Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Работа с детьми с ОВЗ: в школе, на дому и коррекционном классе
Главная > Блог > Работа с детьми с ОВЗ: в школе, на дому и коррекционном классе
29.11.2022
2977
Время чтения: 16 минут

Работа с детьми с ОВЗ: в школе, на дому и коррекционном классе

Как осуществляется? Работа с детьми ОВЗ в школе подразумевает особый подход к каждому ученику с любыми отклонениями. Все этапы взаимодействия описаны во ФГОС, разработаны специальные программы, в учреждениях введены должности логопеда, психолога, тьютора, дефектолога.

Как организовать? Существуют разные формы обучения детей с ОВЗ: на дому, в коррекционной школе или классе, инклюзивность. Последний вариант возможет в обычной школе, и это очень хорошо, так как ребенок с отклонениями получит больше возможностей общаться с разными детьми, не только такими же как он. Однако, чтобы такой ученик не был белой вороной, руководству школы нужно тщательно подготовиться и все предусмотреть.

Оглавление:
  1. Что такое ОВЗ
  2. Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе
  3. Плюсы и минусы форм обучения детей с ОВЗ
  4. Организация работы с детьми с ОВЗ в обычной школе
  5. План работы по инклюзивному образованию в школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое ОВЗ

ОВЗ означает ограниченные возможности здоровья. Ограничения могут касаться любых физических и психических функций организма: зрение, речь, слух, нервная деятельность, умственное развитие, опорно-двигательный аппарат и другие.

Этот термин не тождественен инвалидности, которая возможна и без ОВЗ (при сахарном диабете у ребенка) и наоборот. Если ограниченные возможности здоровья устанавливаются по результатам психолого-медико-педагогического обследования, то инвалидность определяется на основании медико-социальной экспертизы. Соответствующим образом, различается и сфера применения данных понятий.

Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе

Для родителей, имеющих детей с ОВЗ, встает ряд вопросов. В каком образовательном учреждении должен обучаться такой школьник? Возможно ли его совместное обучение с детьми без ограничений по здоровью? Каковы обязанности администрации школы и педагогов по отношению к таким детям.

Разумеется, при обучении таких учеников есть определенные нюансы. В первую очередь, работа с детьми с ОВЗ в школе ведется по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам) для младших классов, а именно:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средних и старших классах дети, имеющие ОВЗ, проходят образовательную программу по общим стандартам. Обучение проводится с учетом ряда нормативных актов.

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Составляются индивидуально для каждого ученика с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Составляется на конкретный уровень программы.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Составляется на основе персональных особенностей ученика и рассчитан на обучение на дому.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Составляется для школьника, имеющего глубокую умственную отсталость, и неспособного справиться с программой, соответствующей его возрасту.

Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе

Как правило, при поступлении в школу дети с ограниченными возможностями проходят психолого-медико-педагогическое обследование. Работа с детьми с ОВЗ в начальной школе может начинаться с более позднего возраста, чем для остальных учеников.

ПМПК, с учетом степени тяжести и характера ограничений, предоставляет возможность обучения по одному из следующих вариантов.

  • Первый (цензовый). При незначительных нарушениях, при которых ребенок способен обучаться по обычной программе.
  • Второй (цензовый). Выбирается в случае, когда ученик способен освоить программу в полном объёме, но в течение более длительного времени.
  • Третий (не цензовый). Обучение возможно, однако программа в полном объеме не может быть усвоена.
  • Четвёртый. Тяжелые ограничения здоровья, обычно интеллектуального характера, которые не позволяют ему обучаться по общей программе. Для них составляется СИПР.

Заключение ПМПК выдаётся на период обучения до четвертого класса. По его окончании обследование проводится вновь, по его итогам может быть дано одно из следующих заключений.

  • Диагноз аннулируется, дальнейшее обучение проходит по общей программе без ограничений.
  • Продление диагноза.
  • Устанавливается другой диагноз, соответствующий текущему состоянию школьника.

Если к окончанию обучения в школе ученик не смог освоить образовательную программу в полном объеме, он не получает аттестат. Ему выдаётся свидетельство, подтверждающее прохождение обучения. С ним выпускник может обучаться по отдельным профессиональным специальностям, но не сможет поступить в специальное или высшее учебное заведение.

Если вся программа обучения успешно пройдена учеником, то он получает стандартный аттестат без поправок на ОВЗ.

Выводы ПМПК имеют рекомендательный характер, их выполнение остается на усмотрение родителей. Однако при игнорировании таких рекомендаций школьник с ОВЗ получает учебный материал наравне с остальными одноклассниками, не имеющими ограничений по здоровью. Ему не предоставляются специальные условия обучения, а именно:

  • помощь тьютора, оказывающего сопровождение в обучении детям с ОВЗ;
  • работа психолога с детьми с ОВЗ в школе, курс дефектологии, логопедии, учитывающий персональные ограничения соответствующего ребенка;
  • специальные технические приспособления (слуховой аппарат, пандус и др.);
  • специальные учебные пособия (например, учебники с большим размером шрифта, если у ребенка имеются ограничения по зрению).

Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе

Федеральный закон «Об образовании» в статье 79 указывает ряд форм обучения школьников с ограниченными возможностями.

  • в инклюзивном классе обычной школы,
  • в коррекционном классе обычной школы,
  • в коррекционной школе,
  • обучение на дому,
  • семейное образование.

Плюсы и минусы форм обучения детей с ОВЗ

Коррекционный класс в обычной школе

На языке педагогов эта форма именуется интеграция. Школьники, имеющие ОВЗ, составляют отдельный класс, для которого учебная программа преподается в адаптированном варианте. При этом такие дети сохраняют возможность поддерживать общение с остальными школьниками в перерывах между занятиями и во внеклассных мероприятиях.

Плюсы:

  • Учебная программа преподаётся с учётом ограниченных возможностей детей.
  • Сохраняется возможность нормальной социализации через общение со сверстниками.

Минус здесь больше ментальный. Учащиеся подобных классов воспринимаются, как не вполне нормальные не только остальными детьми, но и некоторыми педагогами, что не может не накладывать отпечаток на их моральное состояние.

Коррекционная школа

Предназначена исключительно для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В них проходят обучение школьники со сходными проблемами. Например, есть школы для незрячих, для неслышащих и т.д. Ранее тип соответствующих нарушений указывался в наименовании школы одной из римских цифр от 1 до 8, но в настоящее время они не используются.

Коррекционная школа

Преимущества:

  • Дети обучаются в среде сверстников, имеющих аналогичные нарушения и не чувствуют себя неполноценными.
  • Учебная программа адаптирована под конкретные нарушения здоровья.
  • Наличие в образовательном учреждении необходимой материально-технической базы, позволяющей детям полноценно воспринимать и усваивать материал.
  • Обычно ученики оказываются знакомы еще до школы, посещая дошкольное учреждение, рассчитанное на детей с аналогичными проблемами. Это облегчает их социализацию.

Теперь отметим недостатки:

  • Ограниченная среда общения, что препятствует установлению всей совокупности социальных связей.
  • Ограниченная мотивация, в немалой степени обусловленная представлениями общества о таких детях.

Надомное обучение

При данной форме учителя посещают школьника прямо на дому, при этом числиться он может как в общем, так и коррекционном образовательном учреждении.

Предварительно необходимо составить ИУП, распределить учебные часы между педагогами и разработать варианты аттестации.

Перевод на надомное обучение производится на основании письменного заявления родителей и заключении медико-социальной экспертизы. При этом заболевание, диагностированное у ребенка, должно входить в определённый перечень.

Надомное образование позволяет проходить школьную программу ученикам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и детям с тяжелыми отклонениями.

Недостатки следующие:

  • На дому должны иметься условия для обучения. Если ребёнок не может ходить, то затруднения может вызывать даже элементарное попадание в жилище в отсутствие иных членов семьи.
  • Значительно выше объём программы, которую необходимо осваивать самостоятельно.

Семейное образование

Это не то же самое, что надомное образование. При семейной форме обучения ребенок полностью осваивает программу самостоятельно, ответственность за результат возлагается на родителей.

Семейное образование

Взрослые могут выбрать для своего ребенка любую онлайн-школу или проходить учебные предметы дистанционно. Чтобы не возникло проблем по поводу неисполнения родительских обязанностей, нужно направить соответствующее уведомление в департамент образования, после чего организовать обучение самостоятельно.

Данная форма обучения имеет целый ряд плюсов:

  • Ребенку даётся оптимальная нагрузка, соответствующая его индивидуальным особенностям.
  • Дома отсутствуют факторы, оказывающие негативное моральное воздействие.
  • Использование онлайн-школы освобождает родителей от необходимости вести занятия лично.
  • Ребенок получает больше свободного времени.

Есть и недостатки:

  • Если родители намерены вести занятия сами, то на это потребуется много сил и времени.
  • Возможны ошибки в организации учебного процесса, в этом случае усвоение материала будет хуже, чем у сверстников.
  • Промежуточная и итоговая аттестация проходится в общеобразовательном учреждении, однако не каждое из них может ее провести по индивидуальной программе.
  • Не подходит для учеников с ограниченными слуха, зрения, детей, имеющих тяжелые отклонения.
  • За обучение в онлайн-школе придется платить.

Организация работы с детьми с ОВЗ в обычной школе

  • Переподготовка.

Согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 для работы педагога с детьми с ОВЗ в школе нужно пройти профессиональную переподготовку либо курсы повышения квалификации. Длительность обучения должна составлять не менее 72 часов. По его окончании выдается диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

  • Рабочие часы.

Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 установлено, что в течение недели продолжительность работы педагога не должна превышать 18 часов. Для классов коррекционной направленности объем работы с детьми с ОВЗ в начальной школе ограничен пятью уроками в день, а их длительность сокращена до 40 минут.

Организация работы с детьми с ОВЗ в обычной школе

  • Нагрузка на преподавателя.

Приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 ограничено количество учеников, которое допускается для педагога определённой специальности:

  1. 1 преподаватель-дефектолог на 6–12 детей;
  2. 1 преподаватель-логопед на 6–12 детей;
  3. 1 преподаватель-психолог на 20 детей;
  4. 1 тьютор и помощник на 1–6 детей.
  • Наполняемость классов.

Предписаниями СанПин устанавливается оптимальная наполненность классов. Она позволяет создать наиболее комфортные условия обучения как для самих детей, так и для педагогов.

При обучении школьников с ОВЗ в одном классе с обычными сверстниками число детей с ограничениями не должно превышать трех.

Рекомендованная наполняемость классов различна в зависимости от характера ограничений у ребенка.

Характер ограничений Норма, человек
Не слышащие полностью 6
Слабослышащие, имеющие незначительные дефекты речи, обусловленные нарушениями слуха 10
Слабослышащие, имеющие значительные дефекты речи, обусловленные нарушениями слуха 6
Незрячие 8
Слабовидящие 12
С тяжелыми дефектами речевой деятельности 12
С заболеваниями опорно-двигательного аппарата 10
Задержка психического развития 12
Нарушения интеллекта 12
Аутизм 8
Тяжелые нарушения (с патологиями различных видов) 5

План работы по инклюзивному образованию в школе

Материальное обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями регулируется рядом федеральных, региональных, местных нормативно-правовых актов. Основным из них является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Обеспечение, согласно ему, возлагается на подрядчиков, независимых от администрации образовательного учреждения.

Основные требования для работы с детьми с ОВЗ в школе в соответствии с ФГОС следующие.

  • Более широкие двери и отсутствие в проемах порогов.
  • Монтаж перил по внутренним стенам.
  • Наличие разметки и средств визуального ориентирования.
  • Монтаж пандусов.
  • Специальные условия при оснащении учебных помещений, гардероба, спортзала, медкабинетов, санузлов.

План работы по инклюзивному образованию в школе

Исчерпывающий перечень требований достаточно объемен, он содержится в СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016.

В этом документе только вопросам оборудования входа в здание уделено целых 30 пунктов.

  • Организационно-методическое оснащение.

Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 устанавливается, что адаптированная программа основного общего образования составляется на основании действующих рекомендаций.

  • Источники для составления планов обучения и программ.

Приблизительные программы можно найти на сайте института коррекционной педагогики РАО. В них учитываются особенности обучения школьников с ОВЗ.

  • Составление планов.

ФГОС не содержат четкого перечня программ обучения, однако они должны включать содержание уроков, используемые специальные методики, сроки преподавания и ожидаемые итоги.

Обучение учеников с ограниченными возможностями направлено на получение ими полноценного среднего образования и создание условий для нормальной социализации. Значительный объем работы с детьми с ОВЗ в школе проводится психологом.

Государство в лице образовательных учреждений несет ответственность за то, чтобы дети, имеющие нарушения здоровья получили возможность освоить школьную программу наравне со сверстниками. Это создает основу для их полноценной интеграции в общество и нахождения ими достойного места в жизни.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw