Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Просодическая сторона речи: нарушения, развитие
Главная > Блог > Просодическая сторона речи: нарушения, развитие
16.05.2023
1559
Время чтения: 15 минут

Просодическая сторона речи: нарушения, развитие

О чем речь? С каждым годом становится всё больше детей, испытывающих трудности с просодической стороной речи. Наблюдается нарушение ритма, отсутствие логических ударений, серьезные проблемы с дикцией.

Что делать? Развитие просодической стороны речи в детском саду при помощи традиционных и инновационных приемов помогает корректировать нарушения. Хороший эффект достигается при совместной слаженной работе логопеда, психолога воспитателей и родителей.

Оглавление:
  1. Компоненты просодической стороны речи
  2. Распространенные нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
  3. Развитие просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Компоненты просодической стороны речи

Речь как форма общения людей с помощью языковых конструкций составляет фундамент коммуникации в любом обществе. Несмотря на существование других средств общения, основную информацию мы получаем благодаря письменной и устной речи. Последняя отличается тем, что, помимо основных структурных компонентов (звуки, слова, фразы), в ней есть и несемантические составляющие, имеющие значение и обозначаемые понятием «просодика».

Просодическая сторона речи

Мы имеем возможность придать своим словам ту или иную выразительность с помощью интонационных характеристик. Под просодической стороной речи понимаются ее ритмико-интонационные особенности. От просодических компонентов зависит разборчивость речи и в целом то, как она воздействует на собеседника, в том числе в эмоциональном плане.

Поскольку эту составляющую можно и нужно развивать, то в детской педагогике рассматривается проблема формирования просодической стороны речи у детей, прежде всего дошкольного возраста.

Какие же элементы относят к просодическим свойствам речи?

  • Речевое дыхание. Для нас это кажется привычным, но с точки зрения физиологии в процессе произношения звукосочетаний мы делаем короткий глубокий вдох, после чего на продолжительном выдохе образуются различные звуки. У некоторых детей имеются сложности с рациональным распределением воздуха, что корректируется специальными упражнениями.
  • Дикция – она представляет собой четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами конкретного языка. Здесь тоже основой выступает физиология, поскольку дикция зависит от правильной работы артикуляционного аппарата, в чем задействованы язык, губы, нёбо, нижняя челюсть и глотка. Существует особая артикуляционная гимнастика, помогающая избавиться от дефектов произношения.
  • Интонация охватывает ритмико-мелодическую сторону речи. С ее помощью выражаются различные синтаксические значения, и произносимые фразы приобретают экспрессивную окраску. Так уточняется семантическое значение используемых слов и, самое главное, обеспечивается эмоциональное воздействие на слушателя.

Собственно интонацией считается изменение высоты тона речи, но порой под этим понятием объединяются акустические элементы просодической стороны речи, которые можно рассматривать и по отдельности: темп, паузы, тембр, мелодика.

  • Ударение – им выделяется отдельный элемент речи. Ударения различаются по типам и формам. По типам они бывают словесные, выделяющие отдельный слог, синтагменные, которыми подчеркивается одно из слов синтагмы, а также фразовые для выделения синтагмы – совокупности слов, связанных семантически и грамматически. Ударение может выражаться высотой или силой звука, а также более долгим звучанием ударной гласной.
  • Мелодика речи – с точки зрения акустики, это изменение частоты тона голоса, его повышение или понижение. Благодаря мелодике речь приобретает большую выразительность – например, становится певучей, мягкой или, наоборот, строгой. Использование всех ее возможностей позволяет избежать монотонности.
  • Темп речи – так обозначается скорость произнесения звуков, слов. Она зависит от объективных и субъективных факторов. С одной стороны, в языках сложились оптимальные показатели, и есть народы, отличающиеся более быстрым или более медленным темпом речи. С другой же – влияют на это темперамент и даже ситуация, например, волнуясь, многие люди начинают говорить торопливо.
  • Ритм речи – это чередование через временные промежутки элементов речи, которые имеют смысловое либо выразительное значение. Наиболее ярко это проявляется при чтении стихов, где ритм играет роль своеобразного стержня.
  • Пауза – хотя она относится к незвуковым средствам, в речи она тоже очень важна. Паузы делят речевой поток на его составляющие, что облегчает понимание, а в некоторых ситуациях они выступают элементом невербальной коммуникации.

Голос как способность людей издавать звуки

Голосу присущи такие характеристики, как сила, высота, тон, полетность и модуляция.

  • Сила голоса – это наиболее очевидный параметр речи, громкость звучания. Разумеется, громкость обычно соответствует коммуникативной ситуации, но даже незначительным изменением силы голоса мы способны добавлять своей речи выразительности.
  • Высота голоса – физиологическая способность говорить выше или ниже.
  • Тембр голоса – он напрямую связан с высотой. У любого человека есть определенный диапазон, в пределах которого он может управлять тоном, однако существуют и заложенные природой ограничения в изменении высоты издаваемых звуков. Тембр определяется функционированием ротоносоглоточного резонатора. Соответственно, у каждого человека есть собственный тембр, причем он может меняться: на это влияет возраст, самочувствие и даже эмоциональное состояние.
  • Тон голоса – здесь имеется в виду эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса. Скажем, тон бывает радостным, грустным, злым, дружеским и т. п.
  • Полетность – это длительность звучания отдельных звукосочетаний, способность быть слышимым на расстоянии без увеличения громкости голоса.
  • Модуляция – комплексное понятие, включающее в себя возможность управлять голосом, меняя его силу, тон, высоту, тембр и длительность звучания.

Таким образом, просодическая сторона речи охватывает множество акустических элементов, делающих нашу речь оригинальной и непохожей ни на чью другую.

Распространенные нарушения просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Рассмотрим подробнее, с какими нарушениями речи сталкиваются дошкольники.

Общее недоразвитие речи

ОНР относится к наиболее очевидным нарушениям просодической стороны речи у детей. Это выражается в том, что все произносится безэмоционально, однотонно, речевой выдох ослаблен, и голос слишком контрастный с дисбалансом в пользу высоких либо низких тонов.

Просодическая сторона речи

Как правило, исходным фактором являются проблемы со здоровьем, однако даже дети с ОВЗ способны освоить правильно поставленную речь. Перед началом занятий просодической направленности ребенка необходимо обследовать, чтобы выявить, в чем выражается патология, а после этого определить наиболее подходящую для него программу.

Дизартрия у детей

При этом наблюдаются нарушения в произношении звукосочетаний, что связано с физиологическими патологиями – сбоями в работе мышц артикуляционного аппарата. Подобная речь отличается невнятностью и нечленораздельностью.

Детям с такими нарушениями рекомендованы специальные логопедические упражнения, которые имеют разнообразную форму – не только собственно речевую, но и игровую, двигательную и музыкальную. Начальным элементом занятий обычно служат логоритмические упражнения, выполняющие роль своеобразной зарядки перед тем как приступать к практике по развитию звукопроизношения и разговорного языка.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Данное нарушение развития просодической стороны речи у дошкольников выражается в искаженном восприятии и произношении звуков. К фонетико-фонематическим проблемам относятся:

  • неправильное произношение отдельных звуков – наиболее распространены картавость и шепелявость;
  • речь, отличающаяся нечеткостью и невыразительностью;
  • замена более сложных звуков простыми из-за неспособности произнести некоторые фонемы;
  • сложности с дифференциальным произношением парных звуков или групп звуков – они путаются либо воспроизводятся в сокращенном виде.

Дети с такими нарушениями с трудом могут выразить свои мысли, из-за чего им сложно общаться, особенно со сверстниками. В последующем все эти проблемы, если их не устранить, затрудняют обучение ребенка чтению и письму.

Заболевания, повлекшие нарушения речи

Ряд врожденных или приобретенных болезней также приводит к нарушениям в просодической стороне речи у детей:

  • врожденные дефекты речевых органов – губ, челюстей, нёба;
  • механические повреждения, затронувшие речевой аппарат;
  • детский церебральный паралич;
  • психические расстройства;
  • другие патологии.

Развитие просодической стороны речи у детей с речевыми нарушениями

Коррекция просодической стороны речи требует комплексного подхода, и в современных дошкольных образовательных учреждениях это обеспечивается.

Просодическая сторона речи

С детьми проводится артикуляционная гимнастика, причем применяются и нетрадиционные ее формы, например точечный самомассаж, а также элементы биоэнергопластики с параллельным движением артикуляционных органов и кистей рук. Это помогает развить и закрепить тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Элементы подобной гимнастики легко встраиваются в подвижные игры, занятия по пению или танцам, физминутки и т. д.

Очень полезны для коррекции просодических нарушений речи у детей дыхательные упражнения. Дело в том, что если ребенок имеет ключичное, поверхностное дыхание, то это приводит к сбоям в речи: соответственно, необходимо выработать диафрагмально-реберное дыхание с глубоким вдохом.

Эти упражнения тоже легко принимают игровую форму – для лучшего закрепления они должны сопровождаться движениями конечностей, туловища и головы. Сначала дети учатся правильно дышать, а затем к этому добавляется произношение звуков и их сочетаний.

Более содержательна коррекционно-развивающая работа, помогающая совершенствовать интонационные конструкции, она организуется поэтапно.

Прежде всего необходимо дать детям понятное представление о значении интонационной выразительности в речи, способности ее передать импрессию, то есть внутренние чувства.

Задача данного этапа:

  • демонстрация ребятам всего разнообразия интонаций и средств их выражения (изменение высоты, силы, тембра и модуляции голоса), объяснение назначения интонации в устной речи;
  • знакомство детей с различными видами интонаций и средствами их выражения, приобретение навыков определения интонационных структур в импрессивной речи.

На втором этапе дети учатся использовать интонацию, чтобы сделать свою речь экспрессивной.

Цели практических занятий:

  • формирование умения применять интонационные структуры в речи;
  • последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

Целесообразно при работе с детьми дошкольного возраста представить им и способы коммуникации без слов. Ребятам показывают, какую роль в общении играют жесты и мимика. Игровая деятельность по формированию этих навыков полезна в том плане, что так развивается эмоциональная отзывчивость. Кроме того, движения способны делать речь выразительнее.

В целом формирование просодической стороны речи у дошкольников в некоторых случаях требует использования методов коррекционного вмешательства. В этом возрасте большинство нарушений поддаются коррекции, и результатом становится появление в речи всего богатства интонационной выразительности.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw