Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Нейропсихология детского возраста
Главная > Блог > Нейропсихология детского возраста: патологии, принципы, задачи
05.05.2023
2004
Время чтения: 16 минут

Нейропсихология детского возраста: патологии, принципы, задачи

Что это такое? Нейропсихология детского возраста является ответвлением классической науки. В ее основе лежит анализ развития психической функции ребенка при помощи метода сопоставления патологии и нормы.

С какого возраста изучает? Исходной точкой изучения является перинатальный период. Исследователи-нейропсихологи полагают, что немалая часть нарушений развития происходит именно в этом возрасте. Можно ли скорректировать данные проблемы при помощи ранней диагностики?

Что такое нейропсихология детского возраста

В наше время наблюдается тенденция увеличения количества детей, сталкивающихся с трудностями в ходе обучении в силу проблем физиологического и психического характера. Эти проблемы варьируются от сравнительно безобидных случаев, в частности сложностей, связанных с леворукостью, до серьезных отклонений, приводящих к отставанию в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Нейропсихология детского возраста

Изучением связи между деятельностью головного мозга и психическими процессами и поведением людей занимается междисциплинарная наука нейропсихология, в составе которой существует и детское направление. Нейропсихология детского возраста как дисциплина начала формироваться еще в 70-е годы ХХ века. Она исследует динамику мозговой организации и совершенствование психических функций в ходе онтогенеза – индивидуального развития ребенка.

По мере взросление дети овладевают разнообразными навыками, что требует работы всех зон мозга. В первую очередь нейропсихологов интересует, какие участки головного мозга активизируются при выполнении тех или иных действий: например, когда человек читает, рисует, решает задачу, что-то запоминает или, наоборот, пытается воспроизвести по памяти и т. д.

Таким образом при повреждении мозга можно предсказать, как это скажется на способностях и поведении пациента, исходя из того, какой характер имеет травма.

Неврологическое обследование детей, у которых наблюдаются психические проблемы, часто обнаруживает признаки мозговой дисфункции. Обычно поведение таких детей является дезадаптивным, у них фиксируются трудности в выстраивании межличностных отношений, проявляются негативные эмоциональные реакции.

Отклонение от нормы способно принять самый разнообразный вид, к примеру ребенок становится агрессивным либо, напротив, чрезмерно стеснительным и неуверенным в себе; он может сильно ограничивать себя в еде или же проявлять не соответствующий его возрасту аппетит и неразборчивость к качеству продуктов, и т. п.

Нейропсихологические исследования подтверждают связь процессов, протекающих внутри головного мозга, с внешними поведенческими реакциями: соответственно, подкорковые структуры оказывают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Нейропсихологи выделяют подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности. Если эта область развита недостаточно, то ребенок быстро устает, истощается не только физически, но и психически, у него могут фиксироваться нарушения внимания, памяти, мышечного тонуса и т. д.

Конечно, существуют и другие причины низкой работоспособности и повышенной утомляемости, и, помимо нейропсихологов, коррекцией таких состояний занимаются и иные специалисты – логопеды, коррекционные педагоги, детские психотерапевты и др.

Подробнее о нейропсихологии детского возраста вы можете узнать во время прохождения курсов повышения квалификации.

Патологии, которые изучает клиническая нейропсихология детского возраста

Если поначалу многие относились к нейропсихологии как к научному направлению, занимающемуся изучением преимущественно аномалий психофизиологического развития, причиной которых выступали локальные повреждения головного мозга, то теперь задачи этой науки понимаются более широко.

С одной стороны, нейропсихология детского возраста рассматривает и особенности психики здоровых людей. С другой же – расширяется подход к исследованию факторов, повлекших нарушения психической деятельности. Ведь к ним могут относиться не только явные травмы, но и социальное воздействие неблагоприятной среды, к примеру депривация, что приводит к функциональным расстройствам. Соответственно, выделяются не только первичные и вторичные симптомы различных нарушений, но и третичные, например в виде адаптации к сложившейся ситуации.

Нейропсихология детского возраста

Наиболее очевидны и сильны патологии психических процессов, связанные с функциональной недостаточностью подкорковых образований, которые обеспечивают энергетику и активность ребенка.

Основные нарушения, выявлением и коррекцией которых занимается детская нейропсихология

  • Поведенческие проблемы, в частности они выражаются в том, что ребенок отчужден от коллектива, отстает в своем развитии от сверстников.
  • Фобии, состояния тревожности.
  • Функциональные расстройства нервного типа в виде заикания, тиков.
  • Эмоциональная неустойчивость ребенка.
  • Органический аутизм.
  • Излишняя психоэмоциональная активность.

Как правило, родители в первую очередь обращаются к педиатрам, однако те не в силах оказать полноценную помощь при наличии подобных проблем. Здесь требуется вмешательство психоневролога и нейропсихолога, принципиальное отличие между которыми состоит в используемых методах реабилитации. Если первый опирается на медикаментозную терапию, то второй главным образом использует психолого-педагогические средства воздействия на ребенка.

На что необходимо обращать внимание

Родителям необходимо подмечать малейшие изменения в поведении своих детей, и беспокойство должны вызвать следующие проявления:

  • Проблемы с моторикой – малыш с трудом координирует свои движения, часто спотыкается, роняет что-то и т. д.
  • Пониженный или повышенный мышечный тонус – в первом случае ребенок постоянно находится в заторможенном состоянии, а во втором испытывает затруднения с расслаблением мышц.
  • Большие сложности с обучением простейшим навыкам (чтение, счет, письмо).
  • Гиперактивность или вялость в поведении.

Нейропсихология детского возраста

Прежде всего необходима психодиагностика, данные которой позволят специалисту принять правильное решение о том, какие требуются мероприятия по коррекции патологии психического развития.

Нейропсихологические синдромы

Различные отклонения в поведении детей и функционировании систем организма являются предметом изучения нейропсихологии детского возраста. Это такие широко распространенные симптомы, как диатез, энурез, энкопрез, головные боли, трудности в обучении и пр. Поговорим об этом подробнее.

Дисгенетический синдром

Включает в себя дисфункции подкорковых и стволовых образований, исходя из чего и детей, страдающих нарушениями, можно разделить на две группы.

  • Категория стволовых детей.

Здесь патологией затронут ствол, что обычно связано со сбоем в функционировании эндокринной системы организма. Симптомами способны выступать диатез, энурез, энкопрез, а также пониженный иммунитет и нарушения сна. Кроме того, нередко дисфункция ствола находит проявление в расстройствах мелкой и крупной моторики, запоздалом развитии речи.

Оптимальным вариантом является обучение в коррекционной школе или воспитательном классе. К сожалению, подобные клинические случаи трудно поддаются коррекции.

  • Категория подкорковых детей

По сравнению с вышеописанной категорией, здесь нарушения имеют менее выраженный характер, и прогноз по коррекции более оптимистичный. Как правило, в данном случае не возникает сложностей с речью.

Сбой в подкорковой области приводит к нарушениям когнитивных процессов, и мозг пытается это компенсировать за счет подключения лобных долей, что приводит к частым головным болям.

Основным признаком подкорковой дисфункции служит повышенная утомляемость. Также могут отмечаться нарушения крупной моторики, неуклюжесть в движениях и сбои в работе вестибулярного аппарата. Слабая память, неспособность долго концентрироваться на чем-то одном, низкая работоспособность негативно отражаются на интеллектуальном развитии ребенка.

Он с трудом усваивает материал, быстро устает, часто формируется неразборчивый почерк. К счастью, коррекционная деятельность в большинстве случаев дает позитивные результаты.

Нейропсихология детского возраста

Синдром нарушения функциональности височных отделов

Характеризуется повреждением слухоречевой памяти. При этом ребенок говорит с нарушением порядка звуков в слове и слов в предложении. Впоследствии это переносится и на письменную речь. Формы данного синдрома:

  • Недостаточность затылочных отделов. Здесь возникают проблемы, связанные с ориентированием в пространстве. Скажем, дети путают стороны, им плохо дается понимание эффекта зеркальности. Сложности возникают и при освоении письма, в частности с расположением слов на строчке.
  • Недостаточность лобных отделов приводит к упрощению мыслительных процессов, что сказывается и на речи. Такой ребенок склонен опускать слова, особенно служебные части речи, выражается примитивно, с использованием скудного словарного запаса. Запоминание правил языка идет с большим трудом.

Когда необходимо проводить нейропсихологическую коррекцию

Период, который изучает нейропсихология детского возраста, – примерно с 3 до 16 лет. В это время продолжается активное формирование мозга и психики, и потому остается возможность воздействовать на поведение ребенка.

Нейропсихология детского возраста

В ходе развития мозга формируются нейронные связи, нарушения которых и приводят к отклонениям. Однако если во взрослом возрасте образование новых нейронных связей затруднено, то детский мозг остается податливым к коррекции, которая позволяет восстановить его функциональность. Характер воздействия зависит от вида и тяжести нарушений.

  • Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, то целесообразны занятия с логопедом, а также упражнения на артикуляцию, помогающие улучшить речь и сформировать коммуникативные навыки.
  • Дети, у которых наблюдаются эмоциональные и поведенческие проблемы, нуждаются в психологической коррекции, нацеленной на развитие поведенческих, прежде всего социальных, навыков.
  • При когнитивных нарушениях эффектом обладает психообразовательная коррекция, задачей которой является улучшение познавательных способностей, обеспечение интеллектуального роста.

Коррекция различных нарушений должна основываться на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Принципы коррекции

Разработке и реализации коррекционной программы предшествует диагностика, в ходе которой определяется, какой раздел мозга мог получить повреждения или функциональное расстройство, что повлияло на психические процессы.

Методы обследования детей нейропсихологами

  • Беседа с родителями, которые делятся своими наблюдениями: когда начали проявляться отклонения, в чем они заключаются. Родители не только дают необходимую информацию, помогающую выяснить причину нарушений, но и должны поспособствовать установлению контакта с малышом в ходе последующей диагностики.
  • Сбор данных о ребенке: сведения медицинских обследований, мнения классного руководителя или школьного педагога в виде характеристики на своего воспитанника, дневник и тетради с записями ученика.
  • Тестирование – желательно, чтобы оно проходило в условиях, максимально комфортных для ребенка. Поэтому если имеется возможность, то лучше организовать его на дому. Ребенку предлагаются специальные тесты, позволяющие выявить проблемы и оценить их характер.

Принципы коррекционной работы

После диагностики нейропсихологи приступают к работе, которая основывается на принципах:

  • постоянной повторяемости действий, нацеленных на закрепление двигательной, сенсорной функции;
  • программирования коррекционного обучения. В каждом отдельном случае специалист реализует программу, предполагающую последовательное выполнение упражнений по преодолению нарушений. Задания располагаются в порядке от более простых к более сложным.

Как проводится нейропсихологическая коррекция

Нейрокоррекция является процессом устранения нарушений в деятельности мозга путем использования особых методик, которые позволяют улучшить мыслительные процессы, повысить концентрацию внимания, развить речь и память. В нейропсихологии детского возраста приоритет отдается методикам с игровыми элементами.

Для проведения эффективной нейрокоррекции нужен высококвалифицированный специалист, как отлично разбирающийся в особенностях мозговой деятельности, так и способный выступить в качестве психолога в ходе общения с человеком.

Нейропсихология детского возраста

Сейчас существует отдельная профессия нейропсихолога, и есть вузы с такими направлениями подготовки. Разумеется, нужно учитывать специфику работы со взрослыми и детьми, поэтому необходимо искать именно детского нейропсихолога. В наше время о квалификации специалиста много скажут отзывы и рекомендации, в том числе размещаемые в Интернете.

В случае с детьми оптимальной формой коррекции служат нейропсихологические игры. Так ребенок легче идет на контакт, и наличие интереса и мотивации способствует более быстрому развитию умственных и психических процессов.

Под нейропсихологической игрой понимается комплекс упражнений, которые имеют привлекательную для детей форму и при этом дают положительный эффект: развитие памяти, внимания, мышления, речи. Параллельно с достигаемыми успехами будет расти и самооценка ребенка, уверенность в своих силах. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

Разумеется, весь процесс, включая нейропсихологическую диагностику, должен строиться на добровольной основе. Принуждение едва ли обеспечит плодотворность коррекции, поскольку ребенок замкнется, будет все выполнять без какой-либо заинтересованности. Именно поэтому для нейропсихолога так важно установить контакт с маленьким пациентом, убедить его, что упражнения пойдут ему на пользу.

В основе нейрокоррекции лежит принцип обратного онтогенеза. Другими словами, нейропсихология детского возраста ставит одной из задач «возвращение» ребенка в более раннее детство, чтобы «запустить» те мозговые структуры, которые вовремя не заработали как надо.

Так, частью нейрокоррекции являются различные двигательные задания и дыхательные упражнения, которые имитируют поведение ребенка в первые месяцы его жизни.

Этапы коррекционной программы

Обычно программа включает в себя три этапа:

  1. Пополнение энергетического потенциала. Прежде всего специалист должен устранить препятствия, мешающие занятиям, и всеми силами побуждать ребенка действовать более активно. Нужно поощрять его инициативность, концентрацию внимания, развивать работоспособность и стрессоустойчивость.
  2. Отдельный этап составляют упражнения, призванные улучшить сенсомоторную и двигательную координацию. Наиболее актуальны здесь задания на развитие сенсорного восприятия, чувства ритма, пространственной памяти.
  3. На заключительной стадии ребенок учится планировать свои действия, осваивает самоконтроль, что способствует его личностному развитию.

В среднем на каждый этап отводится 20-25 занятий, причем нужно подчеркнуть, что к процессу коррекции должна подключиться вся семья ребенка.

Нейропсихология детского возраста

В отдельных случаях нейрокоррекция способна занять несколько лет. Родители должны знать, что на первых порах может произойти даже ухудшение поведения и успеваемости ребенка; это нормальное явление, и потом все должно прийти в норму. Дело в том, что процесс перестройки процессов мозговой деятельности протекает постепенно, и нельзя сразу ожидать результатов.

До начала занятий целесообразна будет консультация у невролога и педиатра, которых нужно ознакомить с предлагаемой программой нейрокоррекции, и они должны одобрить ее, подтвердить, что к упражнениям нет противопоказаний по медицинским факторам.

Коррекция патологий психического развития

В нейропсихологии детского возраста патологии психического развития корректируются двумя основными способами:

  • Сенсомоторная коррекция

В данном случае основной упор делается на сенсорику, моторику, восприятие ребенка. Нарушение данных функций проявляется в плохой координации, замедленном речевом развитии, пониженной активности. В рамках этой коррекции практикуются различные игры и двигательные упражнения.

  • «Обкалывание» ребенка

По сути, это полноценное фармакологическое лечение. Терапия состоит во введении лекарственных препаратов, способных исправить нарушения психической системы. Кроме того, возможен специальный фармакологический массаж. Разумеется, все назначаемые препараты должны выписываться с ведома других врачей, у которых наблюдается ребенок, и дозировка должна быть абсолютно безопасной.

Подобная терапия подкрепляется нейропсихологической сенсомоторной коррекцией. С ребенком проводятся игры, в ходе которых воссоздается система движений, присущая маленьким детям. Таким способом обеспечивается воздействие на мозг, чтобы начали нормально функционировать недостаточно развитые участки и исчезли сбои в их работе.

Главной целью коррекции является восстановление баланса двигательной и сенсорной сфер развития. Именно эти базовые функции должны стать основой для дальнейшего развития ребенка.

Нейропсихологическое воздействие стимулирует деятельность структур мозга и позволяет обеспечить функциональное восстановление недостаточно развитых областей. Таким образом корректируются разнообразные патологии, например аутизм, гиперактивность и другие нарушения.

Нейропсихология детского возраста

С помощью игр и двигательных упражнений дети заново осваивают пространственное, зрительное и слуховое восприятие окружающей действительности, что дает возможность восстановить контроль над психическими процессами.

Процесс коррекции пойдет намного быстрее, если специалист сумеет сразу завоевать доверие ребенка, установить с ним личный контакт и добиться позитивной его реакции на предлагаемые упражнения.

Не менее важно, чтобы и родители выполняли рекомендации нейропсихолога и занимались со своим чадом дома. Так будет обеспечиваться более быстрое формирование новых нейронных связей и улучшение самочувствия ребенка.

Примеры неэффективности нейропсихологической коррекции

Хотя роль нейропсихологической коррекции в восстановлении нормальной деятельности мозга и приведении в порядок психических функций общепризнана, возможности ее не беспредельны, и, к сожалению, нейропсихология детского возраста не может похвастаться 100 % результативностью. Правда, неудачи чаще всего имеют очевидные объяснения, и есть ключевые факторы, снижающие эффективность воздействия на ребенка, страдающего от нарушений.

Прежде всего, нужно учитывать, что цели и методы нейропсихологического вмешательства подходят не для всяких неврологических и психических расстройств, так что это направление никак не может восприниматься в качестве панацеи. К примеру, если проблема заключается в постоянных стрессах, которые испытывает ребенок, то чаще всего это не имеет прямого отношения к нейропсихологии. В таком случае следует обратиться к психотерапевту, который научит бороться с излишними переживаниями.

Нейропсихология детского возраста

Нужно подчеркнуть, что решение о целесообразности нейропсихологической коррекции принимается индивидуально исходя из наблюдаемой картины. Соответственно, многое зависит от правильности и полноты диагностики. К примеру, симптомы могут оказаться внешне похожими на те, которые требуют участия в терапии нейропсихолога, но истинная причина нарушений лежит за пределами мозга маленького пациента и заключается во внешних социальных и культурных факторах. В этом случае нейропсихологическая коррекция не даст значительного эффекта.

Нужно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и состояние не только его психического, но и физического здоровья. Непродуманное начало коррекции, если ребенок по объективным причинам не способен выполнять предлагаемые нейропсихологом упражнения, может иметь даже негативные последствия.

Наконец, любая терапия эффективна только в том случае, если пациент следует рекомендациям специалиста и по-настоящему хочет избавиться от нарушений и патологий. Здесь большая ответственность ложится на нейропсихолога и родителей – совместными усилиями они должны заинтересовать ребенка, мотивировать его на активное участие в коррекции.

Таким образом, нейропсихология детского возраста актуальна в рамках диагностики и устранения самых разнообразных психических и неврологических расстройств, но у этого метода терапии есть свои ограничения. При выборе способа коррекции нужно принимать во внимание особенности конкретной ситуации, а также обращаться за помощью к другим специалистам (психологам, психиатрам, педиатрам), которые могут высказать свое мнение по поводу наблюдаемой проблемы.

Особенно большая нагрузка в ходе коррекции ложится на родителей. С учетом того, что нейропсихолог не в силах уделять много времени каждому своему пациенту, продолжать начатую им работу приходится тем, кто окружает малыша дома. Родители должны выполнять с ним «домашние задания» в виде назначенных упражнений, поддерживать его, вселять уверенность в своих силах.

Нейропсихологическая коррекция нацелена на стимуляцию слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Внешне простые двигательные упражнения и игры оказывают положительное воздействие на работу головного мозга, заставляют его перестроиться на иной, правильный режим. При этом восстанавливается контроль психической деятельности, совершенствуются моторные навыки, улучшается зрительное, слуховое и пространственное восприятие.

В комплексе нейропсихологические занятия способствуют формированию личности ребенка, развитию психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, а также коммуникативных навыков.

Родители, дети которых обнаруживают психические нарушения, должны обратиться к нейропсихологу – в этом возрасте сбои в работе мозга легко поддаются коррекции, поэтому ничего не потеряно, и при своевременном начале терапии уже через год-два все патологические процессы прекратятся.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw