Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Программа ОВЗ в школе: задачи и принципы
Главная > Блог > Программа ОВЗ в школе: задачи и принципы
22.11.2022
1977
Время чтения: 14 минут

Программа ОВЗ в школе: задачи и принципы

О чем речь? Программа ОВЗ в школе направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (от первых букв и создается данная аббревиатура). Как правило, речь идет о проблемах с речью, слухом, об умственном развитии, аутизме (и его формах) и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Как составить? Программа ОВЗ составляется примерно так же, как и обычная образовательная с опорой на ФГОС, который ставит лишь рамки, наполнением же занимаются педагоги. Иногда бывает сложно написать этот документ, поэтому мы приведем структуру и правила.

Оглавление:
  1. Требования к обучению детей с ОВЗ
  2. Варианты программ ОВЗ в школе по ФГОС
  3. Структура программы ОВЗ в школе
  4. Пример программы ОВЗ
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Требования к обучению детей с ОВЗ

  • Принцип инклюзивности

Российское образование работает с использованием принципа инклюзивности, в соответствии с которым обучение детей с ОВЗ проходит в обычных средних школах в коллективе сверстников (по ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ). Это делается с целью приобщения к социальным условиям, получения ими знаний по общеобразовательным наукам и подготовки к поступлению в колледжи и вузы.

Программа ОВЗ в школе

  • Сопровождение

Минпросвещения Российской Федерации своим приказом от 22.03.2021 №115 определило количество и функции специального персонала. Процесс обучения ребенка с ОВЗ в школе контролируется ассистентом (помощником) и тьютором. Рассмотрим, чем отличаются их задачи.

Тьютором называют педагога (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), которому поручается организовать индивидуальную работу с учеником и осуществлять сопровождение педагогического процесса. Назначение тьютора производится ПМПК и только в отношении некоторых категорий учащихся.

Претенденту на эту должность необходимо обладать дипломом университета по специальности «Образование и педагогика» и педагогическим стажем не менее 2-х лет.

На ассистента (помощника) возлагаются задачи технического характера. Он должен сопровождать подопечного с ОВЗ до учебного учреждения, помогать ему ориентироваться и передвигаться внутри здания, вести записи и прочее. Ассистентом можно назначить человека, работающего помощником воспитателя или младшим воспитателем (Письмо Минпросвещения РФ 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Выполнять обязанности ассистента, помогающего ребенку с ОВЗ в школе, может человек, имеющий аттестат о среднем образовании и сертификат об окончании специализированного обучения (в соответствии со стандартом Минтруда).

Варианты программ ОВЗ в школе по ФГОС

Стандарт предусматривает разные программы для детей с ОВЗ в школе. Разберем их подробнее. Подходящий вариант программы подбирают, следуя рекомендациям ПМПК. Ребенка могут переводить на другую программу в соответствии с его развитием.

Обучение по первому варианту предполагает отсутствие создания для ребенка с ОВЗ специальных условий в школе. Он посещает уроки, как все другие ученики. Для удовлетворения особых образовательных потребностей с ним проводится внеклассная работа.

Образовательная программа для детей с ОВЗ. Вариант 1
Какое образование получит ребенок с ОВЗ Дети с ОВЗ обучаются по программе, одинаковой для всех учеников
Тип школьной программы В дополнение к основной образовательной программе с ними проводят коррекционные занятия. Если необходимо, обучение ведется по индивидуальному учебному плану (ИУП)
Срок обучения Совпадает со сроками обычного учебного года
Как организовано обучение Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в школьной жизни
Меры по организации образовательного пространства Если имеются специфические ограничения здоровья, то используют современные информационные технологии, а рабочее место ученика снабжают специальными устройствами
Аттестация ГИА (ЕГЭ) – дети проходят тестирование с использованием специальных форм в соответствии с категорией программы для учеников с ОВЗ
Наличие спецусловий Обязательно и систематически дети получают специальную помощь
Выдача аттестата Ученики с ОВЗ получают стандартный аттестат о среднем образовании

Образовательная программа, соответствующая 2-му варианту, предполагает снижение уровня сложности и дополнение учебного плана коррекционно-развивающими уроками. Детям дают знания не только по традиционным предметам, но обучают обычным жизненным навыкам.

Образовательная программа. Вариант 2
Какое образование получит ребенок с ОВЗ Уровень образования у детей с ОВЗ по окончании средней школы должен быть сопоставим с тем, что получают здоровые дети
Тип образовательной программы 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).

2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении.

Срок обучения На освоение программы дается более длительный срок, который определен положениями Стандарта по всем категориям учащихся
Как организовано обучение Может быть обучение в обычном классе, в отдельной группе или специализированном учреждении
Меры по организации образовательного пространства Особенности ограничений здоровья и особые образовательные потребности являются необходимым условием для использования специальных устройств и способов донесения информации
Аттестация ГИА (ЕГЭ) – дети проходят тестирование с использованием специальных форм в соответствии с категорией программы для учеников с ОВЗ
Наличие спецусловий Предоставляются в обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются дополнительные ресурсы (образовательные и иные)
Выдача аттестата Учащийся с ОВЗ получает типовой аттестат о среднем образовании

По обучающей программе 3-го типа могут получать образование дети, имеющие основное нарушение (глухота, слабый слух, поздняя потеря слуха, слепота, слабое зрение, нарушения опорно-двигательной системы, легкая степень аутизма) плюс некоторое отставание интеллектуального развития.

Таким детям в первую очередь необходимо привить навыки самообслуживания, а академические знания отходят на второй план.

Образовательная программа. Вариант 3
Какое образование получит ребенок Уровень образования ученика с ОВЗ на момент окончания школы будет заведомо ниже, чем у здоровых детей
Тип образовательной программы 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).

2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении.

Срок обучения На освоение программы дается более длительный срок, определенный положениями Стандарта по всем категориям учащихся
Как организовано обучение Может быть обучение в обычном классе, в отдельной группе или специализированном учреждении
Меры по организации образовательного пространства Учебный процесс строится в зависимости от специфических потребностей обучающихся, их физических особенностей. Обычно используются современные информационные технологии
Школьная аттестация В этом случае учащиеся проходят тесты в ином формате. Выбор конкретной формы определяют в соответствии с категорией учащихся с ОВЗ
Наличие спецусловий Предоставляются в обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются дополнительные ресурсы (образовательные и иные)
Аттестат Детям выдают свидетельства о прохождении обучения в школе

Образование по 4-му варианту предлагается при нарушениях умственного развития, которые считаются умеренными или тяжелыми. Эта рабочая программ с детьми ОВЗ в школе, называемая СИПР (специальная индивидуальная программа развития), разрабатывается с учетом потребностей и возможностей ребенка.

Образовательная программа. Вариант 4 (Д)
Какое образование получит ребенок Уровень образования зависит от состояния умственного развития, так как данная категория объединяет детей, имеющих множественные и сложные нарушения
Тип образовательной программы Детей обучают по адаптированной образовательной программе, основанной на индивидуальном учебном плане (ИУП). Иногда уровень академического «компонента» ограничивается для ребенка с ОВЗ программой начальной школы, главное – обучить основным жизненным компетенциям
Срок обучения Увеличенные сроки прохождения программы, определенные Стандартом для всех групп учащихся
Как организовано обучение Возможно использование совместного обучения с другими детьми, в отдельном классе или специализированном учреждении. Иногда детей переводят на домашний вид обучения (семейное образование)
Меры по организации образовательного пространства Необходима специальная организация образовательного пространства и рабочего места ученика. Они адаптируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей с ОВЗ
Аттестация Без аттестации
Создание спецусловий В обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются образовательные и другие ресурсы
Получение документа об образовании Ребенок получает свидетельство о прохождении обучении

Структура программы ОВЗ в школе

Остановимся подробнее о переводе ребенка на адаптированную образовательную программу, что это такое и для кого она предназначена. Из названия уже понятно, что это обучающая методика, которая адаптирована для детей с ОВЗ разной степени.

Программа ОВЗ в школе

Образовательные организации разрабатывают адаптированные образовательные программы (АОП) на основании ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) с учетом нарушений, имеющихся у детей с ОВЗ. Основная образовательная программа таким образом подстраивается под насущные потребности и возможности разных категорий учащихся.

Чтобы перевести ученика с ОВЗ на обучение по программе АОП, должно быть заявление родителей или опекунов и заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Как выглядит структура адаптированной образовательной программы АОП

Состав АОП Содержание и характеристика
1. Оформление титульного листа Образовательное учреждение – аббревиатура и расшифровка названия
Отметка о согласовании программы, где указаны дата проведения и номер протокола заседания методической комиссии
Отметка об утверждении программы директором школы (образовательного учреждения) с датой и номером приказа
Полное название АОП без конкретизации категорий обучающихся с ОВЗ
Данные о педагоге, который создал и работает по программе – ФИО, стаж работы, категория
Для кого предназначена методика – класс, параллель
ФИО эксперта, который выбран педагогом или руководством школы
Дата составления АОП
2. Состав пояснительной записки Источник, на основе которого разработана данная адаптированная программа – название, авторство, время выпуска
Что является целью и задачами коррекционной программы ОВЗ в школе
Для какой категории учащихся предназначена. Указать типы нарушений ОВЗ. Если методика предназначена для работы с конкретным ребенком, то указывают его особые характеристики
Список учебно-методических пособий и компьютерных программ, которые необходимо привлечь для реализации целей АОП
Требуемое для освоения программы количество учебных часов
Общепринятые для АОП организационные мероприятия
Перечень специфических (для АОП) форм, которые помогают контролировать усвоение материала учениками с ОВЗ (текущий, промежуточный и итоговый контроль)
3. Содержание АОП В тексте оформляют три блока: первый касается образования, второй – коррекционных моментов, третий − воспитания

При работе над содержанием блоков нужно ориентироваться на ФГОС к основному общему образованию и корректировать, учитывая уровень знаний по предметам, способности, личностные характеристики учащихся с ОВЗ

4. Ожидаемые результаты после обучения по АОП Результативность по теме предмета: «Учащийся получит навыки» (минимальный обязательный результат). «Дети получат возможность» (максимальный результат от прохождения программы)
Прогресс личностного развития
5. Контрольно-измерительные материалы для оценки эффективности АОП Тесты, варианты текстов проверочных работ, перечни вопросов к зачетным работам
Объем контрольного материала
Параметры, позволяющие оценить выполнение контрольных и тестовых работ

По сути АОП призвана уравновесить или сбалансировать образовательный процесс ребенка с ОВЗ по общепринятым программам и актуальную зону его развития (индивидуальность). Программы этого типа способствуют выстраиванию образовательного маршрута детей с ОВЗ с целью формирования универсальных учебных действий, соответствующих ФГОС ОВЗ.

Пример программы ОВЗ

Для примера возьмем коррекционную программу по ИЗО. Принцип составления любой АОП заключается в том, чтобы гармонично соединить вербальные, наглядные и практические методы обучения для решения учебных, воспитательных и коррекционных задач.

Программа способствует закладке первоначальных представлений о значении творчества и в целом искусства в понимании духовно-нравственных начал.

Программа ОВЗ в школе

Данная программа имеет целью развитие слуховых и речевых навыков, а именно:

  • научить осознанно понимать значение слов «красивый» и «некрасивый» и выражать это с помощью речи;
  • научить озвучивать свои эмоции от просмотра картин, скульптур, архитектурных сооружений;
  • приучить контролировать свои действия: выявлять несоответствия между своим рисунком и образцом и исправлять ошибки, сопоставлять свою работу с рисунками других детей в классе;
  • научить описывать словами весь рабочий процесс;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать компенсирующее тактильное восприятие;

Например, изучение темы «Скульптурные образы» развивает у детей с ОВЗ способность наглядно воспринимать красоту композиции, выражать в словах свое отношение к объекту и затем создавать собственное творение или художественный образ из различных материалов (пластилин, глина, тесто).

В процессе творчества активизируются отделы мозга, связанные с общей моторикой и речью, тактильными ощущениями. Это дает толчок к чувственному восприятию и оздоровлению детской психики.

На заметку педагогу-психологу, работающему с детьми с ОВЗ в школе. Главное – создать коррекционно-развивающую среду для обеспечения доступности, открытости и привлекательности качественного образования, которая позволит сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье детей с ОВЗ.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Портал Российской образование
  4. Воспитатели России
  5. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw