Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Навыки безопасного поведения: формирование в школе
Главная > Блог > Навыки безопасного поведения: формирование в школе
17.04.2023
1945
Время чтения: 17 минут

Навыки безопасного поведения: формирование в школе

Почему важны? Несмотря на большой накопленный пласт знаний в сфере безопасного поведения, люди ежедневно подвергаются смертельным рискам со стороны стихий, техногенных явлений. Опасности поджидают их на дорогах и в Интернете. Даже взрослые люди бывают не готовы к встрече с угрожающими жизненными ситуациями, а дети могут и не осознавать в полной степени их серьезность.

Как сформировать? Образование в области безопасности жизнедеятельности человека должно ориентироваться на преемственность дошкольного и школьного обучения. Во главе угла должны быть не столько теоретические знания, сколько практические навыки безопасного поведения, приобретаемые на занятиях по формированию здорового образа жизни, уроках окружающего мира и ОБЖ.

Оглавление:
  1. Основы формирования навыков безопасного поведения дошкольников
  2. Формирование навыков безопасного поведения у школьников в начальной школе
  3. Формирование навыков безопасного поведения у подростков
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Основы формирования навыков безопасного поведения дошкольников

Формировать навыки безопасного поведения детей дошкольного возраста невозможно без применения определенного рода ограничений и запретов. При этом взрослые люди, любящие своих чад и заботящиеся о них, зачастую не замечают сами, как часто произносят фразы: «не бери», «отойди оттуда», «это нельзя».

Объяснять же что-то стараются, используя нудные и часто непонятные для ребенка наставления. Как правило, это приводит к обратному эффекту. Если постоянно все запрещать, ребенок просто не способен будет выполнить это полностью, что неизбежно приведет к нарушению правил.

Навыки безопасного поведения:

У детей должно быть сформировано правильное представление о том, в чем конкретно может содержаться опасность при общении с другими людьми. Необходимо объяснять последствия контактов с незнакомцами. К примеру, многие дети видят опасность в людях с отталкивающей внешностью или неряшливо одетых. Они уверены, что молодые, стильные, располагающие к себе собеседники, независимо от пола, не способны им навредить. Как и люди дружелюбно улыбающиеся.

Основные навыки безопасного поведения в раннем возрасте формируются в интерпсихической форме: благодаря тесному контакту со взрослыми и ровесниками, путем проживания различных ситуаций. Ребенок пока не готов осознавать ответственность за свои действия. Однако уже способен отличить, что для него хорошо, а что плохо. Поэтому если четко объяснить ему понятие опасности, то оно займет важное место в системе ценностей ребенка.

Большое влияние на формирование навыков безопасного поведения дошкольников оказывает развивающая среда, окружающая ребенка: уголки безопасности в детских садах, информационные доски для родителей, дидактические игры, познавательная литература.

Дети в процессе игры изучают правила поведения в общественных местах, узнают, для чего нужны тротуары, проезжая часть, дорожные знаки, вспоминают, какие разновидности транспорта можно встретить в городе.

Педагоги объясняют воспитанникам, как необходимо переходить дорогу, что такое светофор, рассказывают о его сигналах. Затем в игровой форме закрепляют полученные знания.

Дети изучают дорожные знаки, учатся различать их по предназначению. Проигрывают различные ситуации на дороге с помощью макета города. Он включает в себя светофоры, автомобили и пешеходов.

Каждый день с детьми дошкольного возраста проводят занятия и прививают навыки личной гигиены. Таким образом, малыши получают представление о том, как устроен и функционирует человеческий организм. Педагоги обращают внимание подопечных на необходимость бережного отношения к своему телу, заботы о нем.

Абсолютно все направления деятельности по ознакомлению детей с правилами безопасности нацелены на то, чтобы ребенок умел взаимодействовать с окружающим миром без вреда себя.

Формирование навыков безопасного поведения у школьников в начальной школе

Министр МЧС Сергей Шойгу на одной из встреч с работниками образования сказал жестко, но справедливо: «Математика и литература, конечно, нужны школьнику, но зачем и кому они пригодятся, если случится трагедия из-за незнания детьми элементарных правил поведения в чрезвычайных ситуациях». Даже ребенок младшего школьного возраста должен быть готов к непредвиденным жизненным ситуациям, иметь знания, позволяющие найти выход из тяжелого положения.

На сегодняшний день развитие у подрастающего поколения навыков безопасного поведения считается одним из основных элементов системы общественной безопасности в учреждениях образования.

Навыки безопасного поведения

Обязательный минимум навыков безопасности жизнедеятельности включен в программу образовательного предмета «Окружающий мир».

Он освещает основные аспекты ОБЖ:

  • необходимость здорового образа жизни;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • выполнение режима дня;
  • мероприятия по охране и сохранению здоровья;
  • правила дорожной безопасности;
  • основы безопасного поведения в быту, на водоемах;
  • соблюдение требований противопожарной безопасности.

Основные направления в работе с детьми школьного возраста

В настоящее время прогрессивными учеными-исследователями и педагогами с многолетней практикой обобщен опыт множества учреждений. На основе этого выявлены следующие направления работы с детьми дошколного возраста:

  • валеологическое просвещение школьников: формирование представления о принципах здорового образа жизни и правилах безопасности;
  • изучение характерных особенностей различных видов экстремальных ситуаций, а также формирование знаний и навыков, позволяющих защититься от их последствий;
  • использование разнообразных форм и методов обучения в зависимости от возрастных критериев, особенностей бытовых условий и местности для формирования у детей соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях;
  • профилактика и поддержание здоровья детей в форме игры, регулирование эмоционально-психического комфорта младших школьников.

Формирование навыков безопасного поведения учащихся предполагает возможность предвидеть возникновение угрожающих ситуаций, применение рациональной манеры поведения в случае их возникновения. Это включает принятие личной ответственности за благополучие того мира, который окружает ребенка.

Знания о зонах повышенного риска в обычной жизни и способах реагирования в экстремальных ситуациях необходимы не только взрослым. Этими знаниями в соответствии с возрастом одинаково должны обладать и ученики старших классов, и младшие школьники, и даже малыши-дошколята.

Если с ранних лет начать объяснять детям, что существует риск опасных ситуаций, то они скорее обретут опыт безопасного поведения. Любого человека следует обучать, как вести себя в обстоятельствах, которые подразумевают угрозу для его здоровья и жизни, систематически, придерживаясь определенного плана, а не от случая к случаю.

В начальных классах у младших школьников, помимо общего представления о мире, интенсивно формируются способности наиболее эффективно организовывать свою жизнь. Они изучают правила адекватного поведения в обществе, учатся распознавать причины возникновения критических ситуаций и способы их предотвращения.

Навыки безопасного поведения невозможно рассматривать в отрыве от представлений о мире в целом. Поэтому развитие знаний, получаемых в начальной школе, происходит в ходе интеграционного процесса, который базируется на целостности изучения окружающей действительности.

Навыки безопасного поведения

Даже когда ребенок остается дома в одиночестве, он подвержен разным неприятностям. Угрозу могут представлять обычные электроприборы. Взрослым необходимо с ответственностью подойти к этому вопросу и научить ребенка обращению с электричеством. Бытовая химия и лекарственные препараты, которые таят опасность, должны быть недоступны для детей. Легко воспламеняющиеся предметы и жидкости также необходимо аккуратно хранить вне зоны доступа.

Чтобы минимизировать неблагоприятные последствия от ситуаций, которые нельзя заранее предугадать, необходимо сформулировать для ребенка ряд четких правил поведения, когда он находится дома один. К примеру, запрещено открывать двери незнакомцам.

Ребенок должен знать те номера телефонов, по которым он в любой момент найдет кого-то из родителей. Можно сделать список контактов экстренных служб и близких людей, которым в случае реальной опасности ребенок сможет позвонить и попросить помощи.

Конечно, опасные ситуации подстерегают детей и вне домашних стен. Школьники младшего возраста обязаны следовать ряду правил, как вести себя при общении с незнакомыми взрослыми. На улице ребенок может столкнуться с ситуацией, когда ему потребуется помощь.

Он должен иметь четкое представление о том, к кому можно обратиться, а к кому правильнее относиться настороженно. Необходимо определить территориальные границы, где ребенку позволено гулять без взрослых, и повторять с детьми правила поведения на дорогах.

Формирование навыков безопасного поведения у подростков

С каждым годом число несчастных случаев, а также правонарушений, жертвами которых становятся дети и подростки, возрастает в пугающей прогрессии. Сегодня подростки не защищены от грабителей, которых интересуют материальные ценности; от хулиганов, которым доставляет удовольствие издевательство над безответной жертвой.

Они могут пострадать от насильственных действий сексуального характера. Также могут подвергнуться агрессивному нападению собак, стать участниками дорожно-транспортных происшествий и т. д.

Даже дома порой подростки не чувствуют себя в безопасности. Все чаще они становятся жертвами нападения грабителей на квартиру, испытывают сексуальные домогательства в подъезде или при онлайн-общении.

Навыки безопасного поведения

В последнее время все более распространены случаи буллинга (травля) в стенах школы и кибербуллинга (преследование с применением цифровых технологий), похищения в транспорте, «угощение» запрещенными веществами под видом обычных таблеток и прочее.

Зачастую дети подвержены травмам во время игр со сверстниками. Родители обязаны указать подросткам на необходимость бережного отношения к своему здоровью в процессе уличных игр. Например, при катании на скейтбордах, роликах, на велосипедах и самокатах, при дворовых подвижных играх. Мальчики нередко могут пострадать, залезая на заборы, деревья, играя в заброшенных зданиях и т. п.

Бывают ситуации, когда благополучный подросток рискует собой, чтобы показать сверстникам, что он не слабак, что он уже «настоящий мужчина» и ему все под силу. Кстати, и девочки не уступают в смелости. Хорошо бы в этом случае сформировать навыки безопасного поведения у школьников, включающие твердую установку: важно победить, но победа не должна вредить здоровью и угрожать жизни.

Правила безопасного поведения для подростков

Говоря с ребенком подросткового возраста о правилах безопасности, необходимо внушить ему, что зачастую нападения можно избежать, если предпринять следующее:

  • прислушиваться к внутреннему голосу и действовать в соответствии с его подсказками;
  • на улице чувствовать себя уверенно, не упуская из поля зрения все то, что происходит вокруг;
  • не демонстрировать при незнакомых людях крупные суммы денег или дорогой телефон, например, в общественном транспорте;
  • не привлекать к себе лишнего внимания броской одеждой или необычным поведением;
  • доверять только людям из заранее определенного родителями круга лиц (просить о помощи, садиться в машину, открывать входную дверь, впускать в дом);
  • игнорировать просьбы незнакомцев оказать им какую-либо помощь;
  • без стеснения сообщать родителям о любых попытках кого бы то ни было выстроить интимные отношения (касание половых органов, принуждение со стороны взрослого трогать различные части тела или целовать его);
  • избегать прогулок в заброшенных местах, особенно в темное время суток.

Сегодня СМИ пестрят пугающими сообщениями о несчастьях, случившихся с детьми вследствие их безответственного отношения к своему здоровью и жизни в целом. Однако следует отметить, что абсолютное большинство этих неприятностей подстерегают подростков за стенами учреждений образования.

Отсюда следует вывод, что непосредственной вины учителей в данном случае нет. Тем не менее очевидный рост таких происшествий свидетельствует о том, что деятельность, направленная на формирование навыков безопасного поведения школьников, недостаточна и не всегда эффективна.

Кроме формального отношения к этому вопросу, существуют и объективные причины неоправданного пренебрежения мерами безопасности Одной из важнейших считается присущее людям, особенно в молодом возрасте, желание самоутвердиться в глазах окружающих через рисковое поведение. Если направить это стремление в верном направлении, оно может быть крайне полезно, ведь таким образом формируется характер первооткрывателей и борцов.

Однако в условиях дефицита реальных впечатлений у подростка часто возникает стремлении специально идти наперекор правилам, желая продемонстрировать свою храбрость и авторитет. Это широко пропагандируется в современном информационном мире, который поддерживает культ пренебрежения общественными правилами.

Проблемой нашего общества также является то, что многие родители и особенно учителя, боясь личной ответственности за причиненный детям вред, всячески пытаются оградить их от любых рисковых ситуаций. Такое неправильное обучение детей навыкам безопасного поведения чревато тем, что, не видя возможных последствий своих действий, ребенок не мотивирован в должной степени соблюдать требования безопасности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw