Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Можно ли задействовать непроизвольное внимание в образовательном процессе
Главная > Блог > Можно ли задействовать непроизвольное внимание в образовательном процессе
26.05.2023
754
Время чтения: 16 минут

Можно ли задействовать непроизвольное внимание в образовательном процессе

Что это? В отличие от произвольного, непроизвольное внимание не вызывается волевым усилием самого человека. Громкий звук, яркий свет… Все это может вызвать такой вид внимания. Но можно ли его задействовать в образовательном процессе?

Как использовать в обучении? Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса. Большое значение имеет содержание уроков.

Оглавление:
  1. Что такое внимание
  2. Как возникает непроизвольное внимание
  3. Виды непроизвольного внимания
  4. Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что такое внимание

Прежде, чем говорить о непроизвольном внимании человека, необходимо понять, что такое внимание в целом, как оно участвует в нашей жизни, а в частности – в психологии человека.

Определение гласит, что это состояние, при котором осуществляется концентрация сознательного или бессознательного на одной и той же информации, поступающей через органы чувств. Однако следует отметить, что при этом игнорируется любая другая информация.

непроизвольное внимание

Функция внимания имеет свои особенности, благодаря которым способности личности человека приобретают яркую характеристику.

Параметры внимания

  • Концентрация.

Понятие определяет, с какой силой происходит сосредоточение на объекте. Количество элементов, на которые нужно быть настроенным, значительно сокращается, а рассматриваемому предмету уделяется более пристальное внимание.

  • Объём.

Данный параметр указывает на то, какое количество объектов индивид способен воспринять одновременно. Это зависит от многих факторов, и в первую очередь – от особенных возможностей человека: объёма кратковременной памяти, профессиональных навыков, жизненного опыта и так далее.

  • Распределённость.

Свойство, которое позволяет концентрировать своё внимание сразу на нескольких объектах. Возможность распределения крайне необходима человеку в работе или учёбе. Как устроена распределённость? В отделе оптимальной возбудимости коры головного мозга осуществляется процесс распределения интереса. Его торможение проходит частным образом, из-за чего данные участки начинают контролировать выполнение сразу нескольких функций.

Приведём пример: вы, наверняка, ловили себя на мысли, что одновременно пьёте кофе, разговариваете по телефону, читаете или что-то записываете. Чем сильнее у человека развита распределительная функция, тем проще ему выполнять сразу несколько видов деятельности.

  • Устойчивость.

Она осуществляет контроль над сосредоточением внимания на каком-нибудь объекте (отдельной части объекта) в течение определённого периода времени. Функция «устойчивости» зависит от того, насколько широк спектр выполняемых действий или впечатлений.

  • Отвлечённость.

По своей природе это противоположное свойство, относительно устойчивости. Обычно оно выражается в ослаблении сосредоточенности или её колебании в то время, когда человек концентрируется на каком-либо объекте. Колебания увлечённости могу происходить даже во время интенсивной работы. Главное – чтобы они имели короткие промежутки. Тогда на устойчивости интереса они не будут сказываться.

  • Переключение интереса.

Главный принцип действия данного параметра заключается в переносе внимания с одного объекта на другой. При резкой смене деятельности возникает постановка новых задач. Так происходит переключение интереса.

непроизвольное внимание

О чём следует знать:

  • Внимание связано с эмоциями, а также зависит от физиологических изменений, которые происходят в организме человека – это дыхательные, двигательные и сосудистые реакции. Например, если мы говорим о сосредоточенности интереса, то учитываем, что оно зависит от всех двигательных функций человека.
  • Внимание контролирует образ. Благодаря этому процессу формируется умственная деятельность человека.
  • В некоторых случая внимание имеет ограниченные возможности. Когда получаемая информация поступает от разных раздражителей, она создаёт так называемые помехи (для мозга наступает предел обработки информации).

Приведём пример: человек смотрит телевизор, а в это время на плите закипает чайник. Когда ваша мозговая деятельность направлена на обработку происходящего на экране, то о чайнике вы забываете, и он выкипает.

Виды внимания

Имея определённые формы и отличия, внимание делится на следующие виды:

  • Произвольное внимание.

Данная форма проявляется, когда человек вынужден прикладывать усилия, чтобы сфокусировать свою мыслительную деятельность на чём-либо или на ком-либо. Такая направленность необходима в случаях, когда нужно овладевать новыми знаниями.

Способность обработки информации вырабатывается с годами, а не даётся человеку при рождении. Она напрямую зависит от развития интеллектуальных способностей. Основная функция произвольного внимания – это активное регулирование протекающих психических процессов. Благодаря ей человек способен извлекать из памяти необходимую информацию.

  • Непроизвольное внимание.

Оно отличается от произвольного и формируется исходя из внешних причин, в которые человек не вкладывает особые усилия. Чтобы обратить взгляд на какой-нибудь возникший образ, индивид не ставит перед собой никаких специальных целей. Наоборот, непроизвольный интерес включается, переключается с объекта на объект и функционирует бессознательно.

Различные потребности человека, значимые только для него одного, выступают в качестве раздражителей и вызывают непроизвольный интерес. Также он зависит от характера и общей сознательной деятельности индивида и возникает тогда, когда человек никак не проявляет сознательные намерения и волевые усилия мыслительного процесса.

Благодаря механизму непроизвольного внимания индивид способен быстро ориентироваться в изменяющихся условиях среды. Из-за включения данной функции в систему восприятия, значимость важных объектов увеличивается.

  • Послепроизвольное внимание.

Оно объединяет в себе особенности произвольного и непроизвольного внимания.

Как возникает непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание – это самый простой вид внимания. В разных источниках его называют по-разному – пассивным или вынужденным. Оно возникает и функционирует независимо от сознания индивида, то есть деятельность человека осуществляется сама по себе, опираясь в своём проявлении лишь на занимательность или неожиданность.

Говоря об условиях возникновения непроизвольного внимания, мы должны рассматривать целый комплекс причин, в состав которых входит физиология, психология и даже психическое состояние человека. Все причины взаимосвязаны друг с другом, но каждая из них имеет свои индивидуальные особенности:

непроизвольное внимание

Характер внешнего раздражителя

К нему относится, прежде всего, сила (интенсивность) раздражителя. Приведём пример: вы увлечёно занимаетесь каким-то делом. Из-за того, что ваше внимание полностью приковано к нему, вы не реагируете на негромкие звуки, доносящиеся с улицы или даже из соседней комнаты. Внезапно рядом раздаётся громкий стук от упавшего рядом предмета. Это неизбежно привлечёт ваше внимание.

Любое достаточно сильное раздражение (звук, свет, толчок, запах) обратит ваше внимание на него. Важную роль в определении непроизвольного внимания играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

Приведём пример: мы чем-то увлечены и не замечаем слабых раздражителей, ведь их интенсивность недостаточно велика. В то же время, если мы спим ночью или просто отдыхаем, то чутко реагируем на лёгкие шорохи, скрипы и другие звуки, на которые в обычное время мы не концентрируем своё внимания.

Немаловажным фактором непроизвольного внимания является контраст между раздражителями, их длительностью, величиной и формой. Также к основным причинам можно отнести качество раздражителя, его необычность и новизну.

Учитывается не только то, что раздражитель ранее отсутствовал и вновь появился, но и изменение его физических свойств: ослабление, прекращение, перемещение. Итак, можем сделать вывод, что к первой группе причин относятся те, которые каким-либо образом воздействуют на человека.

Соответствие внутреннего состоянию человека и его потребностей

Сытый и голодный человек на разговор о пище будут реагировать совершенно по-разному. Если человек только что поел, то тема еды не вызовет в нём никаких эмоций. Голодный же невольно обратит внимание на собеседников и поддержит тему. Причины данного явления подробно описаны в работах о принципах доминанты А. А. Ухтомского.

Общая направленность личности

Говоря о данной особенности, мы должны учитывать то, что больше всего интересует человека и что составляет сферу его интересов, в том числе, профессиональных.

Приведём пример непроизвольного внимания из жизни, в котором действует общая направленность личности: сотрудник полиции непременно заметит неправильно припаркованную машину, а художник — сфокусирует свой взгляд на красоте старинного здания.

Ещё пример: редактор просто взял прочитать случайный журнал. Он обязательно найдёт ошибки в тексте, потому что замечать орфографические и стилистические неточности – это важнейшая составляющая его профессиональной деятельности, подкрепленная длительной практикой.

Исходя из этого, можно сделать вывод: общая направленность личности и наличие индивидуальных особенностей (опыта) человека взаимосвязаны друг с другом. Их взаимодействие является неотъемлемым свойством непроизвольного внимания.

непроизвольное внимание

Чувства, воздействующие на раздражитель

Наши интересы вызывают у нас определенный эмоциональный отклик и формируют реакцию, которая неизбежно влияет на возникновение непроизвольного внимания. Приведём простой пример: вы читаете интересную книгу и полностью погружены в сюжетную линию и жизнь героев. При этом вы не обращаете внимания на то, что происходит вокруг вас. Данный вид внимания называется преимущественно эмоциональным.

По своему происхождению причины непроизвольного внимания носят не биологический, а, скорее, социальный характер. То есть, внимание не образуется благодаря работе процессов организма, а формируется исходя из социальной вовлечённости индивида.

Уже с раннего возраста ребёнок, у которого есть общение со взрослым человеком, приобретает навыки непроизвольного внимания. Данный феномен был подробно изучен Л. С. Выготским. Он говорил в своих работах о том, что функция такого внимания делится между взрослым и ребёнком, особенно ярко это проявляется на ранних стадиях развития человека.

Взрослый указывает на объект и называет слово, таким образом, выделяет его из среды. Ребёнок в это время реагирует: отвечает на этот сигнал (следя за жестом, хватая предмет или повторяя слово). Так ребёнок заостряет своё внимание на указанном предмете и идентифицирует его из общего поля информации.

Вырастая, дети начинают самостоятельно ставить перед собой цели и определять интересующие их объекты. Не стоит забывать и о тесной связи внимания и речи. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста вначале проявляется благодаря подчинению своего поведения речевой инструкции взрослых, а когда слова освоены — благодаря поведению своей собственной речевой инструкции.

Виды непроизвольного внимания

Существует несколько видов непроизвольного внимания. Рассмотрим каждый их них более подробно.

непроизвольное внимание

Невольное непроизвольное внимание проявляется в том случае, когда человек просто смотрит на объекты или их части. Те предметы, которые наиболее значимы для определённого человека и будут привлекать его внимание. Всё зависит от индивидуального восприятия и личных интересов. Находясь в расслабленном состоянии, например, на отдыхе, вы концентрируетесь на пении птиц, шелесте листвы и наслаждаетесь шумом моря.

Вынужденное непроизвольное внимание построено на контрастах, то есть на тех объектах, которые имеют физиологическую значимость: быстро или резко перемещаются, привлекают взгляд своей необычностью и новизной, громким шумом. Данный вид внимания основан на инстинктах человека.

Приведём пример: парень видит красивую девушку, которая привлекает его своими внешними данными. Это неизбежно вызовет неподдельный интерес молодого человека, и он обратит на неё внимание.

Привычное непроизвольное внимание основано на действиях, которые произойдут в будущем и при определённых обстоятельствах. Как правило, данный вид связан с профессиональной стороной жизни человека или учебной деятельностью. Это наивысшая форма непроизвольного внимания, поскольку обладает всеми необходимыми характеристиками произвольного внимания.

Как задействовать непроизвольное внимание школьников в процессе обучения

Для того чтобы задействовать непроизвольное внимание у младших школьников, необходимо формировать у ученика познавательный интерес и расширять круг знаний. Ребёнок, обладающий высокими умственными способностями, владеет более развитыми непроизвольным вниманием. Главное условие для привлечения и поддержания интереса к объекту – это хорошая организация учебного процесса.

Большое значение имеет содержание уроков: какой учебный материал используется, форма подачи, использует ли преподаватель живой, яркий, эмоциональный рассказ, приводит ли примеры и факты, демонстрирует ли иллюстрации и наглядные пособия.

Включение наглядности – одна из важнейших составляющих учебного процесса. Однако злоупотреблять ею не следует, как и излишней эмоциональностью. Для ученика важно, чтобы на уроке он смог сосредотачиваться на своих мыслях.

Можно по-разному заинтересовать ученика конкретным уроком, а уже через него выработать интерес к другим предметам. Такой способ применяется при закреплении иностранных слов. Преподаватели организуют игры, где предлагают ученикам наглядные пособия (картинки с изображением предметов), используют тематическую лексику, изучают стихи или песни на иностранном языке.

Учебный процесс построен на общепсихологических принципах. Их цель – выработать непроизвольное внимание, основываясь на интересе к предмету благодаря следующим составляющим: содержание материала, изложение его в увлекательной форме, применение различных форм и методов работы. Немаловажно и увлеченное состояние самого педагога, то, как он излагает материал, его живость и эмоциональность ведения предмета.

Как же завоевать внимание младших школьников?

Проводя урок, преподаватель должен периодически менять позу, место, на котором находится, время от времени заставлять весь класс хором повторять ответы, задавать вопросы тому или иному ребёнку. По просьбе учителя он должен встать и, например, вставить пропущенные слова.

Также можно обратиться к конкретному ученику, чтобы привлечь его внимание, и заставить, таким образом, непослушного ребёнка слушать то, что говорит педагог. Учитель может сформировать привычку к быстрым и находчивым ответам. Любое отступление от рутины, будь то применение кратких повторительных обзоров, примеров, пояснений, изложений уже известного в новом порядке, станет отличным средством для оживления внимания.

Поддержать устойчивость внимания у младших школьников возможно благодаря оптимальному темпу работы. Когда он медленный, то ученикам быстро становится скучно, и от безделья они начинают заниматься посторонними делами (разговаривать с соседом по парте, рисовать, читать не относящие к предмету книги). Их внимание перестает быть устойчивым. И, наоборот, чрезмерно быстрый темп урока, неблагоприятно влияет на учеников.

При высоком темпе они не успевают вникнуть в материал и выполнять то или иное задание педагога. Из-за того, что ребёнок не чувствует в себе силы продолжать учиться дальше, в конце концов, также начинает заниматься посторонними делами.

непроизвольное внимание

Оптимальный вариант, когда темп речи учителя средний. Каждое слово должно произносить чётко и понятно. Педагог обязан учитывать возрастную особенность и неукротимую энергию детей своего класса. Ученики всё время должны быть чем-то заняты. Существует два главных способа удержать внимание школьников младших классов:

  • Прежде чем призвать конкретного ребёнка к ответу, необходимо задать свой вопрос всему классу.
  • После того, как учитель вызвал одного из детей к доске, нужно вовлечь в процесс весь класс – поставить перед ними задачу следить за ответчиком. Это необходимо сделать для того, чтобы потом одноклассники могли исправить его ошибки. Важно также сформулировать конкретную цель, почему они должны следить за его действиями. Не все вопросы нужно задавать ученику у доски. Преподаватель должен проводить фронтальный опрос всего класса. Этот приём является одним из основных способов мобилизации внимания учеников.

Зная причины, обуславливающие индивидуальные особенности непроизвольного внимания младших школьников, а также осуществляя индивидуальный подход, преподаватель способствует развитию внимания и, в целом, формированию личности.

Развитие внимания максимально эффективно протекает благодаря упражнениям в процессе обучения. Так уже в третьем классе ученики могут одновременно следить сразу за несколькими вещами: за тем, что они пишут (содержанием и орфографической правильность), за своей позой, в которой сидят на уроке (за положением головы, спины, рук и ног), за тем, что говорит учитель.

Об этом подробно говорят многочисленные психологические эксперименты, проведённые многими учёными, в частности Н.Ф. Добрыниным.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw