Культурно-гигиенические навыки: виды и развитие
Сохранить статью:
О чем речь? Культурно-гигиенические навыки – соблюдение ребенком правил личной и общественной гигиены, поведения в быту и жизни. Речь об умении одеваться и раздеваться, пользоваться столовыми приборами, мыть руки.
На что обратить внимание? Развитие культурно-гигиенических навыков начинается в семье и продолжается в детском саду. Воспитатели помогают детям осваивать умения, соответствующие возрасту, используя игры и литературу.
- Понятие культурно-гигиенических навыков
- Влияние возраста на культурно-гигиенические навыки
- Условия развития культурно-гигиенических навыков
- Методы формирования культурно-гигиенических навыков
- Примеры игр и литературных источников для формирования культурно-гигиенических навыков
- Часто задаваемые вопросы о культурно-гигиенических навыках
Понятие культурно-гигиенических навыков
Психическое развитие ребенка происходит неравномерно. Выделяют этапы спада и, наоборот, сенситивные эпизоды – когда быстро идет развитие тех или иных функций, качеств психики. Лучшим периодом для закладки культурно-гигиенических навыков является младший школьный возраст. На данном этапе ребенок не только усваивает нормы и правила поведения, но также приобщается к миру взрослых, у него идет процесс социализации.
Культурно-гигиенические навыки, по Е. А. Алябьевой, — это «доведённое до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах».
До детей нужно донести, что через выполнение правил гигиены мы проявляем уважительное отношение к окружающим людям. Потому что никому не понравится смотреть на мятую и рваную одежду или пожимать грязную руку. Научение гигиене тесно связано с воспитанием культурного поведения.
Ребят учат этикету: использовать приборы, салфетки, красиво сидеть за столом, есть аккуратно, не чавкать, тщательно и бесшумно пережевывать еду с закрытым ртом, знать, какой прибор и посуда для чего предназначается, уметь сервировать стол, правильно общаться за обедом (разговаривать спокойным и размеренным тоном, не болтать с набитым ртом, с уважением относиться к просьбам что-то передать или положить и т. д.), обращать внимание на эстетику сервированного стола.
Какие группы можно выделить среди культурно-гигиенических навыков? Есть три основные:
- Гигиенические умения: мыть руки с мылом, пользоваться горшком и т. д.
- Элементарное самообслуживание: развитие самостоятельности, прививание ее.
- Навыки культурного поведения: научить детей положительно и доброжелательно относиться к окружающим людям, как взрослым, так и детям.
Влияние возраста на культурно-гигиенические навыки
В каждом возрасте у ребенка должны быть сформированы определенные способности:
- В 2–3 года – уметь мыть руки (сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно) по мере загрязнения, после улицы, перед едой и вытирать полотенцем. Кроме того, пытаться приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами гигиены. Есть ложкой.
- Для ребят 3–4 лет – правильно использовать мыло, аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытирать полотенцем. Уметь расчесываться и пользоваться носовым платком. Во время еды не разговаривать, тщательно пережевывать пищу, пользоваться вилкой и ложкой, вытирать лицо салфетками и не крошить хлеб.
- В средней группе (4–5 лет) ранее приобретенные культурно-гигиенические навыки постепенно совершенствуются. В дополнение к уже перечисленному: ребенок отворачивается при чихании и прикрывает рот рукой или носовым платком, также знает, что после еды нужно полоскать рот.
- Дети в старшей группе возраста 5–7 лет имеют следующие культурно-гигиенические навыки: следят за чистотой своего тела и одежды, прической. Умеют самостоятельно правильно чистить зубы, устранять непорядок в своем внешнем виде, следить за своими ногтями. Совершенствуется этикет за столом: дети учатся есть бесшумно, аккуратно, держат осанку ровной, вежливо просят, если им что-то нужно, благодарят после еды и т. д.
Условия развития культурно-гигиенических навыков
Формирование у детей культурно-гигиенических навыков должно проходить под руководством взрослых, в соответствующей располагающей атмосфере и при четком режим дня. Обстановка должна включать в себя чистое, достаточное по площади помещение со всем нужным оборудованием для проведения процедур и режимных элементов (умывание, сон, питание, игры и занятия).
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков нужно также определить места хранения игрушек, вещей, порядок их уборки, а также выработать общие критерии в оценке отдельных действий. Для малышей очень важно иметь постоянство условий, знать место и назначение каждой вещи, которая может понадобиться им в течение дня.
В санузле должно быть достаточное количество раковин нужного размера, подходящих под рост детей. На каждом умывальнике должно лежать мыло. На вешалки над полотенцами приклейте разные картинки, это будет способствовать повышению интереса детей к процедурам.
Благодаря соблюдению режима дня дети постоянно повторяют гигиенические процессы в одно и то же время, что позволяет формировать у них навыки и привычки культуры поведения. Они вырабатываются на занятиях, играх, в простой повседневной жизни.
Благодаря имеющемуся распорядку дня организм ребенка привыкает к определенным ритмам в смене деятельности, тем самым защищая нервную систему от переутомления. Соблюдение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков, организованности и дисциплинированности малышей.
Обучение детей новым умениям должно осуществляться под руководством взрослых – родителей, опекунов, воспитателей. Поэтому требования со стороны семьи и дошкольного учреждения к ребенку должны быть согласованными и идентичными.
Существуем множество типологий методов прививания детям культурно-гигиенических навыков. В дошкольной педагогике принята классификация, за основу которой взяты формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. Ключевыми среди них являются наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Главные методы обучения дошкольников – наглядные, словесные, игровые и практические.
Очень важно еще до появления культурно-гигиенических навыков воспитывать у ребенка положительное отношение к умыванию, кормлению, одеванию. Прививание детям некоторых умений, например, есть культурно, требует больших временных вложений и труда со стороны взрослых, так как дети должны научиться целому ряду последовательных и взаимосвязанных действий (сидеть за столом ровно, не раскачиваться, использовать столовые приборы, салфетки, общаться с другим вежливо и т. д.).
на наши новости
500 000 пользователей!
Очень важно понимать и то, что мы воспитываем ребенка примером своего поведения гораздо больше и эффективнее, чем когда просто разговариваем с ним, поучаем или приказываем. Вы всегда являетесь образцом для малыша, даже если сейчас находитесь не рядом. Для ребенка все имеет значение: как вы разговариваете с другими людьми, радуетесь или печалитесь, общаетесь с друзьями, смеетесь, что-то читаете (так говорил А. С. Макаренко).
Детям дошкольного возраста необходимо понимать важность и цель культурно-гигиенических навыков. Им нужно объяснять, зачем и для чего нужна личная гигиена, ее значение для самого ребенка и окружающих, воспитание соответствующего отношения к процедурам. Все это способствует в дальнейшем выработке стойких привычек.
Для формирования навыков также можно использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятий, прогулки и т. д. Сначала попросите детей рассказать, что и как они будут делать в данном случае. Потом посмотрите, что предпримут дети и каким будет результат. После совместно обсудите, как все прошло.
Методы формирования культурно-гигиенических навыков
Можно выделить несколько ключевых методов формирования культурно-гигиенических навыков.
- Игровые методы.
Это, пожалуй, самый актуальный вариант для развития необходимых навыков у ребят младшего школьного возраста. Так как игра представляется ребенку увлекательным процессом, а не скучным учебным занятием, то она способствует лучшему восприятию и запоминанию им нужной нам информации. Таким образом, дидактические игры позволяют ускорить выработку необходимого умения. Игры отлично подходят, чтобы научить ребенка мыть руки, умываться, есть столовыми приборами.
- Демонстрация с пояснениями.
Ребенку показывают какое-то новое действие и объясняют, как его выполнять. Прекрасно, если есть возможность разделить данную операцию на несколько частей – этапов выполнения. Так ребенку младшего дошкольного возраста будет проще понять, что и как нужно делать.
- Образец взрослых.
В целом детям свойственно копировать поведение и действия взрослых. Поэтому в поле их зрения ежедневно должен быть человек, с которого стоит брать пример. В детском саду, например, воспитатель может давать образец поведения прямым способом, то есть говорить, чтобы ребенок так же выполнял действия, или косвенно, то есть с применением разнообразных форм и средств воспитательного воздействия, способствующих развитию интереса ребенка к тому, что он делает.
- Упражнение и контроль.
Для хорошего результата и доведения действия до автоматизма необходимо постоянно практиковать его. На первых порах взрослому нужно контролировать то, как ребенок упражняется в новом. Так вы сможете помочь ему в технике выполнения, указать на ошибки и совместными усилиями исправить их. В результате навык будет полностью сформирован и закреплен.
- Беседы, сценки, спектакли, литературные источники, фольклор.
Эти методы помогают детям получить более наглядное, детальное и понятное представление о том или ином навыке и порядке его выполнения.
Примеры игр и литературных источников для формирования культурно-гигиенических навыков
Дидактические игры
- «Что ты можешь о них сказать?» Цель: научить правильно пользоваться предметами личной гигиены.
- Игра-упражнение «кукла Таня простудилась». Цель: показать, как правильно использовать носовой платок.
- «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
- Дидактическая игра «чистоплотные дети». Цель: проанализировать, знают ли дети о предметах гигиены и их назначении.
- Дидактическая игра «научим куклу одеваться/раздеваться», «одень куклу», с предметными картинками на тему «одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). Цель: объяснить детям назначение каждого предмета одежды и то, в какое время года какие вещи необходимо надевать.
- Дидактическая игра «оденем куклу на прогулку». Цель: показать детям, в какую погоду какая одежда нужна для улицы.
- Дидактическая игра «это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Цель: проверить знания детей о предметах гигиены.
Игровые ситуации и сюжетные игры
- «кукла Таня пришла в гости»;
- «куклы Таня и Маша собираются на праздник»;
- «идем друг к другу в гости»;
- «к нам пришла Замарашка»;
- «кукла Маша у нас в гостях»;
- «угостим куклу»;
- «как шапка поссорилась с курткой в шкафу»;
- коллективная практическая деятельность детей «поможем кукле Тане сложить вещи на место»;
- обсуждение ситуации «опять Хрюша заболел»;
- игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Чтение литературы по теме
- Потешки, стихотворения («Чище мойся – в оды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п.).
- Стихотворение К. И. Чуковского – «Мойдодыр». Также можно посмотреть мультфильм «Мойдодыр» и потом инсценировать вместе с детьми «Как Мойдодыр подарил Ване мыло».
- Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе». Просмотр мультфильма с одноименным названием. Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
- Стихотворение Агнии Барто «Девочка чумазая».
Часто задаваемые вопросы о культурно-гигиенических навыках
Что должен учитывать воспитатель?
Важным аспектом работы дошкольного учреждения является взаимодействие с родителями и другими членами семьи воспитанника. Повышая планку требований к ребенку, нужно одновременно работать и с его родителями. Форматами такой деятельности могут стать: конференции, консультации, рубрики «вопрос–ответ». Все это можно организовать в онлайн-режиме с использованием интернет-технологий.
На что смотреть при обучении детей?
Важно учитывать уже имеющийся у воспитанников опыт. Нельзя пытаться научить ребенка есть вилкой в то время, когда он еще толком не умеет пользоваться ложкой.
Как строить процесс обучения?
В обучении большая роль отводится последовательности. Допустим, навыку раздеваться ребенок учится быстрее и проще, чем одеванию. Другой пример: легче научить сначала мыть руки, чем лицо.
Развивать у детей навыки общественной и личной гигиены важно прежде всего для их же здоровья, правильного поведения в быту и общественных местах. Кроме того, нужно понимать, что от воплощения в жизнь необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит здоровье не только самих ребят, но и окружающих.
Постепенно осваивая культурно-гигиенические навыки, дети осознают, что их соблюдение является проявлением уважения к людям, ведь никому не понравится смотреть на грязнулю или неряху. Ребенок понимает, что зачастую нарушение правил поведения может нанести вред не только ему самому, но и другим.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: