Развитие разных типов мышления у школьников
Сохранить статью:
Зачем это нужно? Развитие мышления у школьников – крайне важный процесс. Если пустить его на самотек, то при дальнейшем процессе обучения непременно возникнут трудности. В худшем случае он станет абсолютно неэффективным.
На что обратить внимание? Есть разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, абстрактное, творческое. Ребенок приходит в школу уже с определенным «запасом», но его необходимо пополнять при помощи соответствующих методик.
Типы мышления
Ежедневно мы принимаем множество решений. Хотя большинство из них могут показаться малозначимыми (какую рубашку надеть, с какой стороны обойти лужу, что взять к чаю и т. п.), за каждым из них стоит работа нашего мозга, который анализирует имеющуюся информацию, сравнивает возможные варианты, после чего делается оптимальный, с нашей точки зрения, выбор.
Это и есть мышление, которое представляет собой процесс моделирования закономерностей и взаимосвязей в окружающем мире на основе исходных знаний.
Развитие мышления у дошкольников и младших школьников происходит поэтапно, от простых видов к более сложным.
Маленьким детям присуще наглядно-действенное мышление, необходимым условием которого является непосредственное восприятие предметов и возможность с ними взаимодействовать. Крошечный человечек на основе собственного опыта познает, какими свойствами обладает наблюдаемая им вещь, что он может с ней сделать.
Именно таким образом дети получают информацию о действительности – наблюдая, улавливая закономерности, вступая во взаимодействие. Например, изучив подаренную ей говорящую куклу, девочка определяет, куда нужно нажать для появления звука.
Далее формируется наглядно-образное мышление, которое оперирует представлениями и образами. К примеру, так происходит осознание общих понятий, объединяющих разные материальные объекты, и дети обретают способность понять, что внешне отличающиеся вещи можно обозначить одним словом – одежда, обувь, животные и т. д.
Следующий уровень – это словесно-логическое мышление, фундаментом которого выступает владение языком. В данном случае мыслительный процесс выглядит как цепочка рассуждений, связывающих отдельные понятия и позволяющих сделать некий вывод.
С помощью этого мышления мы выражаем свои идеи, общаемся с другими людьми и обмениваемся с ними информацией. Скажем, ребенок, отказываясь идти на прогулку, приводит аргументы для этого – он плохо себя чувствует, на улице холодно, он занят интересной игрой и т. д.
В дальнейшем складываются условия для формирования теоретического, абстрактно-логического мышления. Здесь наш мозг не нуждается в непосредственном восприятии объекта и манипулирует понятиями, в том числе отвлеченными, не имеющими материального воплощения (красота, ум, вежливость и пр.). Между понятиями устанавливаются взаимосвязи и делаются умозаключения. Наиболее яркий пример подобной формы мышления – математические законы.
Отдельная классификация возможна и по такой особенности развития мышления школьников, как стандартность или оригинальность. Соответственно, выделяется репродуктивное мышление, воспроизводящее образцы, и творческое, когда мы создаем что-то свое, неповторимое – рисуем картину, делаем фото, сочиняем рассказ и т. д.
Наглядно-действенное мышление является господствующим в возрасте 2-3 лет. Детский мозг фиксирует наблюдаемые объекты и взаимосвязи между ними. Скажем, собирая пирамидку, ребенок учится видеть различие между размерами предметов, понимает значение последовательности.
С 4-5 лет запускается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. За счет использования языка многократно увеличивается поток информации, получаемой мозгом, и ребенок приобретает способность сохранять в своей памяти образы и связно выражать свои мысли. Поначалу мышление идет репродуктивным путем, но уже в дошкольном возрасте просыпается тяга к творчеству, развивается воображение.
Наконец, школьный этап в жизни ребенка характеризуется тем, что востребованным оказывается логическое, абстрактное мышление.
Развитие логического мышления школьников
Развитие логического мышления необходимо школьникам для личностного роста – в первую очередь для успешного обучения. С помощью логики мы можем систематизировать информацию, проводить ее анализ, принимать взвешенные решения. Именно этим типом мышления мы преимущественно пользуемся, и в современном мире, где информационный поток на человека резко возрос, без него невозможно полноценно существовать.
Природа заложила в нас способности к логическому мышлению, однако, чтобы они заработали во всю силу, их необходимо развивать. Примеры того, как это можно делать при работе со школьниками:
- Логические задачи
Некоторые из них появились еще в древности, но сохраняют свою актуальность до сей поры. Эта своеобразная зарядка для ума развивает мышление. Сейчас в Интернете можно найти множество задач, в том числе в интересной и доступной для детей форме.
- Интеллектуальные игры
Выбор их тоже велик: домино, шашки, шахматы, «эрудит», игра в слова и пр. Эти игры не только заставляют мозг быстрее работать и анализировать ситуацию, но и развивают прогностические умения, поскольку для победы необходимо просчитывать действия – свои и соперника.
- Головоломки
Сейчас есть даже специализированные магазины, где можно найти головоломки на любой вкус и возраст: пазлы, кубики Рубика, различные наборы и пр.
Обычно детям нравится разгадывать головоломки, и можно поднять их мотивацию, внеся дух соревновательности – устроив состязания среди игроков на скорость выполнения.
- Компьютерные игры
Они тоже способствуют развитию логического и креативного мышления школьников, причем есть категория логических игр, заточенных именно на эту цель – от тетриса до «Майнкрафта».
Развитие абстрактного мышления школьников
Абстрактное мышление позволяет понимать законы и принципы существования объективного мира, и для человека это способ постижения действительности, возможности которого поистине безграничны.
Наиболее очевидная сфера применения данного типа мышления – точные науки. По сути, вся математика строится на нем. Важнейшее математическое понятие – число, и оно существует в абстрактном, отвлеченном виде. Впрочем, есть место абстрактному мышлению и в общественных науках – так выделяются сложные исторические явления, социальные или политические процессы. Без него невозможно и какое-либо планирование, поскольку, принимая решение, результат которого появится в будущем, мы вынуждены представлять себе последствия наших усилий.
Выделим приемы, обеспечивающие развитие абстрактного мышления младших школьников.
Синонимы – антонимы
Простая, но интересная игра, подходящая для учеников начальной школы. Участники подбирают синонимы либо антонимы названного слова. Интереса добавит включение в игру состязательных элементов: кто первый справится с заданием, причем проигравших можно обязать выполнить некий фант – спеть, произнести скороговорку, постоять на одной ноге.
Ассоциации
Игра в ассоциации успешно может быть применена и в детском саду, и в младших классах. Ее можно устроить даже во время прогулки с ребенком, предложив ему находить связи между наблюдаемыми предметами и явлениями.
Суть игры заключается в том, что к заданному понятию нужно подобрать пару – другое понятие, логически связав его с первым. Можно усложнить игру путем продолжения ассоциативного ряда, чтобы сложилась целая цепочка. Скажем, дождь – зонт – круг – колесо – машина и т. д. Ребенок должен не просто назвать слово-ассоциацию, но и объяснить эту взаимосвязь – так развивается абстрактное мышление.
Правила можно менять по своему усмотрению, например ограничить время поиска ответа или требовать наличия как минимум двух связей между понятиями.
Разумеется, чем старше ученик, тем более сложные упражнения предлагаются, и добавляются отвлеченные, абстрактные понятия, к которым нужно найти ассоциацию. Польза здесь будет заключаться и в том, что ребенку потребуется правильно определить содержание исходного понятия, чтобы двигаться дальше.
Театр теней
Даже в подобное творческое занятие можно ввести упражнения на развитие абстрактного мышления школьника. Необходимое для этого театрального действа оборудование – лампа, отбрасывающая четкую тень на стену. Далее все зависит от вашей фантазии. Можно предложить угадывать предмет по отбрасываемой им тени.
Еще один вариант – разыгрывание представления с помощью рук, вырезанных заготовок и подручных вещей, причем спектакль может быть и импровизированным. Главное, чтобы дети учились создавать образы и идентифицировать видимые очертания, связывая их с другим предметом, причем здесь допустимо и использование ассоциаций.
на наши новости
500 000 пользователей!
Ментальная арифметика
Это не что иное, как способность производить вычисления в уме, для развития которой применяются специальные методики. Сначала детей учат считать на особых счетах – абаках, сопровождая умственные усилия мелкой моторикой рук. Потом счеты убираются, и ребята делают арифметические вычисления в голове, мысленно представляя себе абак и действия с ним.
Ментальная математика – очень увлекательный процесс, и она способствует развитию обоих полушарий мозга. Начинать занятия можно с четырех лет, а оттачивать свое мастерство на все более сложных примерах – даже в зрелом возрасте.
Развитие творческого мышления школьников
Основные принципы, на которых базируются задания на развитие творческого мышления у школьников:
- целенаправленная деятельность – любое развитие требует активных действий, нацеленных на получение конечного результата;
- индивидуальность – нужно исходить из того, что дети разные, с различными склонностями и способностями, которые учитываются в процессе обучения;
- последовательность – наибольшая продуктивность занятий обеспечивается при планомерном их распределении по содержанию, чтобы движение выглядело как путь от более простых вещей к более сложным;
- этапность – постановка промежуточных задач и оценка текущих результатов возможны лишь при построении учебной деятельности в виде процесса, разбитого на временные промежутки, каждый из которых имеет свое предназначение;
- цикличность – целесообразно давать учебный материал с возможностью повторения для закрепления ранее полученных знаний и умений;
- комфортность – в ходе занятий необходимо создать психологическую атмосферу, которая была бы спокойной и удобной для учеников, чтобы ничто их не отвлекало от познавательной деятельности.
В настоящее время сложилось много методов развития творческого мышления младших школьников. Приведем некоторые примеры.
Творческая разминка
Это можно использовать в начале занятия, чтобы заставить мозг заработать в творческом направлении. К примеру, ученикам предлагаются листы с нарисованным кругом, и их задача – продолжить картинку, вписав ее в исходный круг: это может быть солнце, мяч, глобус и т. д. – приветствуется любой креатив.
Парные интервью
Таким способом вырабатывается умение слушать и понимать друг друга. Пусть школьники пообщаются на заданную тему в формате обмена вопросами и ответами, фиксируя полученную информацию и затем представив ее классу в сжатом виде.
Мозговой штурм
Очень популярный метод, применимый в самых различных ситуациях. Можно разделить класс на команды, поставив некую сложную задачу, у которой нет однозначного решения. Участники групп должны дать как можно больше идей, после чего начинается их обсуждение и выработка общего плана, который и будет выступать в качестве командного проекта.
Изобретение нового вида спорта
К примеру, предложите ребятам придумать новый вид спорта и разработать правила для него. Здесь также возможна групповая работа: команды представляют свои варианты, после чего общим голосованием выбирается самый интересный спортивный проект.
Выбор подарка
Оригинальная игра, наиболее подходящая для развития мышления школьников на уроках истории или литературы. Учитель предлагает выбрать подарок для определенного исторического деятеля или литературного персонажа и объяснить его смысл. Участники выступают по очереди со своими личными предложениями либо разбиваются на группы, каждой из которых достается свой герой.
Работа над визуально-пространственным интеллектом
Согласно теории Говарда Гарднера, который предложил свою классификацию, выделив семь видов интеллекта и пять типов мышления, пространственный интеллект включает в себя способность зрительно воспринимать пространственную информацию и конструировать подобные образы в умозрительном виде, перенося их потом в материальный мир. Данное умение особенно актуально для художников, дизайнеров, архитекторов, но в современном мире сложно без него обойтись и обычному человеку.
Скажем, ориентирование на местности, сборка мебели по схеме, парковка автомобиля – все эти операции требуют подключения пространственного интеллекта.
Раньше в школьной программе был специальный предмет, который позволял развить данные навыки – черчение. Также задания на развитие пространственного мышления школьников разбираются на уроках географии и геометрии. Впрочем, существуют и иные возможности направить мозг на решение задач, связанных с пространством.
Пазлы и мозаики
В ходе сборки пазла тренируются внимательность, усидчивость, а также пространственное мышление, ведь нужно правильно определить местоположение каждого элемента. Сейчас доступны пазлы любого уровня сложности: от простейших, состоящих из четырех – шести деталей, до гигантских, на составление которых может уйти несколько месяцев.
Аналогичный характер имеют и другие головоломки, построенные по принципу мозаики. К примеру, сейчас стала очень популярной китайская игра танграм, суть которой заключается в складывании фигур из семи исходных, имеющих разные формы и размеры.
Картография
С географическими картами становится намного интереснее работать, если включить воображение и мысленно представлять изображенные на них объекты. С картой можно связать самые разнообразные задания. Сначала ребенок должен научиться ориентироваться по ней, определяя направления и расстояния, правильно классифицируя помещенные на ней объекты.
Увлекательным делом станет создание собственной карты – к примеру, класса или школы. Соотнося схематические изображения с реальными объектами, ребенок лучше понимает характеристики пространства, учится умозрительно представлять пространственные отношения.
Настольные игры
Хотя в наше время быстрыми темпами развиваются компьютерные технологии, сохраняют свою популярность и настольные игры, многие из которых нацелены на развитие мышления школьников. Последние так или иначе тренируют визуально-пространственный интеллект, и наиболее очевидным примером можно назвать шахматы.
Прежде чем начать играть, ребенок должен изучить, как выглядят фигуры, как они передвигаются, каково их исходное расположение. В процессе игры необходимо анализировать позицию, предвидеть ходы противника и выбирать оптимальное решение для достижения победы. Высшим же пилотажем в шахматах является игра вслепую, когда вся партия ведется в голове.
Детям можно предложить современные настольные игры, развивающие пространственное мышление. К примеру, стратегико-экономическая игра «Каркассон», в которой нужно построить свое государство, заполняя игровое поле карточками разного предназначения – дорога, город и др.
На схожей механике основываются другие игры – «Колонизаторы», «Деревни», «Запретный остров». Они отличаются по своим правилам, сложности, динамике, числу игроков, но главное – увлекательность, доступность для детей, начиная с младшего школьного возраста, а также развитие пространственного интеллекта и умения просчитывать свои действия.
h3>Выходы на местность
Самый же эффективный путь – изучение пространства на практике. Походы, городские квесты, соревнования по спортивному ориентированию — всё это позволяет провести время с интересом и с пользой.
Если же возможности куда-то выйти нет, то поиски организуют в любом помещении, даже в обычной квартире: путь к спрятанной вещи должны указывать подсказки, каждая из которых ведет к следующей.
В целом технологии и средства развития мышления младших школьников включают в себя различные игровые методики, которые делают обучение захватывающим и продуктивным. Несмотря на легкую игровую форму, подобные приемы хорошо формируют и тренируют все виды мыслительной деятельности.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: