Нравственное воспитание в школе: задачи и подходы
Сохранить статью:
О чем речь? Нравственное воспитание в школе – это важный этап общего формирования личности ребенка. Безусловно, привитие норм и правил невозможно без участия родителей и других элементов окружающей среды, однако школа в этом процессе играет одну из главных ролей.
Как организовать? Нравственное воспитание должно идти по нескольким направлениям. Это урочная и внеурочная деятельность, а также различные внешкольные мероприятия. Педагог может использовать разные инструменты, чтобы достичь поставленных целей.
Задачи нравственного воспитания в школе
Чтобы нравственное воспитание достигало нужного эффекта, оно должно являться целостным процессом организации жизни ребёнка, который будет соответствовать общепринятым моральным нормам и учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника.
Результатом данного педагогического процесса должно стать формирование нравственно цельной личности человека. Это выражается в объединении нравственных чувств, сознания, привычек, навыков, совести и воли и в результате в проявлении общественно ценного поведения.
Воспитывать у детей свободную нравственную волю – это значит учить их управлять собой. У воспитуемого формируется внутренняя свобода, способность действовать исходя из своих установок и убеждений. В отношениях с людьми ребёнок начинает руководствоваться моральными нормами. Он сознательно соблюдает нравственные принципы и ведёт себя в соответствии с ними.
В результате воспитания дети приобретают мировоззрение, которое сформировано их сознанием, мышлением и нравственными чувствами. В итоге формируется умение регулировать свои чувства, человек владеет собой.
Любое воспитание, являясь педагогическим процессом воздействия на личность, имеет свои цели. Они зависят от ценностей, установок и идеалов, принятых в обществе. Целью рассматриваемого воспитания является цельная нравственно устойчивая личность, и в соответствии с этой задачей строится весь процесс, определяется направление воздействия.
Чтобы нравственное воспитание в школе было эффективным, необходима постоянная обратная связь, дающая информацию о том, насколько результативными оказались те или иные воспитательные приёмы. Каждый этап должен основываться на этой информации. Получить её можно путём постоянного изучения поведения ребёнка, оценки его отношения к деятельности и изменений в поведенческих реакциях.
Возрастные особенности нравственного воспитания
Период собственного нравственного развития выпадает на младший школьный возраст. В это время продолжаются изменения в нравственной сфере. Попадая в начальную школу, дети оказываются в ситуации, предполагающей постоянное следование нормам и правилам и целенаправленный постоянный внешний контроль за соблюдением данных норм. Школьники учатся применению правил поведения и соблюдению нравственных норм во время взаимодействия с педагогами, другими взрослыми людьми и сверстниками.
Возрастные особенности младшего школьника подразумевают готовность к усвоению смысла всех нравственных норм, принятых в обществе. В сознании ребёнка формируются чувство товарищества, долга, коллективизма, способность к переживанию.
Следует учитывать такие особенности нравственного развития младшего школьника, как зависимость от авторитета взрослого. Ребёнок ещё не способен к выработке собственных убеждений и усваивает моральные требования, которые предъявляют родители, педагоги, старшие товарищи.
Нравственное воспитание в начальной школе использует восприимчивость ребёнка к влиянию извне, которая обусловлена частичной несамостоятельностью морального мышления и большой внушаемостью. Следует учитывать, что к отрицательному влиянию дети столь же восприимчивы.
На следующем этапе нравственного развития его движущей силой становится биологическое взросление подростка и социальное научение. В подростковом возрасте нравственное развитие тесно связано с биологическим.
Для становления нравственной сферы подростка наиболее важны идеалы. Формирование идеалов происходит в результате интереса к взаимоотношениям людей между собой, их поступкам и моральным качествам. Сначала идеалы могут появляться неосознанно, без целенаправленного поиска ребёнком, но уже в старшем подростковом возрасте и далее в юношеском идёт деятельный анализ поступков людей. Подросток осознанно ищет образец, который послужит примером нравственного поведения и будет соответствовать его нравственным стремлениям.
Следующий этап нравственного развития, который приходится на старший школьный возраст, имеет отличительной чертой появление такого функционального образования, как нравственные убеждения. Это синтез соответствующих чувств и представлений. Убеждения отражают жизненный опыт школьника, который им осознан и проанализирован.
Поэтому они становятся мотивами действий старшего школьника, делают его поведение устойчивым и последовательным, предусматривая гибкость в выборе поступков. Формирование убеждений вытесняет идеалы, которые сначала переосмысливаются, изменяются, а в итоге исчезают. Конкретный образ человека, воплощающий идеал, заменяется собирательным представлением.
На этом этапе школьники сознательно управляют своими действиями, стремятся к самовоспитанию, то есть выработке у себя желаемых качеств, соответствующих сформированным моральным убеждениям. Причиной того, что старшеклассников интересуют нравственные взгляды и знания, является стремление познать собственную личность.
Методы нравственного воспитания в школе
Методы – это те приёмы и операции, которыми пользуется учитель или воспитатель для достижения целей. С помощью методов нравственного воспитания происходит воздействие на детей, чтобы организовать их жизнедеятельность, обогатить жизненный опыт и формировать нужные изменения. Они являются основой работы школы по нравственному воспитанию, помогая осуществлять процесс развития моральной сферы личности ребёнка. Основными методами являются упражнение и убеждение.
Нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:
- Урочная деятельность. Во время изучения ряда учебных дисциплин формируются основы гражданского и правового сознания. Также проводятся часы общения по гражданско-правовому воспитанию.
- Внеурочная деятельность. Общешкольные мероприятия, работа кружков и секций, взаимодействие с общественными организациями дают широкие возможности для воспитания.
- Внешкольная деятельность. Сюда включается участие школьников в различных конкурсах, акциях, общественно-полезных делах, субботниках, экскурсиях.
Проводя творческую работу, образовательная организация способствует развитию личности ребёнка, учит его коллективной работе, способствует формированию гражданской позиции, приучает к ответственности перед обществом. Нравственному воспитанию детей способствует также обращение к народным обычаям и традициям.
План нравственного воспитания в школе включает предметные циклы, спецкурсы и внеклассную работу. Воспитание реализуется через следующие виды деятельности:
- Познавательная. Сюда можно включить смотры знаний, предметные недели, олимпиады, проектную деятельность по учебным предметам, исследовательскую работу, организацию разнообразных выставок, участие в международных предметных конкурсах («Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский Бульдог», «Кенгуру», «Кит»), литературно-музыкальные композиции.
- Ценностно-ориентированная. Это могут быть встречи с писателями в литературной гостиной, организация экскурсий по памятным местам, встречи с ветеранами и тружениками тыла, приглашение в школу представителей общественных организаций. Сделать более эффективным духовно-нравственное воспитание в школе может сотрудничество с воскресной школой, беседы со священнослужителями.
- Деятельность, направленная на семейное воспитание: тематические родительские собрания, классные часы о семье и о семейных ценностях, участие родителей в школьных праздниках.
- Общественно-полезная. Это помощь сиротам в детских домах, пожилым людям в домах престарелых (например, организация спектакля или концерта, изготовление подарков, проведение игр и мастер-классов), участие в волонтёрской деятельности, в различных акциях, помощь в благоустройстве города.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Художественно-творческая. Сюда относится организация и проведение праздников, концертов, тематических вечеров, приуроченных к различным государственным или школьным датам (Новый год, 8 марта, масленица, день рождения школы, праздник осени и т.д.), а также поездки и походы в музеи, театры, кинотеатры, выставочные залы, обсуждение в классе прочитанных книг и просмотренных фильмов или спектаклей.
- Трудовая. К этому виду деятельности относится дежурство по классу и школе, работу на пришкольном участке и приведение в порядок территории вокруг школы, десанты по благоустройству города или села. Школьники могут участвовать в выставках технического творчества, работать в центрах занятости.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя проведение Дней здоровья, спортивных праздников, кроссов, спортивных соревнований. Сюда же относятся тематические классные часы, беседы с врачом, акции, посвящённые здоровому образу жизни.
Работа по всем этим направлениям помогает осуществить такие цели нравственного воспитания в школе, как развитие умения владеть собой, формирование терпения, чуткости, сопереживания, доброжелательности, гуманизма, любознательности. У ребят развивается умение слушать, отсутствие склонности к осуждению других людей.
Основные процессы нравственного воспитания в школе
- Формирование нравственного сознания
Определить уровень нравственного сознания можно путём оценки поведения и деятельности воспитанника. Нравственное сознание начинает формироваться с раннего детства, когда появляются первоначальные представления об обществе и отношениях между людьми, и продолжается в школе; это сложный процесс, требующий длительного времени.
- Формирование навыков и привычек поведения
Результативность воспитания зависит от способов деятельности по формированию полезных навыков и привычек поведения.
Можно заниматься формированием навыков и привычек с помощью механических тренировок, этот путь может привести к результату, но менее эффективен. Хотя ребёнок понимает, что взрослые его воспитывают, но ему не нравится воспринимать себя как объект. Это может привести к сопротивлению таким методам, как поучения и упражнения.
Чтобы повысить эффективность, нужно организовать жизнь ребёнка, продумав педагогические воздействия так, чтобы способствовать возникновению нужных привычек. При целесообразной организации школьной жизни воспитание и формирование большинства полезных поведенческих привычек происходит незаметно для ребёнка.
- Формирование внутреннего идеала
На этом этапе у школьника возникают такие нравственные образования, как чувство собственного достоинства и самоуважение. Эти чувства становятся основой самоконтроля и определяют поведение. Нравственное развитие личности в этот период заключается в переходе от следования внешнему образцу к внутренним убеждениям, представленным в виде идеала.
- Формирование нравственных чувств
Чувства имеют значительное влияние на поведение детей, поэтому повысить эффективность воспитания можно, именно опираясь на них. Хотя воздействие на чувства даёт превосходные возможности для воздействия на ученика, это является очень сложной областью нравственного воспитания.
Прежде, чем искать способы воздействия на чувства, нужно учесть, что мы можем только изменить, усовершенствовать или углубить те из них, которые ребёнок уже испытывает. Невозможно поставить перед ним цель испытать то или иное чувство. Если нужно, чтобы необходимое чувство появилось, можно создать предпосылки для этого.
Можно привести такой пример: беседы в классе о красоте и величии родной природы могут остаться без результата и не вызвать у детей чувства восхищения ею. А если провести несколько экскурсий в природу, чтобы ребята нашли самые красивые уголки, сделали фотографии или рисунки и оформили подборку для выставки, можно достичь того, что у школьников появится чувство любви к природе. В этом случае, организация деятельности приводит к возникновению нравственных чувств и к их закреплению и развитию.
Если педагог организует яркую школьную жизнь учеников, это делает эффективным нравственное воспитание. Мероприятия в школе, которые проводятся с учётом воспитательных целей, формируют у детей такие нравственные чувства, как любовь к Родине, чувство долга перед коллективом.
Процесс нравственного воспитания начинается с рождения и непрерывно продолжается в течение всей жизни человека. Можно подумать, что выделить в нём отдельные этапы невозможно, но это не так. Это возможно и является важным для педагога. Разные возрастные периоды дают различные возможности для воздействия на личность. Средства нравственного воспитания ребёнка, подростка и юноши будут отличаться друг от друга. Необходимо учитывать и результаты воспитания, достигнутые на определённом отрезке развития, чтобы правильно планировать дальнейший процесс.
В связи с этим, программа нравственного воспитания в школе должна строиться с учётом уровня воспитанности, который определяется в процессе общения с детьми в урочное и внеурочное время, а также в беседах с родителями. Это не значит, что нужно делать остановку в конце определённого этапа.
В настоящее время изменяется характер деятельности в учебных организациях, появляются новые возможности обучения, и это необходимо использовать для расширения и углубления нравственного опыта обучающихся, формирования у них нравственных представлений и понятий.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: