Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие интереса к учебе: советы и рекомендации
Главная > Блог > Развитие интереса к учебе: советы и рекомендации
19.12.2022
1837
Время чтения: 14 минут

Развитие интереса к учебе: советы и рекомендации

Почему важно? Развитие интереса к учебе у ребенка напрямую влияет на его успеваемость, скорость усваивания материала и вовлеченность в образовательный процесс. И чем лучше дети понимают предмет в начальных классах, тем легче им будет осваивать дисциплину в старшей школе и вузе.

Как способствовать? Мотивировать к обучению должны не только педагоги, но и родители. Существует множество игровых техник, а также простых советов и рекомендаций, которые помогут развивать интерес у детей разных возрастов.

Виды мотивации и признаки демотивации ребенка к учебе

Тяга к знаниям у детей школьного возраста зависит от наличия у них:

  • мотивации к получению новой информации – желания понять устройство этого мира, получить новые навыки и успешно их применять, освоить какую-либо профессию;
  • социальной мотивации, при которой стремление учиться исходит из потребности в общественном признании, похвале и одобрении сверстников, родителей и наставников.

Познавательные мотивы являются непосредственной частью учебной деятельности, а социальная мотивация – внешний фактор. Эти стороны, побуждающие развитие интереса к учебе у дошкольников, можно рассматривать как полярные.

С одной стороны, это внутренний интерес к получению новых знаний и навыков. Другая сторона, напротив, полностью зависит от того, что происходит вне личности. Это родительская любовь, уважение друзей и одноклассников, ведь почти все любят нравится другим и быть в центре внимания, а у подростков и школьников эти мотивы могут быть особенно выражены.

Виды мотивации

Педагог должен стремиться, чтобы у школьников в большей степени формировалась именно внутренняя мотивация, как наиболее устойчивая и эффективная.

Сама учебная деятельность, подкрепленная внутренним желанием, являет собой ценность и источник интереса для ребенка. Она приносит удовольствие и удовлетворение, чувство потока, увлеченности процессом.

Проводимые исследования наглядно показали, что внутренняя мотивация в связке с решением творческих задач и познавательной гибкостью – важнейший фактор эффективного планирования учебной деятельности, формирования настойчивости, действенных антистрессовых стратегий, а также академических успехов, моральной устойчивости и психологического комфорта.

Социальная мотивация эффективна для развития интереса к учебе в том случае, если внутренних побуждений явно недостаточно. Пример такой стимуляции – организовать игру непосредственно во время учебного процесса, в которой будут создаваться ситуации, связанные с общением или пообещать какую-либо награду за хорошие оценки в школе.

Демотивация у ребенка

Демотивация у ребенка всегда бросается в глаза. Можно даже перечислить «красные флаги» отсутствия мотивации к учебе, симптоматика следующая:

  • ребенок получает низкие оценки по одному или нескольким предметам на протяжении длительного срока, при условии, что ранее успеваемость была на более высоком уровне;
  • домашнее задание выполняется крайне неохотно и по несколько часов или не делается вовсе;
  • школьник открыто заявляет о нежелании посещать учебное заведение, опаздывает на уроки или прогуливает их;
  • уровень активности на уроках существенно снижается;
  • ребенок говорит, что ему не нужны и никогда не понадобятся знания, полученные в школе;
  • часто появляется грусть, расстройство и плохое настроение. Все эмоции, связанные со школой, носят негативный оттенок.

Развитие интереса к учебе у детей младшего школьного возраста

Принято считать, что готовность к школе определяется возрастом (обычно 7 лет), освоенным счетом, умением читать, сравнивать и другими навыками. Но физиологическая, психологическая, эмоциональная готовность важны не меньше, чем достижение определенного уровня интеллекта.

Ребенок должен уметь следовать определенным правилам и делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Для младших школьников такой навык гораздо полезнее для успешной учебы, чем комплекс имеющихся знаний.

Ученикам начальных классов обязательно нужно много времени проводить на открытом воздухе для насыщения мозга кислородом, правильно и сбалансированно питаться, придерживаться режима дня. Хороший эффект для развития навыков планирования и самоконтроля будет от нейропсихологических игр и упражнений. Они также тренируют память, внимание, концентрацию.

Как понять слабые стороны ребенка и своевременно их скорректировать? Обратите внимание на его обычные жалобы:

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с запоминанием.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — дефицит внимания.
  • «Не понял» — нужно поработать над скоростью восприятия и обработки информации.
  • «Не могу представить» — необходимо развивать воображение.

Развитие интереса к учебе у детей среднего и старшего школьного возраста

  • Подростки (10−14 лет): Знания — это сила!

Педагогу важно искать разнообразные и небанальные форматы изучения предметов. Хорошим дополнением к уроку истории станут интерактивные видео на различных хостингах или просмотр сериалов, математика станет увлекательнее с мобильными играми и приложениями. Нужно дать школьнику попробовать самые разные способы получения информации и выбрать наиболее подходящий и интересный. Хобби тоже может поспособствовать учебе, в том числе и игры на ПК.

Развитие интереса к учебе

  • Старшеклассники (15−17 лет): Путь к мечте — через уроки

Для детей этого возраста важно честно самому себе ответить на вопрос для чего им нужна учеба: где в их жизни найдут применение полученные знания, как помогут достичь желаемого и воплотить мечту, какие двери перед ними откроют и т.д. Подростки ценят, когда родители общаются с ними на равных и дают возможность принимать жизненно важные решения: куда пойти после школы, какую профессию выбрать.

Если старшее поколение выберет верную линию поведения: не будет критиковать, даст необходимую поддержку, направит – мотивация к учебе появится сама собой.

Не лишними для родителей будут советы педагога. Например, о том, что важно с позитивом отзываться о школе и обучении в целом. Если ребенок будет слышать реплики наподобие: «Ну вот, завтра опять в школу, как уже надоело» или «Вот мне вообще ничего из школьной программы в жизни не пригодилось!», то весь этот негатив он будет считать правильной точкой зрения, ведь родители – это авторитет.

Развитие интереса к учебе

Нужно напротив, почаще говорить о пользе знаний для качественного улучшения жизни, самому стремиться узнавать что-то новое и получать от этого удовольствие. А еще налаживайте с ребенком тактильный контакт и почаще хвалите. Обязательно делайте акцент на том, что именно у него получилось сделать хорошо, вместо дежурного «ты молодец», так школьник научится ценить свои сильные стороны.

Что влияет на развитие интереса к учебе у ребенка

  1. Ребенок еще не готов к школе. Взрослые полагают, что если их чадо много знает для своих лет, то можно идти в школу. Но даже высокий интеллект не говорит о том, что психика созрела для нового жизненного этапа. Может случиться, что маленький ребенок просто не сможет следовать определенным правилам в силу возраста. К тому же малышам сложно длительное время оставаться без движения, как этого требуют уроки.
  2. Конфликты с учителями. Учитель может даже не подозревать, что такой конфликт имеет место быть. Могут обозначиться плохая успеваемость, изменения в поведении ребенка, хотя открытой ссоры как таковой не было. Воспитанник может обидеться на слова в свой адрес и скрывать это чувство, испытывая при этом страх, подавленность, неприязнь к педагогу. Чтобы избежать такой ситуации, учителю необходимо выстраивать доверительные отношения со своими подопечными.
  3. Конфликты с учениками. Если такая проблема имеет место быть, то придется приложить немало усилий всех сторон, чтобы сгладить ее без последствий для ребенка. Зачастую доходит даже до необходимости смены коллектива.
  4. Физические дефекты. Дефекты речи, нервные тики и прочее. Дети очень болезненно воспринимают свое отличие от большинства сверстников. Особенно негативно воспринимается эта ситуация, когда одноклассники начинают насмехаться над ребенком. Осознавая свою проблему, ученик может избегать школы, как источника негативных эмоций.
  5. Конфликты внутри семьи. Ссоры между родственниками заставляют ребенка замкнуться в себе, лишают интереса и мотивации не только к учебе, но и вообще ко всему.
  6. Давление со стороны старших родственников. Родитель часто ставят перед ребенком недостижимую планку, нанимая для него лучших репетиторов и отдавая на различные секции. И делается это часто даже не посоветовавшись со школьником. Взрослых очень возмущает, если их дитя не соответствует той идеальной картинке, которую они сами себе нарисовали в воображении. Важно вовремя остановиться и прекратить излишнее давление на ребенка.

Советы педагогу по развитию интереса к учебе у ребенка

  • Предоставьте свободу выбора там, где это допустимо.
  • Радость и интерес должны быть основными эмоциями, связанными с процессом обучения.
  • При планировании обучения обязательно учитывать индивидуальность и интересы детей.
  • Лучше всего стимулирует обучение чувство, что что-то удалось. Отсутствие такого переживания лишает учебу смысла. Важно научить ребенка разбираться со сложными темами, начиная с азов. Большую задачу можно разложить на отдельные пункты, доступные для освоения. Если ребенок научится делать что-то мастерски, то он будет с большим энтузиазмом относиться к дальнейшему получению знаний.
  • Внутренняя мотивация растет с ростом уверенности в себе и своих силах.
  • Всегда замечайте успехи ребенка. Когда достижения отмечены и высоко оценена, возникает желание учиться дальше. Создавайте список успехов, он поможет достичь новых вершин и повысит самостоятельность.
  • Не ругайте за неудачи, они и есть наказание. Чувство страха и неуверенности, порожденные ожиданием наказания, создают трудности в процессе обучения. Как следствие мотивация снижается.

развитие интереса к учебе

  • Для школьников важен образ и личность наставника (очень часто даже скучный предмет, который ведет любимый учитель, хорошо усваивается).
  • Преподносите информацию увлекательно и небанально.
  • Изучайте новые методики и приемы образовательной деятельности и применяйте их на практике.
  • Если есть возможность, находите индивидуальный подход и общайтесь с каждым из учеников во время урока. Всегда поощряйте обратную связь – это поможет вовремя заметить и объяснить не понятый материал.
  • При оценке ученика ставьте баллы не за один ответ, а за активность на уроке в целом. Используйте так называемый «поурочный балл».
  • Работайте над развитием познавательных способностей своих подопечных средствами своего предмета. Важно совершенствовать быстроту реакции, все виды памяти, внимание, фантазию. Главная задача школы не только вложить знания, но и научить думать и работать с информацией самостоятельно.
  • Применяйте интегративный подход в преподавании своего предмета, связывайте темы курса с родственными дисциплинами, это расширит кругозор учеников.
  • Делайте все, что в ваших силах, чтобы учебный процесс был интересным и увлекательным. Для этого будьте интересны как личность, используйте всевозможные методы донесения информации, сделайте свою дисциплину более творческой.

развитие интереса к учебе

  • Используйте игру – это мощный стимулятор интереса к происходящим событиям. В игры любят играть абсолютно все, это не исключительная прерогатива малышей. Теперь к практике, а она показывает, что игровая мотивация наиболее эффективна в среднем школьном возрасте.

    В начальной школе детьми легко управлять, а старшеклассники уже взрослые и целеустремленные. Те, что посередине как раз падки на азарт и вдохновение. Игровая деятельность разнится в зависимости от возраста, это зависит от формирования новых психических процессов по мере взросления.

    В младшем возрасте подойдут линейные игры, в среднем – командные и с акцентом на личные поступки.

    Старшеклассники оценят необходимость качественного отыгрыша и воссоздания новых образов, нестандартные модели реальности. Для каждого возраста в игре есть что-то особенное, и в целом этот процесс максимально эффективен для развития мышления и формирования личности.

  • Успех должен достигаться на базе выполнения задач, которые по плечу каждому из класса. Новый материал ложится на старые знания.
  • Положительная энергетика и эмоциональный фон достигаются при помощи дружественной атмосферы на уроке, яркой и немонотонной речи учителя.
  • Стимулируйте самопознание, путем оценки своей деятельности и деятельности окружающих. Полезно научить учеников задавать себе вопросы, подразумевающие множество вариантов ответа, такие как «почему я столкнулся с трудностями?», «что было интересного на уроке, что нового?».
  • Оживите урок необычным вступлением, музыкальными паузами, играми и соревнованиями, минутками юмора.
  • Поощряйте коллективную деятельность, работу в группах, командные соревнования, коллективное решение задач, взаимопомощь.
  • Преподносите материал в нестандартной и неожиданной форме.
  • Используйте такие приемы как дискуссия, эвристическая беседа, дедукция и индукция, классификация, обобщение, создание ситуативных моделей.
  • Стимулируйте деятельность через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  • Выявляйте слабые стороны и причины отсутствия мотивации: неумение учиться или промахи в воспитании. Прорабатывайте проблемные моменты.
  • Поддерживайте контакт и доверительные отношения со всеми подопечными, будьте им другом и наставником.
  • Подпитывайте атмосферу энтузиазма, активности, оптимизма и уверенности в собственных силах у детей.
  • Используйте современные цифровые технологии.
  • Разнообразьте учебную деятельность при помощи приема ролевой игры.
  • Помните, каждый ребенок – это личность, имеющая свой особенный характер. Уважайте это.

Создание мотивации к обучению – процесс не одного дня, он требует полной самоотдачи и больших трудозатрат. Никогда не поздно начать сначала и исправить ошибки в работе с учениками. На любом этапе взаимодействия возможно выстроить отношения, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw