праздничных дней, развлекательных и творческих детских мероприятий позволяет значительно улучшить эффективность процессов обучения и воспитания, а также создать оптимальные условия для самореализации ребенка и становления его как личности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw