Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Проблемы подростков
Главная > Блог > Физические, психологические и поведенческие проблемы подросткового возраста
21.02.2023
6561
Время чтения: 16 минут

Физические, психологические и поведенческие проблемы подросткового возраста

Какие? Проблемы подросткового возраста известны всем взрослым не понаслышке, ведь все через них проходили. Изменения во внешности, характере и поведении обусловлены физиологическими и гормональными переменами в организме. В результате подросток становится неуклюжим, замкнутым и неуверенным или, наоборот, агрессивным и эпатажным.

Почему важно знать о них? Взрослым нужно правильно выстраивать отношения с подростками, чтобы уберечь их от проблем и последствий импульсивных действий. Дети не всегда понимают, что за изменения с ними происходят, поэтому родителям и учителям важно вовремя оказать поддержку и найти верные слова.

Оглавление:
  1. Особенности подросткового возраста
  2. Распространённые проблемы подросткового возраста
  3. Девиантное поведение
  4. Неуспеваемость
  5. Буллинг
  6. Способы решения психологических проблем подростков
  7. Советы педагогам по выстраиванию отношений с подростками
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это переходный период, в ходе которого происходят физические изменения, которые связаны с половым созреванием и началом взрослой жизни. Данный процесс является сложным для самого ребенка и всех окружающих его людей. Ученые так считают, потому что у детей возникают ранее им незнакомые психологические, физиологические и социальные ситуации. Из-за того, что подростки не знают, как себя вести, появляются первые проблемы подросткового возраста.

Переходный период начинается примерно с 11 лет и может продолжаться до 18. Прежде всего перестройка организма связана с половым созреванием, которое сопровождается быстрым физиологическим и психологическим развитием, а также изменением характера и восприятия мира.

В этот период тело начинает интенсивно расти, возрастает сила мышц. Улучшается контроль над эмоциями. Однако процессы возбуждения еще преобладают. В связи со стремительными изменениями подростки часто испытывают чувства усталости, что проявляется в эмоциональной неустойчивости и импульсивности.

Одной из проблем подросткового возраста является ощущение чувства взрослости, которое еще не подкреплено достаточным развитием организма. Поэтому подростки все так же нуждаются во внимании, веселых играх, беззаботном и ласковом общении.

Помимо того, что подросток ощущает себя взрослым, в этом возрасте активно происходит нравственное и социальное формирование личности. Появляется высокая чувствительность к критике другими людьми. Подростки находятся в процессе формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Очень часто они самонадеянны и категоричны по отношению к окружающим. Как итог, ранее значимые взрослые в жизни ребенка теряют свою позицию.

Особенности подросткового возраста

Одной из психологических проблем подросткового возраста является противоречивое поведение. Застенчивость может быстро сменится развязностью, а показная независимость – ранимостью. Поэтому подростки бурно реагируют на оценку окружающих, которая относится не только к ним, но и к их близким и дорогим людям.

При несовпадении взглядов, например, с родителями подростки чувствуют бессилие, при этом их охватывает ярость и обида. Обычно на грубость они отвечают грубостью, на злорадство – злорадством. При этом, если у родителей случится какое-то несчастье, сочувствия от ребенка ждать не стоит. Также при наличии серьёзных конфликтов подросток может убежать из дома, попасть в «плохую» компанию, начать курить и пить алкоголь.

Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст – самый неустойчивый и изменчивый период, в ходе которого происходит становление личности. Человек никогда больше не бывает настолько самокритичен и уязвим к оценке окружающих. Из-за несоответствия собственным и общественным идеалам могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

Это может произойти из-за диктатуры и гиперопеки родителей, отсутствия доверия и уважения к ребенку, конфликтов и неприятии среди сверстников, при противоречии взглядов с учителями. Все это приводит к нарушениям в поведении, которые достаточно тяжело исправить.

Распространённые проблемы подросткового возраста

  • Физиологические

Одной из основных проблем подросткового возраста является неудовлетворенность своей внешностью. В этот период происходит бурный рост, развитие половых желез, появляются вторичные половые признаки у мальчиков и девочек. При этом изменяется строение тела и внутренних органов.

Важной особенностью этого периода может быть несоответствие календарного и биологического возраста. Это происходит из-за различий в темпах созревания у разных детей. Данное несоответствие может привести к психологическим и физическим проблемам.

Из-за быстрого обмена веществ подростку довольно сложно набрать вес. А в связи со стремительным ростом он может выглядеть очень худым и угловатым. Однако бывает так, что ребенок, наоборот, набирает лишний вес из-за увеличения мышечной массы.

У многих подростков часто проявляется акне – наиболее распространенное заболевание этого возраста, которое обязательно требует лечения, так как сильно влияет на самооценку.

  • Эмоциональные

Изменения гормонального фона также влияют и на эмоциональное состояние подростка. Пубертатный период характеризуется повышенной эмоциональностью, которая проявляется в легкой возбудимости, перепадами настроения, ранимости, чувстве неуверенности. Частая смена настроения характерна и для мальчиков, и для девочек. Все это происходит из-за того, что процессы торможения еще ослаблены.

  • Поведенческие

Постоянные эмоциональные качели могут привести к нарушениям в поведении, которые могут быть опасны не только для самого подростка, но и окружающих его людей.

В пубертатном периоде происходит активный переход от ребенка к взрослому. Подросток имеет свою активную жизненную позицию, однако у него нет достаточного жизненного опыта для принятия правильного решения. Поэтому особенностью подросткового возраста будет являться протестное поведение, совершение необдуманных поступков. В связи с этим родителям бывает сложно найти общий язык с ребенком во избежание возникновения различных проблем.

Часто бунтарство проявляется во внешнем виде подростка: его цвете волос, прическе, стиле одежды, украшениях. Чаще всего старшее поколение такой способ самовыражения осуждает.

Нередко подростки хотят попробовать то, что им запрещено в силу детского возраста: алкоголь, сигареты, наркотики. Причиной могут послужить проблемы в семье или давление со стороны друзей.

В подростковом возрасте дети нередко начинают лгать. Это происходит по разным причинам: во избежание наказания, для освобождения от родительской опеки, чтобы не ранить чувства других или отстоять свою индивидуальность.

Распространённые проблемы подросткового возраста

  • Употребление психоактивных веществ

Так как подростки очень восприимчивы к чужому мнению, их легко сбить с правильного пути. Одной из самых серьезных проблем детей подросткового возраста является употребление психоактивных веществ, которые входят в состав табака, кофеина, алкоголя, наркотиков.

Чаще всего подростки пробуют алкоголь или сигареты под влиянием своих сверстников. Однако невероятные ощущения риска и запретного плода могут быстро стать зависимостью.

Негативным примером для подражания может стать и взрослый человек из семьи, если он курит или пьет дома. Также если у подростка есть доступ к сигаретам или алкоголю, то, скорее всего, он их попробует.

  • Образовательные проблемы

Организация учебной деятельности подростка может быть довольно проблематичной. По мнению американского врача Теодора Кремера, специализирующегося на проблемах подросткового возраста, обучение отходит на второй план, так как дети заняты становлением своей личности. Во время пубертатного периода подростки борются за свою независимость, поэтому любой контроль со стороны родителей вызывает у них негативные эмоции.

Тем не менее подростковый период охватывает возраст, который очень важен для будущей жизни ребенка. Его ожидают выпускные экзамены, поступление в техникум или университет, большая урочная и внеурочная деятельность, а также большой объем домашних заданий. Все это приводит к стрессу, постоянной усталости и негативно отражается на успеваемости ребенка.

Образовательные проблемы

  • Проблемы со здоровьем

Дети подросткового возраста могут столкнуться с проблемами со здоровьем. Они могут часто испытывать стресс и подавленное состояние. Интенсивное обучение забирает много сил и времени. Часто ребенок не имеет возможности поесть или выспаться.

Подростки с большой критикой относятся к своему внешнему виду. Поэтому очень часто девочки стараются не есть лишнего, чтобы не появился избыточный вес. Из-за нехватки нужных организму витаминов и минералов могут появиться пищевые расстройства.

С другой стороны, многие подростки любят есть еду быстрого приготовления, пьют большое количество газированных напитков, проводят много времени за компьютером или телефоном. Данные привычки могут способствовать развитию ожирения.

  • Психологические проблемы

Подростковый возраст является началом возникновения многих психологических проблем. Именно в этот период человек испытывает глубокое чувство депрессии, которое может привести к летальному исходу. Проявиться оно может в излишней привередливости, полном отказе от еды или сна. Если вы заметили подобное у своего ребенка, немедленно проконсультируйтесь со специалистами.

Чаще всего подростки могут испытывать тревожность и эмоциональную нестабильность. Также могут проявляться такие расстройства психического здоровья, как паника и постоянный страх.

Исследования показывают, что девочки более склонны к депрессии, чем мальчики.

Еще одна распространенная психологическая проблема – недовольство собой: внешностью, ростом, фигурой, а также уровнем интеллекта и отсутствием успехов в учебе. При этом у подростка формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себя и свои силы.

Жизнь в постоянном стрессе приводит к росту тревожности, а быстрая смена настроения – к различным нарушениям в поведении. Нарушения пищевого поведения также рассматриваются в психологии, так как именно недовольство внешностью и желание ее изменить ведет к пересмотру рациона питания.

Социальные проблемы подросткового возраста

  • Социальные проблемы подросткового возраста

Пубертатный период является временем, когда подростков начинает тянуть к противоположному полу. Причем девушки довольно романтичны и пытаются найти спутника на всю жизнь, юноши находятся в поиске сексуального опыта. В связи с недостаточным количеством знаний в этой сфере, подростки чувствуют себя непривычно.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми становится ключевым направлением в этом возрасте. Неудачи приводят к дискомфорту и депрессии.

  • Сексуальное здоровье – незапланированная беременность и ИППП

Пубертатный период – это время возникновения новых чувств и знакомства со своим телом. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Поэтому подростки активно интересуются противоположным полом, находят свою первую любовь, впервые целуются.

Из-за полного погружения в отношения и отсутствии полового воспитания подростки нередко слишком рано начинают вести интимную жизнь, что может привести к незапланированной беременности.

Беременность может стать серьезной проблемой подросткового возраста для девочки, так как из-за этого кардинально меняется жизнь.

Также может быть опасно для здоровья вести незащищенную половую жизнь. Это может привести к различным венерическим заболеваниям.

  • Зависимость от киберпространства

Современную жизнь невозможно представить без смартфонов и интернета. Люди стали больше общаться в различных социальных сетях.

Из всех возрастных категорий подростки более зависимы от интернета. Если посмотреть, чем занимается ребенок в течение дня, можно увидеть, что он не расстается с телефоном: постоянно что-то пишет, снимает или просматривает видео, читает какой-то контент в социальных сетях. Чаще всего активность в интернете ведет к отсутствию активной общественной жизни. Такие подростки чаще всего сидят дома и мало с кем общаются вживую.

Постоянное времяпровождение в интернете приводит к малоподвижному образу жизни. Помимо этого, может снизиться успеваемость в школе.

Зависимость от киберпространства

  • Агрессия

Агрессия чаще всего становится проблемой подросткового возраста у мальчиков. Проявляется она в том, что ребята начинают задираться, драться и даже запугивать более слабых сверстников.

Хуже всего то, что подростки легко поддаются влиянию со стороны сверстников. В результате ребенок может завести сомнительных друзей и быть причастным в совершении различных противоправных действий.

Девиантное поведение

Под девиантным понимается поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам. Поведенческие нарушения говорят о психологических проблемах, а также могут являться проявлением психических заболеваний. В данной ситуации требуется помощь психиатра.

Понятие «девиантности» появилось в науке в начале XX века. В то время нарушения в поведении связывали с быстро меняющимися устоями общества. В основном, отклоняющимся от норм поведением считалось – курение, выпивка спиртного, употребление наркотиков.

В современном мире выделяют 3 основных вида девиантного поведения:

  • аддиктивный (употребление химических веществ для того, чтобы сбежать от реальности);
  • делинквентный (насильственные действия по отношению к окружающим, грабеж, воровство);
  • психопатологический (наличие психических нарушений, при которых появляется депрессия, вспышки раздражительности, апатия).

Девиантное поведение

Медики каждое поведенческое нарушение относят к отдельному психическому заболеванию. В Международной классификации болезней психические расстройства и расстройства поведения описываются под шифром F91.

Со стороны социологии девиантным поведением считается такое, при котором возникают проблемы с возможностью реализации личности в подростковом возрасте, а также имеется опасность для жизни ребенка. В психологии поведенческие расстройства понимаются как нанесение вреда окружающим, нравственным нормам и законам.

Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков в возрасте 14-18 лет.

Неуспеваемость

В подростковом возрасте нередко наблюдаются проблемы в школе не только из-за межличностных отношений со сверстниками и учителями, но и из-за успеваемости. В пубертатный период ребенок часто прямолинейно высказывает свою точку зрения, из-за чего могут происходить конфликты с родителями и сверстниками.

Из-за большого количества проблем и конфликтов подросток теряет интерес к учебе, он перестает готовиться к урокам, успеваемость снижается. В результате между ребенком и его родителями появляется еще больше разногласий.

Называют следующие причины снижения познавательной активности и успеваемости:

  1. Отсутствие желания учиться, непонимание значимости обучения.
  2. Уменьшение помощи родителей, ослабление родительского контроля.
  3. Занижение собственных возможностей и способностей.
  4. Неумение учиться и преодолевать трудности.
  5. Особенности внимания, памяти, узость кругозора.
  6. Общая слабость здоровья.
  7. Неблагополучные условия жизни.
  8. Недостатки преподавания.

На самом деле, дети подросткового возраста совершенно по-разному относятся к учебе. Одни сильно замотивированы и стараются хорошо учиться, другим совершенно безразлично на их уровень знаний. Есть подростки, которые определяют для себя одну основную сферу деятельности и пытаются добиться успеха в ней.

Задача родителей – с раннего возраста прививать чувство ответственности своим детям, рассказывать им о важности обучения и том, что в будущем именно их знания помогут им реализовать свой потенциал и добиться успеха.

Буллинг

На данный момент одной из самых актуальных проблем подросткового возраста является буллинг (от англ. bullying – запугивание). Под буллингом понимают агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого или группы лиц, чаще всего встречается в детском коллективе.

Буллинг выделяется в отдельную форму агрессии, так как это систематическое, регулярно повторяющееся психологическое насилие, травля в отношении одного школьника, который не может себя защитить. Выделяют следующие формы запугивания:

  • физическая (толкание, побои);
  • поведенческая (игнорирование, изоляция, бойкот);
  • вербальная (оскорбления, сплетни, насмешки);
  • кибербуллинг (травля через социальные сети).

Буллинг

Возникновение буллинга в коллективе является проблемой для всех. Если группа детей травит одного школьника, то завтра они также могут переключиться уже на другого. Чаще всего буллинг начинается одним подростком, но очень скоро к нему присоединяются другие члены коллектива: одни активно действуют, другие молча наблюдают.

Негативные последствия буллинга отразятся как на жертве, так и на агрессорах. Прежде всего, ребенок, оказавшийся в роли жертвы, получит огромное количество психологических проблем, которые, скорее всего, скажутся на его будущем: расстройства психики, сложности во взаимоотношениях, боязнь выйти из тени, отказ от самореализации, склонность к депрессиям, тревогам, частым заболеваниям.

При долгосрочном буллинге подросток-жертва испытывает постоянный стресс, который перерастает в отчаяние и безнадежность. Все это может привести к мыслям о самоубийстве.

Агрессор меньше страдает от последствий травли, однако и у него могут проявиться неприятные последствия в будущем: низкий социальный статус, трудности в общении, проблемы во взаимоотношениях, террор в семье.

Актуальность проблемы буллинга в подростковом возрасте остается неизменной. К сожалению, ни один ребенок не может быть застрахован от травли, так как объектом может стать любой школьник. Буллинг опасен и ведет к травмам психики, негативно влияет на дальнейшую судьбу как жертвы, так и агрессора. Поэтому главной задачей взрослых – родителей и педагогов – является немедленное вмешательство в конфликт, четкое объяснение с негативной оценкой любой формы буллинга любого ребенка.

Способы решения психологических проблем подростков

Раннее мы описали основные проблемы подросткового возраста. Рассмотрим подробнее пути их решения:

  • Половое воспитание подростков.

Лучшим вариантом просвещения в этом вопросе станет беседа с родителями, в ходе которой необходимо рассказать о самой сути отношений мужчины и женщины. Во время разговора важно обсудить основные методы контрацепции не только от заболеваний, но и нежелательной беременности, результаты ранних сексуальных контактов.

Для установления контакта с ребенком должен произойти разговор по душам: не стоит читать мораль, выставлять половую жизнь только в негативном свете. Если у ребенка появятся вопросы, ответьте на них честно, объясните все, что ему непонятно. Тогда у подростка сложится цельная картина и ему не придется искать информацию среди ровесников или в интернете, где информация может быть искажена.

Способы решения психологических проблем подростков

  • Если у ребенка наблюдаются поведенческие расстройства, в первую очередь, родители должны постараться восстановить с ним близкую связь.

Это нужно для того, чтобы понять причины его поступков, а также найти более здоровый способ для контроля его гнева. Например, помогите ему выбрать какие-либо занятия спортом или творчеством. Если вы понимаете, что не можете помочь своему ребенку самостоятельно, проконсультируйтесь у психолога, психотерапевта или другого врача.

  • Для того чтобы ребенок не завел сомнительные знакомства и вел себя согласно общепринятым нормам правопорядка, родителям необходимо постоянно поддерживать с ним контакт, не отталкивать его.

Так как несмотря на то, что подросток выглядит как взрослый, он все так же нуждается в вашей любви и заботе. Вместе с тем, родителям необходимо мягко контролировать поведение ребенка, четко установив границы, правила и наказание за их нарушения.

  • Во время подросткового кризиса нередко одной из проблем становится депрессивное состояние ребенка.

Конечно, подросток сам по себе может быть меланхоличен. Однако, если у него заниженная самооценка, он постоянно недоволен собой, грустит, склонен к апатии, перестал общаться с друзьями, родителям важно вовремя помочь ребенку понять причины и найти пути решения возникших проблем. Также можно воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.

Советы педагогам по выстраиванию отношений с подростками

1. Учащиеся — в центре внимания

Во время подросткового возраста взрослые, в том числе и учителя, часто теряют свой авторитет. Многие подростки не понимают для чего им нужен тот или иной предмет, а некоторые и вовсе перестают учиться. Поэтому при преподавании задачей учителя является сделать так, чтобы ученик был заинтересован в предмете, понимал, что получаемые знания пригодятся ему в будущем. Роль подростка на уроке должна быть центральной, а не пассивного наблюдающего за процессом. Учитель же должен быть советником, помогающим ученикам добыть нужные знания.

2. Практическая польза знаний

Одной из первых проблем потери интереса к учебе в подростковом возрасте является непонимание практической пользы полученных знаний. Очень часто учителя говорят ученикам о предстоящих экзаменах, необходимости поступления в колледж или вуз. Однако большинство подростков еще не осознают всей важности и серьезности предстоящих событий. Поэтому учителю необходимо суметь правильно замотивировать учеников, показав им, что знания необходимы для успешной самореализации в обществе.

3. Время — главная ценность

В современном мире мы живем в постоянной спешке. Сегодняшние подростки имеют огромную нагрузку: уроки, дополнительные занятия, подготовка к экзаменам. Все это отнимает большое количество времени и сил. Задача педагогов и родителей – помочь детям распределить нагрузку, правильно расставив приоритеты. В противном случае, ребенок будет постоянно испытывать чувство усталости, мотивация снизится, интерес к учебе пропадет.

4. Жесткие рамки

Для подростка очень важны рамки в выполнении каких-либо задач. При выполнении определённой работы, например, проекта, он должен четко понимать, что и каким образом ему нужно сделать, а также знать точные сроки для предоставления результата. Учителю необходимо давать четкие инструкции. А при подведении итогов учить подростков самостоятельно делать выводы о полученных результатах. Только так подростки смогут правильно оценить свою работу, качество ее выполнения, а также увидеть, что у них получилось, а что требует доработки.

Такой подход в обучении лучше помогает детям усваивать и закреплять информацию. Наличие постоянного доступа в интернет привело к тому, что человек в любой момент может найти необходимые сведения. Поэтому современные дети не стараются удержать в памяти большое количество информации, а запоминают только то, что им действительно нужно.

5. Главное — результат

Из-за большого количества информации, которую ребенок получает каждый день, подростки должны уметь быстро ее перерабатывать, находить и запоминать важную, которая имеет для них определенную ценность. С одной стороны, такой подход хорош тем, что ученики умеют быстро обрабатывать нужные сведения для получения результата. С другой стороны, часто их обучение сводится к механическим действиям, а после достижения желаемого полученные знания становятся ненужными и быстро забываются.

6. Диалог

Проблема общения в подростковом возрасте выходит на первый план. Для учителя важно поддерживать дружескую атмосферу в классе, стараться уделять внимание каждому ученику. Ведь именно в этом возрасте дети как никогда желают быть услышанными и понятыми.

Советы педагогам

7. Визуализация

В век современных технологий у учителя есть невероятные возможности демонстрации материала. При наличии хорошего оборудования обязательно нужно включать в уроки аудио-, видеоролики, презентации. Также сейчас существуют онлайн-лаборатории, 3-д карты, виртуальное посещение музеев и т.д. Использование информационных технологий на уроке мотивирует учащихся, повышает их интерес к предмету, позволяет лучше усваивать информацию.

8. Устная речь

Хорошее владение устной речью важно для самореализации ученика, его будущей карьеры. В связи с тем, что подростки проводят много времени в мессенджерах, в основном общаясь на интернет-сленге, многие не умеют рассуждать, четко донести свою мысль до окружающих. Поэтому на уроках важно учить детей общаться, делать выводы, делиться мыслями о прочитанном. Педагогу, чтобы организовать такой вид деятельности, можно использовать следующие методические приемы: беседы, дебаты, брэйнсторминг, дискуссии, составление рассказов и т.д.

9. Обратная связь

Любое обучение невозможно без обратной связи, так как именно она дает понять, насколько точно был изучен материал. Конечно, с большим количеством учеников разбирать работу каждого ребенка сложно. Однако на данный момент есть много сайтов с автоматической проверкой, где ученики могут самостоятельно увидеть процент выполнения заданий. Использование таких интернет-ресурсов поможет учителю оставить больше времени на разбор творческих ответов.

10. Награды

Для любого человека важно, чтобы его труд был замечен и оценен. Поэтому каждый, не только подросток, но и взрослый, радуется при получении какой-либо награды: поощрению, грамоте, благодарности, медали или сертификату. Это позволяет ребенку понять, что приложенные усилия были не напрасны, и дают ему желание расти дальше.

11. Мудрое руководство

В советское время авторитет учителя был непреклонен. Это были мудрые люди, обладающие ценной информацией. На данный момент существует огромное количество разных ресурсов, где любой может найти все, что ему нужно. Да и не обязаны учителя все знать, ведь мир и знания меняются с огромной скоростью.

Учителю, наоборот, нужно показать, что он такой же человек и также может ошибаться. Главное, уметь находить выход. Тогда и ученики будут ценить честность преподавателя, уважать его и не бояться совершать ошибки, что поможет им раскрыться и реализовать свой потенциал.

Мудрое руководство

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов, который необходимо пройти и подростку, и его родителям. Ребенок проходит огромный и трудный путь взросления. И ему нужна поддержка со стороны родителей и учителей. Несмотря на все трудности, подростковый возраст прекрасен. В это время ребенок делает важные открытия, стремится ко всему новому, впервые влюбляется.

Чтобы помочь преодолеть этот путь спокойно, поддерживайте детей, будьте открыты к общению, позволяйте им самовыражаться. Подросток должен понимать, что даже если он бывает не прав, его все также любят и ценят.
Материал основан на следующих источниках:

  1. Портал учителя РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
  5. Воспитатели России
  6. ФГОС
  7. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw