Школьный театр: зачем нужен и как организовать
Сохранить статью:
Какую приносит пользу? Школьный театр позволяет детям развивать многие полезные и даже необходимые в жизни навыки: коммуникативность, эмоциональную грамотность, креативность, умение концентрироваться. Причем этот список далеко не полный.
На что обратить внимание? Школьный театр можно организовать как в рамках дополнительного образования, так и в качестве внеурочной деятельности. Разница между двумя этими форматами заключается в целях проведения занятий, а также акцентах при отборе их содержания.
Роль школьного театра в системе образования
Для чего организовывать школьный театр или театральную студию для детей? Ответ на этот вопрос у каждого из участников процесса обучения – ребенка, педагога или родителя – будет отличаться. Для одних это способ контролировать занятость школьника после уроков, чтобы он не слонялся по улицам. Другие записывают детей в студию, чтобы поставить правильно речь, помочь избавиться от страха выступлений на публике. Некоторые ученики заинтересованы в том, чтобы выступать на сцене. Кто-то посещает занятия из праздного любопытства.
В XXI веке высокоразвитое общество диктует человеку необходимость приобретения совершенных навыков в области профессии, без которых не обойтись в эпоху серьезных технологий:
- управляемая концентрация помогает правильно распределять информационную нагрузку, разбираться в сложных механизмах;
- эмоциональный интеллект позволяет понять свои чувства и ощущения, в совокупности с природной эмпатией он способен помочь наладить взаимоотношения с окружающими;
- творческий подход и креативное мышление помогают создавать что-то новое;
- экологическая осознанность включает в себя понимание связи всех процессов в мире, осуществление деятельности согласно рамкам экосистемы, стремление участвовать в эволюции;
- способность к обучению важна для того, чтобы образовываться на протяжении всей жизни, некоторые навыки потребуется освоить самостоятельно.
Где человек может развить в себе универсальные черты, незаменимые для успеха в профессиональной и бытовой жизни? Можно уверенно ответить, что при грамотно организованной работе большинство из необходимых в будущем способностей можно усовершенствовать на занятиях в школьном творческом объединении.
Неоспоримо, что постановки для школьного театра позволяют воспитать многогранную личность, соответствующую требованиям современности, способную реализовывать нестандартные мысли, проявлять уверенность, уметь доказать свою точку зрения, брать на себя ответственность за свои действия, уметь слушать и слышать других, различать всю палитру эмоций и смело признаваться в своих чувствах. Театр, обладающий широким диапазоном художественных и воспитательных средств, является выразительным способом общения.
Формы деятельности школьных театров
Чтобы организовать театральную студию, коллектив образовательного учреждения должен иметь четкое представление о том, каковы ее возможности и роль в данном заведении с его сформировавшимися традициями и принципами построения учебного процесса.
Деятельность школьного театра подразумевает, что участники могут учиться актерскому мастерству в рамках как дополнительного образования, так и внеурочной деятельности. Различия между двумя вариантами заключаются в целях, приоритетах при выборе содержания, в формах и методиках проведения занятий.
Во внеурочной деятельности школьный театр выполняет роль инструмента для социализации и знакомства с театральной культурой. Примеряя различные роли, учащимся легче представить, как строится общение людей – субъектов общественных связей, как достигаются цели коммуникации.
Школьный театр имеет следующие основные задачи: знакомство учащихся с историей зарождения и развития театрального искусства, постановка сценической речи и пластики, предоставление возможности примерить на себя роль актера, постановщика, мастера по декорациям, костюмера. ФГОС предполагает, что основной общеобразовательный процесс может быть дополнен сопутствующими развивающими занятиями.
Алгоритм создания школьного театра
Рассказываем поэтапно, как создать школьный театр.
Определите направление учебной деятельности
Школьный театр может быть создан в форме дополнительного образования либо в качестве внеурочных занятий. Чрезвычайно важно, чтобы его деятельность способствовала развитию коммуникативных навыков и раскрепощению детей, росту их общей культуры.
Утвердите положение об организации театральной студии при учебном заведении
Проект школьного театра содержит регламент решения организационных вопросов в работе театра. Например, определение вида деятельности, к которому относится театральная студия, закрепление обязанностей руководителя и прочие моменты. При разработке проектных документов необходимо руководствоваться региональными, муниципальными и локальными требованиями.
Для учета числа театральных студий Министерством просвещения РФ создан Всероссийский реестр школьных театров. Федеральным координатором выступает «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий».
После принятия решения о создании театральной студии происходит регистрация школьного театра, и объединению присваивается индивидуальный номер в реестре. С этой целью представитель учреждения образования, на базе которого осуществляет свою деятельность школьный театр, должен пройти анкетирование для внесения в Реестр на официальном сайте ФГБУК «ВЦХТ» в одноименный раздел «Реестр школьных театров».
На сайт реестра школьных театров можно перейти по ссылке. Как правило, на рассмотрение заявки отводится от 10 до 14 рабочих дней. После процедуры проверки номер школьного театра официально публикуется в реестре.
Назначьте руководителя школьного театра и соберите команду
Должность худрука школьного театра может занять преподаватель, увлеченный культурой и искусством, готовый развиваться в этом направлении и способный привить творческий интерес ученикам. Необходимо, чтобы у педагога было достаточно опыта, чтобы изменить привычный формат классно-урочных занятий на более неформальные коммуникации с подопечными. Он должен обладать отличными организаторскими навыками и уметь находить общий язык с детьми.
Занятия в театре также можно доверить педагогу дополнительного образования с подтвержденной квалификацией в творческом направлении либо в психолого-педагогической деятельности. Человек должен быть знаком с основами актерского мастерства. Для этого можно посещать курсы повышения квалификации, выбрав удобный для себя вариант очного или онлайн-обучения. Так, к примеру, Театральный институт им. Бориса Щукина предоставляет подобные услуги для руководителей театральных студий.
Театральная студия – это не только грамотное руководство, но и командная работа единомышленников, увлеченных общей целью. Важно найти людей, которые будут отвечать за оформление декораций, фото‐ и видеосъемку спектаклей, пошив костюмов и оформление объявлений о премьерах.
Затем администрация учебного заведения официально утверждает состав школьного театра, издает приказ о том, что конкретный работник возглавляет школьный театр, также в документе должен содержаться перечень должностных обязанностей и инструкций, регулирующих деятельность объединения.
Подготовьте подробный план проведения внеурочных занятий или программу театральных курсов
После определения вида театральной деятельности для школьного театра руководителю необходимо составить программу. Важно, чтобы при этом педагог принял во внимание законодательные требования к содержанию и структуре программы курса внеурочной деятельности или объединения дополнительного образования. Деятельность театра должна соответствовать требованиям локального акта о рабочей программе, принятого в учебном заведении.
на наши новости
500 000 пользователей!
При составлении рабочей программы внеурочной деятельности педагог может воспользоваться готовыми шаблонами для курсов «Школьный театр», разработанных Театральным институтом им. Б. Щукина для разных классов. Педагог должен понимать, что схема примерных программ не всегда в полной мере отвечает принципам ФГОС. В связи с этим руководителю потребуется скорректировать названия разделов и их последовательность в собственной разработке таким образом, чтобы она соответствовала стандартам образования.
Общеразвивающая программа школьного театра, выполняющего роль дополнительного образования, строится педагогом на основе примерных программ внеурочных занятий «Школьный театр», которые предлагает Театральный институт им. Б. Щукина для уровней НОО, ООО И СОО. Они содержатся в методических рекомендациях раздела «Организация деятельности школьных театров».
Наберите учеников, желающих принимать участие в школьном театре
После согласования программы школьного театра с представителями педагогического совета или администрацией можно начинать подготовку рекламной кампании.
Для этих целей нередко привлекают учащихся, их законных представителей или педагогов с применением следующих методов:
- оповещение путем проведения собраний ученического совета, объявления на классных часах;
- эфиры школьного радио, которые проходят на переменах;
- размещение информации о наборе учащихся для занятий в театральной студии на официальном школьном сайте;
- объявления-афиши на стенде информации школы или микрорайона;
- оповещение коллег с помощью объединения педагогов, имеющих классное руководство;
- посещение родительских собраний, где в коротком пятиминутном объявлении рассказывается об открытии театральной студии;
- проведение презентаций до начала уроков;
- объявление о том, что открывается школьный театр, с помощью театральных инструментов: этюда или сказки после завершения какого-либо мероприятия.
Подготовьте все необходимое к занятиям
На этом этапе потребуются разработанные ранее план и график проведения встреч, отвечающие определенной системе обучения. Делайте упор на составленную программу и методические рекомендации для выбранного вида деятельности. В некоторых учебных заведениях создаются сайты, освещающие работу школьных театров.
Необходимо составить группы учеников, изъявивших желание заниматься театральным искусством, учитывая возраст начинающих актеров. Далее потребуется подготовить место, где будут проходить занятия. Обратите внимание, что помещение должно быть просторным и отвечать нормам СанПиН.
Стулья часто расставляют вдоль стен, чтобы все участники могли видеть друг друга. К дополнительному инвентарю можно отнести: доску или флипчарт для подачи информации, маркеры, устройство, позволяющее воспроизводить музыку и видеозаписи, экран для просмотра.
Важно предупредить участников театральной студии об одежде. При выполнении на репетициях динамичных движений комфортная сменная одежда и обувь будут весьма кстати.
Необходимо в день проведения занятия заполнить отчетный журнал, в котором следует указать количество присутствующих учеников и указать тему, рассматриваемую на занятии. Программа театральной студии изучается по разделам: основы культуры театра, актерская грамотность, постановка сценической речи, пластичность и чувство ритма.
После выполнения всех подготовительных шагов необходимо оповестить участников и их законных представителей о расписании занятий.
Особенности первых занятий в театре
Для успешной работы театрального объединения важна творческая атмосфера, установление неформальных отношений в коллективе, которые являются одной из составляющих частей последующей успешной деятельности.
Первое занятие предполагает обязательное знакомство, которое проходит в непринужденной форме и дает возможность всем участникам узнать друг друга поближе. Даже если школьники знают товарищей по именам, игровая форма встречи позволяет участникам рассказать что-то интересное о себе. Таким образом, из собравшейся публики формируется единый коллектив. Руководитель театра при этом увидит первоначальные способности каждого ребенка и их умение взаимодействовать друг с другом.
Также на первом занятии обучающиеся могут пройти анкетирование, результаты которого помогут руководителю при подготовке плана занятий.
Обязательно нужно ознакомить коллектив с планом работы театра на год. Важно объяснить ребятам, что постановка спектакля будет не сразу, что это требует тщательной подготовки.
На первых собраниях надо придумать подходящее название школьному театру и составить устав, который служит неким сводом правил, где определены требования к пребыванию на занятиях в театральном кружке. Правила регулируют взаимоотношения между участниками коллектива, нормы поведения на сцене и в зале. Устав определяет, как должны строиться отношения педагога с родителями начинающих актеров и всеми участниками театральной студии.
Данных правил не стоит заводить много. Они все должны быть выполнимыми. К тому же устав правильнее не предлагать готовым вариантом. Лучше составить его, выслушав мнение детей. Законы не получится навязать насильно. Они должны соответствовать оправданной необходимости и определяться личным примером педагога.
Коллектив не может сложиться, если нет общения вне дела, не сформированы любимые традиции. Поэтому, кроме работы над спектаклем или подготовкой школьного мероприятия, участников театра должны связывать общие интересы. Вначале занятий важно определить интересные для всех традиции.
Так, к примеру, игроки клуба «Что? Где? Когда?» перед началом игры все вместе берутся за руки на удачу. Вот несколько подходящих для участников театра традиций: при встрече приветствовать друг друга определенным образом; начинать занятия с цитаты или высказывания известного человека. Инициатором этого должен выступить педагог, а потом дети смогут обсудить свои идеи.
На первой встрече можно предложить юным актерам вести своеобразный дневник студии. Туда ребята смогут записывать смешные случаи или фразы, нечаянно произнесенные на репетициях, необычные поздравления для участников театра. Уходя, ребята могут прикреплять на магнитную доску смайлики, определяющие их эмоции, полученные на занятии.
Для учащихся подобные традиции представляют собой знак принадлежности к общей деятельности. Они дают возможность ощутить причастность к особенному миру.
После пробного занятия во всех группах начинают разминки и упражнения, нацеленные на фокусировку внимания и возможность чувствовать себя раскрепощенно. Первые встречи правильнее строить по «смешанному» принципу: часть времени отвести на коллективные тренинги, часть уделить репетициям будущего спектакля.
Часто задаваемы вопросы о школьном театре
Отвечаем на популярные вопросы.
Зачем нужен школьный театр?
Школьный театр является местом, где у ребенка есть шанс попробовать участие в разных видах творчества. Это развивает в нем социализированную личность и помогает самоопределиться. Испытав себя в той или иной роли, школьники получают социально-трудовой опыт, который предполагает наличие знаний в разных сферах жизни.
Как развивается личность ребенка в связи с участием в работе школьного театра?
Школьный театр оказывает существенное влияние на развитие внимания, памяти и фантазии, увеличивается словарный запас, совершенствуется мелкая и крупная моторика, движения становятся более четкими, корректируются нарушения в поведении, стимулируется творческая активность и самостоятельность.
Как можно назвать школьный театр?
Названия у школьных студий могут быть достаточно разнообразными. Например, «Загадка», «Затейник», «Лучик», «Сказка», «Светлячок», «Ровесник», «Чудесный день», «Этюд» и другие.
Кто может вести занятия в школьном театре?
Взять на себя руководство школьным театром может преподаватель, увлеченный искусством, который обладает соответствующими знания и опытом в этой области. Занятия в студии могут проводиться педагогом дополнительного образования, который является профессионалом в театральной сфере, подбирает пьесы для постановок школьного театра, знаком с азами актерского мастерства. Выбор подходящего руководителя должен осуществляться на основании его социокультурных навыков, умения находить подход к детям и заинтересовывать их творческой деятельностью.
Как происходит контроль работы школьного театра?
Работу театральной студии контролирует руководство учреждения образования. Параметры оценки деятельности школьного театра каждая организация определяет на свое усмотрение. План сценических постановок должен соответствовать требованиям общеобразовательных проектов. Администрация школы должна обращать внимание на то, учитывается ли при выборе репертуара возраст учащихся, не нарушаются ли санитарные нормы. По итогам проверок составляется отчет, в котором отмечается количество репетиций и степень вовлеченности участников студии в представление.
Польза посещения театральных занятий для детей несомненна. В настоящее время все большее количество школ в нашей стране открывают собственные театральные студии. В некоторых учреждениях для школьного театра выбирают спектакли на иностранных языках. Могут проводиться театральные семинары с привлечением профессиональных деятелей искусств.
Для того чтобы юные таланты могли продемонстрировать свое мастерство, проводится конкурс школьных театров и различные фестивали. У детей есть возможность познакомиться с успешными актерами и режиссерами, а также поучаствовать в различных профессиональных мастер-классах по сценической речи, актерскому мастерству и других.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: