Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Работа с детьми с ЗПР: как выстроить взаимодействие
Главная > Блог > Работа с детьми с ЗПР: как выстроить взаимодействие
19.04.2023
2795
Время чтения: 15 минут

Работа с детьми с ЗПР: как выстроить взаимодействие

В чем особенность? Работа с детьми с ЗПР требует от педагога особой чуткости и терпения. Таким ученикам всегда непросто адаптироваться к школе: научиться удерживать внимание, выполнять инструкции, запоминать большой объем информации. Нередко наблюдается отставание в развитии речи, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Как действовать? Как правило, дети с ЗПР нуждаются в особой программе или способе подачи учебного материала. К счастью, грамотно выстроенная коррекционная работа приводит к эффективным результатам. Облегчить процесс взаимодействия между учителем и ребенком поможет следование специальным рекомендациям.

Оглавление:
  1. Особенности детей с ЗПР
  2. Направления коррекционной работы
  3. Адаптация в классе
  4. Как выстроить взаимодействие: советы педагогу
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Особенности детей с ЗПР

Аббревиатура ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Характеризуется отставанием в развитии психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы ребенка. То есть память, речевые функции, внимание и умение сосредоточиться, воображение, воля, эмоции и мышление не сформировались до того уровня, который является нормой для определенного возраста.

Педагогическая работа с детьми с ЗПР не сильно отличается от работы с обычными школьниками, так как задержка психического развития не относится к числу тяжелых патологий. Скорее, она является слабовыраженным отклонением в развитии ребенка.

Для детей с ЗПР не характерны такие серьезные нарушения развития, как умственная недоразвитость, дефекты речевой функции, слуха и зрения, а также неполноценное функционирование двигательного аппарата. Наиболее частые проблемы возникают на фоне трудностей с адаптацией в коллективе и процессом обучения.

Работа с детьми с ЗПР

Основными проявлениями задержки психического развития являются отставание в формировании эмоционально-волевой сферы и интеллекта. К числу факторов относят:

  • причины биологического характера: осложнения во время вынашивания ребенка, получение ребенком легких травм в процессе родов, роды раньше срока, перенесенные заболевания в раннем возрасте, наличие хронических патологий;
  • социально-психологические причины: плохие условия в семье, психологические травмы и т. д.

Стоит учитывать один важный аспект: каждый ребенок индивидуален, и дети с ЗПР не исключение. Патология необязательно проявляется одинаково у всех, она может различаться по времени и по степени тяжести. Однако несколько схожих проявлений, которые наблюдаются у всех детей с ЗПР, все-таки есть.

  • Им тяжело дается адаптация в коллективе и процесс освоения школьной программы ввиду сложностей с концентрацией внимания при выполнении заданий. У таких детей отмечается повышенная утомляемость, быстрое снижение работоспособности, они регулярно бросают начатое дело на половине.
  • ЗПР касается всех форм мышления, но наиболее выраженными отклонения в развитии становятся при работе со словесно-логическими заданиями. У ребенка возникают трудности с анализом материала, сопоставлением и обобщением данных, сравнением и абстрагированием. Поэтому при воспитании детей с ЗПР необходима специальная коррекционно-развивающая работа.
  • Иногда ЗПР характеризуется недоразвитостью речевых функций. Степень их различается, начиная с небольших трудностей и вплоть до ярко выраженных лексико-грамматических нарушений.
  • Особенности развития касаются и памяти детей с ЗПР. Объем произвольной и непроизвольной памяти значительно ниже нормы, поэтому процесс запоминания чаще всего происходит механически. При работе с такими детьми важно учитывать данные нюансы.
  • Ввиду замедленного психического развития детей с ЗПР их поведение в школе нередко схоже с детсадовским: возникают сложности с соблюдением новых правил, основным видом деятельности является игра, а не обучение.

Направления коррекционной работы

Отклонения при ЗПР возможно скорректировать при грамотно выстроенном воздействии, соответствующем нормам развития в каждой возрастной категории и с учетом свойственных возрасту ребенка особенностей, умений и достижений.

  • Основным направлением коррекционной работы с детьми с ЗПР в школе должно быть восстановление и развитие до необходимого уровня, а также восполнение недостатка тех психических процессов и связей, зарождение которых происходило в предшествующем нынешнему возрастном периоде и которые являются платформой для дальнейшего развития ребенка.
  • Результатом работы педагога должны стать подходящие условия для доразвития всех функций психики, которые должны быть сформированы к завершению определенного возрастного периода.

Работа с детьми с ЗПР

  • Коррекционно-развивающее воздействие на детей с ЗПР обязательно должно оказывать содействие в формировании комфортных условий для развития в следующей возрастной категории.
  • Целевым направлением коррекционно-развивающей работы должна быть гармонизация развития личности ребенка, свойственной его возрасту.

В процессе формирования последовательности действий при ведении коррекционно-развивающей работы крайне важно опираться на такое основополагающее явление, как зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). Суть его состоит в различии между сложностью заданий, данных ребенку для самостоятельной работы, и тем уровнем, которого он может достичь при совместном поиске решения с родителями, другими взрослыми или одноклассниками.

Коррекционно-развивающие программы для работы с детьми ЗПР должны быть построены с учетом периода повышенной чувствительности к внешнему воздействию и формирования основных функций психики. Важно принять во внимание тот факт, что при наличии отклонений в развитии наступление таких периодов может сдвигаться во времени.

Основные цели коррекционно-развивающей программы

  • Оздоровление. Полноценно развиваться ребенок может лишь в том случае, если его физическое здоровье в полном порядке. Сюда же относится работа, направленная на нормализацию условий, в которых живет ребенок (особенно это касается детей, проживающих в социально-неблагополучных семьях), введение оптимального режима дня и физической активности и т. д.
  • Для исправления и восстановления недостающих этапов развития высших функций психики используются методы нейропсихологии. Та ступень развития, на которой в настоящий момент находится нейропсихология, дает возможность получить высокие результаты от работы, направленной на коррекцию познавательной деятельности, базовых навыков для освоения школьной программы (счета, письма и чтения), а также плохого поведения ребенка.
  • Развитие сенсорики и моторики, ощущения себя и собственных действий. Наиболее важным данное направление является при работе с детьми с ЗПР и теми, кто имеет нарушения в сенсорной сфере и опорно-двигательных функциях. Стимуляция развития сенсорики является одной из важнейших составляющих для эффективного формирования творческих успехов ребенка.
Работа с детьми с ЗПР
Работа с детьми с ЗПР
  • Способствование развитию стремления к активному изучению окружающей действительности. Работа педагога-психолога с детьми с ЗПР должна помогать им полноценно развиваться, а также корректировать и компенсировать нарушения в формировании основных психических процессов: концентрации внимания, способности к запоминанию, восприятия и мышления, речевых функций. Система воздействия на детей с ЗПР досконально проработана и поэтому должна активно применяться на практике.
  • Развитие сферы переживаний и чувств. Одно из типовых отклонений при ЗПР у детей – это пониженная эмоциональная компетенция, и задачей коррекционно-развивающей программы является ее улучшение, то есть развитие способности понимать и принимать эмоции собеседника, контролировать проявления собственных эмоций и чувств.
  • Процесс становления видов деятельности, которые свойственны каждому определенному возрасту: игровой формы, художественного творчества и конструирования, способности к усвоению учебного материала, общения в коллективе и подготовки к дальнейшей самостоятельной работе. Особое внимание уделяется специальной работе по развитию способности к обучению у детей, имеющих сложности в данной сфере.

Адаптация в классе

Успешность адаптации ребенка с ЗПР в коллективе напрямую зависит от особенностей его развития и потребностей.

Оптимальная программа обучения детей с ЗПР

Образовательная работа с детьми с ЗПР требует обязательной корректировки общеобразовательной школьной программы. При составлении стандартного школьного курса учитывались общие возрастные нормы развития учащихся. Считается, что первоклассник уже обладает обширным словарным запасом, ему требуется минимальное количество времени для понимания сути задания, а также он может концентрироваться на работе в течение всего урока.

Все это часто не развито у детей с ЗПР. И здесь педагог должен выявить зоны актуального и ближайшего развития школьника, его слабые и сильные стороны и в процессе обучения делать на них акцент (например, тяга к искусству). Дети с ЗПР будут развиваться лишь при условии доступности для самостоятельного выполнения учебного задания или его решения с помощью педагога. Но само задание не должно быть слишком простым, иначе развитие остановится.

Программа для работы с детьми с ЗПР может включать в себя как обособленный учебный план, так и разделы с особыми задачами, которые встраиваются в общий план уроков.

Организация места для работы

Не менее важно для развития ребенка с ЗПР создать ему комфортные условия для работы. Оптимальным вариантом будет парта вблизи педагога или около стены, где ученик может сидеть один или с одноклассником, на помощь которого может рассчитывать. У детей с ЗПР часто возникают проблемы с концентрацией внимания на каком-либо определенном виде деятельности, поэтому их нужно по максимуму оградить от любых отвлекающих факторов и оборудовать для них небольшую зону для отдыха.

Дополнительные перерывы на отдых

Адаптация в классе

Работа с детьми с ЗПР на уроках должна проходить в более спокойном, щадящем ритме. Крайне важно, чтобы интеллектуальная нагрузка чередовалась с практической деятельностью. В расписание уроков необходимо включить перерывы на отдых, а также грамотно сочетать самостоятельную работу и обучение в группе. В некоторых случаях ребенку с ЗПР оказывает помощь наставник, который сопровождает его в процессе обучения и помогает адаптироваться в коллективе.

Как выстроить взаимодействие: советы педагогу

Дети с нестандартными потребностями в обучении нуждаются в особом подходе и понимании. Индивидуальная работа с детьми с ЗПР должна включать в себя техники и приемы, соответствующие возможностям ребенка и уровню его развития. Для педагога, которому предстоит работать с такими детьми, есть несколько важных рекомендаций:

  • Ребенок с ЗПР может усваивать материал медленнее сверстников и испытывать сложности с самостоятельным выполнением заданий. Если это необходимо, предложите ему помощь в разборе задачи и составлении плана ее решения, разберите вместе материал.
  • Не стоит надеяться на мгновенное включение в рабочий процесс. Каждый последующий урок должен начинаться с организационного этапа, ведь дети с ЗПР не всегда легко переключаются на новую задачу.
  • Отдавайте предпочтение дидактическим пособиям с карточками, рисунками и таблицами. Так будет проще объяснить ему ход решения задач.

Как выстроить взаимодействие

  • Если задача, предложенная всему классу, оказалась слишком сложной для ученика с ЗПР, предоставьте ему возможность решить упрощенный ее вариант. Инструкции при этом должны быть краткими и четкими. Пока ребенок занят поиском решения, его нельзя отвлекать дополнениями, уточнениями и т. д., ведь ему будет крайне сложно быстро переключить внимание.
  • Когда ребенок выполнит задание, попросите его рассказать, в чем был его основной смысл. Помните, что особенному ребенку требуется чуть больше времени на раздумье, не торопите его.
  • При неполном выполнении задания не ругайте ученика, прощайте ему небольшие нарушения в поведении.
  • Помните о том, что неожиданный вопрос может поставить ребенка в тупик, старайтесь не создавать подобные ситуации и не требуйте скорого ответа, давайте некоторое количество времени на раздумья.
  • Объемный и сложный для понимания материал не следует давать ученику с ЗПР, и не надо ограничивать его с ответом по времени. Эффективнее поделить информацию на части и предоставлять ее постепенно.
  • Учебная и воспитательная работа с детьми с ЗПР должна быть более щадящей, нежели с обычными учениками. Поэтому если ребенок с ЗПР дал неверный ответ на поставленную задачу, то вместо того, чтобы требовать его изменить, лучше дать ему подумать еще и ответить спустя некоторое время.
  • Следует поспособствовать активизации всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и вестибулярного аппарата. Развитие детей проходит быстрее, если они слушают, смотрят и проговаривают свои действия вслух.
  • Необходимо развивать в ребенке способность к самоконтролю, позволять выявлять ошибки в своей работе и работах одноклассников своими силами, но делать это крайне осторожно и желательно в форме игры.
  • Записывайте каждый из этапов учебного процесса, фиксируйте промежуточные результаты, обсуждайте пройденный материал и составляйте дальнейший план работы. Хвалите ребенка, акцентируйте внимание на его достижениях. Таким образом вы поможете ему скорее включиться в процесс обучения и решать задачи более высокого уровня.
  • Постарайтесь ограничиться одной новой темой урока. Не только в начальной школе, но и в более старших классах коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть нацелена на активизацию зрительной и смысловой памяти, а не механической.
  • Чтобы помочь ребенку сконцентрировать свое внимание на работе, обеспечьте его достаточным количеством перерывов для отдыха между заданиями. Для этого следует использовать интонацию и эффект неожиданности (стук, музыка, хлопки и т. д.).
  • Не забывайте о том, что при слабых результатах у школьника с ЗПР возникает необходимость в личностной компенсации. У него может проявляться неадекватное поведение, неуместные шутки и сознательное выведение педагога на эмоции. Поэтому таким детям особенно нужна коррекционная работа при участии специалистов как на индивидуальных занятиях, так и на уроках в школе.

Работа с детьми с ЗПР

  • Необходимо также приобщать весь класс к коллективной работе, общественно полезному труду, что важно для формирования коллективного духа.
  • Проводить беседы с родителями учащегося на регулярной основе, держать их в курсе процесса адаптации ребенка, рассказывать об успехах и трудностях и вместе определять оптимальные пути их решения.

Сопровождение любого ребенка, у которого наблюдается задержка психического развития, должно иметь комплексный подход, включающий в себя специальные задания и упражнения, целью которых является повышение стремления к познанию окружающего мира и формирование психологических основ процесса обучения.

Работа учителя-дефектолога с детьми с ЗПР будет наиболее эффективной, если ученику предоставляются особые условия. Положительным результатом в динамике развития ребенка с ЗПР считается повышение способности к пониманию и усвоению материала, а также его навыка обучения.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw