Произвольное внимание у дошкольников и школьников
Сохранить статью:
Что это? Произвольное внимание – волевое усилие самого человека. Его активный характер обусловлен поставленной целью, благодаря чему такое умение концентрироваться позволяет достигать успеха.
Как вызвать? Очевидно, что такой вид внимания интенсивно используется в образовательном процессе. Однако далеко не всегда возможно добиться концентрации на поставленной цели. Какие методы помогают педагогу поддерживать произвольное внимание?
Особенности и виды произвольного внимания
На основании того, какую роль играет воля в ходе запоминания, в психологии выделяются три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
- Непроизвольное внимание проявляется без осознанного намерения и контроля со стороны человека.
- Произвольное внимание в психологии – это постановка цели и сознательное желание запомнить.
- Послепроизвольное внимание возникает как результат произвольного, которое с течением времени приобретает характер привычного и автоматического. В этом случае, хотя постановка цели запомнить сохраняется, волевые усилия уже не требуются. Человек неосознанно напрягает свою волю, поскольку процесс становится интуитивным и естественным благодаря его повторению и практике.
Одним из важных свойств произвольного внимания выступает предъявление себе конкретной задачи и разработка стратегии для ее выполнения. Это умение не дано с рождения. Ему необходимо обучаться. Благодаря этому мы не испытываем неприятные ощущения, связанные с необходимостью сосредоточиться на конкретном объекте.
Проявление произвольного внимания свидетельствует о наличии у человека воли и соответствующих качеств. Оно также выполняет главную цель – регулирование потока психических процессов, помогает в поиске уже известной нам информации, выделению важного и так далее.
Произвольное внимание включает активацию лобных отделов больших полушарий коры головного мозга, которые способны контролировать поведение и действия человека. Особенностью данного вида можно назвать поступление стимула от вторичной сигнальной системы.
Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий в форме мысли или внутреннего указания, становится доминирующим, активируются верхние уровни мозгового ствола, ретикулярной формации и гипоталамуса. Это происходит под влиянием словесных стимулов. Данная форма внимания выступает отличительной особенностью человека.
Его проявление также связано с осознанным приложением волевых усилий. Это особенно полезно при работе с новым и незнакомым материалом, в случае возникновения трудностей в деятельности, при снижении познавательного интереса к теме или наличии различных отвлекающих факторов.
Произвольное внимание можно определить как высшую психическую функцию, которая имеет отличительные особенности. Вот некоторые из них: оно является опосредованным и осознанным, то есть происходит с участием мышления и имеет разумный характер, обладает произвольностью, то есть его направление и управление происходит контролируемо и волевым усилием.
Важно отметить, что способность к такой концентрации возникает в процессе эволюции развития общества и формируется в течение жизни человека. Оно проходит определенные фазы в онтогенезе и зависит от включенности ребенка в процесс обучения, а также от усвоения определенных образцов организации внимания.
Существует несколько различных видов, каждый из которых обладает своими уникальными особенностями. Ниже представлены характеристики разных типов произвольного внимания:
- Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
- Выжидательное необходимо в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
- Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
Кроме того, существует такой вид, как спонтанное внимание, особенностью которого выступает появление трудностей в начале деятельности.
Как развивается произвольное внимание ребенка
Умение проявлять произвольное внимание у ребенка связано с его возможностью активно контролировать и регулировать течение психических процессов. Результатом его первых признаков выступает способность перевести взгляд на определенный предмет.
В два-три года проявляется простейшая форма такого вида внимания. Далее по мере взросления ребенок адаптируется к восприятию более сложных инструкций и их выполнению. В возрасте шести лет он может самостоятельно выбирать объект своей концентрации. По мере взросления происходит развитие воли.
Очень важно не упускать такой фактор, как возрастные возможности ребенка, которые ограничивают его способность сосредоточиться на заданиях в течение длительного времени. Некомпетентность родителей выражается в том, что они слишком много ждут от малыша.
Психологи утверждают, что причина, по которой ребенок переключается между видами деятельности, не связана с отсутствием внимательности. Разница между концентрацией на игре в полгода и в шесть лет составляет весомый промежуток времени.
Процесс развития способности концентрировать произвольное внимание ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Исследования показывают, что в среднем в три года ребенок не способен удерживать концентрацию больше двух-трех минут, при том что в шестилетнем возрасте это время возрастает до восьми–десяти минут.
Исходя из этого, при занятиях с дошкольниками, следует использовать чередующиеся и короткие упражнения, которые будут перезапускать произвольное внимание и увеличивать интерес к процессу обучения. Все эти действия помогут вовлечь ребенка и запустить послепроизвольный тип концентрации, что даст возможность удлинить время занятий.
Около шести лет формируются произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте ребенок благодаря волевым качествам способен совершить выбор в пользу выполнения необходимой задачи, даже если у него есть желание заняться чем-то более интересным. В третьем классе формируется способность концентрироваться до 40 минут без отвлечения.
на наши новости
500 000 пользователей!
Факторы развития произвольного внимания детей
Для того чтобы старшие дошкольники развивали такой вид внимания, необходимо учитывать определенный ряд факторов. Некоторые из них включают в себя:
- Группировка воспринимаемых объектов. Представление объектов или заданий в группах или категориях помогает ребенку лучше ориентироваться и сосредоточить внимание на каждой области по очереди.
- Четкое построение начала и конца игры, наличие атрибутов. Установление четких правил и структуры игры с определенным стартом и финишем, а также использование реквизита помогает ребенку ориентироваться в задаче и удерживать внимание на процессе.
- Логически последовательные и понятные указания взрослого. Доступные комментарии помогают ребенку понять, что от него требуется и как правильно выполнить задание, что способствует более эффективному сосредоточению.
- Чередование разных видов деятельности с использованием анализаторов. Предоставление разнообразных заданий, которые включают применение тех или иных анализаторов (слухового, тактильного, зрительного и т. д.), помогает ребенку оставаться заинтересованным и поддерживать активность внимания.
- Дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Важно учитывать возрастные и личностные нюансы каждого ребенка и предоставлять задания и активности, соответствующие его способностям и уровню развития, чтобы обеспечить оптимальную нагрузку и поддерживать концентрацию.
Учет этих факторов в работе способствует формированию произвольного внимания малыша дошкольного возраста и развитию его эффективности.
Игры для успешного формирования произвольного внимания у дошкольников
Чтобы развить произвольное внимание, следует использовать различные задания.
Игра «Следи за другими»
Подходит для большого детского коллектива. Ведущий просит детей двигаться друг за другом. Когда он скажет «стоп», все должны остановиться, затопать ногами и повернуться на 180 градусов. Если кто-то допустит ошибку, то выбывает из игры.
Игра «Коршун»
Представляет собой следующий сценарий: один ребенок садится на стул, выступая в роли коршуна. Ведущий произносит слово «ночь», в это время коршун закрывает глаза и ждет. Остальные дети могут прыгать или бегать. Когда звучит команда «день», все игроки должны замереть. Участник, который не услышал слово и продолжает выполнять непроизвольные действия, выбывает. Он становится новым коршуном, и игра продолжается.
«Поймай момент»
Имеет следующий формат: ведущий демонстрирует различные движения перед детьми. Участники должны повторять их только в том случае, если прозвучит команда «повтори». Если данное слово не произнесено, дети остаются неподвижными. Ребенок, который не проявляет внимания и повторяет движение без команды, выбывает из игры.
«Печатаем слово»
Каждому участнику выдаются большие буквы, сделанные из прочной бумаги. Ведущий игры пишет на доске слово (желательно знакомое, например, «парта», «ручка», «ложка», «стол»). Дети, у которых есть соответствующие буквы, хлопают в ладоши. Когда слово «собирается», все кричат: «Ура».
«Зоркие соседи»
В этой игре дети формируют круг. Водящий становится в середину и перемещается по нему, пытаясь «усыпить» внимание участников. Затем он внезапно останавливается рядом с одним из игроков и говорит: «Руки вверх». Тот, на кого указал водящий, остается неподвижным, а участники-соседи, стоящие рядом, должны поднять руки вверх. Если кто-то проявляет невнимательность, он выбывает из игры.
5 упражнений на развитие произвольного внимания школьников
Ниже перечень игр, которые можно использовать, чтобы развивать произвольное внимание у младших школьников
- Упражнение «Переверни слово». Ученикам предлагаются слова, в которых буквы стоят в неверном порядке. Например, «снаве» – «весна», «тапар» – «парта», «лакош» – «школа». Дети должны распознать слово и правильно его записать.
- Упражнение «Найди ошибки». Учитель пишет предложение на доске, намеренно делая ошибки, например, «Миша поше гулять с сабакой и не замети, как заблудился». Детям предлагается найти их и записать предложение правильно. В этом задании участвует весь класс.
- Упражнение «Найди другое слово». Учитель пишет на доске слова, в которых скрыто еще одно. Например, «укол» («кол»), «смех» («мех»), «вдруг» («друг»). Дети должны определить скрытые слова и записать их в тетради.
- Упражнение «Найди родственные слова». На доске записывается начальное слово, например, «ложка». Ученики должны найти как можно больше однокоренных к нему, например, «ложка – ложечка, положить, ложе, положение». Победителем становится тот, кто найдет максимальное число верных вариантов.
- Упражнение «Найди лишнее слово». Учитель пишет на доске слова, которые связаны по смыслу, например, «кошка», «лошадь», «корова» – все они относятся к домашним животным. В список необходимо добавить «щука», которая является рыбой. Ученики должны найти «неправильное» слово.
Произвольное внимание имеет определенные условия возникновения: среда, окружающие, наличие образовательной системы. В процессе обучения и воспитания развиваются волевые качества, стимулируется осознанное отношение к получению знаний, а также включается физическое и эстетическое воспитание.
Для эффективной организации занятий с дошкольниками играет важную роль педагогическое мастерство. Поэтому стоит отдавать предпочтение учителям, которые умеют очень легко и понятно объяснять необходимый материал, используя соответствующие инструменты, игры на произвольное внимание, например, выделение или закрашивание букв, поиск ошибок и так далее.
Новизна в обучении и кураторство со стороны взрослых помогут развить у детей навык самостоятельного управления концентрацией.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: