Особенности обучения детей с СДВГ: советы и рекомендации учителям и родителям
Сохранить статью:
Зачем? Учитывать особенности обучения детей с СДВГ в рамках образовательной деятельности необходимо для достижения результата. Чтобы такой ребенок усвоил материал, его необходимо подавать в определенной форме и относительно дозированно.
Как работать? Синдром дефицита внимания и гиперактивности сегодня достаточно распространенный диагноз среди школьников. Учителям работать с такими детьми непросто: они срывают уроки, не усваивают информацию, не могут долго сидеть на одном месте. Чтобы избежать подобных проблем, следует соблюдать определенные рекомендации и педагогам, и родителям.
Особенности поведения детей с СДВГ
При этом синдроме специфичное поведение проявляется в почти сотне разных характеристик. Основные же черты характера ребенка с СДВГ следующие:
- рассеянность, неустойчивость внимания,
- импульсивные реакции,
- излишняя двигательная активность.
Обратите внимание: часто мы не отделяем характеристики синдрома, представленные в его аббревиатуре, друг от друга. Но среди всех детей с дефицитом внимания есть группа с СДВ, то есть без гиперактивности.
Ребенок с синдромом дефицита внимания более медлителен, чем все остальные, он отвлекается, легко запутывается. Дети обзывают таких черепахами, взрослые говорят, что эти ребята витают в облаках. «Спящий на ходу» ученик плохо учится, не может вспомнить заученное, плохо слушает то, что ему говорится, как бы отключается от разговора, теряет нить рассказа.
У ребят страдает избирательность внимания (не удерживают его на деталях), есть проблемы со скоростью переработки информации. Они всегда что-то теряют, забывают вещи в школе/дома, обычно очень стеснительны, часто чем-то озабочены, тревожны. Основная характеристика ребенка – проблемы с концентрацией внимания – не влияет на его поведение. Эти дети не срывают уроки.
Последнее совершенно неприменимо к другой части школьников – с СДВГ. Они всегда готовы «довести» педагога. Их излишне активное поведение сразу бросается в глаза, причем оно (в отличие от просто энергичных малышей) в основном бесцельно и может проявляться в хаотичном перемещении по классу, ерзании, постоянном переборе тетрадок и тому подобных действиях. Это нужно учитывать при определении особенностей обучения детей с СДВГ в школе.
Гиперподвижность ребенка, его непоседливость лучше всего заметны тогда, когда от него требуется тихое, размеренное поведение. Стандартным примером этой ситуации является урок. Такие дети не могут спокойно занимать свое место за партой все занятие, они действуют так, как захотелось прямо сейчас, при этом будут стараться сделать что-то быстрее других, вне очереди – поэтому они часто, не дожидаясь реакции педагога, кричат ответ с места.
Из-за таких особенностей поведения ребята с СДВГ часто не соблюдают ограничений (например, на то, что нельзя забирать чужое), и правил ( необходимость тихо себя вести на уроке и др.).
И специалисты, воспитатели, и родители должны помнить, что таких детей сегодня много – от 3 до 20 %, поэтому нужно во время занятий и в классе, и дома использовать нестандартные педагогические методы работы, технологии и приемы. Они должны быть разработаны с учетом особенностей физиологии, присущих этим ребятам, поэтому обратите особое внимание на следующий раздел статьи.
13 главных особенностей обучения детей с СДВГ
Обязательно учитывайте, что эти дети не просто капризничают, их поведение обосновано физиологически:
- Ребенку необходимо постоянное движение, он правда не может сидеть спокойно: крутится, часто меняет позу, раскачивается или подпрыгивает, разговаривает, отключается от занятия. Причем чем больше он устал, тем сильнее эти проявления.
Обосновано это спецификой умственной деятельности при СДВГ: для питания мозга им необходимо движение. Ученик будет хуже соображать, если заставить его сидеть спокойно.
Решение проблемы: нужно допускать периоды моторной активности на занятии. Заметили утомление ребенка – найдите предлог для того, чтобы он прошелся по классу, сделал какие-то действия: собрал тетради, открыл окно и др.
- Если ученик научился выполнять одни и те же задания, то он явно скучает и снова ведет себя несдержанно.
Практика доказала: для того чтобы дети с СДВГ закрепили навык, усвоили тему, им не нужно много повторений одного действия/процесса. Поэтому обычно им снижают объем однотипных работ (в том числе домашних) на 30 %, что не влияет на результат обучения.
Еще одним эффективным приемом является допущение для этих детей каких-либо мелких действий во время урока (что-то чертить на отдельном листке, крутить карандаш в руке и др.). Это не мешает хорошо усваивать информацию, но снижает их активные контакты и беседы с соседями.
- Еще одно проявление СДВГ в том, что ребенок не может оформлять работы по требованиям, делает разные исправления, отметки, допускает помарки, нечетко следует инструкции.
С этим чаще всего приходится смириться, оценивая качество понимания и выполнения действий и заданий, а не красоту их визуализации. Иначе можно добиться снижения мотивации к занятиям.
- Ученики с СДВГ не любят больших объемов заданий.
Такая работа, как решение 10 задач, данная единовременно, приведет ученика в оцепенение либо к негативным действиям, отказу от выполнения. Но если предложить ему это задание сгруппированным по пяти характеристикам на разных карточках, то он эффективно и качественно его сделает, особенно если в перерывах можно будет как-то подвигаться. При обучении детей с СДВГ методика работы предлагает подразделять крупные задачи на несколько более мелких частей.
- Из-за проблем с оперативной памятью дети с СДВГ могут не выполнять часть задания, забыть о его смысле/цели, а также часто теряют какие-либо вещи.
Эта особенность обычно снижает получаемые такими учениками оценки. Для предотвращения подобных проблем на занятиях надо акцентировать внимание ребенка на всех пунктах действий, можно попросить его повторить для всех последовательность выполнения задания.
Бытовая забывчивость ребят с СДВГ может быть нивелирована более частыми напоминаниями, поощрением за собранность и отсутствие потерь. Также помогают шпаргалки – стикеры, акцентирующие внимание ученика на необходимых действиях. Рядом с дверью в квартире – напоминалка о сменной обуви, на мониторе ПК – записка об обещанном школьном деле и др.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Ребенок с СДВГ рассеян, часто отвлекается.
Снизить влияние этой особенности можно, если ученик будет занимать место на первой парте. Поднимает концентрацию внимания легкое прикосновение педагога к руке ребенка. Также стоит договориться об особых тайных знаках учителя, которые помогут ему не отвлекаться.
- Ученик с СДВГ слабо ориентирован во времени.
Это приводит к цейтнотам, опозданиям, недоделанным заданиям. Но такая ситуация – не результат недостатка интеллекта, ребенок просто не соотносит реальное и личное восприятие времени. Специалисты по обучению детей с СДВГ в общеобразовательной школе советуют педагогам регулярно напоминать о тайминге, можно установить на своем столе часы – так ученики будут ориентироваться сами.
- Дети с СДВГ часто чем-то серьезно увлекаются.
Такая особенность – хорошая черта характера. Осведомленность в чем-то может быть использована для повышения авторитета ребенка среди других детей: в этом деле он покажет себя с лучшей стороны.
- Дети с СДВГ импульсивны.
Поэтому для них сложно не показать знания первым выкриком, они не смогут не проявить свой интерес, вмешавшись в работу без спроса.
Справиться с этим на занятиях можно, предложив использовать для ответа тогда, когда слово дано другому, специальные методы (карточки, таблички и др.). Также успешно применяют поощрение за то, что ребенок не произвел импульсивного действия (не выкрикивал на уроке – собери тетради на проверку).
- Излишнее проявление эмоций учениками с СДВГ.
Коммуникабельность таких детей имеет обратную сторону – обидчивость, особенно ярко проявляемую в отношении одноклассников, не совсем правильно (по мнению ребенка с СДВГ) с ним общающихся. Роль педагога – верный настрой и налаживание общения. Для этого можно помочь распределить задачи в игре или выполнении задания, объяснить ребенку его роль в совместной деятельности. Иначе конфликт почти неизбежен.
- Для выполнения физиологически сложных дел ребенку с СДВГ нужна внешняя мотивация.
При обучении детей с СДВГ в обычной школе педагогу и родителям предлагается использовать поощрительную систему. В ее подготовке активное участие принимает ученик. Он определяет три обязательных к исполнению правила поведения.
Вместе с учителем – для школы (например, «Не кричать, если знаешь ответ», «Записывать все задания на дом в дневник», «Не болтать на уроке с соседом»), с родителями – домашние («Соблюдать время игры за ПК», «Собирать каждый вечер портфель» и др.).
За каждое выполненное правило ребенок получает от взрослых плюсик в дневник, который он готовит и оформляет сам. Также создается и висит у рабочего стола дома лист вознаграждений с набором бонусов за конкретное число плюсов.
Особенность этой системы в том, что она не допускает никаких наказаний: нет минусов, плюсы не сгорают. Это нужно, так как иначе ученик с СДВГ не сможет накопить даже на самые простые вознаграждения, что приведет ребенка к потере заинтересованности в соблюдении договоров, и после этого его сложно будет чем-либо еще мотивировать.
В воспитании и обучении детей с СДВГ еще до их поступления в начальную школу взрослые должны всегда использовать только схему поощрений без наказания.
- Схема формирования навыка желательного поведения класса.
Это система Б. Фурмана изложена в книге «Навыки ребенка» («Kid’s skills»), она позволяет выработать нужный навык у группы ребят, в которой могут быть и дети с СДВГ. Пример: нужно, чтобы ученики подготавливались к началу занятия (стояли возле парты, приветствуя учителя, на столе аккуратно лежит все, что необходимо).
Если весь класс выполнил нужное, то в специальную тару на столе педагога кладется предмет (шарик, звездочка и др.). Тара заполнена – значит, навык сформирован, дети могут получить вознаграждение: чаепитие и т. п. Специалисты отмечают: если ученики освоили хотя бы одно умение, они уже более успешны и организованны.
- Ребенок с СДВГ может быть помощником педагога.
Привлечение его к помощи учителю расценивается как акт доверия, вдохновляет, поднимает ученику настроение и стимулирует на взаимодействие с педагогом, классом, на учебу.
Важно как можно раньше выявить синдром СДВГ, разработать вместе с родителями и врачами (невропатолог, педиатр, психиатр), психологом план работы с ребенком.
Советы родителям детей с СДВГ
- Вашему ребенку необходим четкий режим дня, который неукоснительно им соблюдается. Главная обязанность родителей – спокойно и четко добиваться этого. Но ни в коем случае не наказывайте за невыполненное. Нужно только подводить ребенка к осознанию его личной ответственности за режим, подсказывать последовательность и всегда хвалить за успех.
- Постарайтесь на посещать с малышом места, где много людей: крупные мероприятия, торговые центры и т. п.
- Учитывайте, что у вашего ребенка существует прямая связь между переутомлением и неконтролируемым перевозбуждением. Поэтому ему нужен регулярный небольшой отдых после того, как он занимается 20–30 минут. Выполнение домашних заданий лучше также разделить. К особенностям организации обучения детей с СДВГ относится и следующее пожелание.
Лучше, если первые годы вы будете делать домашние задания вместе: надо следить, чтобы ребенок не отвлекался, соблюдал последовательность работы и не забывал об отдыхе. Можно прочесть задание вслух и обсудить возможные способы решения. Если нужно, пригласить для ребенка педагога.
- И основное: таких детей необходимо как можно больше и чаще хвалить, даже за самые мелкие, по вашему мнению, успехи. Это позволит им поверить в свои силы, поднимет самооценку и улучшит поведение.
Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью – это не проблема педагога и родителей, это личность с некоторой спецификой поведения. Ему нужна помощь в нормальном развитии, выработке таких качеств, как контроль эмоций, внимание к деталям (в том числе своих действий), терпение. Также ребенком должны заниматься и медики – не забывайте об этом. При выполнении всех рекомендаций ученик преодолеет проблемы, связанные с СДВГ.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: