Нервное развитие ребенка: этапы и особенности
Сохранить статью:
О чем речь? Нервное развитие ребенка – это совокупность безусловных рефлексов, которые и помогают ему поддерживать жизненные силы. С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – наделен всем необходимым для выживания.
В чем суть? Нервно-психическое развитие детей начинает формироваться еще во время беременности. Этап рождения продолжает данный процесс. Функции нервной системы усложняются, совершенствуются и очень важно отслеживать все этапы развития младенца.
- Нервное развитие ребенка в младенчестве
- Нервное развитие ребенка в раннем детстве
- Нервное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте
- Нервное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте
- Нервное развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- Нервное развитие ребенка в подростковом возрасте
- Роль педагога в личностном и нервном развитии ребенка
Нервное развитие ребенка в младенчестве
Младенчество – это возрастной период детства от рождения до года, который условно делится на два этапа: новорожденность (первый месяц жизни) и само младенчество (от 1 месяца до 1 года). Малыш рождается абсолютно беспомощным, он не может самостоятельно удовлетворять свои биологические и социальные потребности и находится в полной зависимости от взрослых людей.
С момента появления на свет новорожденный ребенок недостаточно хорошо видит и слышит, его движения беспорядочные, при двигательной активности отсутствует координация, функционируют безусловные рефлексы, он адаптируется к внеутробным условиям жизни. Отличительная особенность нервного развития ребенка до года – овладение основными способами взаимодействия с окружающим миром.
У маленького ребенка активно развивается сенсомоторика, он учится владеть своим телом, согласовывать движения со зрением и слухом, брать в руки и удерживать предметы, ползать, сидеть и ходить, контролировать свои эмоции. Познавательное развитие малыша проходит в контексте предметной деятельности – исследует физическую сторону предмета.
К игрушкам детей младенческого возраста предъявляются определенные требования: прежде всего, они должны быть безопасными и способствовать развитию органов чувств (зрения, слуха, тактильной чувствительности), моторики (крупной и мелкой), сенсорного восприятия (цвета, формы, размера, положения предмета в пространстве).
Очень важно, чтобы игрушки были окрашены в яркие контрастные цвета, двигались, мигали, различались на ощупь (гладкие, шершавые, твердые, мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, тканевые), издавали звуки (музыкальные, пищали, трещали, шуршали).
Нервное развитие ребенка по месяцам на этом возрастном этапе имеет свои особенности. При взаимодействии с окружающим миром новорожденный не способен выделить субъект и объект (себя и других людей).
Малыш еще не может акцентировать свое внимание на каком-либо конкретном объекте переживания, не способен определить и осознать причину своего состояния, он взаимодействует с окружающей средой на уровне инстинктов и испытывает беспокойство по поводу дискомфорта, голода, боли, холода или спокойствие, когда его потребности удовлетворены.
Развитие речи начинается в период новорожденности – от произнесения отдельных звуков до первых бессмысленных слов. Ребенок обозначает предметы и указывает на них, но слова еще не имеют постоянного осмысленного значения, не закреплены, часто состоят из повторяющихся звуков. Речь в этом возрасте ситуативна, автономна, специфична, понятна только близким взрослым, состоит из устойчивых звукосочетаний и частей слов.
Нервное развитие ребенка в раннем детстве
Период от одного года до трех лет называется ранним детством. На нервно-психическое развитие ребенка влияет манипулятивно-предметная деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.
Малыш исследует предметы (ощупывает, пробует на вкус, разбирает, ломает), повторяет действия, показанные взрослым, осваивает свои манипуляции. Он овладевает речью: усваивает словесное обозначение предметов, которые его окружают, пытается строить предложения, начинается речевое общение с взрослыми.
Нервное развитие ребенка в 2 года связано с постоянным движением, в этом возрасте очень важен тактильный контакт со значимым взрослым. Психическими новообразованиями раннего детства являются наглядно-действенное мышление и речь. Малыш пока еще не умеет играть самостоятельно, без участия взрослых: чтобы освоить определенные действия, необходимо увидеть, как их правильно выполнять.
Основные новообразования раннего детства
- Узнавание и осмысление названий и назначения предметов.
- Освоение правильных способов действия с предметами, применение их по назначению.
- Усвоение установленных правил.
- Начало становления самосознания.
- Начало формирования самооценки.
- Появление потребности в самостоятельности – ребенок не всегда хочет, чтобы ему помогали взрослые, часто повторяет фразу: «Я сам».
Период раннего детства завершается кризисом трех лет – личностные новообразования приводят к изменению отношений ребенка с взрослыми. Малыш стремится к самостоятельности, проявляет непослушание и упрямство, протестует против установленных правил, сравнивает себя с взрослыми, желает выполнять те же действия.
Нервное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте
Кризис трех лет находится на границе раннего и дошкольного детства. К трем годам у малыша формируется система самооценки, появляются собственные желания, которые часто не совпадают с тем, чего хотят от него взрослые. Он стремится к самостоятельности и независимости, но еще не может соотнести свои возможности с потенциалом взрослого человека.
В этом возрасте еще не развита мотивационно-потребностная сфера личности, которая является движущей силой любой деятельности и поведения, дети не понимают смысловую основу, почему взрослые это делают.
Одной из основных задач нервного развития ребенка в младшем дошкольном возрасте является освоение социального пространства путем участия в человеческих отношениях. Так как малыш ограничен в активном взаимодействии, он познает окружающую действительность посредством различных игр.
В 3–5 лет ведущей деятельностью дошкольника становится игровая, в которой он получает социокультурный опыт. В сюжетно-ролевой игре дети моделируют окружающий мир и правила взрослых, переносят свойства одних предметов на другие, создают различные ситуации, выражают свое отношение к действительности.
Использование ребенком предметов-заменителей свидетельствует о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции сознания. Например, пустая коробочка из-под конфет – телевизор, пластмассовые палочки – столовый набор.
Использование внутренних психологических компонентов в игровой деятельности способствует развитию воображения и моделирующих действий. К концу младшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра приобретает «режиссерскую» направленность: малыш формирует умственный план игровых действий, создает игровую ситуацию, придумывает сюжет, распределяет роли, сам принимает непосредственное участие в игре.
на наши новости
500 000 пользователей!
Возрастные новообразования младших дошкольников:
- развитие произвольности поведения – умение приостанавливать аффект для оценки и прогнозирования ситуации;
- способность к обобщению переживаний – начинают развиваться чувства, появляется стойкое отношение к конкретному объекту;
- формирование наглядно-действенного мышления, которое постепенно, к концу возрастного периода, преобразуется в наглядно-образное;
- принятие культурно-нравственных норм на сознательном уровне.
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое, психическое и нервное развитие ребенка. Период от трех до пяти лет характеризуется значительными изменениями в развитии речи дошкольников. К четырем годам у малыша формируется синтаксической строй речи: она обогащается, растет словарный запас, изменяется структура предложений – появляются распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные.
При составлении предложений дошкольник употребляет предлоги и сложные союзы. Ребенок к пяти годам хорошо понимает прочитанный ему текст, может его пересказать и обоснованно ответить на вопросы, разложить серию картинок в хронологическом порядке и составить по ним рассказ, принять участие в игре-театрализации. В этот период важное значение имеют грамотно проводимые занятия по развитию речи, в ходе которых решаются различные речевые задачи.
В результате расширения среды деятельности у ребенка к 5-летнему возрасту происходит активное развитие логического мышления. С помощью дидактических средств дошкольники осваивают логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков, группирование, классификацию.
Нервное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте
Период от пяти до семи лет – это старший дошкольный возраст, когда идет динамичное развитие и прогрессивные изменения во всех сферах жизни ребенка, активная подготовка к школьному обучению, воспитание в нем самостоятельности и ответственности.
В это время у старших дошкольников повышаются интеллектуальные возможности, расширяется кругозор и запас знаний. Дети способны устанавливать общие связи, понимать закономерности и принципы, лежащие в системе научных знаний, осуществлять научно-экспериментальные наблюдения и делать логические выводы.
В старшем дошкольном возрасте для полноценного психического и нервного развития ребенку необходимо общения с другими детьми.
В этом возрасте большинство детей уже правильно произносят звуки, накопили значительный запас слов, освоили грамматическую структуру речи, говорят простыми и сложными предложениями с различной интонацией. Приоритетным направлением речевого развития становится умение воспринимать и понимать речь, вести беседу.
Словарный запас (лексикон) ребенка насчитывает 5-6 тысяч слов, которые связаны с определенными бытовыми понятиями. Но далеко не все они активно используются дошкольником в речи. На этом возрастном этапе основная развивающая цель заключается в том, чтобы продолжить обогащение лексики, увеличить лексический запас, научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова. Выполнение поставленных задач требует развития слухового восприятия и памяти малыша.
Нервное развитие ребенка в младшем школьном возрасте
С поступлением в школу ребенок обретает новый статус, у него появляются обязанности, связанные с учением и трудом. Необходимость соблюдать школьные правила, взаимодействовать в коллективе, выполнять определенные требования отражаются на психическом и нервном развитии ребенка. Младший школьный возраст от 6-7 до 11 лет – это начало взросления, которое характеризуется кризисом семи лет, на этом этапе дети особенно нуждаются в эмоциональной поддержке.
Учебная деятельность становится ведущей, и именно она определяет дальнейшее развитие ребенка и характер других видов деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Детская память имеет выраженный познавательный характер и развивается произвольно и осмысленно. Все процессы памяти теперь подчинены учению и хранению изученного материала. Мышление и память неразрывно связаны.
В младшем школьном возрасте активно формируются приемы запоминания, непроизвольное восприятие постепенно становится произвольным и целенаправленным. Перед ребенком ставится задача, он рассматривает объекты, но, как и в дошкольном возрасте, выбирает самые яркие, поэтому педагог должен обучать ученика произвольному наблюдению за объектом, развивать волевые процессы.
Нервное развитие ребенка в подростковом возрасте
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, он делится на несколько условных периодов: младший подростковый возраст (11–14 лет), старший подростковый возраст и юношество (14–18 лет).
С одной стороны, ребенок проявляет чувство взрослости, самостоятельности и независимости, стремится выйти из-под опеки родителей, а с другой стороны он еще психически не готов расстаться с детством, в котором на него возлагается меньше ответственности. Поведение подростка противоречиво.
В этот период ребенок находится в той же среде, что и ранее, но изменяются его ценностные ориентации. На одной чаше весов лежит целеполагание и гармоничность личности, а на другой – противоречия, бунтарство и борьба с окружающими. Личностное развитие подростка всецело зависит от тех воспитательных позиций, которые изберут родители и педагоги. Появляется сильная потребность в общении со сверстниками, школа становиться местом активного взаимодействия, а сверстники – образцом для подражания.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками, формирование системы принципов и временной перспективы. Осваивая нормы социального поведения, подростки экспериментируют, «примеряют» на себя различные социальные роли.
У взрослеющего ребенка развивается самосознание, он получает опыт социальных отношений и осознает себя как часть общества. Эта позиция необходима для личностного развития в перспективе и требует регуляции и контроля поведения.
Нервное развитие ребенка в подростковом возрасте тоже имеет свои особенности. Осознание подростком себя как члена общества является предпосылкой к самоопределению, целеполаганию и поиску своего места в социуме и окружающем мире. Происходит становление психосоциальной идентичности, поиск себя, приобщение к взрослой жизни.
Интенсивно формируется система ценностей личности, которая опирается на интеллектуальное развитие, нравственные представления, эмоциональное развитие, накопленный личный опыт. Ценности преобразуются в систему убеждений и отражаются в поступках подростка, его потребностях и стремлениях.
Роль педагога в личностном и нервном развитии ребенка
Под развитием личности подразумевается процесс вхождения ребенка в новую социальную среду и интеграция с ней. Когда малыш идет в школу, такой средой для него является класс, где на фоне обучения он общается с новым коллективом, занимается совместной деятельностью.
Немаловажную роль играет учитель, который появляется в жизни ребенка с началом учебной деятельности. Он не только создает необходимые условия для коллективного взаимодействия, способствует адаптации в школьной среде, но и является очень значимой личностью. Дети, как правило, неосознанно копируют образ педагога, его стиль поведения и манеру общения, а иногда не только достоинства, но и недостатки.
Исследования показали, что роль современного учителя в личностном развитии школьника не должна ограничиваться взаимодействием с обучающимися только на информационном уровне. В учебно-воспитательной деятельности важно широкое применение наиболее эффективных методов: диалога, дискуссии, выбора индивидуального образовательного маршрута, привлечение детей к подготовке урока и посильному их вовлечению в педагогическую деятельность.
Для гармоничного нервного развития ребенка важно сближение преподавателя с учеником, установление между ними доверительных отношений. Позитивный образ педагога повышает продуктивность взаимодействия.
Степень влияния учителя на становление личности обучающегося зависит от его педагогического авторитета, уважения и доверия со стороны детей. Ученик прислушивается к слову своего наставника только в том случае, когда оно подкрепляется личным примером, педагог хорошо знает все особенности своего подопечного, его интересы и способности, уделяет ему достаточно внимания, смог установить позитивные взаимоотношения через совместную деятельность.
На уроках школьники усваивают не только учебный материал, но отношение учителя к ним. Важно предоставлять детям достаточно самостоятельности и устанавливать деловые отношения с равной позиции.
Критерии оценки эффективности педагогической деятельности
- Личностно-ориентированный подход к обучению;
- Учитель опирается на сильные стороны личности ребенка, развивает в нем тягу к самопознанию и умение действовать самостоятельно;
- Ученики являются активными участниками учебно-воспитательного процесса;
- Высокий уровень мотивации предстоящей деятельности;
- Используются различные источники информации: тексты, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные носители, Интернет, результаты исследования реальных объектов действительности;
- Овладение различными способами переработки информации.
Личностно-ориентированный подход способствует нервному развитию ребенка. Реализация этой методологической ориентации требует от учителя психолого-педагогической компетентности, свободы от стереотипного мышления, высокого культурного уровня и профессионализма, творческого потенциала, глубоких всесторонних познаний, гуманистического и позитивного подхода к воспитанию.
Педагог знает, понимает и безусловно принимает ученика, при организации учебного процесса учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, развивает сильные стороны личности.
Личностно-ориентированное образование подразумевает не передачу знаний от учителя ученикам, а создание условий и возможностей для проявления ребенком самостоятельной активной инициативы, развития учебных компетенций, обучения способам получать знания самостоятельно: познавать мир, находить ответы на вопросы, заниматься исследовательской деятельностью.
Современное образование отличается от традиционного широкими возможностями для развития ребенка: вариативностью, многообразием обучающих технологий, формирующим воздействием, когда ученик не получает готовые знания, а генерирует их. Перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи: подготовка учителя-гуманиста, имеющего индивидуальный почерк педагогической деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: