Развитие мышления дошкольников: стадии, методики
Сохранить статью:
Какие виды мышления? Детский мозг обладает гибкостью и повышенной лабильностью. По мере его созревания развиваются новые типы мышления: от наглядно-образного у совсем маленьких детей до критического и инженерного у старшего дошкольного возраста.
Как улучшить? Для развития мышления дошкольников необходимо учитывать возраст, их индивидуальные особенности. В процессе у детей формируются новые нейронные связи. Они учатся выполнять такие операции, как синтез и анализ, начинают понимать, что такое абстракция.
Особенности развития мышления дошкольников
В дошкольный период у детей активно развивается мышление, причем разные его виды, каждый из которых начинает формироваться в определенном возрасте. Обычно выделяются три формы мышления у дошкольников, взаимосвязанные друг с другом: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Способности к пониманию и мышлению заложены в человеке природой, и постепенно они пробуждаются под действием внешней среды и внутренних изменений. Мозг крошечного ребенка с жадностью впитывает всю поступающую информацию: звуки, предметы, действия окружающих.
Кроме фиксации этих объектов, между ними устанавливаются связи. Поэтому для ребенка важно повторить действия, чтобы таким путем получить подтверждение выявленной закономерности. Скажем, малыш будет трясти погремушку – так он узнает, какие звуки она издает и что нужно сделать, чтобы она начала греметь.
Поначалу развитие мышления идет неосознанно, и ребенок лишь впитывает те сведения, которые ему дает окружающая действительность. Однако затем, когда он обретает способность ходить, его действия получают большую осмысленность и целеустремленность. Он становится не просто наблюдателем внешнего мира, но и приобретает возможность его преобразовывать.
Эти процессы стремительно активизируются в возрасте двух лет, когда подросший малыш проявляет интерес ко всему. Получая новые знания, ребенок учится производить мыслительные операции, и к возрасту пяти лет он обретает способности анализа, сравнения и обобщения.
Факторы, которые влияют на скорость развития мышления у дошкольника
- Круг общения. В процессе личностного развития ребенок нуждается в расширении круга общения, и, кроме родителей, в него должны входить другие взрослые, а также сверстники. Это необходимо, чтобы у малыша была возможность наблюдать разные модели поведения и иметь больше источников информации.
- Развитие речи. Освоив речь, ребенок приобретает более широкие возможности для коммуникации – получения новых знаний и выражения своих мыслей.
- Формирование способности к анализу. Этот процесс начинается с простейших примеров (форма, цвет, величина и пространственное расположение объектов), а затем распространяется на более сложные явления и понятия.
- Навыки и умения – в этом возрасте любое новое умение (петь, танцевать, играть в шахматы и т. д.) способствует развитию мышления.
- Личностные качества. Даже у ребенка 3-4 лет заметно проявляются особенности характера и другие черты личности, обуславливающие его поведение.
- Самооценка. Важно развивать в ребенке адекватную самооценку, помогать ему в познании самого себя.
- Самоконтроль. Это необходимое условие для нормального развития личности.
Стадии развития мышления дошкольников
Сначала маленькие дети пользуются исключительно наглядно-действенным мышлением, которое складывается в возрасте 1-3 лет. Его основой является восприятие окружающих предметов и вступление с ними во взаимодействие.
Последнее носит не только творческий, созидательный, но и деструктивный характер: это совершенно нормальное явление. Малыш разбирает и даже ломает то, что попадается ему под руку, поскольку ему интересно, что находится внутри, из чего состоит эта вещь.
Позднее, в 3-4 года, формируется следующий этап мышления – в наглядно-образной форме. Для него характерно построение представлений и образов, которыми можно манипулировать и производить с ними мыслительные операции. Здесь уже не обойтись без анализа. Соответственно, ребенок может предсказать, какими свойствами должен обладать тот или иной предмет, как будет развиваться ситуация с участием знакомых ему объектов.
Наконец, к 6 годам складываются предпосылки для перехода на более сложный уровень мышления – словесно-логический. На этом этапе ребенок способен оперировать мыслительными образами и более точно выражать свои мысли. Ему знакомы понятия, которые существуют лишь в обобщенном виде, и он может логически их сопоставлять.
Даже для развития наглядно-образного мышления дошкольнику необходимо общение и постоянное получение новой информации. В детском саду с этой целью проводятся дидактические и познавательно-развлекательные занятия, организуются различные игры с содержательными элементами, устраиваются экскурсии, встречи со специалистами и т. п.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Для создания среды, способствующей развитию познавательных и мыслительных способностей детей, необходима правильная организация образовательного процесса. В ДОУ для этого имеются все условия, и требования к системе обучения определяются нормативно-правовыми документами: положения ФГОС дошкольного образования, санитарно-эпидемиологические нормативы, перечень средств воспитания и обучения и др.
Основные требования к образовательной среде в дошкольных учреждениях:
- обеспечение полноценного и всестороннего развития ребенка;
- мотивация детей к познавательной деятельности;
- способствование развитию самостоятельности и творчества;
- создание условий для субъектной позиции ребенка, то есть для его саморазвития.
Развивающая среда должна обеспечивать формирование всех аспектов личности, включая, конечно, и интеллектуальную сферу.
Сейчас известно много приемов и методик, позволяющих повысить продуктивность занятий с детьми. Также в помощь воспитателям имеется обширный арсенал учебно-вспомогательных средств: наглядные материалы, оборудование, дидактические игры, методические пособия и пр.
В рамках построения учебно-воспитательного процесса материалы условно можно разделить на три категории, границы между которыми подвижны:
- «СЕГОДНЯ». Это то, что изучается в данный момент на занятиях, содержание которых устанавливается планом. В данном случае информация исходит от воспитателей.
- «ВЧЕРА». Это знания и умения, уже освоенные малышами, в том числе и на личном опыте, а не только в детском саду. Данный материал должен постоянно актуализироваться, повторяться и использоваться как базис для дальнейшей познавательной деятельности.
- «ЗАВТРА». Задачи, стоящие перед детьми в недалеком будущем. Их тоже необходимо озвучивать, чтобы создавать позитивную мотивацию.
Таким образом, развивающая среда выполняет разнообразные функции, и, помимо образовательной, основными из них являются также воспитывающая, мотивирующая, организационная и коммуникативная. При этом все они направлены на достижение комплексной цели – развитие самостоятельности и самодеятельности.
Методы развития мышления у дошкольников
Для детей предпочтительным видом деятельности является игра. Многократно проводившиеся исследования показали необходимость использования игровых методик в рамках занятий, чтобы обеспечить интерес и мотивацию малышей.
Представим ведущие типы занятий по развитию интеллектуальных способностей на примере конкретных приемов развития мышления дошкольников:
Тип заданий | Пример | Необходимое оборудование |
На развитие памяти | Дошкольникам предлагается запомнить то, что им демонстрируется, и потом воспроизвести по памяти расположение предметов, последовательность чего-либо и т. п. | Картинки, кубики, наборы букв и цифр |
На развитие логики мышления | Дети должны определить недостающий элемент, выделить закономерность, найти связь, для чего потребуются навыки анализа, сравнения и рассуждения. | Изображения, схемы, предметы |
На формирование умения классифицировать | От ребят требуется объединить предметы по единому признаку и пояснить свое решение. | Наборы карточек или предметов |
На концентрацию внимания | Дети должны сравнить картинки и найти различия между ними. | Карточки с рисунками |
На развитие пространственного восприятия | Ребенку необходимо правильно расположить детали некоего объекта. | Конструкторы, сборные игрушки, головоломки с объемным содержимым |
На развитие аналитических способностей | Детям показывается изображение, на котором нужно обнаружить ошибки, объяснив, что не так. | Так называемые рисунки-небылицы |
На формирование прогностических умений | Игры, в которых для победы нужно наперед продумывать действия – свои и соперника: домино, шашки и т. д. | Интеллектуальные настольные игры |
Развитие наглядно-образного мышления у дошкольника
Для этого подойдут игры, элементы которых взаимосвязаны, и от ребенка требуется уловить эту связь. К примеру, малышу показывается серия изображений, которые можно обобщить одним понятием (транспорт, мебель, одежда, животные и т. п.).
Также данное мышление хорошо развивается при помощи пазлов: чтобы собрать цельную картинку, ребенку нужно внимательно рассмотреть исходные элементы и соотнести их друг с другом.
Еще один вариант игры, где задействуется наглядно-образное мышление, – «Все по полочкам». Перед детьми находится картина или куча предметов, из которых нужно выбрать только имеющие конкретные свойства.
на наши новости
500 000 пользователей!
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления у дошкольников тоже применяются игровые методики и различные наглядные материалы.
Примеры устных игр:
- «Продолжи сказку». Воспитатель начинает рассказ-сказку, а ребята должны придумать продолжение и конец.
- «Да и нет». Простая, но популярная игра: ведущий загадывает слово, а игроки должны догадаться, что это, задавая наводящие вопросы, отвечать на которые можно односложно – «да» или «нет».
- «Ассоциация». Один называет слово, а другой ассоциацию с этим понятием, причем ассоциация должна иметь логическое обоснование: лето – солнце, вода – корабль и т. д.
Игры с использованием наглядных средств:
- Составление фигуры – из кубиков, счетных палочек и пр.
- Лабиринт – нужно пройти нарисованный или объемный лабиринт.
- Придумывание истории на основе картинки: нужно представить, что происходило до и что случится после изображенной ситуации.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление требует оперирования образами, для чего есть масса игровых возможностей:
- описание – на что похожа клякса;
- создание предмета из имеющихся деталей;
- поиск того, что объединяет разные картинки;
- угадывание предмета по его словесному описанию;
- нетрадиционное рисование – брызгами, предметами и т. п.
Развитие пространственного мышления
Пространственные навыки необходимы для умения ориентироваться в окружающем мире. Развивающие игры:
- выкладывание фигур из спичек или палочек;
- графические диктанты – следуя указаниям воспитателя, дошкольники рисуют по клеточкам фигуры;
- игра «Дальше — ближе» – участники передвигают предметы по просьбам ведущего;
- ведение линий на листе бумаги с закрытыми глазами – нужно следовать указаниям педагога, стараясь получить требуемое изображение.
Развитие критического мышления
Начальный уровень этого умения формируется в дошкольном возрасте. Дети должны научиться проводить анализ, например, изображенной ситуации, размышлять на заданную тему, выражать свое личностное отношение.
Одна из наиболее оригинальных игр подобной направленности – «Шесть шляп мышления», автором которой является Эдвард де Боно. Хотя эта методика скорее рассчитана на более взрослый возраст, в простейшей форме можно ее использовать и в ДОУ. Здесь детям предлагается надеть одну из шляп, цвет которой указывает на необходимость следования определенному ходу размышлений: эмоциональность, изложение фактов, критика, креативный подход и т. д.
Еще одно хорошее упражнение на критическое мышление – создание классификации каких-либо предметов или явлений.
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Инженерное мышление нацелено на творческое созидание, конструирование. Как правило, детям нравится что-то строить, конструировать, и задания нужно постепенно усложнять, начиная с простейших упражнений типа «построить башню из кубиков» и предлагая все более продвинутые варианты моделирования вплоть до создания доступных электротехнических поделок. В наше время существует много возможностей для развития исследовательских навыков: проведение экспериментов, изучение технических моделей и пр.
В целом развитие мыслительных способностей – важная составляющая процесса становления личности и познания окружающего мира. Эти навыки формируются в дошкольном возрасте, и на их основе строится дальнейший интеллектуальный рост человека.
Даже если у ребенка есть соответствующая мотивация и склонности, нельзя пускать этот процесс на самотек, и задача педагога – создать все условия для развития мышления дошкольников.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: