Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Социальная адаптация детей с ОВЗ: проблемы, задачи
Главная > Блог > Социальная адаптация детей с ОВЗ: проблемы, задачи
30.05.2023
1976
Время чтения: 14 минут

Социальная адаптация детей с ОВЗ: проблемы, задачи

О чем речь? Общество развивается, и дети с ОВЗ больше не находятся в социальной изоляции: они ходят в инклюзивные группы детских садов, учатся в общеобразовательных школах, устраиваются на работу. Для этой категории людей, как и для здоровых, важны самореализация и гармоничное общение с окружающими.

Что делать? Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ возможна при включении в этот процесс взрослых, в первую очередь, педагогов. Их задача – найти сильные стороны личности ребенка, помочь ему проявить свои индивидуальность и творчество, раскрыться в командной работе.

Оглавление:
    1. Важность социальной адаптации детей с ОВЗ
    2. Уровни социальной адаптации детей с ОВЗ
    3. Задачи социальной адаптации детей с ОВЗ
    4. Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
    5. Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Важность социальной адаптации детей с ОВЗ

Количество людей, попавших в трудную жизненную ситуацию или имеющих особые нужды, а также детей с ограниченными возможностями неуклонно растет.

Вопрос включения людей с ОВЗ в жизнь социума стоит остро для всех стран. По статистике ООН, в мире насчитывается около 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития.

Социальная адаптация детей с ОВЗ

Современные молодые люди с ОВЗ сталкиваются с трудностями при социализации и попытке стать частью общества. Их преследует одиночество, сложности во время получения инклюзивного профессионального образования, обучения на разных ступенях образовательной программы от школы до вуза. Не менее актуальны проблемы с устройством на работу.

Не хватает учреждений, оказывающих социально-значимую поддержку и помощь иного характера. Иными словами, требуется обеспечить условия для включения молодежи с ОВЗ в социокультурную среду для их общения с другими людьми и реализации потенциала.

Социальной адаптацией детей и взрослых с ОВЗ называют приспособление одного человека или группы лиц к существующему социуму. Во время такого процесса стороны взаимодействуют, постепенно координируя свои ожидания.

Цель адаптации в обществе состоит в достижении устойчивости, традиционности, повторяемости получаемого человеком социального опыта. Кроме того, происходит изменение его личного опыта благодаря инновационному обогащению.

В процессе адаптации индивид приобретает субъектность. С ее помощью он сможет в дальнейшем выполнять социальные действия и функции, не прилагая избыточных психофизиологических усилий.

Речь идет об активном приспособлении к существующим в социальной среде условиям. Таким образом личность получает возможность проявлять себя, естественным образом усваивать, принимать установленные в обществе цели, ценности, нормы поведения.

Социальная адаптация играет наиболее значимую роль в жизни детей с ОВЗ. В это время с окружающим миром согласуются индивидуальные возможности и состояние ребенка, он привыкает к новым для него условиям, знакомится со структурой отношений в различных общностях, подстраивается, чтобы следовать установленным в них правилам.

Советский психолог Л. С. Выготский считал, что детям с ОВЗ трудно встроиться в общество не из-за биологических проблем, а по причине «социального вывиха». Между таким ребенком и социумом, культурой нарушена связь, в результате он лишается доступа к источникам развития. Справиться с ситуацией можно, если дать ему освоить разнообразные социальные роли, помочь понять их суть и функции, принципы применения на практике.

Добиться подобного эффекта можно, если будет выполняться ключевое правило социальной адаптации детей с ОВЗ: они должны участвовать в жизни группы здоровых сверстников, готовых спокойно и с уважением относиться к проблеме. Для полноценной социальной реабилитации и адаптации, развития в личностном плане ребятам нужно ходить в детские сады и общеобразовательные школы.

Уровни социальной адаптации детей с ОВЗ

Особым детям в процессе социальной адаптации предстоит пройти такие уровни, как:

  • Структурный – ребенок учится правильно вести себя в обществе, применять коммуникативные навыки, придерживаться дисциплины в школе.
  • Ценностный и морально-нравственный – предполагает навыки оценки событий, происходящих в мире.
  • Учебный – благодаря социально-педагогической адаптации дети с ОВЗ могут понимать, планировать, выполнять свои задачи в процессе обучения.
  • Уровень личностного развития – связан со способностью брать на себя ответственность за решение собственных социальных проблем.
  • Уровень духовного развития – требует принятия культурно-исторических ценностей, их учета в желаниях и действиях.

социальная адаптация детей с овз

В основе социальной адаптации детей с ОВЗ лежит деятельность, представляющая собой способ, условие и форму выражения культурно-исторического воспроизведения общественного опыта. Речь идет о следующих направлениях:

  • учебная деятельность в процессе базового школьного и дополнительного образования;
  • предметно-практическая деятельность;
  • труд, предполагающий обслуживание собственных потребностей;
  • эксплуатация бытовых приборов в рамках социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ;
  • применение ассистивных (или вспомогательных) устройств, таких как управление освещением, кроватью при помощи звука;
  • художественно-прикладная деятельность;
  • творчество;
  • занятия спортом.

Задачи социальной адаптации детей с ОВЗ

В процессе социальной адаптации детей с ОВЗ учитывают трудности, с которыми они сталкиваются: проблемы с обслуживанием самих себя, сложности во время коммуникации, учебы, овладения профессиональными навыками, жизненными критериями.

В соответствии с результатами исследований для подобных детей и подростков основной является задача стать хорошим человеком, а не хорошим специалистом. Они предпочтут иметь верных друзей, а не добиться успеха и финансовой обеспеченности. Тогда как основными угрозами они называют болезни, вредные привычки и риск быть зависимыми от других.

социальная адаптация детей с овз

А значит, использование технологий социальной адаптации детей с ОВЗ предполагает решение ряда задач:

  • подготовка программ социализации;
  • открытие многочисленных центров социальной адаптации и ресурсной поддержки;
  • создание и применение на практике технологий обучения, способных развивать интегративные качества личности, к которым относится самостоятельность;
  • переход на толерантное общение в учебных заведениях;
  • внедрение программ непрерывного дополнительного образования;
  • обеспечение специальной педагогической помощи большему количеству детей с особенностями развития;
  • педагогическое сопровождение;
  • формирование инклюзивной компетентности родителей, поскольку именно они обеспечивают первичную социальную адаптацию детей с ОВЗ.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Наиболее важные задачи в рамках коррекционно-развивающей работы выполняют педагоги детских садов и школ. Учитель последовательно и комплексно работает в нескольких направлениях, чтобы сформировать у ребенка навыки активного взаимодействия с окружающим миром, пользуется поддержкой родителей и опекунов.

Для нормальной социальной адаптации детей с ОВЗ нужно решить задачи нескольких типов.

Естественно-культурные задачи

  • Знакомство с представлениями о строении организма здорового человека.
  • Обеспечение физического развития за счет силовой и двигательной активности, координации движений.
  • Выработка привычек, связанных со здоровым образом жизни, а именно своевременный прием медикаментов, выполнение физических упражнений и посильной деятельности, соблюдение режима учебы, труда и отдыха.

Социально-культурные задачи

  • Формирование мотивации для познавательной и учебной деятельности.
  • Развитие познавательных функций, таких как память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Обучение оценке собственных умений и способностей.
  • Воспитание чувства уверенности в своих возможностях.
  • Помощь в освоении теоретических знаний об окружающем мире на базовом уровне.

Морально-нравственные и ценностно-смысловые задачи

  • Воспитание основных морально-нравственных качеств.
  • Формирование толерантного отношения к обществу.
  • Помощь в поиске и реализации ценностно-смысловых ориентиров.
  • Формирование адекватной жизненной позиции.
  • Объяснение, помощь в следовании принципам нормальной жизни в современном социуме.

Социально-психологические задачи

  • Организация обучения таким образом, чтобы последовательно решались личностно-значимые задачи детей с ОВЗ, которым необходима социальная адаптация.
  • Помощь во включении в коллектив ровесников – здесь важными составляющими являются творческая деятельность, созидательность, способность конкурировать.
  • Помощь в самоосознании, самоопределении, самоактуализации, самоутверждении.
  • Повышение уровня притязаний и уважения к себе, самооценки.
  • Создание положительной реальной Я-концепции.

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Принципы и условия, используемые в рамках социальной политики государства при работе с инвалидами, детьми с ОВЗ, претерпевают изменения. По словам специалистов, действующее законодательство нашей страны задает определенный уровень толерантности по отношению к подобным детям, соответствует международным стандартам и обладает гуманистической направленностью.

Сегодня в России действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семьям и детям-инвалидам, а также спортивно-адаптивных школ для инвалидов. И их количество постепенно растет. Однако пока государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями не дает желаемых результатов в сфере решения социальных проблем. А значит, необходим иной подход.

социальная адаптация детей с овз

В первую очередь, важно скорректировать отношение общества к детям с подобными проблемами. Так сложилось, что семьи, в которых есть ребята с ОВЗ, воспринимаются как бедные и маргинальные. На данный момент в лучшую сторону меняется система социальной поддержки, повышается профессионализм соцработников, отвечающих за помощь подобным семьям.

Не менее важно, что издаются законы, благодаря которым из жизни инвалидов исчезают физические преграды. Однако преодолеть символические барьеры бывает очень сложно, поскольку для этого необходимо прививать людям культурные ценности гражданского общества: толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равноправие, независимость.

Кроме того, особенность социальной адаптации детей с ОВЗ состоит в том, что ее успешному осуществлению мешают незавершенные мероприятия, направленные на охрану здоровья, социальную реабилитацию, обучение, профориентацию. Еще одним камнем преткновения является недостаточная информированность самих несовершеннолетних и их семей о доступных методах реабилитации, положенных им льготах, принципах, транслируемых в рамках социальной политики.

Чтобы добиться более высоких результатов от процесса адаптации детей с ОВЗ, требуется изменение политики на федеральном и региональном уровне. Должны приниматься во внимание физиологические, возрастные, психологические и ряд прочих особенностей, характерных для этой группы населения.

Важно делать все возможное, чтобы ребята с ОВЗ могли стать частью общества. То есть пора справиться со спецификой их общественного существования, чтобы они были включены в единую культуру. Стереть своеобразие подобных детей не представляется возможным и не требуется – нужно поддерживать и насаждать универсальные общечеловеческие ценности. Для этого в процессе воспитания стоит применять методы, способствующие их социальной адаптации.

Создаваемая методика должна учитывать потребности в духовном развитии именно ребят с ограниченными возможностями, при этом иметь универсальное содержание. Кроме того, технология основывается на приемах общей педагогики, прошедших проверку временем, касающихся духовных запросов детей с ОВЗ. Только при соблюдении этого требования можно вводить воспитательные приемы специфической формы.

Нужно воспринимать интеграцию таких несовершеннолетних в общество как двусторонний процесс. Иными словами, не только ребята привыкают и подстраиваются под ценности и нормы общества, но и сами ценности, нормы меняются, чтобы подходить особенным людям, соответствовать их реальным и потенциальным возможностям. Социальная адаптация детей с ОВЗ предполагает открытое движение всех членов общества по направлению друг к другу.

социальная адаптация детей с овз

Основным компонентом подобной работы является принятие ценности ребенка, его права на жизнь, свободу, выбор. Нужно понимать, что каждый индивид это отдельная личность, и неважно, сколько человеку лет, какого он пола, происхождения, на каком языке говорит и в каком физическом состоянии находится. Благодаря социальной адаптации дети с ОВЗ начинают понимать, на что способны. Они готовы принять помощь взрослых на пути саморазвития и самообразования.

Нередко заболевания не позволяют детям с ОВЗ быть достаточно активными, у них нет возможности играть с ровесниками, поэтому те избегают общения. Возникает рассогласованность между потребностью ребенка в нормальной жизнедеятельности и возможностью для ее восполнения. Значит, важно обеспечить условия, позволяющие ребятам с ОВЗ жить полноценной жизнью.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Минпросвещениф РФ
  2. Всероссийский педагогический портал
  3. Воспитатели России
  4. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw