Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Профилактика терроризма и экстремизма в школе: цель, задачи, мероприятия
Главная > Блог > Профилактика терроризма и экстремизма в школе: цель, задачи, мероприятия
29.03.2024
642
Время чтения: 18 минут

Профилактика терроризма и экстремизма в школе: цель, задачи, мероприятия

Почему важна? Профилактика терроризма и экстремизма в школе – задача актуальная и многогранная. Образовательное учреждение должно стать местом, где ученики не только получают знания, но и формируют устойчивость к различным социальным угрозам. Роль учителя –передавать знания, быть наставником, способным распознать тревожные сигналы в поведении подростков.

Как организовать? Только комплексный подход способен эффективно противостоять вызовам терроризма и экстремизма в школьной среде. Важно создавать безопасное пространство для диалога о сложных вопросах. Школьные психологи, учителя, классные руководители должны иметь возможность проводить индивидуальные и групповые консультации с целью предотвращения радикализации молодежи.

Понятия терроризма и экстремизма и важность их профилактики в школе

Терроризм (от франц. terreur — страх, ужас) — это противоправные действия, носящие насильственный характер (преследования, удержание заложников, убийства), направленные в сторону гражданского населения с целью запугать, сломить волю, заставить выбрать определенный стиль поведения.

Профилактика терроризма

Из определения, опубликованного в Федеральном законе РФ N 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», следует, что терроризмом является идеология насильственного воздействия на сознание людей, на принятие решений государственными органами власти и местного самоуправления, направленные на устрашение населения или связанные с этим иные виды противоправных действий.

Профилактика терроризма и экстремизма является одним из важнейших направлений защиты от террористических и экстремистских идеологий в обществе и особенно среди молодого поколения в школе. В среде подростков это имеет наиболее важное значение, так как именно указанный контингент является одной из уязвимых категорий в плане подверженности негативному влиянию антисоциальных и криминальных групп.

Незащищенность молодежи, возрастной максимализм в оценках и мнениях, личностная незрелость, попадание в зависимость от чужого мнения – все это в совокупности позволяет судить о высокой вероятности быстрого распространения радикальных идей среди молодежи.

Экстремизмом признается приверженность в идеологии к крайностям в принципах и взглядах и выбор критических средств для достижения намеченного результата. Экстремизм – это общественное течение, выступающее против общепринятой структуры, нарушающее ее стабильность или предпринимающее попытки устранить ее для достижения собственных целей. Происходит это, как правило, насильственными способами. Это в высшей степени отрицательное социальное явление.

Крайними мерами выступают недемократичные действия, которые противоречат устоявшимся общественным правилам.

Профилактика терроризма и экстремизма необходима в школе и на всех дальнейших этапах становления личности. Экстремисты часто противопоставляют свою идеологию устойчивым государственным институтам, стремясь подорвать их авторитет, внести изменения в их структуру или уничтожить их для достижения собственных целей.

Для этого активно применяются кричащие лозунги, организованные беспорядки и забастовки, гражданское неповиновение, развязывание партизанской деятельности и непосредственно террористические акты. Экстремистам присуще отрицание даже малейшей возможности нахождения компромисса, проведения мирных переговоров и договоренностей. Терроризм признан одной из наиболее жестоких форм экстремизма.

Причины склонности подростков к экстремизму

Проявления экстремистской идеологии среди молодежи определяется следующими важными факторами.

Профилактика терроризма

  • Обостренная социальная обстановка в рядах молодого поколения. Она характеризуется сочетанием различных социальных проблем: уровень и качество образования, условия на рынке труда, сложности социального неравенства.
  • Криминализация многих направлений жизни общества, в том числе вовлечение молодых людей в криминальный бизнес.
  • Рост национальной неприязни и сепаратизма. Здесь огромную роль играет широкое распространение молодежных группировок и объединений националистической направленности.
  • Наличие незаконного оборота средств для организации экстремистских акций. Молодежные экстремистские организации в противоправных целях изготавливают взрывные устройства, обучают обращению с разными видами оружия.
  • Использование психологического воздействия на несформировавшуюся психику молодых людей. Агрессия, присущая молодежи, используется лидерами экстремистских организаций как средство манипуляций для проведения акций экстремистской направленности.
  • Использование сети Интернет в собственных целях, нарушающих закон: доступность широкой аудитории и повсеместная пропаганда своей идеологии, возможность размещения в свободном доступе контента о целях и задачах группировки, планируемых акциях.

В настоящее время экстремизм, поддерживаемый молодым поколением, проявляется в явном пренебрежении к правилам, принятым в обществе, к законодательству в целом, организации деятельности неформальных объединений противоправной идеологии. Формирование молодежного экстремистского течения является следствием неразвитой социальной адаптации молодежи, асоциальных установок в сознании молодых людей. Этому способствует также недостаточная профилактика терроризма и экстремизма в школе.

С точки зрения попадания в активную экстремистскую деятельность уязвимыми считаются молодые люди 14–22 лет. В этот возрастной период на развитие личности влияют несколько серьезных социально-психологических факторов. Подростков характеризует развивающееся самосознание, обостренное чувство справедливости. В таком возрасте молодых людей волнует поиск своего места в обществе, осознание собственной идентичности. Психологическое состояние в этот момент весьма неустойчивое, люди легко поддаются манипуляциям.

Безуспешный поиск идентичности и своего места в жизни приводят к неуверенности в собственной состоятельности. Возникает желание найти того, кто виноват во всех бедах, и сформировать вокруг себя надежное сообщество из единомышленников. Такой круг общения вполне может заменить экстремистская субкультура, а также радикальные организации политической направленности.

Методика выявления учащихся, склонных к проявлению экстремизма

  • Неформальные объединения представляют собой сообщества, в которых люди объединены признаками субкультуры. Как правило, у них нет четких условий членства. Большинство существующих на сегодняшний день неформальных подростковых объединений относятся к досуговым. Они ориентированы на занятия в свободное время.
  • Неформальная молодежная субкультура является системой общепринятых норм, ценностей и социальных принципов, которая определяет идентификацию индивида, его поведение и деятельность в группах.
В открытом доступе до 22 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Для выявления подростков, относящихся к «группе риска», необходимо своевременное обращение внимания специалистов на следующие тревожные признаки:

  • проявление поведенческих проблем: отказ от соблюдения принятых в обществе норм, выражение агрессии;
  • проявление у детей подросткового возраста признаков отрешенности, эмоциональные взрывы, перепады настроения;
  • частые пропуски учебных занятий без уважительных причин;
  • зафиксированные факты употребления или предполагаемое употребление алкогольных или наркотических препаратов;
  • кризисное положение, сложившееся в семье;
  • резкое ухудшение самочувствия;
  • изменения социальных или иных условий жизни, представляющие опасность для благополучия подростка;
  • появление необычных атрибутов во внешнем образе: прически, нашивки и т. д.

Способы сбора необходимых сведений:

  • изучение классного журнала с целью анализа успеваемости;
  • опрос мнений учителей для составления психологического портрета школьника;
  • анализ посещаемости занятий;
  • проверка фактов зафиксированных дисциплинарных нарушений;
  • проведение бесед с родителями;
  • выполнение социометрических исследований;
  • наблюдение за поведением и беседы с учениками.

Направления работы педагогов по профилактике экстремизма и терроризма в сфере образования

В настоящее время экстремистские движения среди молодого поколения проявляются в отвержении принятых общественных норм поведения, законов в целом, возникновении неформальных объединений противоправного характера.

Экстремисты проявляют неуважение и нетерпимость к гражданам России иных социальных групп, национальностей или придерживающихся отличных политических, моральных, эстетических и религиозных принципов.

По причине недостаточной социальной адаптированности молодого поколения масштабное развитие разрушающих сознание идей молодежного экстремизма сегодня является серьезной проблемой.

Профилактика терроризма

Существуют следующие направления профилактической деятельности по отношению к экстремизму и терроризму в процессе образования:

  1. Доведение до молодого поколения информации об опасности участия в экстремистских организациях.
  2. Организация педсоветов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, проведение классных мероприятий и родительских лекториев с целью разъяснения степени ответственности родителей и их чад за правонарушения в сфере экстремизма.
  3. Важное внимание имеет внешний вид учащегося, то, чем он занимается в свободное время, как пользуется Интернетом и мобильной связью.
  4. Профилактика экстремизма и терроризма в школе призвана повышать среди молодых людей стремление к здоровому и культурному образу жизни (беседы по патриотическому воспитанию, организация летнего отдыха, временное трудоустройство несовершеннолетних, проведение спортивных и культурных мероприятий).
  5. Развитие в подростковой среде толерантности, повышение социальной осознанности. Это проявляется прежде всего в способности к сочувствию и сопереживанию.
  6. Убеждение детей отказаться от стереотипов в межличностном общении. Для этого нужны совместная деятельность подростков, творческий подход в коллективе, внедрение дискуссионных методов, ролевых игр, ведение переговоров.
  7. Воспитание в детях уважения к достоинству каждого члена общества.
  8. Создание условий, направленных на погашение агрессии и снятие напряжения.
  9. Разработка альтернативных направлений для реализации экстремальной идеологии молодого поколения: творческие и спортивные достижения, хобби и клубы разной направленности.

Пристального внимания заслуживают подростки, находящиеся в «зоне риска». В этом случае профилактические меры по исключению экстремистских проявлений должны быть нацелены на тех, чья жизненная ситуация и принципы дают возможность предположить их попадание в сферу активного проявления экстремизма.

Эффективная деятельность по профилактике данных общественных течений зачастую определяется грамотным формированием у сотрудников образовательной структуры навыков воспитания подрастающего поколения с точки зрения толерантного сознания и представления о городской среде, общественной идеологии и культуре.

Важна своевременная разработка и внедрение в программы образования инновационных комплексов, которые будут иметь основной целью развитие толерантного сознания и поведения у молодых людей.

Личность человека формируется и развивается в процессе социализации. Первичное воспитание он получает непосредственно в семье. Считается, что фундаментальное мышление закладывается именно в этой общественной группе. Далее на учебные заведения также возлагаются определенные воспитательные функции.

Обязанности специалиста по противодействию терроризму

В круг непосредственных обязанностей специалиста, отвечающего за антитеррористическую безопасность, входят:

  • организация деятельности по антитеррористической защите процесса обучения;
  • проведение культурно-массовых мероприятий в учебном заведении;
  • выполнение решений, принятых вышестоящей комиссией;
  • разработка планов проведения мероприятий, проектов приказов руководства в сфере обеспечения контртеррористической защищенности, ведение отчетности;
  • составление и проведение инструктажа действий руководства, персонала и обучающихся;
  • организация, обеспечение и контроль пропускного режима;
  • ежедневный контроль за территорией и учебными помещениями;
  • вынесение на рассмотрение руководства способов эффективной борьбы с терроризмом;
  • проведение учебных занятий и тренировок с персоналом и учащимися;
  • координация действий персонала учебной организации и учеников в случае наступления угрозы или теракта;
  • поддержание связей с МВД, ФСБ и прочими госучреждениями, занимающимися обеспечением антитеррористической защиты;
  • разработка внутренних нормативов, плакатов, наглядных стендов и методической информации.

Примерный план работы на учебный год

Профилактика экстремизма и терроризма в школе предполагает разработку подробного плана мероприятий, в котором указываются сроки выполнения и ответственные лица.

Мероприятие основных направлений Срок исполнения Ответственные
1 Доведение до учителей инструкций по теме «План мероприятий против террора» Сентябрь Заместитель директора по воспитательной работе (ВР), учитель ОБЖ
2 Раздача методических инструкций с рекомендациями по предотвращению экстремизма и терроризма На протяжении учебного года Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог по социальной работе, психолог
3 Изучение педагогическим коллективом нормативной информации по противодействию терроризму В течение учебного года Заместители директора по ВР
4 Усиление строгости пропускного режима Периодически в течение учебного времени Заместитель директора по воспитательной работе
5 Контроль за посещением посторонними лицами территории и помещения учебного заведения На протяжении учебного года Вахтер
6 Ежедневный обход зданий В течение года Дежурный учитель, заместитель директора
7 Обновление предметов профилактической наглядной агитации: стендов, уголков по противодействию экстремизму и терроризму в классах Единожды в четверть Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители социальной и психологической службы учреждения образования
8 Проведение учебных тренировок по отработке сотрудничества администрации и правоохранительных органов при террористической угрозе Дважды в год Помощник директора по работе с учащимися
9 Проведение классных часов в форме игровой деятельности на тему толерантного воспитания Сентябрь Классные руководители начальной школы
10 Классные часы на тему: «Мы против терроризма»; «Терроризм и экстремизм – зло против человечества» Сентябрь Классные руководители среднего школьного звена
11 Организация волонтерской деятельности по реализации мероприятий, направленных на противодействие экстремизму среди молодежи Октябрь Заместитель директора по воспитательной работе
12 Общешкольное родительское собрание по теме «Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности с целью недопущения возможности их участия в несанкционированных мероприятиях» Октябрь Классные руководители 9-х классов
13 Лекция с использованием презентации по теме: «Профилактика терроризма и экстремизма в школе» для обучающихся с точки зрения межнациональных отношений Ноябрь Социальный педагог
14 Занятия ОБЖ по теме «Законодательство РФ в сфере противодействия экстремистской деятельности» Декабрь Учитель ОБЖ
15 Уроки обществознания: «Гражданин страны как человек свободный и ответственный»; «Правоотношения и правонарушения»; «Человек в системе социально-общественных нормативов» Январь Учитель обществознания
16 Викторина «Культурный мир и традиции разных народов» Январь Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе
17 Уроки народного единства в рамках проведения месячника по военно-патриотической деятельности Февраль Классные руководители
18 Организация выставки на базе библиотеки «Традиции русского народа и обычаи народностей, живущих в РФ» Март Школьный библиотекарь
19 Конкурс художественных рисунков и плакатов «Сила в единстве» Апрель Социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе
20 Оформление стенда «Правовое воспитание», размещение информации о проведении дней толерантности в учебном заведении Май Социальная служба учебного заведения
21 Размещение на официальном сайте информации по толерантному воспитанию На протяжении учебного года Учителя информатики
22 Проведение заседаний Советов профилактики в образовательном учреждении с целью предупреждения межнациональной вражды между учениками. Индивидуальная работа с обучающимися из «группы риска» В течение года Социальный педагог, заместитель директора по ВР
23 Организация и проведение индивидуальных и групповых сессий с педагогом-психологом В течение учебного года Школьный психолог
24 Мониторинг социально-психологического комфорта в классе Дважды в год Педагог-психолог, классные руководители
27 Мониторинг сети Интернет 2 раза за учебный год Социальный педагог, классные руководители
28 Проведение родительских лекториев на тему: «Профилактика идеологии терроризма и экстремизма в школе» В течение года

Классные руководители.

Часто задаваемые вопросы о профилактике терроризма и экстремизма в школе

Отвечаем на популярные вопросы.

Кому рекомендовано пройти обучение мерам противодействия терроризму в учреждениях образования?

Обучающие курсы предназначены для руководителей образовательных организаций и должностных лиц, которые отвечают за антитеррористическую безопасность. В школе, как правило, это заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности. Обычно курсы проводятся раз в 5 лет, однако в случае изменений в законах или при возникновении чрезвычайных ситуаций возможна организация внепланового обучения.

Какой аспект наиболее важен при профилактике экстремизма и терроризма?

Профилактика экстремизма среди молодежи включает в себя меры воспитательной и пропагандистской направленности. На толерантное сознание молодого поколения оказывают существенное влияние многочисленные факторы: формирование здорового образа жизни, работа военно-патриотической направленности, проведение патриотических акций, организация торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы и другие.

Мероприятия с какими организациями предполагает профилактика терроризма и экстремизма в школе?

Подобная работа проводится в тесном взаимодействии с краеведческими музеями, художественными кружками. Трепетное отношение к Родине, ее культурным традициям закладывают фундамент патриотизма, любви к родному краю и стране.

Этому способствует проведение тематических конференций, семинаров, молодежных акций, которые способствуют объединению подрастающего поколения на общепринятых гражданских позициях по следующим темам: противодействие подростковой преступности, национализму, экстремизму, профилактика наркотической и алкогольной зависимости.

Особенностью современного общества является многообразие мнений и идей. Не всем дано это принять. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед государством, становится объединение отдельных индивидов в цельный социум, где участники поддерживают друг друга.

Профилактика терроризма

Для этого потребуется относиться с уважением к неприемлемым на первый взгляд для себя культурным обычаям, традициям других народов. Следует научиться слышать мнение окружающих и признавать свои поражения.

Будущее принадлежит новым поколениям, поэтому важно сделать мир наполненным теплом и любовью.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Всероссийский педагогический портал
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw