Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Социальный педагог в школе: задачи, права и обязанности
Главная > Блог > Социальный педагог в школе: задачи, права и обязанности
10.05.2023
5457
Время чтения: 17 минут

Социальный педагог в школе: задачи, права и обязанности

Что делает? Социальный педагог в школе занимается, прежде всего, организацией оптимального взаимодействия между ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Как правило, ему приходится работать с трудными семьями и в связи с этим выстраивать сотрудничество с органами опеки и иными социальными институтами.

Как им стать? При выборе профессии следует учитывать, что она потребует большой отдачи, терпения, эмпатии, а также обширных знаний в области семейного законодательства и умения вести коммуникацию. Хорошим подспорьем в совершенствовании необходимых компетенций являются курсы дополнительного образования и повышения квалификации.

Оглавление:
  1. Кто такой социальный педагог
  2. Цели и задачи социального педагога
  3. Функции социального педагога
  4. Методы работы социального педагога
  5. Должностные обязанности
  6. Права и ответственность
  7. Требования к сотруднику
  8. Трудности социальных педагогов
  9. Как стать социальным педагогом
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Кто такой социальный педагог

Международной организацией труда официально зафиксировано несколько тысяч различных профессий, среди них – «социальный педагог». Многие граждане даже не знают, есть ли в школах социальный педагог, как и не догадываются о существовании профессии как таковой. Но это до того момента, пока не появится необходимость в его участии. В России уже на протяжении двадцати лет практикуется введение в штат организаций данной должности, обеспечивающей систему социальной помощи и защиты населения.

Если сравнить и проанализировать заграничный и российский опыт социальной помощи детям, то обнаружится, что существует значительная разница между оказанием мер поддержки младшему и взрослому населению. Организация содействия малышам и подросткам обязательно должна иметь педагогическую направленность, обеспечивать единство воспитательного и образовательного пространства и способствовать их развитию и успешной интеграции в социальную систему.

Социальный педагог в школе

Социальный педагог и психолог есть практически в каждой школе, в большинстве учреждений эти две специальности слились воедино, однако это абсолютно разные профессии, по сути, даже не смежные.

Социальный педагог в школе представляет собой специалиста, призванного обеспечить взаимодействие семьи, образовательной организации, разного рода социальных институтов в целях воспитания детей, оказания им помощи к приспособлению к быстроменяющимся условиям окружающей среды.

С кем работает социальный педагог

Работа социального педагога в школе заключается в обеспечении тесной коммуникации и связи с нижеприведенными группами:

  • дети из категории группы риска;
  • родители;
  • органы правопорядка;
  • социально незащищенные семьи учащихся;
  • коллектив учителей и педагогов.

К числу детей, нуждающихся в помощи социального педагога, относятся:

  • сироты;
  • опекаемые;
  • живущие в неполной семье;
  • инвалиды или имеющие серьезные нарушения здоровья;
  • имеющие необходимость в сохранении или получении жилой площади;
  • часто испытывающие стресс (в семье или классе);
  • дети, родители которых употребляют алкогольные напитки или наркотические средства;
  • дети-курильщики и те, кто распивает спиртное и знаком с наркотиками;
  • страдающие от нехватки пищи;
  • социально дезадаптированные;
  • имеющие низкую школьную успеваемость;
  • дети-вундеркинды, нуждающиеся в персональном развитии своей одаренности.

Особое внимание акцентируется на детях, по отношению к которым применяются жестокие и насильственные действия в домашней обстановке. В будущем ребята, выросшие в подобной атмосфере, могут испытывать нарушения психического состояния или же совершать правонарушения.

Цели и задачи социального педагога

Рассмотрим, чем занимается социальный педагог в школе.

Приоритетным направлением работы социального педагога является оказание педагогической и психологической помощи и решение таких задач:

  • создание благополучной, дружественной атмосферы в классе и в школе в целом;
  • грамотное планирование досуга школьников, вовлечение их в социально полезную работу, организация совместной деятельности старшего и младшего поколений;
  • налаживание тесных контактов с семьями учащихся, особенно из группы риска;
  • защита интересов детей, в том числе от произвола родителей;
  • содействие установлению уважительных отношений между педагогами и учениками;
  • профессиональная поддержка детей и их семей, поиск выхода из конфликтных и трудных жизненных ситуаций;
  • представление и защита прав ребенка и его семьи в государственных службах и общественных учреждениях;
  • деятельность по предупреждению употребления наркотических и психотропных веществ.

Функции социального работника

Социальный педагог в школе выполняет следующие функции.

Цели и задачи социального педагога

  • Образовательно-воспитательная – оказание целенаправленного педагогического воздействия на поведение и поступки взрослых и детей с привлечением всех социальных институтов, организаций физической культуры и спорта, СМИ.
  • Диагностическая – проведение комплекса процедур с использованием диагностических методик, в ходе которых изучаются характеристики личности детей, социально-бытовые условия их проживания и социального окружения.
  • Организаторская – проведение различного рода общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогического коллектива и волонтеров, направленной на поиск решений социально-педагогических задач, оказание помощи в вопросах воспитания и развития.
  • Прогностическая и экспертная – проектирование и планирование процесса социального роста определенной микрогруппы в ходе влияния на нее различных социальных институтов.
  • Организационно-коммуникативная – привлечение волонтеров из числа населения в социально-педагогическую деятельность. Планирование и проведение коллективного труда и отдыха, организация совместной работы между различными институтами в процессе их взаимодействия с детьми, с семьями.
  • Охранно-защитная – применение имеющихся юридических норм для защиты прав и интересов людей. Участие в осуществлении мер государственного принуждения и исполнения юридической ответственности к родителям и другим личностям, которые оказывают прямое или косвенное незаконное давление на детей, находящихся под контролем социального педагога.
  • Посредническая – налаживание контактов между семьей, школой и окружением ребенка.
  • Самообразование.

Анализ деятельности семьи и школы показывает, что необходимость социального педагога в начальной школе обуславливается тем, что положительного результата можно добиться только при систематической работе, начиная уже с первого класса.

Методы работы социального педагога

Социальный педагог оказывает целенаправленное воздействие на такую категорию детей, которая включает: школьников с ограниченными возможностями здоровья, ребят, лишившихся родителей, переживших потрясение или негативное событие. В связи с этим используются следующие методы воспитания:

  • Наблюдение

Основной метод, заключающийся в постоянной фиксации действий ребенка в таких моментах, как общение, стиль поведения в семье, с друзьями, одноклассниками, реакция на события, исполнение поставленных задач. Собранный материал впоследствии применяется для аналитической и коррекционной работы.

  • Убеждение

Используя в работе знания прав ребенка и оказывая легкое психологическое давление, специалист убеждает школьника в плачевных результатах его безрассудного поведения. Ребенок начинает поиск вариантов выхода из сложившейся ситуации, готов поменять свой характер.

  • Беседа

Методы работы социального педагога

Беседа требует тщательной подготовительной работы и проводится в уютной, благоприятной атмосфере. Этот метод подразумевает получение информации напрямую от собеседника, позволяет узнать его мысли, желания, кругозор, чувства, предпочтения и опасения.

  • Социометрия

Данная методика позволяет выявить сложившуюся обстановку в школьном коллективе, определить взаимоотношения между детьми, обнаружить изгоев и лидеров. Результаты диагностики помогают составить рекомендации педагогам и школьникам для создания атмосферы дружественности и взаимоуважения в коллективе.

Исходя из индивидуальных особенностей, социальный педагог вправе применять в работе с детьми и такие психотерапевтические методы, как арт-терапия, создание игровых ситуаций.

Должностные обязанности

Права и обязанности социального педагога в школе прописаны в должностной инструкции, разрабатываемой с учетом единого квалификационного справочника. Руководитель учреждения правомочен дополнять и возлагать на работника другие обязательства, не обозначенные в ЕКС, по мере необходимости.

Должностные обязанности

Должностные обязанности социального педагога в школе по ФГОС представляют собой комплекс действий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечивающими каждодневное выполнение возложенных на работника функций и задач на высоком качественном уровне.

Что делает социальный педагог в школе

  • Наблюдение за поведением учащихся с последующим анализом и интерпретацией результатов с целью прогнозирования и предотвращения возникновения конфликтных ситуаций.
  • Работа над созданием специальных адаптационных программ для детей, применение которых поспособствует положительной психологической обстановке в организации.
  • Социальный педагог организовывает мероприятия в школе с целью обучения ребенка и развития его индивидуальных личностных качеств.
  • Планирование и проведение мероприятий для детей и их родителей для создания безопасных условий жизнедеятельности школьников.
  • Организация консультаций для педагогов по вопросам проведения родительских собраний, беседы с родителями обучающихся, организация разнообразных мероприятий.
  • Оказание помощи детям, родителям и учителям по созданию благоприятных адаптационных условий в учреждении и при возникновении спорных ситуаций.
  • Роль посредника между ребенком, семьей и школой, оказание поддержки при возникновении необходимости.

Для эффективной воспитательной работы в рамках образовательной организации социальному педагогу крайне важно обеспечить комфортное пребывание своих подопечных и поддерживать с ними отношения, построенные на доверии и искренности. Только подобный фундамент сможет помочь детям преодолеть психологические преграды и начать сотрудничество с педагогом.

Права и ответственность

Кроме внушительного списка обязанностей, социальный педагог имеет права, которыми он пользуется для качественного выполнения функций и задач, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании в РФ», иными нормативными документами и локальными актами учреждения, в котором работает.

Права

Закон обеспечивает права и гарантии специалиста, работающего на должности социального педагога в школе. Если кратко, то сотрудник имеет право:

  • на принятие решений по собственной инициативе в рамках своей специальности;
  • на льготы в соответствии с законодательными актами;
  • на оплачиваемый отпуск;
  • на улучшение условий труда;
  • на повышение квалификации;
  • на получение сведений, необходимых для исследований интересов школьников и проведение процедуры анкетирования.

Помимо прав, существует и ответственность за неподобающее выполнение своих обязанностей, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Независимо от количества должностных обязательств школьного социального педагога при его постоянных опозданиях на работу директор учреждения правомочен применить к нему меры дисциплинарного взыскания, даже при условии, что трудится специалист добросовестно.

Права и ответственность

Ответственность

Помимо ответственности, прописанной в Трудовом кодексе РФ, педагог несет персональную ответственность за неправомерные действия:

  • использование насильственных методов, проявление грубости по отношению к детям;
  • нанесение вреда жизни и здоровью школьников в рамках воспитательного процесса;
  • причинение материального ущерба имуществу образовательной организации;
  • ненадлежащее выполнение своей работы;
  • превышение своих полномочий;
  • несоблюдение техники безопасности и охраны труда во время проведения занятий;
  • отсутствие реакции при возникновении экстремальной ситуации и несвоевременное информирование директора образовательной организации.

Требования к сотруднику

Для трудоустройства социальный педагог в школе должен иметь соответствующее образование (высшее по профилю или диплом о профессиональной переподготовке) и отвечать следующим условиям:

  • владеть содержанием нормативно-правовых актов, которые регулируют работу социального педагога и семейное законодательство;
  • знать основы общей и социальной педагогики и психологии;
  • использовать различные технологии обучения, воспитания и развития;
  • владеть приемами социальной защиты школьников;
  • пользоваться психодиагностическими методами;
  • владеть навыками оказания педагогической поддержки детям на этапе социализации;
  • знать процедуру и способы оказания первой помощи;
  • проникать в суть детских проблем, уметь находить причину их возникновения и следствие;
  • владеть грамотной речью и правильной дикцией;
  • знать основы процесса по физическому воспитанию;
  • ориентироваться в приемах и способах взаимодействия с детьми, их родителями, учителями, сотрудниками социальных служб;
  • владеть методами интерактивного обучения.

Трудности социальных педагогов

Выше мы рассмотрели требования к социальному педагогу, его обязанности в школе и чем он занимается в процессе своей деятельности.

Требования к сотруднику

Работа данного специалиста достаточно трудная, поэтому далеко не каждый осилит эту должность. Социальному педагогу необходимо иметь высокую эмоциональную устойчивость, крепкие физические силы для того, чтобы решать сложные задачи по воспитанию детей и добиваться результативности.

Специфика работы специалиста такова, что его окружают дети, имеющие трудный характер, плохое поведение, чаще всего слабое здоровье. Поэтому нужно понимать, что с подобной должностью справится не каждый человек. Терпеливость, общительность, умение сопереживать – вот важные характеристики личности социального педагога в школе.

Кроме того, он должен быть высокоорганизованным, уметь скрывать и сдерживать свои эмоции, быстро реагировать на различные ситуации и находить наиболее приемлемое решение, учитывая индивидуальность и исключительность каждого ребенка.

Высокая стрессоустойчивость – вот качество, которым должен обладать социальный педагог в силу сложности своей профессии и высокой психологической нагрузки в ходе работы. Иногда в адрес специалиста поступают угрозы от школьников или членов их семей, он может столкнуться с неадекватным поведением людей. Педагог старается добиваться благополучия для каждого своего подопечного, одновременно отвечая за его жизнь и здоровье.

К основным недостаткам профессии можно отнести отсутствие четкого графика рабочего дня, низкую заработную плату, отсутствие роста по карьерной лестнице.

Таким образом, социальный педагог в общеобразовательной школе – это личность, основной мотивацией которого является любовь к детям и огромное желание оказывать им психологическую помощь.

Как стать социальным педагогом

Тем, кто мечтает работать с детьми, получить специальность социального педагога, нужно успешно завершить обучение в высшем учебном заведении или колледже, остановив свой выбор на психолого-педагогическом или социологическом факультете.

Есть более краткосрочный способ получения диплома по этой специальности – это обучение в рамках профессиональной переподготовки, если у вас уже имеется какое-либо высшее или среднее профессиональное образование. Обязательным требованием к любому педагогическому работнику является непрерывное самообразование, включая посещение курсов повышения квалификации.

ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» приглашает всех желающих пройти дистанционный курс «Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС». Его целью является совершенствование профессиональной компетентности слушателей в области организации социально-преподавательского содействия ученикам в процессе социализации. По окончании курса выдается удостоверение установленного образца.

После завершения обучения и получения диплома найти работу по должности не составляет особого труда. Можно устроиться социальным педагогом в коррекционной школе, общеобразовательном учреждении, детском саду, интернате, семейном центре, в любой благотворительной компании или социальной службе. Многие выпускники получают работу в специальных организациях, призванных оказывать помощь матерям и их детям, попавшим в трудную ситуацию.

Таким образом, компетентный и добросовестный специалист сможет трудоустроиться на эту должность в любое учреждение, где требуются педагоги и психологи, а также оказывается всесторонняя помощь детям из семей, имеющих статус неблагополучных.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw