Подростковое развитие: почему всё так сложно
Сохранить статью:
Что это? Период подросткового развития является одним из самых сложных этапов в жизни человека, так как связан с кардинальными физиологическими и с психическими изменениями. Подростки уже не дети, но ещё и не взрослые, хотя и стремятся ими стать, доказывая окружающими, что имеют право считаться таковыми.
Каковы особенности? Этот возраст связан в первую очередь с социализацией и самоидентификацией. Мощная выработка гормонов, обусловленная половым созреванием, приводит к частым перепадам настроения. Подростку сложно контролировать эмоции, принимать правила – он прощупывает границы дозволенного.
Особенности подросткового развития
Подростковым периодом развития обычно называют возраст с 11 до 17 лет, хотя по поводу временных границ есть разные точки зрения. По официально используемой терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в сфере народонаселения, подростками считаются люди от 10 до 19 лет. Однако схожее по значению слову «тинейджер» буквально означает тех, кому исполнилось 13 лет.
Кроме того, половое созревание носит индивидуальный характер, и в отдельных случаях пубертат может начинаться уже в 8-9 лет. Выделение подросткового возраста в жизни человека связано с присущими этому периоду особенностями развития организма, включая психические функции.
Подросток по положению занимает переходную ступень между ребенком и взрослым. Именно в этом возрасте происходит формирование мировоззрения, личностных качеств. Подросток примеряет на себя роль взрослого и стремится к большей самостоятельности, но при этом он не свободен от ограничений и запретов, налагаемых старшими.
Подобное противоречие между притязаниями и реальным социальным статусом часто приводит к конфликтам, особенно в сфере семейных отношений, когда родители не желают признавать взросление собственного ребенка и по инерции воспринимают его как маленького.
Психологами выделяется три этапа подросткового развития:
- Ранний подростковый период
Он длится с 10 до 14 лет, и на него приходятся активные физиологические изменения в организме. В это время идет половое созревание с интенсивной выработкой гормонов, что сопровождается внутренними и внешними переменами.
Так, появление вторичных половых признаков у девочек выражается в том, что их тело приобретает более округлую форму, вырастают волосы в паховой области, начинаются менструации. В ходе подросткового развития у мальчиков увеличиваются половые органы, развивается оволосение мужского типа, появляются поллюции. Настроение детей в этом возрасте становится склонным к резким перепадам.
- Средний подростковый период
Это возраст 15-17 лет, когда основные физиологические изменения заканчиваются, включая перестройку гормональной системы. Юноши и девушки в физическом плане становятся похожи на взрослых людей и приобретают способность к продолжению рода.
Однако психическая устойчивость у молодых людей еще не сформировалась, и спецификой развития личности в среднем подростковом возрасте являются крайняя лабильность, импульсивность поведения, категоричность в убеждениях и слабое осознание последствий своих поступков и решений.
- Поздний подростковый возраст
Период начинается в 17 лет и обычно завершается к 23-25 годам, хотя верхняя временная граница носит индивидуальный характер. В этом возрасте молодые люди заканчивают обучение, приобретают профессию, заводят собственную семью. У них полностью складывается система ценностей, корректируются жизненные цели и ориентиры, приходит осознание ответственности.
Физиологические особенности подростка
Одной из сторон взросления являются физиологические процессы, происходящие в организме, и по внешним изменениям заметно, как идет развитие ребенка в подростковом возрасте. Антропометрические данные, в первую очередь рост, вес и окружность грудной клетки, позволяют отследить его превращение во взрослого человека.
В раннем подростковом возрасте начинается стремительное увеличение роста тела, причем этот процесс протекает неравномерно. Сначала в большей степени увеличиваются в размерах голова и руки, и только затем их «догоняет» туловище. Из-за подобных физиологических особенностей развития в подростковом возрасте часто страдает самооценка ребят, которые ощущают себя некрасивыми, ущербными.
Мышечная масса тоже растет, что увеличивает нагрузку на сердечнососудистую систему. Это объясняет, почему дети в подростковом возрасте подвержены быстрой утомляемости и снижению концентрации внимания, что способно негативно отражаться на их интеллектуальном развитии.
Гормональный всплеск связан не только с появлением вторичных половых признаков, но и с другими физиологическими процессами. Так, усиленная работа сальных желёз приводит к образованию прыщей, что является типичной проблемой подросткового возраста.
Желание привести свое тело в норму, особенно сильное на фоне насмешек окружающих, может подтолкнуть ребенка к установлению жестких пищевых ограничений, что способно развиться в нервные расстройства в виде булимии и анорексии. Особенно к этому склонны девочки, поэтому их родителям следует быть особенно внимательными к режиму питания своих дочерей.
У подростков появляется влечение к противоположному полу, как на физическом, так и на эмоциональном уровне.
Чаще всего подростковое развитие у девочек идет опережающими темпами, и скачки роста фиксируются у них в 11-12 лет, тогда как мальчики резко вытягиваются в 13-14 летнем возрасте. Замечено, что максимальное ускорение роста обычно приходится на весну, а вот вес сильнее прибавляется в осеннее время. Как правило, к окончанию школы мальчики догоняют девочек в развитии и продолжают расти, тогда как девочки выше уже не становятся.
По данным наблюдений, охватывающих 1970–1990-е годы, несколько уменьшилось число подростков с нормальным для своего возраста соотношением роста и веса: соответственно, у юношей этот показатель снизился с 82,8 до 79,8%, а у девушек – с 86,3 до 82,8%. Еще более заметной тенденцией стало сокращение доли подростков с избыточным весом: у юношей – с 10,2 до 6,6%, у девушек – с 9,1 до 4,5%.
С другой стороны, сильно выросло число молодых людей, чей вес ниже нормы: если в 1970-х гг. доля таких подростков составляла 7,0% среди юношей и 4,6% среди девушек, то через 20 лет показатели выросли соответственно до 13,6 и 12,7%.
Схожую картину рисуют и данные по динамометрии (мышечной силе) правой кисти. Так, у школьников 1960-х гг. за время их обучения динамометрия росла в 4,2 раза у юношей и 3,2 раза у девочек: сейчас же за школьные годы сила увеличивается всего в 2,8 и 1,9 раза соответственно. Эти статистические данные позволяют говорить об астенизации (ослаблении) современных подростков, причем снижение физических показателей неразрывно связано с определенным ухудшением их функциональных возможностей.
Психическое развитие в подростковом возрасте
Физиологическое и психологическое взросление приводят к большой нагрузке на организм подростка. Срывы нервной системы внешне выражаются в неадекватных поведенческих реакциях, когда вспыльчивость и агрессивность легко соседствуют с плаксивостью.
Психическое развитие детей подросткового возраста характеризуется повышенной самокритичностью, чувствительностью и зависимостью от чужого мнения. Ребенок, желающий показать себя взрослым, пытается подражать своим старшим товарищам во всем – внешним видом, походкой, демонстрируемыми привычками и т.п.
Однако он неизбежно допускает ошибки и не справляется с пока еще не посильной для себя ролью. Если окружающие реагируют на его промахи язвительными замечаниями, то подросток воспринимает это весьма болезненно, и его реакция может быть непредсказуемой.
Дети в переходном возрасте очень ранимы, и перепады настроения для них естественны. Поэтому взрослые, особенно родители, должны очень тактично и осторожно выражать свое мнение о внешности ребенка, его успехах и неудачах, а в некоторых ситуациях лучшим вариантом будет промолчать.
на наши новости
500 000 пользователей!
Необходимо учитывать, что упреки и критические оценки способны повлечь проблемы с самооценкой у подростка, усилить в нем неуверенность, робость и застенчивость. С другой стороны, безудержная похвала тоже не годится, так ее результатом может стать зазнайство и переоценка собственных возможностей.
Подросток не всегда способен адекватно реагировать на критику в свой адрес, и порой по пустяковому поводу он готов пойти на серьезный конфликт с обидчиком, даже если таковым является его родитель. Демонстративное курение и употребление спиртных напитков, вступление в сомнительные компании и даже уход из дома – все это может восприниматься подростками как проявление самостоятельности.
Подросткам недостает умения разбираться в людях, которое приходит с годами и жизненным опытом. Поэтому нередко они проявляют излишнюю доверчивость, оценивая человека по малозначимым характеристикам, или, наоборот, ведут себя чересчур категорично, отталкивая от себя тех, кто им в чем-либо не угодил. Развитие самосознания в подростковом возрасте тоже идет неровно – одни ребята не желают замечать свои недостатки, а у других рождается комплекс неполноценности.
Гормональный всплеск мешает концентрации, ухудшается внимательность и способность усваивать новую информацию, так что нужно не винить школьника в снижении успеваемости, а стараться помочь ему справиться с возросшей нагрузкой.
Подросток осваивает раскрывающийся перед ним взрослый мир и пытается найти себя в нем, определить свое предназначение. Развитие подросткового самосознания и стремление показать свою индивидуальность часто проявляются в смене имиджа – именно по этой причине ребята выбирают яркие, привлекающие внимание прически и элементы одежды, слушают музыку, выпадающую из мейнстрима.
В подростковом возрасте продолжается познавательное развитие, и начинается поиск себя, с чем может быть связана частая смена интересов и увлечений: подросток пробует различные направления деятельности, не зная на чем остановиться. Здесь необходима помощь родителей, которые в корректной форме должны советовать своему ребенку, направляя его энергию в правильное, исходя из его способностей, русло.
В подростковом возрасте ускоряется двигательное развитие, причем быстрее растет лимбическая система, отвечающая за эмоции и желания, чем префронтальная кора, выполняющая контрольные, тормозящие функции. Этим объясняется крайняя импульсивность подростков, часто сочетаемая с непоследовательностью в действиях.
Психологами выделяется 2 типа поведения, характерные для развития личности в подростковом возрасте:
- Кризис зависимости, крайняя форма выражения которого – инфантильность, несамостоятельность, полное послушание и отсутствие собственного мнения.
- Кризис независимости – здесь, наоборот, подросток становится более агрессивным, упрямым, непослушным; он не признает авторитет взрослых и желает все делать по-своему.
Многие родители полагают, что предпочтительнее путь зависимости, когда с отпрыском меньше проблем, и он остается под контролем. Однако у этого варианта развития ребенка в подростковом возрасте есть серьезные недостатки: в дальнейшем повзрослевшая личность неминуемо столкнется с проблемами, к самостоятельному решению которых она окажется не готова. Поэтому, как это ни горько порой сознавать родителям, нужно уважать право подростков на постепенное обретение независимости.
Окончание подросткового возраста
Этот сложный переходный период с его нестабильным эмоциональным состоянием и происходящими физиологическими изменениями доставляет неудобства не только родителям, но и самим подросткам. Точно ответить на вопрос, когда все придет в норму, невозможно, так как завершение взросления у каждого проходит индивидуально. Есть лишь признаки, указывающие на окончание данного жизненного этапа.
У девушек об этом говорит:
- Стабилизация психического состояния и прекращение скачков настроения.
- Регулярность менструального цикла.
- Завершение формирования молочных желёз.
- Обретение женственной фигуры.
- Рост волос на теле.
- Появление либидо.
- Чаще всего переходный возраст завершается к 17-18 годам.
Признаки окончания переходного возраста у юношей:
- Полное половое созревание.
- Прекращение роста тела.
- Стабилизация психического состояния.
- Появление волос на лице и на теле.
- Формирование либидо.
Родители должны учитывать особенности развития ребенка подросткового возраста и помогать ему пережить этот период, стараясь сохранить доверительные отношения.
Запреты и правила нужны, но их необходимо объяснять и четко формулировать, связывая их с понятными жизненными ценностями.
Таким образом, пубертатный период — это своеобразная эволюция, носящая индивидуальный характер. Развитие человека в подростковом возрасте рано или поздно достигает точки, когда он готов начать взрослую, самостоятельную жизнь.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: