Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: виды, применение на практике
Главная > Блог > Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: виды, применение на практике
11.04.2023
4359
Время чтения: 18 минут

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: виды, применение на практике

Зачем нужны? Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение и улучшение состояния здоровья воспитанников. Дошкольники приобщаются к физической культуре, узнают основы гигиены и закаливания.

Как реализуются? Дети не только воспитываются в детском саду с применением здоровьесберегающих технологий, но и учатся самостоятельно вести здоровый образ жизни. Программы, разрабатываемые в детском саду, учитывают, что здоровье включает в себя не только физическую составляющую, но и духовную, а также социальную.

Оглавление:
  1. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС
  2. Задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ
  3. Формы здоровьесберегающей работы
  4. Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
  5. Принципы закаливания в ДОУ
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт, он же ФГОС, ставит перед собой ряд задач. К ним относятся не только воспитательные и образовательные цели, но и сохранение, укрепление здоровья учеников. На воспитателя ДОУ возлагается обязанность следить за состоянием детей в группах. Ребенок, не имеющий проблем со здоровьем, гораздо лучше усваивает информацию.

Увы, статистика гласит, что к моменту окончания детского сада, уровень физического здоровья детей снижается, следовательно, они не всегда готовы к большим нагрузкам, которые ждут их в школе. Имеется риск, что адаптация к новым условиям будет тяжелой. В связи с этим воспитатели ДОУ должны применять в своей работе общеукрепляющие техники, оказывающие положительное влияние на здоровье учеников. Также им важно привить ребенку навыки здорового образа жизни.

Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС

Следующие факторы риска нередко оказывают негативное влияние на здоровье учеников дошкольных учреждений:

  • Применение воспитателями техник, которые не соответствуют возрастной категории детей.
  • Ошибки в организации образовательного процесса, в котором не учитываются нормативы и требования, обозначенные СанПиНами.
  • Отсутствие должного внимания и контролирующих мероприятий в отношении состояния здоровья детей со стороны родителей или законных представителей.

При планировании любых режимных моментов воспитателям дошкольного учреждения крайне важно учитывать потребности своих подопечных. Процесс должен быть организован таким образом, чтобы дети не испытывали излишней нагрузки и не подвергались стрессовым ситуациям.

Обстановка в ДОУ должна оказывать на ребенка благоприятное влияние, раскрывать его интересы и формировать навыки и умения. Именно такая среда гарантирует, что здоровье учеников дошкольного учреждения не пострадает. Для его укрепления и формирования привычек здорового образа жизни необходимо, чтобы педагоги использовали специальные технологии, которые называют здоровьесберегающими. Специалист должен рассказывать об этих методиках родителям своих подопечных во время консультаций и мастер-классов.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ — комплекс специальных методов, направленных на охрану и стимулирование здоровья учеников образовательного учреждения. К ним относятся следующие направления:

  • Организация образовательных норм с соблюдением санитарных и гигиенических нормативов.
  • Организация диспансеризации.
  • Обеспечение режима двигательной активности.
  • Сбалансированное питание учеников.
  • Контроль психического состояние детей и его поддержка.

Имеет место быть в корне неверный стереотип о том, что здоровьесберегающие технологии применяются в работе ДОУ только физкультурными руководителями. Все же заботиться о здоровье подопечных должны все сотрудники дошкольного учреждения. Эти методы используют воспитатели, няни, логопеды, психологи, музыкальный руководитель, педагоги и медсестры.

Цели использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • В отношении к ученику дошкольного учреждения – обеспечение высокого уровня реального здоровья подопечного, воспитание в нем валеологической культуры как комплекса понимания у ребенка важности правильного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и его основных критериях, приобретения навыков по его сбережению и поддержке, валелогической компетентности, которая дает возможность подопечному самому решать задачи, имеющие связь с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи другим.
  • В отношении к взрослым – способствование становлению культуры здоровья, в частности, культуры профессионального здоровья работников дошкольного учреждения и объяснение основ валеологической культуры родителей подопечных и законных представителей детей.

Задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Тип задач Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя и старшая группы (4–6 лет) Подготовительная группа (6–7 лет)
Образовательные Заложить знания о том, какие продукты полезны для здоровья.

Рассказать о том, кто такие медсестры и врачи, что они делают.

Заложить знания о том, что такое здоровье.

Расширить словарный запас ребенка.

Рассказать и посодействовать пониманию, как работает организм человека (рассказ о внутренних органах и органах чувств, мышечной системе).

Продолжить расширение словарного запаса.

Заложить понимание основ рационального питания и питьевого режима.

Обучить элементарным техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (игры на пальчиках, упражнения с дыханием, самостоятельный массаж).

Рассказать о различных болезнях и методах защиты от них.

Развивающие Проводить мероприятия, направленные на развитие координации и двигательных навыков.

Развить тактильное восприятие и мелкую моторику рук.

Развить внимание, оказать помощь в освоении навыков по повторению воспроизведенных другим человеком действий.

Сформирование и усовершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Закрепить культурно-гигиенические навыки.

Усовершенствовать точность, гибкость и ловкость движений.

Развить виды восприятия.

Сформировать умение выполнять различные упражнения по команде.

Повысить активность движений.

Профилактика умственного перенапряжения.

Развить умения размышлять логически и анализировать информацию.

Воспитательные Воспитать в учениках аккуратность и опрятность.

Создать позитивную мотивацию питаться рационально, проявлять физическую активность.

Стимулировать к осознанию себя как части коллектива.

Привить полезные привычки, желание заниматься физкультурой.

Стимулировать к осознанию, что следует избегать вредных привычек.

Заложить понимание важности соблюдения личной гигиены.

Стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ должно отвечать следующему требованию ФГОС: в подопечных детского сада параллельно нужно воспитывать всесторонне развитую личность.

Формы здоровьесберегающей работы

Здоровьесберегающая работа в дошкольных учреждениях организовывается на основании следующих форм:

Формы здоровьесберегающей работы

  • Занятия физкультурой.
  • Самостоятельные занятия подопечных.
  • Спортивные игры.
  • Гимнастика в утренние часы, в том числе традиционная, дыхательная и звуковая.
  • Физкультминутки, имеющие оздоровительные цели.
  • Зарядка после тихого часа.
  • Комплекс, состоящий из физических упражнений и закаливания.
  • Физкультпрогулки в парке либо на стадионе.
  • Развлекательная деятельность с акцентом на физической активности.
  • Праздники спорта.
  • Оздоровительные водные процедуры.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Медико-профилактические технологии в ДОУ – это комплекс техник, целью которых является обеспечение сохранения и улучшения здоровья воспитанников образовательного учреждения под надзором руководящего состава медицинского персонала детского сада. В них должны учитываться медицинские требования и нормы, применение медицинских средств является обязательным.

К числу современных медико-профилактических здоровьесберегающих технологий в ДОУ относятся организация контроля состояния здоровья дошкольников, разработка рекомендаций для родителей и педагогов в части оптимизации состояния здоровья, организация и контроль правильного питания, проведение мероприятий, способствующих физическому развитию и закаливанию подопечных учебного учреждения, контроль и содействие в обеспечение санитарных и гигиенических норм.

Физкультурно-оздоровительные

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это комплекс мер, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных учреждения. Среди них мероприятия, способствующие развитию физических качеств, двигательной активности и становлению физической культуры.

В рамках комплекса проводятся процедуры закаливания, массажа, детей обучают технике самомассажа. Проводятся мероприятия по профилактике плоскостопия у детей, а также те, в рамках которых формируется правильная осанка. Еще одна задача ДОУ – воспитать в учениках привычку ежедневной физической активности, осознание важности заботы о здоровье.

Технологии базируются на учете личностных особенностей каждого подопечного дошкольного образовательного учреждения, также здесь следует принимать во внимание логику их развития, интересы детей, предпочтения, касающиеся содержания воспитательного процесса и видов деятельности.

Социально-психологические

Технологии, с помощью которых обеспечивается психическое и социальное здоровье детей, именуются технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Их цель – обеспечить эмоциональный комфорт и положительное психологическое самочувствие во время взаимодействия с ровесниками и взрослыми в образовательном учреждении и среди членов семьи.

Технологии обеспечения социального-психологического благополучия ребенка включают в себя технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития подопечных детского сада в рамках педагогического процесса.

Здоровьеобогащение педагогов

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – это технологии, ориентиром для которых является улучшение уровня культуры и состояния здоровья педагогического состава ДОУ. В них уделяется большое внимание развитию потребностей у педагогов вести здоровый образ жизни.

Технологии валеологического просвещения

Это технологии, перед которыми стоит цель обеспечить повышение уровня валеологической образованности родителей и законных представителей подопечных детского сада.

Здоровьсберегаюшие технологии, направленных на стимулирование и сохранение здоровья подопечных

  • Стретчинг. Занятия должны проводиться спустя минимум полчаса после еды. Для них подходят музыкальный или физкультурный зал. Для детей старше среднего дошкольного возраста оптимальное количество тренировок – 2 раза в неделю, продолжительность занятия должна составлять полчаса. Особенно необходим стретчинг детям с вялой осанкой, а также тем, кто страдает от плоскостопия.
  • Динамические паузы. Небольшие перерывы длительностью от 2 до 5 минут, необходимо делать по мере утомления подопечных. Это время можно потратить на дыхательные упражнения или гимнастику для глаз.
  • Подвижные и спортивные игры. Применяются во время занятий по физкультуре, прогулок, а также в игровых комнатах. Степень подвижности может быть различной. Нагрузка в виде подвижных игр дается подопечным ежедневно, ее размер зависит от возрастной группы, места и времени его проведения. В ДОУ не используются полноценные спортивные игры, а только лишь их элементы.
  • Релаксация. Можно проводить в любом подходящем заведении для детей любых возрастных групп. Интенсивность определяется педагогом на основании состояния подопечных и поставленных целей. Пример релаксации – прослушивание классической музыки (Чайковский, Рахманинов), а также звуков природы.
  • Гимнастика пальчиковая. Эта технология применяется как индивидуально в отношении определенного воспитанника, так и в подгруппах ежедневно. Она рекомендована всем ученикам, но больше всего тем, кто имеет речевые проблемы. Можно проводить в любое свободное время.
  • Гимнастика для глаз. Гимнастику для глаз нужно проводить каждый день, продолжительность процедуры – от 3 до 5 минут. Время проведения выбирается в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки и необходимости снять напряжения.
  • Гимнастика дыхательная. Инструмент используется в самых разнообразных формах оздоровительной физкультуры. Помещение для занятий должно быть проветрено перед началом работы, педагог по физкультуре должен рассказать своим подопечным, как осуществляется гигиена носовой полости.
  • Динамическая гимнастика. На эту процедуру необходимо отводить от 5 до 10 минут после тихого часа.
  • Гимнастика корригирующая. Форма проведения процедуры определяется на основании цели и контингента подопечных ДОУ.
  • Гимнастика ортопедическая также применяется в разных формах оздоровительной физкультуры. Цель процедуры – профилактика заболеваний опорного свода стопы у детей с плоскостопием.
  • Технологии музыкального воздействия. Частота проведения занятий зависит от поставленных задач: может быть в рамках физкультурно-оздоровительной работы либо отдельными занятиями с интервалом в 1-2 недели. Музыкальное воздействие выполняется с целью снять у детей напряжение либо повысить их эмоциональный настрой.
  • Сказкотерапия. Процедура проводится для старших дошкольников с интервалом в 1-2 недели, ее продолжительность – 30 минут. Цель мероприятия – психологическая терапевтическая и развивающая работа. Рассказчиком может быть один взрослый либо группа детей. В рамках мероприятия детям нужно повторять движения, которые им показывают.
  • Технологии воздействия цветом. Периодичность проведения – раз в неделю либо раз в 2 недели на основании определенных работниками ДОУ целей. Важно, чтобы в детском саду цветовая гамма интерьера способствовала снятию напряжения, улучшала эмоциональный настрой подопечных.

Комплекс применяемых в ДОУ здоровьесберегающих технологий способствует формированию у детей стабильной мотивации к здоровому образу жизни.

Принципы закаливания в ДОУ

Закаливание – одна из важнейших здоровьесберегающих технологий в ДОУ в рамках процесса физического воспитания. В результате у детей тренируются защитные функции организма, который становится более устойчивым к стабильно меняющимся условиям окружающей среды.

Принципы закаливания в ДОУ

К процессу закаливания необходимо иметь грамотный подход.

Принципы процедуры

  • Процесс закаливания должен быть гармоничен всем режимным моментам в ДОУ.
  • Закаливание носит систематический характер, основывается на оптимальном тепловом состоянии воспитанников и их психологическом настрое.
  • Во внимание принимаются индивидуальные и возрастные особенности подопечных, их уровень здоровья и закаленности.
  • Увеличение силы воздействия и продолжительности оздоровительной процедуры должно осуществляться постепенно.

Методы закаливания

  • В течение дня воспитанники ДОУ находятся в помещении в легкой одежде.
  • На протяжении всего года подопечные делают зарядку на свежем воздухе.
  • Прогулки на свежем воздухе – это один из важнейших методов закаливания. В летнее время, когда температура воздуха в тени составляет 18-20 градусов, большую часть дня дети проводят на улице. Осенью, зимой и весной суммарная продолжительность прогулок составляет от 3,5 до 4 часов. Важно: дети должны носить одежду, которая не ограничивает активную деятельность.

В отношении младших дошкольников применяется солевое закаливание. После окончания динамической гимнастики на полу в помещении размещаются мокрые одеяла. Задача детей – ходить по ним, притоптывая. Воспитанники яслей должны пройти 3 круга, младшие дошкольники – 3-4 круга, средние группы – по 4-5 кругов. Первые 5-6 процедур воспитатель делает это вместе со своими подопечными, чтобы последние усвоили технику.

Когда подопечные достигают среднего дошкольного возраста, в ДОУ начинают применять воздушное душирование, авторство технологии принадлежит врачу В.Л. Лебедь. Процедура направлена на выработку устойчивости к сквознякам, что обеспечивается повышением работоспособности всех систем организма, которые контролируют терморегуляцию. Положительное влияние на ребенка заключается еще и в том, что он становится менее возбудимым, режим сна и бодрствования налаживается.

В отношении старших дошкольников применяется горячее обтирание. Температурный режим в помещении не должен быть ниже 23 градусов. Обтирание осуществляется мокрой мягкой варежкой.

В последней группе ДОУ вводится «рижский метод», в рамках которого ученики топчутся на гальке, пропитанной солевым раствором.

Специалисты ДОУ разрабатывают индивидуальные программы закаливания, в которых уточняются процедуры и временные отрезки, в течение которых их необходимо проводить (утро, день, вечер).

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует сохранению и повышению уровня здоровья у воспитанников детских садов, благодарю чему можно говорить, что оно является залогом развития всех сфер личности. Очевидно, что только здоровый ребенок будет увлечен любыми видами деятельности, а также будет иметь позитивный настрой, откроется для общения со сверстниками и взрослыми.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw