Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Стили педагогического общения
Главная > Блог > Стили педагогического общения: виды и особенности
24.08.2022
7320
Время чтения: 16 минут

Стили педагогического общения: виды и особенности

О чем речь? Стили педагогического общения определяют методы взаимодействия учителя с учениками и формируют в итоге общую эффективность образовательного процесса. На них оказывают влияния как черты характера педагога, так и особенности обучающихся.

Какие бывают? Обычно выделяют три классических стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный, однако такая классификация не исчерпывающая. В реальности учителя используют смешанные стили, а не какой-то один.

Оглавление:
  1. Суть педагогического общения
  2. Функции педагогического общения
  3. Стили педагогического общения
  4. Приемы для усиления любого стиля общения педагога
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Суть педагогического общения

Педагогическое общение представляет из себя такую модель общения, которая имеет черты, характерные только ей, и одновременно с этим зависит от базовых психологических законов, связанных с общением как с видом взаимодействия человека с другими людьми, и состоящих из компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.

Суть педагогического общения

Через педагогическое общение как систему средств и приемов осуществляются цели и задачи образования и складывается тип коммуникации учеников и их преподавателя. Особенный стиль в общении использует педагог с обучающимися, их родителями и остальными педагогами.

Практика показывает, что способ общения со своими учениками указывает на степень коммуникативной компетенции преподавателя, признание в коллективе и его творческие проявления. Социальная группа и ее специфика также имеет определенное влияние.

Эффективность стилей педагогического общения во многом зависит от расположения к детям. Также эту функцию выполняют личные качества, из которых организационный навык является самым значимым, и обстановка, в рамках которой осуществляется контакт.

Выделяют такие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.

В первом типе ярко выражена резкость, частое использование унижающих обращений с оскорблениями, недопустимые отступления от основы этических профессиональных норм учителя. Второй пункт проявляется в завышенных ожиданиях педагога и их озвучивании ученикам, его явной направленности в сторону официальных, деловых отношений, что очень нежелательно для учащихся. Такой характер и узкие эмоциональные взаимоотношения не дают детям проявлять свои творческие навыки.отношения педагога к ученикам

Третья категория зависит от душевного состояния учителя и его эмоций, поэтому у нее нет закрепленных особенностей. Частная перемена в общении порождает отчужденность и скрытность учеников. Самый подходящий вариант – это активное положительное отношение, когда на инициативу, динамичную деятельность и желание реализовывать свои потребности ученики получают деловой отклик в неформальном общении.

Это означает, что педагог стремится к поддержке, а желание организовать симбиоз с неравнодушными учащимися устанавливает доверие с обеих сторон коммуникации и продуктивную совместную деятельность.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение воспринимают как создание близких межличностных отношений, в основе которых лежит уровень сходства интересов и эмоциональных состояний; формирование благополучной, доброжелательной обстановки между объектом и субъектом, которая приведет к наивысшей плодотворности в ходе воспитания и обучения, развитости в психической и интеллектуальной стороне личности, поддерживая уникальность и своеобразие ее отличительных черт.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

Коммуникация несет в себе ответственность за неравнодушие к достижениям обучающегося и сохранение благоприятного фона общения – это помогает в самоактуализации и будущем развитии ученика.

Педагогическое общение должно обеспечивать признание личности ребенка. Такое восприятие ученика его наставником – это освоение духовной и физической составляющей ученика, особенностей индивидуального, возрастного, национального, психического характера.

Если учитель способен принять личность ребенка, то проявится заинтересованное к нему отношение и дружелюбие, что простимулирует понимание картины будущего для личности и ее регуляции.

Принятие и осмысление всех аспектов учащегося нужно ставить в ряд наиболее значимых функций.

Информационный критерий несет в себе ответственность за психологическую реальную связь с детьми, прогресс в познавательной деятельности, обмен моральными и физическими идеалами, установку взаимопонимания, организацию познавательных поисков в выходах из ситуаций, положительное стимулирование к успешным результатам в учебе и самовоспитании, построение личности, снятие психологических зажимов, распределению ролей в социальной группе.

Информационная функция имеет отношение к устройству групповой, индивидуальной, коллективной коммуникации. Индивидуальное общение ведет к большему самопознанию, а также влияет на сознание личности, поступки и ее преобразование.

Функции педагогического общения

Активную деятельность ученика, направленную в сторону учебной сферы, подталкивает побудительная функция.

Эмотивная сторона ведет ученика к нужному эмоциональному фону или исправляет его через личные душевные обстоятельства.

Педагогическое общение должно ориентироваться на хорошие человеческие качества, а для эффективной коммуникации полезны такие ценности: искренность, честность, альтруизм, умение доверять, сострадание, доброта, благодарность, преданность слову.

Стили педагогического общения

Общепринято стили педагогического общения с детьми делить на: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный стиль педагогического общения

Учитель старается возвыситься над детьми, не дает им показывать свою инициативность и самодостаточность. В такой ситуации на детей воздействуют в воспитательном ключе. Возможно, ученики на высоком уровне получают знания, умения и опыт, успешно применяя усвоенный материал на практике, но все это будет делаться исключительно напоказ, ведь вместо настоящих потребностей и стремлений ребенка, вперед здесь выдвигается нужда в исполнении требуемого поведения для взрослого.

Такая форма приведет не только к остановке в развитии самостоятельности и креативной инициативы учеников, но также поставит под удар полномерные межличностные контакты.

  • Демократический стиль педагогического общения 

Главной отличительной чертой здесь служит содействие и взаимопринятие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать своих учеников в дискуссиях, совместному анализу различных проблем. Такая обстановка идеально подходит для самовыражения и выявления творческой стороны ребенка.

Находясь в комфортной обстановке, которая дает чувство эмоциональной защищенности и позволяет беспрепятственно быть активным и уверенным, дети учатся контактировать между собой, считаться с другими интересами, показывать свою самостоятельность и инициативу.

  • Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский)

Отличается минимальным желанием педагога включаться в деятельность, формализмом.

В попустительской форме общения осуществляется метод отсутствия вмешательства, строящийся на безразличии и невовлеченности. Также наставник всячески отвергает свою роль в итогах работы.

В результате указанного воспитательного подхода происходит трещина в эмоциональном контакте взрослого и ребенка. Один из самых возможных исходов – это ранняя самостоятельность и независимость ребенка, идущая вперемешку с ограниченной способности к сочувствию другим людям.

Стили педагогического общения

Но есть и другие виды стилей педагогического общения. Среди прочих вариантов есть распределение Л.Б.Ительсона, который основывался на воспитательных силах, служащих опорой для преподавателя, вставил целый список промежуточных видов между авторитарным и демократическим:

  • эмоциональный, организованный на двусторонней любви и благосклонности;
  • деловой, опора которого в пользе деятельности и выполнении планов, поставленных перед учениками;
  • направляющий, в котором главная роль в скрытом регулировании поведения и работы;
  • требовательный, где все проблемы и вопросы напрямую идут к учащимся;
  • побуждающий, его суть в вовлечении и образовании ситуаций;
  • принуждающий, основанный на давлении.

Что касается авторитарного и демократического коммуникативного стиля – их оценка никогда не вызывает разногласий в отличии от промежуточных форм, где опираться нужно на тот факт, что воспитательная власть всегда зависит от личностных отношений, а значит в полной мере имеет связь с личностью педагога.

В.А. Калик определил такие стили общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение-дистанция;
  • общение-устрашение;
  • общение-заигрывание.

Любой участник педагогического процесса получит больше эффективности от стиля педагогического общения, который строится на интересе к коллективным исканиям. У профессионалов педагогического дела вся коммуникация с детьми складывается на этой базе. К этому же относится стиль педагогического общения с основой в дружелюбной обстановке.

Анализируя приемы педагогического взаимоотношения с учащимися, А.С. Макаренко часто делал упор на установление дружелюбной интонации в связи учителя и группы.

Иногда педагоги не совсем правильно трактуют этот аспект коммуникации и вместо дружественного тона, разговаривают с обучающимися на равных, что напротив накладывает негативный характер на учебно-воспитательную деятельность.

Создавая доброжелательную обстановку в отношениях с детьми, лучше всего в планах держать создание творческой организации на базе какого-либо занятия. Дорога к цели вместе с учащимися – часть педагогики сотрудничества.

Дистанция – стиль общения, который встречается довольно часто. Во взаимоотношениях учителя и его учеников существует дистанция, которую создает ограничитель: «Вы не знаете — я знаю». Такая позиция со стороны преподавателя близка к авторитарному стилю, а это снижает общие показатели коллективной творческой деятельности. В этом случае педагог может прийти к профессиональной неудаче.

участник педагогического процесса

Форма общения – устрашение представляет собой крайнюю степень формы-дистанции. В нем сочетается негативный настрой к своим подопечным с авторитарностью в выборе концепции деятельности. В результате такого метода вырабатывается нервная обстановка, неблагополучный эмоциональный фон и остановка творческой активности, потому что значение здесь имеет не программа действий, а установка ее рамок.

Стилю общения – заигрыванию характерен либерализм, терпимость и мягкость при потенциальном положительном отношении к ученикам. Это последствие желания приобрести авторитет в коллективе, даже если фальшивый и дешевый. Источником появления описанного стиля выступает или интерес в быстром и легком установлении контакта, или низкий уровень профессиональной подготовки.

Все разновидности форм общения сводятся к двум видам: диалогическому и монологическому. Во втором случае коммуникация основывается на усердии одной из сторон. Однако в идее воспитания лежит общение-диалог, через который происходит совместный анализ ситуаций и представлений. Принцип общения-диалога – это их невозможная оценка. Педагогика сотрудничества не оставляет места шаблонам, устоявшимся предрассудкам и резким оценкам.

Приемы для усиления любого стиля общения педагога

В общение входит две стороны – вербальная и невербальная. При этом по большей части, говоря о термине «общение», сразу возникает ассоциация с его вербальным компонентом или по-другому с обычной речью. При этом над ролью невербальных средств мы задумываемся намного реже.

По результатам исследований человек произносит только 80 % от того объема информации, которую хотел произнести. А остальные участники диалога считывают лишь 70 % услышанного, понимают 60 %, а уже через пять часов в памяти сохраняется примерно от 10 до 25 % данных. Это и является причиной, почему люди имеют большую степень доверия к невербальным символам.

В большей мере люди фиксируют свое внимание в направлении видимого, а не слышимого. Из невербальных средств можно выделить внешний вид человека (его образ, макияж, одежду), жесты, мимику, пантомимику.

Приемы для усиления любого стиля общения педагога

Образ педагога должен быть максимально гармоничным. Ни в коем случае нельзя одеваться как попало и на скорую руку, но и повышенное внимание к своему виду также оставит неприятный осадок.

Вся сила преподавательского вида в скромности и элегантности. Сложная укладка, выделяющаяся модель платья и постоянная смена цвета волос ведет к повышенной отвлеченности учеников. А именно состояние волос, одежда и украшения должны исполнять главную учительскую функцию – плодотворное взаимодействие с целью личностного развития ребенка. В украшениях и косметике учитель должен держаться умеренности и уметь подстраиваться под обстоятельства.

Пантомимика – это яркие эффектные движения всего тела или какой-либо части, пластика тела. С ее помощью можно подчеркнуть главное в образе или нарисовать его. Если у человека недостаточно навыков в своей подаче, подтянутости, собранности, то даже имея самую идеальную по всем параметрам фигуру, он не сможет быть красивым.

Красивая, ровная осанка выражает внутреннюю силу человека. Собранность и ровная походка говорят о вере преподавателя в свои силы, но сутулость, опущение головы и несильные руки будут раскрывать слабые черты характера, такие как слабость или неуверенность в себе.

У педагога должна быть сформирована привычка – стоять перед учащимися на занятиях как полагается. Важно открытое положение: стоя лицом к классу, ноги на ширине 12-15 см, вперед немного выставлена нога, руки не скрещены, ладони так же открыты в сторону к классу.

Эта модель представляет собой доверие, дружелюбие, психологический комфорт. На протяжении урока старайтесь держать свои руки на виду ладонями вверх, чтобы в еще большей степени иметь возможность стать ближе к учащимся и установить доверительные отношения. Чтобы использовать этот прием, нужно будет положить руки на стол, за которым сидите. А при положении стоя, проверьте, чтобы ладони были открыты и смотрели в направлении учащихся.

Неприемлемо раскачиваться во все стороны, по долго стоять на одном и том же месте, хватать спинку стула, играть в руках с посторонним предметом, поправлять прическу, потирать нос.

На практике было выявлено, что смешанные стили общения положительно сказываются на работе. Иногда учитель не может заменить некоторые свои приемы, например, взятые из авторитарного вида общения, оказавшиеся очень продуктивными. Но и в такой ситуации главным ориентиром педагога должен быть демократический стиль общений, диалог и взаимопонимание с детьми, потому что в этом стиле общения нет возможности для личного развития стратегии педагогической коммуникации.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw