Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Школьная тревожность: признаки, причины, способы справиться
Главная > Блог > Школьная тревожность: признаки, причины, способы справиться
22.11.2022
6289
Время чтения: 15 минут

Школьная тревожность: признаки, причины, способы справиться

Как проявляется? Ребенок потерял интерес к учебе, любыми способами старается избежать школы, вплоть до бесконечных болезней, на уроках неактивен. Все, связанное с обучением, вызывает у него раздражительность, слезы и даже истерики… Ни о каком получении знаний речи уже идти не может. Так проявляется школьная тревожность, которая быстро превращается в невроз.

Что делать? Если вы заметили эти признаки у ребенка, действовать надо быстро. Но справиться с этим состоянием можно только в комплексе. Подключиться должны все: и учителя, и психологи, и, конечно, родители.

Оглавление:
  1. Проблема школьной тревожности
  2. Причины школьной тревожности
  3. Признаки школьной тревожности
  4. Опасность школьной тревожности
  5. Как снизить школьную тревожность
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Проблема школьной тревожности

Школьная тревожность – это одна из самых распространённых проблем в школе, которая появилась не сегодня. В разные эпохи философы прослеживали связь между результативностью педагогической деятельности и отношением к ней учеников.

Чем ученик комфортнее чувствует себя в процессе учёбы, тем выше его достижения. Несмотря на развитие педагогической науки, профилактика школьной тревожности и преодоление её последствий ­ одна из распространённых проблем.

Проблема школьной тревожности

Сегодня наблюдается непрерывный рост числа учащихся с симптомами школьной тревожности. Это является насущной проблемой и на индивидуальном уровне, и на общественном, так как приводит к снижению уровня образования. На это влияют усложнившие социальные отношения в обществе и школе, личностные особенности учеников. Основная деятельность школьного психолога направлена на выявление симптомов тревожного состояния ребёнка, причин его возникновения, оценку уровня школьной тревожности.

Социальная дезадаптация школьника проявляется через повышенную тревожность, которая негативно сказывается на учёбе, общении с взрослыми и сверстниками в школе и за её пределами.

Состояние тревожности часто наблюдается у детей, которых педагоги не считают проблемными. Они всегда выполняют домашнее задание, неконфликтны, стараются соответствовать требованиям учителей и родителей. С другой стороны, и те ученики, которых традиционно относят к «трудным» из-за проблем в поведении, могут находиться в состоянии повышенной школьной тревожности.

Неоднородность причин, вызывающих чувство повышенной тревоги у учащихся, обуславливает полярные проявления школьной тревожности.

Школьная тревожность

Появление чувства тревоги в процессе обучения не всегда носит негативный характер. Зачастую это нормальный процесс, когда ребёнок беспокоится по поводу предстоящей контрольной работы, ответа у доски и т.д. В психологии считается, что определённый уровень школьной тревожности стимулирует процесс обучения, делая его более эффективным. Это повышает восприимчивость человека, его внимательность и осторожность.

В состоянии тревоги у человека мобилизуются память, внимание, что способствует развитию когнитивных процессов и улучшает результаты обучения. При этом уровень тревожности не должен превышать некоего критического значения, после которого она носит деструктивный характер и может перейти в панику.

Критическое значение тревожности индивидуально для каждого ученика, зависит от многих факторов и причин. Уровень школьной тревожности младших школьников зачастую выше, чем у учащихся других ступеней обучения. Это связано с тем, что школьная обстановка для них непривычна и вызывает чувство беспокойства.

Причины школьной тревожности

На превышение уровня школьной тревожности оказывают влияние следующие факторы:

  1. Личные особенности нервной системы ребёнка. Есть дети, психика которых более восприимчива к стрессовым нагрузкам. Они меньше подвержены тревожности.
  2. Адаптация к школьной жизни в периоды смены ступеней обучения. Наиболее уязвимы дети в первом классе, при переходе в пятый класс и т.д., то есть при изменении внешних условий обучения.
  3. Переход по разным причинам в другую школу для дальнейшего обучения. Ребёнок может переживать о том, сможет ли он наладить отношения с новым учебным коллективом, учителями.
  4. Из-за расхождения в уровне изучаемой программы и когнитивных способностей ученик постоянно находится в ситуации неуспеха.
  5. Регулярный контроль уровня знаний учащихся создаёт ситуацию для развития тревожности.
  6. Отсутствие дружеского окружения в школе как среди одноклассников, так и среди взрослых.
  7. Различия в уровне требований в кругу семьи и в школьном коллективе, частые изменения требований.
  8. Отношение к успеваемости. Самый высокий уровень тревожности об успеваемости наблюдается у отстающих учеников и отличников.
  9. Завышенные требования к школьнику со стороны родителей и педагогов.
  10. Конфликтные ситуации в школе с одноклассниками или педагогами.
  11. Неожиданные перемены в жизни ребёнка (развод родителей, смена места жительства, потеря близких и т.д.).

Признаки школьной тревожности

Для того чтобы вовремя провести диагностику школьной тревожности у ребёнка, нужно знать её признаки.

Школьная тревожность

Взрослые из окружения ребёнка должны обращать внимание на следующие изменения в его поведении:

  • участившиеся случаи необоснованного беспокойства, страхов;
  • нежелание посещать школу, особенно в дни проверочных и контрольных работ;
  • неуверенность в себе, низкая оценка своих возможностей, безынициативность, боязнь брать ответственность на себя;
  • гипертрофированная реакция на неудачи;
  • попытки уйти от решения задачи, если есть вероятность потерпеть неудачу;
  • появление привычек невротического характера (ребёнок может грызть ногти, сосать пальцы, раскачиваться на стуле);
  • стремление ребёнка не привлекать к себе внимания, стараться быть незаметным в классе, он часто тихо сидит на краешке стула, опустив глаза, старается не шуметь;
  • в поведении появляются элементы раннего детства, ребёнок начинает картавить, часто плакать, капризничать;
  • для маскировки эмоционального напряжения дети становятся агрессивными, раздражительными, излишне обидчивыми в отношениях с одноклассниками, задиристыми, драчливыми, особенно отчётливо эти признаки школьной тревожности проявляются у подростков;
  • в учебной деятельности такие ученики рассеяны, пассивны, зачастую отказываются отвечать у доски, разговаривают едва слышно;
  • очень скрупулёзно выполняют домашние задания, затрачивая много времени;
  • во внеурочной деятельности не принимают участие в общих делах, тем самым стараясь избежать лишних контактов с одноклассниками;
  • часто болеют, жалуются на головную боль, боли в животе, у них нарушаются сон и аппетит;
  • увеличивается количество пропущенных уроков по причине плохого самочувствия.

У учащихся с повышенной школьной тревожностью часто наблюдается стремление к высоким оценкам. Они рассматриваются как объективный критерий успешности в глазах педагогов и родителей. Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что чем выше успеваемость, тем выше тревожность. К существующим страхам добавляется страх потерять достигнутый уровень.

Установить наличие тревожности у детей 4-8-х классов можно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Этот опросник всегда есть в арсенале средств обследования у детского психолога.

Признаки школьной тревожности

Любая методика диагностики школьной тревожности поможет установить её наличие, но не решить проблему.

Опасность школьной тревожности

Школьная тревожность опасна тем, что чувство страха переходит в привычное состояние. У ребёнка крепнет убеждение, что его постоянно подстерегают неприятности, с которыми он не в состоянии справиться. Он концентрируется на мнимых проблемах. Его мысли постоянно занимают возможные плохие оценки на контрольных работах, экзаменах, трудности во взаимоотношениях с родителями, педагогами, одноклассниками.

На этом фоне развивается тревожный невроз. Уровень тревоги перестает быть продуктивным, он становится деструктивным. Ребёнок испытывает эмоциональную усталость и нуждается в поддержке специалиста-психолога.

Если в таком состоянии ребёнку не оказать психологическую помощь, у него могут развиться соматические заболевания (от проблем с пищеварительной системой до эндокринных расстройств). У ученика появляются необоснованные вспышки гнева или, наоборот, приступы апатии. Его поведение теряет рациональность. Он может всякими ухищрениями добиваться высоких оценок в ущерб получения качественных знаний или дружеских отношений с одноклассниками.

Родителям нужно быть очень внимательными по отношению к своему ребёнку и при первых признаках школьной тревожности обращаться к специалисту.

Как снизить школьную тревожность

Без помощи специалистов самостоятельно в семье справиться с проявлениями школьной тревожности невозможно, так как она связана с событиями, происходящими в процессе учёбы. Поэтому необходимо установить контакт со школьным психологом, который поможет провести диагностику уровня школьной тревожности, получить рекомендации и тщательно их выполнять.

Как снизить школьную тревожность

Ребёнка нужно научить анализировать свои чувства в разных школьных ситуациях. Например, отвечая у доски, выполняя контрольную работу, он испытывает страх, получив низкую оценку – разочарование, в конфликте с одноклассниками или с кем-то из учителей – обиду. Умение определить своё состояние делает ребёнка сильнее, позволяет ему разобраться в себе.

Важно сместить мотивацию ребёнка с оценки на интерес к получению новых знаний, их пользу и важность в жизни каждого человека. Такое изменение приоритетов в учебной деятельности поможет снизить уровень тревожности до конструктивного состояния, избавит его от необходимости соответствовать внешним критериям.

Ребёнку с высоким уровнем тревожности должны оказывать помощь педагоги, родители, психологи.

Помощь педагога

Учитель в беседе с учеником должен выяснить, испытывает ли тот затруднения в изучении школьных предметов, есть ли у него проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, всё ли ему понятно в вопросах организации и функционирования школьной жизни. Ученик должен быть уверен в полной конфиденциальности таких бесед. Только в этом случае он может довериться педагогу, искренне рассказывать ему о своих страхах, не боясь, что о них станет известно другим людям.

Рекомендации школьному учителю:

  • Давая оценку учебной деятельности и её результатов конкретного ученика, нельзя сравнивать его достижения с достижениями других учащихся. Корректно сравнивать успехи сегодняшнего дня ученика с его предыдущими результатами, обращая внимание на положительную динамику. Тем самым в сознании ребёнка формируется убеждение, что временные неудачи преодолеваются усиленной работой.
  • Поощрять ученика в учебной деятельности похвалой стоит только в процессе выполнения конкретного задания. Не стоит хвалить ученика в том случае, если деятельность в классе носит пассивный характер.
  • Нельзя акцентировать внимание на неудачах ребёнка во время выполнения заданий. Пропорциональное соотношение между положительными и отрицательными качествами в оценке деятельности учащегося снижает уровень тревоги и напряжённости, позволяет ему раскрепоститься и чувствовать себя комфортно.
  • Сочетание разных видов учебной деятельности позволяет снизить общий уровень тревожности. У детей появляется возможность выбрать вид деятельности, который позволит ему максимально проявить себя с лучшей стороны, что повысит его самооценку, снизит тревожность. Для этого можно использовать экскурсии на природу, в музеи, походы в театр, туристические походы, спортивные мероприятия.

Помощь родителей

Родители – главные помощники своему ребёнку в процессе коррекции школьной тревожности. Внимательные родители могут заметить признаки развития тревожности и понять, что с ним происходит.

Помощь родителей

Родители, проводя время совместно со своими детьми, находя и предлагая ребёнку занятия, в которых он может почувствовать себя успешным, помогают ему справиться со своими страхами, тревогами и волнениями.

Чтобы решить проблему, родители должны:

  • Помогать детям в выполнении сложных заданий, учитывая их возможности. Хвалить их даже за небольшие достижения. Избегать в общении с детьми угроз и наказаний.
  • Не сравнивать ребёнка с «более успешными» одноклассниками или старшими детьми. Не использовать заданий на скорость или конкурентного характера.
  • Разговаривать с ребёнком, чтобы он чувствовал поддержку в семье. Научить формулировать те проблемы, которые его беспокоят. Вместе с ним искать выход из сложных школьных ситуаций. Это придаст ему сил и уверенности в себе, что в свою очередь снизит тревожность.
  • Научить выражать отрицательные эмоции без агрессии с помощью различных физических комплексов и дыхательных упражнений, медитаций. Всё это нужно выполнять вместе с ребёнком. Тогда он поймёт важность этих упражнений и поверит в их пользу.
  • Демонстрировать ребёнку своё доверие к нему, не наказывать его запретами.
  • Не стесняться демонстрировать свою любовь с помощью тактильного контакта. Родительские объятия придают ребёнку чувство защищённости и уверенности в себе.

Помощь психолога

При высоком уровне тревожности следует за помощью обратиться к детскому психологу. Он поможет подобрать ребёнку вид спорта, в котором тот может достичь определённых успехов, найти творческое занятие по душе (рисование, посещение вокальной группы, театральной студии, кружка моделирования).

Главное для ребёнка ­ выбирать занятие, которое нравится ему, а не то, которое родители считают престижным. Психолог в процессе корректировки школьной тревожности может использовать специальные методики и приёмы (психодрама, песочная терапия, игровая психотерапия, детский психоанализ).

Взрослые в окружении ребёнка должны ему объяснять, что тревога и беспокойство – это обычные человеческие чувства. Все люди могут в разных ситуациях испытывать страх и волнение. Избавиться от этих чувств не удавалось никому. Важно, помня о своих слабостях, относиться с пониманием к чужим проблемам.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw