Раннее обучение детей чтению, счету, иностранному языку
Сохранить статью:
Что представляет собой? Раннее обучение ребенка – это процесс, при котором он начинает усваивать новые знания раньше, чем это положено. Речь идет про чтение, счет, иностранные языки.
Насколько необходимо? В последнее время данная тема очень популярна. Если раньше считалось, что ребенка всему должны обучать в школе, то сейчас работа по раннему обучению ведется уже в дошкольных образовательных организациях.
Что такое раннее обучение
В нашей стране сложился полноценный рынок образовательных услуг, и его составной частью стали обучающие программы, предлагаемые детям дошкольного возраста. Еще несколько десятилетий назад считалось нормальным, что ребенок пришел в первый класс, не умея читать и писать: сейчас же есть курсы по подготовке к школе, и многие родители не жалеют средств, чтобы начать обучение своих отпрысков как можно раньше.
При этом важно отделять раннее развитие ребенка от раннего обучения, поскольку между данными процессами есть различия.
В современной педагогике под ранним развитием детей понимается опережающее формирование способностей физического и интеллектуального характера, что обычно происходит в возрасте до трех лет. Какого-то единого подхода здесь не существует, и задачей родителей и воспитателей является создание атмосферы, максимально благоприятствующей началу складывания личности и пробуждению творческих талантов.
Конкретно это выражается в том, что детям обеспечивается богатство впечатлений, широкий круг общения, возможности для освоения различных видов деятельности. Соответственно, это способствует улучшению речи, моторики, развитию эмоциональной сферы и рационального мышления.
Какие-либо специальные методики в данном случае не требуются, и формирование универсальных навыков происходит естественным путем в результате совместной деятельности ребенка со взрослыми.
Раннее же обучение детей дошкольного возраста имеет более узкий, целенаправленный характер, и оно концентрируется именно на знаниях и практических умениях. Ребят 4-6 лет учат читать, писать и считать, занимаются с ними иностранными языками. В принципе, все это они могут получить потом в школе, и потому вопрос, стоит ли раньше времени вовлекать ребенка в образовательный процесс, решают родители. Жесткая необходимость в раннем обучении отсутствует.
Раннее обучение грамоте
Обучение грамоте включает в себя овладение письменной речью, то есть приобретение способности читать и писать. Сначала ребенок запоминает формы букв и обозначаемые ими звуки; далее он воспроизводит их сочетания в виде слогов, слов и предложений. Умение читать и понимать прочитанное позволяет двигаться вперед и переходить к освоению письма.
К настоящему времени накоплен обширный опыт исследований по вопросам обучения детей грамоте, причем разработкой данной проблемы занимались специалисты различных направлений:
- психологи (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.),
- лингвисты (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов),
- педагоги – как классики педагогической науки (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева), так и современные методисты (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко и др.).
Однако целесообразность обучения ребенка чтению и письму в дошкольном возрасте продолжает оставаться предметом обсуждения, и по этому вопросу можно встретить диаметрально противоположные мнения. Если одни авторы убеждены в том, что начинать изучение грамоты нужно как можно раньше, то другие указывают на бессмысленность и даже вредность подобных нагрузок на детей 4-5 лет.
В наше время остроту этой проблемы усиливают и сами родители, многие из которых полагают, что их ребенок должен уметь читать и писать уже на выходе из детского сада, иначе он будет казаться отстающим по умственному развитию от своих сверстников.
Здесь нужно учитывать, что способность читать не должна восприниматься как самоцель. Скорее, это лишь инструмент для дальнейшего постижения мира, и этот навык приобретает ценность в широком контексте, когда дети выходят на более глубокий уровень понимания и владения родным зыком.
С одной стороны, читающий ребенок станет развиваться быстрее, и ему будет проще в школе. С другой же – нужно обращать внимание на индивидуальные особенности и помнить, что излишнее перенапряжение, как физическое, так и умственное, не пойдет на пользу.
Дидактические задачи, реализуемые в процессе обучения грамоте:
- знакомство ребенка с основными языковыми единицами: звук, слог, слово, предложение;
- понимание фонематического строения слова и формирование навыков звукового анализа;
- запоминание символов, обозначающих звуки, и закрепление в памяти устойчивой связки «буква – звук»;
- понимание отличительных характеристик звуков, по которым они делятся на категории – гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, а также глухие и звонкие;
- обучение слоговому членению слова, постановке ударения в словах;
- выработка умения составлять из слов предложения, определять правильную последовательность слов и т. д.
Методические приемы обучения детей грамоте
Обычно специалисты выделяют следующие направления, по которым ведется раннее обучение детей грамоте:
Развитие понимания фонетической составляющей речи, то есть навыков звукового анализа и синтеза.
Прежде всего ребенок должен уяснить разницу между понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», а также понять, какие существуют группы звуков, чем отличаются по произношению гласные от согласных, твердые от мягких.
Вопросы, ответы на которые дошколенок должен знать:
- Что отличает букву от звука?
- Как произносятся гласные звуки?
- Какие гласные звуки есть в русском языке?
- Какие звуки относятся к согласным?
- Чем отличаются по произношению твердые и мягкие звуки?
- Что представляет собой слог?
- Что такое предложение?
Дети учатся делать звуковой анализ, причем для этого пригодны только звучащие слова. Начинать следует именно с фонетической стороны речи, не переходя раньше времени к буквам.
Существуют основные принципы выполнения звукового анализа в ходе раннего обучения детей.
- Строгая последовательности в освоении действий, составляющих звуковой анализ:
- выделить звуки из слова;
- определить первый звук;
- определить последний звук;
- установить место того или иного звука в составе слова;
- провести полный звуковой анализ.
- Использование разных опорных систем при выполнении умственных действий:
- с применением наглядных средств, например фишки и другого раздаточного материала;
- с проговариванием звуков и слов вслух;
- мысленно, где может быть задействована лишь внутренняя речь.
- Постепенное усложнение примеров – слов для звукового анализа, состоящих из нескольких звуков:
- двух гласных – ау, уа;
- двух звуков, гласного и согласного – ох, ус, ам;
- трех звуков – кот, дом, бык;
- двух открытых слогов – каша, луна, мука;
- одного слога с двумя согласными на конце – тигр, куст, барс;
- слога с двумя согласными в начале слова – стол, мрак, двор;
- двух слогов со стечением согласных в середине – полка, кошка, куртка;
- трех открытых слогов – малина, крапива, чудеса.
- Выбор для звукового анализа слов, которые произносятся так же, как и пишутся.
Только после знакомства со звуками дети начинают изучать знаковую систему языка, то есть буквы.
Для начала нужно добиться твердого запоминания внешнего вида букв, и тренировки следует организовывать постоянно.
Возможностей для этого много, причем желательно использование игровых форм.
- Выбор правильного варианта написания буквы.
- Подчеркивание букв в тексте.
- Определение, какая это буква, на ощупь.
- Выкладывание букв из подручных предметов (карандаши, счетные палочки, пуговицы, бусинки и т. п.).
- Вырезание букв из бумаги.
- Лепка букв из пластилина, теста.
- Отгадывание частично закрытой буквы.
- Изображение букв с помощью собственного тела.
- Написание букв пальчиком на песке, крупе и т. п.
- Определение букв по перевернутому изображению.
Подготовка руки ребенка к письму
Традиционно упражнениями являются прописи: сначала дети штрихуют, обводят буквы, а затем учатся их рисовать и писать. Раннее обучение письму в полном объеме не требуется – дети сумеют освоить все это в школе.
на наши новости
500 000 пользователей!
Упражнения по подготовке руки к письму в дошкольном возрасте преследуют несколько задач:
- развитие мелкой моторики и связанных с этим навыков;
- выработка усидчивости, внимания, аккуратности;
- тренировка чувства ритма, способности согласовывать произносимые звуки и движения в ритме;
- развитие глазомера, пространственной ориентации и графических умений. Ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги, к примеру понимать, где находится верхний левый угол, куда вести линию, на сколько клеток. Также здесь полезны упражнения по раскрашиванию, штриховке и т. д.
Уровень грамотности ребенка – это очень важный показатель в данном возрасте, поскольку от него зависит не только скорость умственного развития, но и формирование личностных качеств. Это способствует развитию памяти, мышления и познавательных способностей. Читающий ребенок открывает перед собой новый мир знаний, что изменяет его отношение к себе и окружающей действительности.
Он лучше усваивает информацию, начинает ответственнее относиться к своим обязанностям, по-другому строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У такого ребенка растет самостоятельность и уверенность в собственных силах, и, безусловно, поступление в школу для него будет меньшим стрессом, чем для его ровесников.
Кроме того, ранее обучение чтению является профилактической мерой, снижающей риски дислексии и дисграфии, а также помогает обеспечить правильное проговаривание звуков, то есть позитивно сказывается и на уровне владения устной речью.
В целом для раннего обучения детей чтению есть доводы и за, и против. Конечно, неплохо научить ребенка читать еще до школы, но при этом нужно обязательно учитывать его особенности и характер. В ряде случаев нагрузка оказывается непосильной для детского организма, и возможны другие неблагоприятные последствия, например снижение двигательной активности, сокращение совместного времяпрепровождения с родителями.
Раннее обучение детей математике
Значение раннего обучения математике также выходит за рамки освоения конкретных интеллектуальных действий, поскольку даже элементарные математические представления вызывают сдвиги в познавательной деятельности.
Можно определить этот процесс как целенаправленное развитие навыков по передаче и усвоению знаний, приемов и способов умственной деятельности.
Основные задачи раннего математического развития:
- Приобретение ребенком элементарных математических представлений в систематизированном виде.
- Создание условий для складывания мышления рационального, математического типа.
- Развитие сенсорных процессов и способностей.
- Пополнение словарного запаса, совершенствование связанной речи.
- Освоение соответствующих форм учебной деятельности.
Разделы, обычно включаемые в состав программы по ФЭМП
- «Количество и счет» – дети получают представления о важнейших математических понятиях (множество, число, счет, арифметические действия).
- «Величина» – аналогичным образом закладывается понимание величин, показывается возможность их сравнения и измерения (длина, высота, площадь, масса, время и пр.).
- «Форма» – вводится понятие формы и геометрических фигур, разбирается, как выглядят и чем отличаются главные фигуры, какими свойствами они обладают.
- «Ориентирование в пространстве» – вырабатывается умение ориентироваться в двух- и трехмерном пространстве применительно к разным объектам (лист бумаги, комната, детская площадка, собственное тело и т. д.).
- «Ориентирование во времени» – объяснение того, что представляет собой время, куда оно направлено, какие бывают временные промежутки, как они называются и определяются (дни недели, месяцы, год, сутки, час, минута, секунда).
Как правило, в детском саду занятия по математике проводятся хотя бы раз в неделю, и их продолжительность постепенно увеличивается:
- младшая группа – 10–15 минут;
- средняя – около 20 минут;
- старшая и подготовительная – 20-25 минут.
В ходе занятий должны практиковаться и индивидуальные, и коллективные формы работы, чтобы обеспечить оптимальное соотношение объяснения нового материала с отработкой практических навыков.
Возможно и разделение детей на подгруппы при выполнении отдельных упражнений, причем последние могут несколько отличаться по уровню сложности, чтобы обеспечить интерес и мотивацию дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития.
Рекомендации по организации занятий
- За основу должна браться цельная дидактическая программа по раннему обучению детей, рассчитанная на весь период пребывания в дошкольном учреждении и содержащая весь необходимый материал.
- Для каждого занятия ставятся конкретные задачи и выбираются методики и приемы.
- При определении задач целесообразно ставить одну на освоение нового материала, а также предусматривать обязательное закрепление и повторение.
- Изучение материала должно идти последовательно и иметь систематический вид.
- Желательно применение разнообразных наглядных средств.
- Необходимо демонстрировать практическое значение полученных знаний, их связь с жизнью.
- Использование коллективной и индивидуальной работы, опора на дифференцированный подход при отборе вопросов и упражнений.
- Необходимость регулярного контроля уровня усвоения материала и устранения выявленных пробелов в знаниях.
- Развивающая, а также коррекционно-воспитательная направленность работы с детьми.
- Оптимальное время для проведения занятий – первая половина дня.
- В пару к занятиям по математике лучше ставить то, что не требует серьезной умственной нагрузки (физкультура, музыка, рисование).
- Возможно комбинирование методик, если они дополняют друг друга.
- Одна из главных целей педагога – вовлечение в работу каждого ребенка.
- Широкое использование игровых форм деятельности.
Таблица: варианты игровых заданий при раннем обучении детей математике
Название игрового задания | Содержание |
Составь геометрическую фигуру | Из палочек для счета предлагается составить сочетания геометрических фигур с общими сторонами. Кроме математических представлений о фигурах, подобные задачи развивают логику, пространственное воображение. Составь:
|
Дай быстрый ответ | Ребенку называется простой арифметический пример (типа 2 + 2) и бросается мяч – поймав его, он должен дать ответ и вернуть мяч педагогу. |
Найди и исправь ошибку | Ребенку или группе детей предлагается набор геометрических фигур, среди которых есть ошибочно положенные в силу несовпадения определяющего признака (форма фигуры, цвет, размер) – их нужно заменить на верные. |
Только одно отличие | Игра строится по принципу домино с участием двух или нескольких игроков, каждый из которых получает набор геометрических фигур разных форм, цветов и размеров. Первый игрок кладет любую фигуру – второй должен приставить к ней свою, отличающуюся только одним признаком (к примеру, к большому красному квадрату можно добавить маленький красный или большой синий квадрат, либо большой красный треугольник). Игроки ходят по очереди. |
Кто быстрее найдет | Дети получают набор различных геометрических фигур. Воспитатель называет, например, «средний желтый круг» – ребята должны выбрать такую фигуру и показать. |
Назови соседние числа | Педагог называет число, а ребенок указывает соседние по порядку: скажем, для пяти – четыре и шесть. Для добавления игрового элемента можно сопровождать вопросы и ответы действиями, например, передавать мяч. |
Сложи фигуру | Бумажная фигура разрезается на части, имеющие разную геометрическую форму. Ребенок должен сложить все в правильном порядке. Другой вариант похожей игры – разрезать картинку на квадратики, пронумерованные с обратной стороны. Задача участника – расположить квадратики в верном порядке, и в этом случае при переворачивании получится исходное изображение. Также можно устроить командное соревнование на время – кто быстрее сложит фигуру. |
Больше, шире, длиннее… | Для игры могут быть использованы любые подручные материалы – ленты, игрушки и пр. Воспитатель просит сравнить два предмета, которые чем-либо отличаются по своим размерам. Дети определяют, как сопоставляемые объекты соотносятся друг с другом: уже – шире, выше – ниже и т. п. |
Назови загаданный предмет | Воспитатель показывает группу различных предметов, к примеру игрушек, и начинает давать описание того, что он загадал. Дети должны по называемым свойствам как можно быстрее догадаться, о чем идет речь. |
Геометрическое лото | Один из возможных вариантов: педагог раздает карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал и т. п.) и с предметов аналогичной формы. Задача детей – найти парные соответствия. |
Нарисуй узор или расскажи про узор | В первом случае дети должны по указаниям воспитателя нанести на листок бумаги фигуры так, чтобы получился узор. Например, в правом верхнем углу круг, под ним квадрат, в левом нижнем углу треугольник. В конце ребята показывают получившиеся рисунки и оценивают, верно ли они все выполнили.
Во втором случае дети, наоборот, получают картинку или коврик с нанесенным узором, и они должны словесно его описать. Постепенно добавляются новые, более сложные, элементы: волны, солнышки, домики и т. д. |
Построение по порядку | Интереснее всего проходит командная игры: дети, разделенные на команды, по сигналу воспитателя подбегают к столу своей команды и берут не глядя карточки с написанными цифрами. Члены команды должны выстроиться в том порядке, кому какой номер достался – побеждает та, которая сумела это сделать быстрее. |
Сосчитай и назови |
Участники игры получают карточки с цифрами. Ведущий издает несколько звуков свистком или молоточком, а дети поднимают карточки, сколько они насчитали звуков. |
Раннее обучение детей иностранному языку
В наше время интерес к изучению иностранных языков резко возрос, причем начинается это уже с детского сада. В принципе, такой подход обоснован, поскольку лингвисты определили, что наилучшие результаты занятия дают в возрасте 5-8 лет.
Детям во многом проще изучать иностранный язык, поскольку у них еще не сложились мыслительные и речевые штампы, и процесс переключения с одного языка на другой у них протекает более свободно и естественно, чем у взрослых. При этом у ребенка повышается уровень владения и родным языком.
Хотя обычно дошкольники намного охотнее занимаются иностранным языком, чем, скажем, математикой, педагогу необходимо не только владеть методиками преподавания и знать особенности детской психологии, но и иметь определенный склад характера, чтобы занятия проходили в комфортной для детей обстановке и давали эффект:
- спокойствие и терпение – при работе с детьми без этих качеств никак не обойтись;
- дружелюбие, умение говорить с ребенком на «одном языке» в смысле психологии;
- навыки применения игровых технологий, способность импровизировать и преодолевать детские капризы «экологичным» способом;
- знание современных методик, включая использование мультфильмов, песен, игр, чтобы сделать процесс изучения языка более увлекательным;
- умение работать с ребенком с любым уровнем языковых знаний;
- талант заинтересовать любого ученика;
- способность увязать изучение иностранного языка с другими направлениями воспитания и личностного развития ребенка.
Методические приемы обучения детей иностранному языку
Как эффективно учить детей иностранному языку.
Ролевые игры как основной метод изучения иностранного языка
Отличная возможность показать практическое значение знания языка – моделирование ситуаций, в которых малыш не только осваивал бы определенную социальную роль, но и смог бы проявить обретенную им способность общаться.
Примеры подобных ролевых игр:
- общение в магазине между продавцом и покупателем;
- прием в больнице (доктор и пациент);
- семейные отношения, например разговор мамы и дочки;
- разыгрывание сценки из сказки, фильма и т. п.;
- заказ обеда у повара, и т. д.
За основу можно взять сцену, которую дети наблюдали ранее, например, в мультфильме, или попросить их сыграть роль, знакомую им по жизненному опыту. В ходе игры дети должны произносить заученные фразы либо, наоборот, импровизировать, демонстрируя свободное владение языком. Также участникам следует выражать соответствующие ситуации эмоции, выполнять действия и т. п. Тем самым дети осваивают естественное коммуникативное поведение.
Возможности построения ситуаций здесь безграничны, так что на каждом занятии придумывается что-то новое. Примеры игр при раннем обучении детей английскому языку:
- What’s this? Педагог берет в руки различные предметы или показывает на них, а дети должны правильно назвать по-английски. Можно также предложить определить, что это, наощупь, с закрытыми глазами.
- Show me. Здесь дети и воспитатель меняются ролями: педагог произносит слово, а ребенку нужно найти и либо взять в руки, либо показать пальцем на названные вещи (игрушки, предметы мебели, одежды и т. п.).
- What’s missing? Малышей просят закрыть глаза, после чего определить, что пропало, дав ответ по-английски. Это упражнение также отлично тренирует память.
- What’s doesn’t belong? Ребятам демонстрируется ряд однородных предметов, среди которых один объект лишний. К примеру, единственная несъедобная вещь на рисунке.
- Where did I go wrong? Педагог перечисляет, что он видит, или до чего он дотрагивается – когда он допускает ошибку, детям нужно подать условный знак (хлопок в ладоши или нечто подобное) и сказать верное слово.
- Who is my friend? Учитель дает описание одного из воспитанников или какого-то сказочного персонажа, а ребята должны догадаться, о ком он рассказывает.
- My dream today is. Один участник игры говорит, что он хочет сделать или взять в руки, а другому необходимо это выполнить.
Подобные игры легко организовать в любой обстановке, даже не имея под рукой специальных дидактических материалов.
Проведение соревнований в рамках раннего обучения детей иностранному языку
Устройство состязаний позволяет повысить мотивацию ребят: главное, чтобы стремление к победе не выливалось в нарушение правил, ссоры и обиды. Какие же соревнования возможны?
- Кто первый вспомнит слова, начинающиеся с буквы… – например, назовите три слова на букву «С».
- Кто сумеет выполнить все команды без единой ошибки: «Hands up! Sit down! Roll! Clap your hands! Smile!»
- Кто быстрее отгадает загадку, нарисовав ответ.
- Кто найдет все перечисленные предметы.
- Кто составит больше всего слов из предложенного набора букв.
При этом важно заинтересовать всех детей и отмечать их достижения с помощью системы наград, включая утешительные призы.
Музыкальные игры как метод изучения английского языка
Идеально подходят для обучения языку различные музыкальные формы. Существует большое количество занимательных песенок даже для самых маленьких:
- If you are happy – clap your hands.
- Baby-shark.
- Five little ducks.
- Twinkle twinkle little star.
- ABC song.
- Heard, shoulders, knees, and toes.
Преимуществ от использования песен масса – запоминание новых слов, усвоение правильного произношения, развитие коммуникации, наконец, просто привлекательность таких форм для детей, которые физически отдыхают при этом. Для создания еще более комфортной атмосферы можно предложить детям одновременно танцевать, что, кстати, способствует фиксации информации в нашей памяти.
Творческие приемы раннего обучения детей иностранному языку
Сюда можно разные виды деятельности:
- Рисование
Как правило, дети любят рисовать, и есть различные варианты, как встроить художественное творчество в изучение иностранного языка: рисование букв и их образных ассоциаций, изображение называемых учителем предметов, создание иллюстраций к прочитанным текстам, придумывание рассказов по рисункам и т. д.
В дошкольном возрасте рисование очень полезно, поскольку развивает мелкую моторику, способствует развитию креативности, а также действует на детей успокаивающим образом.
- Театральные приемы
Постановка сценок или полноценных пьес – это возможность не только развития творческих талантов детей, но и навыков использования языка в устной речи. Главное, чтобы каждый имел возможность выступить.
- Заучивание наизусть
Это отличный способ тренировки памяти и пополнения словарного запаса. Для заучивания лучше выбирать интересные для детей темы – смешные стихи, считалки, щекоталки и т. п. Есть много небольших и забавных стихотворений про буквы, цифры, названия частей тела, предметов одежды и пр. Рекомендуется брать по одному стишку каждые два урока.
В целом, раннее обучение детей можно начинать даже с младшего дошкольного возраста. При этом следует стараться, чтобы малышу было интересно и он с удовольствием включался в познавательный процесс. Поэтому от педагога требуется владение различными методиками и умение работать с любым ребенком: необходимо активно применять игровые подходы, предлагать занимательные дидактические материалы, оригинальные интерактивные упражнения, проводить экскурсии.
По ходу занятия нужно отслеживать уровень мотивации и концентрации учеников и при появлении признаков усталости менять формы взаимодействия. Полезной будет и поддержка со стороны родителей, чтобы дома дети применяли приобретенные знания и навыки.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: