Посещаемость в школе: требования, причины пропусков, меры по предотвращению
Сохранить статью:
Почему важна? Посещаемость в школе – один из главных аспектов образовательного процесса. Те учащиеся, кто присутствует на уроках и редко их пропускает, добиваются более высоких результатов в учебе, так как им не приходится наверстывать упущенное.
Какие могут быть проблемы? К сожалению, не все учащиеся регулярно ходят в школу. Многие пропускают уроки по болезни, кто-то – по неуважительным причинам. Выяснить их – обязанность классного руководителя, который совместно с завучем и соцпедагогом должен разработать комплекс мер по предотвращению подобных нарушений.
Виды пропусков уроков
Различают два вида причин пропусков уроков учащимися: уважительные и неуважительные. Пропуски по уважительной причине делятся, в свою очередь, на такие виды:
Отсутствие на занятиях по причине болезни
В данном случае существует несколько вариантов официального «оправдания» пропуска:
- обращение в медучреждение и предоставление в школу медицинской справки;
- предоставление записки (информационного письма) от одного из родителей классному руководителю, в случае если ребенок лечился дома, не посещая врача;
- освобождение от занятий на основании разрешения классного руководителя, учителя-предметника, медработника учебного заведения.
Если ученик пропустил уроки из-за болезни, то учитель-предметник должен организовать для него прохождение пропущенного материала на последующих занятиях, а также на индивидуальных консультациях, в том числе дистанционных. Кроме того, ученик должен выполнить все пропущенные контрольные задания после того, как вернется к учебному процессу.
Пропуски, разрешенные администрацией
В данном случае могут рассматриваться такие причины:
- участие в мероприятиях (соревнования, спартакиады, научные и практические конференции, конкурсы, олимпиады);
- вызов в правоохранительные органы или военкомат;
- прохождение планового медосмотра.
Учитель-предметник организует прохождение пропущенного материала на последующих уроках и индивидуальных консультациях, включая дистанционный формат. Ученик должен будет выполнить контрольные после предварительного согласования с преподавателем.
Другие виды пропусков
- Отсутствие ученика в зимний период из-за низких температур, которые регламентируются рекомендациями Управления образования.
- Отсутствие ученика по семейным обстоятельствам, если родители подали заявление (до 3-х дней);
- Отсутствие ученика из-за поездок по заявлению родителей.
В случае, если ученик отсутствует на уроках из-за низких температур, учителем предоставляются материалы для самостоятельного изучения, которые доступны через электронный журнал и электронную почту. Если ребенок отсутствует на занятиях по заявлению родителей, он обязан проходить все пропущенные темы и усваивать материал, представленный на пропущенных уроках.
В качестве оправдательных документов при недостаточной посещаемости занятий в школе могут рассматриваться:
- Медицинская справка, оформленная по установленному образцу и содержащая подпись лечащего врача и печать медицинского учреждения.
- Заявление, написанное одним из родителей учащегося.
- Информационное письмо от родителей, отправленное классному руководителю.
- Приказы, которые были изданы администрацией школы.
Допустимое количество пропусков в школе
Школьники могут подвергнуться различным заболеваниям, которые влияют на учебный процесс и снизить посещаемость ребенка в школе. Однако законодательством установлена возможность внесения изменений в образовательный процесс в случаях, когда это необходимо по медицинским показаниям.
Если школьник не явился в школу, он обязан предоставить документ, подтверждающий причину отсутствия. В течение трех дней родители могут подать заявление на имя классного руководителя или директора школы, чтобы подтвердить уважительную причину прогула. В таком случае ответственность за усвоение учебного материала, который был пропущен, ложится на плечи родителей.
Когда школьник отсутствует на учебе более 3 дней, необходимо предоставить медицинскую справку, выданную лечащим врачом. В таких случаях чаще всего выдается справка 095/у, которая подтверждает диагноз, дает право на лечение в течение 10 дней, но не дает права на выплату больничного пособия и материальной помощи.
Однако для более продолжительного лечения требуется предоставление дополнительных медицинских документов, например, справки о перенесенных операциях, прививках или обследованиях.
Кроме того, если ученик пропустил занятия из-за семейных обстоятельств, ему также нужно предоставить документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия.
Школьники имеют право отсутствовать на занятиях по медицинским показаниям максимум 1 год, но право на такую посещаемость учащихся в школе может быть предоставлено только при самых серьезных заболеваниях, которые в свою очередь должны быть подтверждены официально специальной медицинской комиссией.
В соответствии с правилами школы, ученик, который пропустил более двух третей учебной четверти или семестра по причине болезни или других обстоятельств, не сможет пройти аттестацию. Кроме того, если он не освоил две трети годовой учебной программы, он не сможет продолжить обучение в следующем классе.
В определенных случаях школьники могут продолжать учебу, несмотря на медицинские проблемы
- Для таких детей может быть организовано домашнее обучение или свободная посещаемость в школе. Учебный процесс в таком случае ведется бесплатно при наличии заявления от родителей, а также медицинских документов, подтверждающих необходимость в этом (справки о состоянии здоровья или инвалидности). В данном случае учитель приезжает к ученику на дом, чтобы проводить занятия.
- Ребенок получает образование экстерном. В данном случае он самостоятельно осваивает учебный материал, используя онлайн-курсы, учебники или репетиторов. Проверка знаний проводится учителями и администрацией школы. Школьник должен сдавать самостоятельные работы, тесты, контрольные и итоговые экзамены.
- В случае, если у ребенка имеются серьезные проблемы со здоровьем (аутизм, синдром Дауна или другие нарушения развития), ему может быть предложено обучение в специальной школе. Такие учреждения специализируются на оказании помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Учебная программа в этих школах адаптирована индивидуально для каждого ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Это позволяет детям получать образование без ущерба для здоровья.
Школьные правила предусматривают некоторое количество пропусков занятий по уважительным причинам (переезд, семейные обстоятельства, проблемы со здоровьем), но если прогулы превышают определенное количество дней, то ученик может быть отчислен из школы.
Кроме того, плохая посещаемость в школе может привести к отставанию в учебе и затруднениям в освоении нового материала. Поэтому важно своевременно уведомлять школу о причинах отсутствия и принимать меры для минимизации последствий.
Дети после болезни, которые вернулись в школу, могут столкнуться с разными трудностями. Некоторые ученики, которые полностью выздоровели и восстановились физически и психоэмоционально, легко справляются с учебным материалом, тогда как другие, не полностью поправившиеся школьники, могут испытывать сложности и страдать из-за насмешек одноклассников.
В таких случаях родители могут рассмотреть альтернативные варианты получения образования, такие как домашнее обучение или учеба в специальных школах, где ребята получают индивидуальное внимание и поддержку и не чувствуют себя ущербными.
Алгоритм действия педагогических работников по работе с обучающимися
Учитель
- Каждый день отмечает в журнале своего предмета присутствующих обучающихся и ставит отметку о пропуске рядом с фамилией отсутствующего ученика в графе даты текущего занятия. Сделать это он может не ранее, чем через 20 минут после начала урока.
- Вносит запись в дневник ученика, который опоздал на урок не больше, чем на 20 минут, указывая время опоздания, название урока, дату и подпись.
- Информирует классного руководителя о школьнике, который регулярно пропускает уроки по его предмету.
на наши новости
500 000 пользователей!
Классный руководитель
- Каждый день следит за прибытием учеников своего класса в школу, а также за их пребыванием в учебном заведении во время учебного процесса и уходом из школы после его окончания.
- Каждый день ведет сводную ведомость посещаемости класса, где фиксирует всех обучающихся, которые допустили пропуски и не явились на уроки на протяжении учебного дня.
- В случае отсутствия обучающегося на уроке незамедлительно связывается с родителями, используя доступные средства связи, чтобы выяснить причину отсутствия. Если ребенок должен был быть в школе, но не появился на занятии, учитель информирует об этом заместителя директора по учебно-воспитательной работе в течение 1 часа после начала урока.
- После первого урока отмечает в журнале фамилии обучающихся своего класса, которые отсутствовали на занятии, и указывает причину их отсутствия.
- Если обучающийся покидает школу во время учебного дня, обязан немедленно сообщить об этом родителям и/или законным представителям. Кроме того, он должен проинформировать администрацию школы, заместителя директора по УВР и заполнить журнал регистрации отсутствующих учеников, чтобы документировать этот случай. Это необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность школьника и контролировать его нахождение во время образовательного процесса.
- Если обучающийся пропустил два или более дней занятий в течение недели по неуважительной причине, то уведомляет родителей о серьезности ситуации и о необходимости принять меры для предотвращения дальнейшего пропуска уроков. Кроме того, напоминает родителям об их обязанностях в обеспечении получения их ребенком полноценного образования, и запрашивает их подпись под соответствующим уведомлением.
- Если школьник пропустил три дня занятий в течение недели без уважительной причины, обязан незамедлительно связаться с родителями для уточнения причин. Если они неуважительные, он должен сделать визит в семью обучающегося с целью выяснения обстоятельств и предупредить о постановке ребенка на учет по пропуску уроков.
- Если ученик пропустил занятия по неуважительной причине более 3 дней в неделю, подается ходатайство в Совет профилактики о постановке на учет. В ходатайстве указывается характеристика обучающегося, отчет о проделанной работе с ним и его родителями. Цель постановки на учет – улучшение посещаемости в школе и повышение ответственности родителей за образование ребенка. Классный руководитель оказывает помощь обучающемуся и его семье в решении возникших проблем.
- Если ученик в течение двух недель после профилактической работы не имел пропусков занятий по неуважительной причине, вносит предложение в Совет профилактики правонарушений обучающихся о снятии данного школьника с учета. Это решение принимается на основании анализа его поведения, успеваемости и принятия активного участия в образовательном процессе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
- Безотлагательно информирует полицию о факте непоявления ученика в школе, если не удалось установить местонахождение отсутствующего ребенка.
- Если ребенок покидает уроки во время образовательного процесса, немедленно начинает процедуру выяснения места его нахождения.
- Ежедневно отслеживает наличие отсутствующих учащихся в школе, ведет учет пропущенных занятий и передает статистическую информацию в отдел образования в соответствии с установленными требованиями.
- В процессе поиска убывшего из дома, но не прибывшего в школу ребенка, сотрудничает с родителями, полицией и другими учебными заведениями. При необходимости принимает оперативные меры, такие как проверка записей камер видеонаблюдения, обзвон родственников и знакомых. В случае обнаружения обучающегося возвращает его в школу и уведомляет об этом родителей и администрацию учебного заведения.
- Планирует и координирует работу педагогов, ответственных за контроль посещаемости и проведение работы с учениками, пропускающими занятия без уважительной причины и их родителями. Он обеспечивает контроль за правильностью ведения журналов учета посещаемости в школе и своевременное предоставление отчетности в отдел образования.
- Еженедельно подготавливает отчет о посещаемости учащихся школы за прошедшую неделю, включая статистическую информацию о пропусках занятий и причинах прогулов. Также проводит анализ деятельности педагогических работников, отвечающих за работу с учащимися, которые пропускают занятия без уважительной причины, и их родителями.
- Если обучающийся уходит из учебного заведения во время образовательного процесса и его местонахождение неизвестно, немедленно информирует директора школы о произошедшем и организует оперативные мероприятия с привлечением педагогических работников для установления местонахождения пропавшего ребенка.
- Осуществляет ведение журнала учета пропусков занятий учениками не по уважительной причине, включая даты и причины прогула. Контролирует состояние этого журнала.
- Представляет на рассмотрение педсовета вопросы о привлечении родителей (законных представителей) учеников, которые систематически пропускают школу без уважительной причины. Например, это может быть низкая посещаемость в школе в субботу. В случае необходимости он также обращается к органам профилактики для воздействия на родителей и мотивации их на исполнение ими родительских обязанностей.
- Составляет полный пакет необходимой документации и информации по ученикам и родителям (законным представителям) обучающихся, систематически пропускающих занятия по неуважительной причине, и направляет его в вышестоящие органы профилактики в соответствии с установленной процедурой.
Причины прогулов
Перед принятием мер по борьбе с прогулами необходимо выяснить их причины. Часто пропуски занятий обусловлены как внешними, так и внутренними факторами.
- Отсутствие интереса к учебному материалу. Ребенок может чувствовать, что знает программу занятий наперед и не видит смысла посещать уроки. С другой стороны, он может столкнуться с нагрузкой, которая ему покажется чрезмерной, и он боится не справиться с ней.
- Если ребенок не посещает какой-то конкретный урок, то, возможно, он недостаточно хорошо понимает именно этот предмет и боится быть осмеянным одноклассниками. Также не исключено, что у него конфликт с преподавателем этого предмета.
- Если у ребёнка слишком много уроков и дополнительных занятий, он может начать пропускать те предметы, которые ему кажутся менее важными. Это может быть связано с тем, что он чувствует себя перегруженным и уставшим и не может справляться со всеми уроками одинаково хорошо.
- Буллинг или издевательства со стороны одноклассников могут стать причиной прогулов учебы у некоторых школьников. Дети могут чувствовать себя неспособными защитить себя и свои интересы в школьной среде, что вызывает стресс и тревогу. Они могут начать пропускать занятия, чтобы избежать издевательств, которые приводят к плохому настроению и негативным эмоциям.
- Некоторые социальные проблемы, например, напряженные отношения между родителями. Ребенок может начать пропускать школу, потому что ему трудно сосредоточиться на занятиях из-за тревожной обстановки дома. А иногда он намеренно не идет на учебу, чтобы стать «отвлекающим маневром» для родительских ссор.
- Подростковый кризис – еще одна причина прогулов. Одни, прогуливая школу, желают таким образом обратить на себя внимание. В отношении других это может означать связи с дурной компанией и кардинальную смену интересов.
Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин
Решительные действия по предотвращению прогулов в школе необходимы для обеспечения обязательного получения среднего образования несовершеннолетними в соответствии с законодательством. Никакой случай пропуска занятий не может быть оставлен без внимания, будь то прогул одного урока или целого дня. Школьников, допускающих непосещение учебного заведения, следует тщательно контролировать и предпринимать все возможные меры для устранения причин и условий, которые могут привести к такому поведению.
Необходимо помнить, что если не реагировать на прогулы учеников, то они могут почувствовать себя безнаказанными и продолжать вести себя таким образом. В конечном счете это приведет к тому, что они станут заядлыми прогульщиками. Они связываются с плохими компаниями, начинают проводить время на улицах, в игровых залах или в других местах, где могут попасть в неблагоприятную обстановку и стать жертвами преступного мира.
Стоит сказать, что кроме контроля за успеваемостью, необходимо также выявлять и решать проблемы, которые могут приводить к пропускам занятий и оказывать всевозможное содействие и поддержку ученикам, чтобы они могли вернуться на путь обучения и развития.
Кроме того, учащийся может испытывать чувство беспомощности и неуверенности из-за плохой успеваемости. Это может привести к тому, что он начнет избегать занятий. В такой ситуации необходимо обратить внимание на ребенка и помочь ему заполнить пробелы в знаниях, дать дополнительные задания и объяснить учебный материал более доступным языком. Важно помнить, что поддержка со стороны педагогов и родителей может существенно помочь обучающимся преодолеть трудности и сохранить интерес к учебе.
Для предотвращения прогулов необходимо создать благоприятную обстановку в классе. Классный коллектив должен быть сплоченным и дружным, каждый ученик должен чувствовать себя частью команды. Педагоги должны стараться создать интересные и разнообразные занятия, подстегивать учеников на новые успехи, а не только критиковать за ошибки.
Важно вовлекать учащихся в общественную жизнь школы, например, организовывать культурно-массовые мероприятия, кружковую работу, спортивные соревнования, театрализованные постановки, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными в жизни школы, были заинтересованы в её посещении, развивали в себе законопослушное поведение.
Работа с конфликтами и проблемами в семье является очень важной составляющей в предотвращении прогулов занятий. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и проводить работу с учетом конкретной ситуации. Одновременное привлечение родителей и детей, использование опыта специалистов в данной области и работа школьного психолога могут помочь разрешить конфликты, укрепить взаимоотношения и создать благоприятную атмосферу для учебы и развития ребенка.
Работа с семьями, которые находятся в социально-опасном положении, должна быть комплексной и включать в себя участие различных специалистов и организаций. Взаимодействие с КДН и ЗП, ОДН УВД, органами опеки и попечительства, а также с родительской общественностью может помочь в выявлении и решении проблем в семье, а также предотвращении прогулов школьных занятий. Специалисты-психологи ЦПМСС также могут быть полезными в оказании поддержки и помощи ребенку и его семье в случае конфликтных ситуаций.
При этом даже самый ответственный подход к работе с пропусками по неуважительной причине в запущенных случаях может не дать желаемого результата. Именно раннее выявление и предупреждение прогулов является важным шагом в предотвращении проблем в образовательном процессе.
Если ученик не посещает занятия, он упускает возможность получить не только знания, но и навыки, которые необходимы ему для успешной жизни. Кроме того, регулярные прогулы могут привести к падению успеваемости, ухудшению отношений со сверстниками и учителями, а также повышению вероятности попадания в социально-опасную среду. Поэтому важно реагировать на пропуски занятий в самом начале и принимать меры для предотвращения их повторения.
Каждый ученик, чьи данные хранятся в школьном банке данных, проходит индивидуальную профилактическую работу. Эта работа направлена на предотвращение возможных пропусков уроков или на уменьшение вероятности их возникновения в целом:
- постоянный контроль и учет посещаемости обучающихся, проведение ежедневного мониторинга;
- забота школьной социально-психологической службы о проведении индивидуальной и групповой работы с учениками и их родителями с целью выявления и устранения причин, вызывающих пропуски учебных занятий;
- заполнение критических пробелов в познаниях учащихся и проведение индивидуальной работы с теми, кто испытывает трудности в освоении учебной программы;
- оперативное и надлежащее информирование органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также соответствующих учреждений о детях, систематически пропускающих школу без уважительной причины;
- профилактическая работа с родителями, уклоняющимися от исполнения своих обязанностей по организации должного образовательного процесса для детей или препятствующих обучению.
В целом, успешная борьба с прогулами занятий в школе требует комплексного подхода и взаимодействия родителей, педагогов и учащихся. Важно думать в первую очередь не о том, какая посещаемость должна быть в школе, а создать условия для учеников, чтобы они могли успешно учиться, развиваться и достигать новых высот в своей жизни.
Многие школьники находятся в иллюзии своей взрослости и самостоятельности, не осознавая, что им еще далеко до зрелости и опыта, необходимых для принятия верных решений. Необходимо воспитывать в детях правильное отношение к учебе, помочь им понять, что это не просто времяпрепровождение, а важнейшее занятие, которому стоит уделять особое внимание.
При этом ответственность за воспитание и обучение детей лежит на плечах не только учителей, но и родителей. Помогите ребенку выбрать правильный путь и научите его справляться с жизненными трудностями, используя доступные вам средства, включая самое эффективное – собственный личный пример.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: