Театрализация для детей: виды, цели, методы
Сохранить статью:
Что это такое? Театрализация для детей является одним из эффективных методов воспитания посредством игры. Воплощая прочитанные сказки или придумывая свой сценарий, ребенок учится взаимодействовать с другими и развивает воображение.
Как влияет? Во время такой игры дети переносят жизненную ситуацию в собственный маленький мир, что позволяет им лучше ориентироваться в социуме и познавать культурные и художественные ценности своего окружения. Как приобщить их к такой деятельности?
Цели и задачи театрализации для детей
Задействование детей в творческой деятельности, обусловленной воплощением различных сюжетов на театральной сцене, направлено на достижение множества целей. Поговорим о них подробнее.
Цели
Творческая деятельность:
- расширяет познания детей о мире, который их окружает, а именно знакомит малышей с театральными жанрами, видами театрализованных представлений, актерским искусством в целом;
- тренирует самостоятельное творческое поведение дошкольника;
- способствует развитию речи и артикуляции, что имеет особую важность для ребят, обучающихся в средней и старшей группах, где данным аспектам уделяется предельное внимание;
- пополняет запас слов;
- совершенствует гибкость и пластику тела, координацию движений;
- тренирует образное мышление, фантазию, память;
- прививает навык взаимодействия со сверстниками (это представляет ценность в любом возрасте, однако для детей, готовящихся к переходу в новый коллектив, этот навык будет играть очень важную роль);
- учит передавать чувства и эмоции посредством интонации, жестов, мимики.
Задачи
Достижение озвученных целей реализуется через выполнение следующих задач:
- Для стимулирования у детей интереса к театру используется метод знакомства с соответствующими возрасту драматургическими образами. Например, ребят, обучающихся в подготовительной группе, знакомят с увлекательными историями про Муми-троллей, написанными писательницей Туве Янссон, а малышей – со сказками Владимира Сутеева.
- Благодаря театральным занятиям дети постепенно избавляются от стеснения и скованности, перестают бояться выступать перед публикой. Это становится важным навыком для снятия напряжения при ответах у школьной доски в будущем.
- Развитие навыков быстрой адаптации к командам или музыкальным сигналам также является одной из целей театральных занятий для детей. Они учатся быстро переключаться между разными видами деятельности в ответ на условный знак, что может быть полезным навыком для выполнения заданий на школьных занятиях.
- Прививание умения сотрудничать с другими членами коллектива и координирования собственных действий в команде.
- Выполнение упражнений на развитие речевого дыхания и совершенствования дикции посредством использования скороговорок в старшей группе, а стихотворений – в средней и младшей. Кроме того, у детей формируется собственный индивидуальный тон речи, они учатся использовать различные выражения и интонации, чтобы передать нужное настроение и эмоции.
- Первое знакомство со сценой, зрительским залом, терминологией и правилами поведения в театре.
Театрализация для детей в ДОУ способствует тому, что, перейдя в школу, дети с первого раза смогут понимать различные «крылатые» выражения учителя, например такие, как «прекратили разговоры на галерке», потому что с понятием «галерка» они познакомятся еще в садике.
Подробнее об использовании элементов театральной деятельности / актерского мастерства в ДОУ вы можете узнать на нашем курсе.
Принципы театральной деятельности
Одним из постулатов театрализации для детей является развивающее обучение, в основе которого лежит принцип общего развития ребенка. Для достижения этой цели необходимо создавать условия, обеспечивающие психологический комфорт малышей.
Важно учитывать, что эти условия включают в себя множество аспектов.
- Использование различных техник. Например, это может быть пальчиковый театр для младшей группы на тему «Зимовка зверей».
- Снятие стресса с применением мотивационных техник, помогающих настроить малышей на творческую деятельность.
- Внедрение элементов театрализации в прочие виды воспитательной и обучающей работы. К примеру, данный инструмент можно использовать как мотивационное вступление к занятию по тренировке речи.
- Снятие зажатости. Для этого можно задействовать прием разработки различных сценариев для детей в рамках театрализации и последующего показа постановок с участием как самих малышей, так и их родителей, и воспитателей.
- Создание благоприятной мотивирующей среды. При этом стоит отметить, что принуждение к театральной деятельности или, например, к игре, недопустимо. Личные мотивы ребенка должны быть поставлены на первое место, а затем уже – авторитет взрослых.
на наши новости
500 000 пользователей!
Кроме того, важно создать для детей ситуацию успеха. Ребенок должен быть уверен, что у него все получится, а для этого необходимо отмечать и поощрять любые его достижения, будь то роль декоратора, режиссера или актера.
Основные виды организации театрализованных игр
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для дошкольных учреждений рекомендуется использовать определенные формы театрализованных игр.
Стендовый театр
Смысл этого мероприятия состоит в том, что на стенде размещаются фигурки-персонажи, а также необходимые декорации. Вот несколько удачных примеров стендовых игр:
- театр теней: на белую натянутую ткань подается свет от лампы либо фонаря, а за таким импровизированным экраном разворачивается действие, показываемое пальцами рук или заранее подготовленными фигурками темного цвета;
- фланелеграф – обтянутая специальным текстилем доска, на которую с помощью липучек крепятся фигурки-персонажи, а ребята или члены педагогического коллектива передвигают их по мере разворачивания сюжетной линии (доска может быть одна или несколько);
- магнитная доска – аналог фланелеграфа, только основой выступает не ткань, а магнитное основание.
Настольный театр
Театральное действие разворачивается на столе, следовательно, декорации и фигурки персонажей должны быть компактного размера.
Существует несколько видов таких театров:
- бумажный (либо картонный), где герои и реквизит изготавливаются с помощью шаблонов;
- из природных материалов, где герои и декорации, сделанные из веточек, каштанов, шишек, листьев, рябины и т.д., расставляются в ящике с песком;
- магнитный, состоящий из специальной доски и персонажей, которые крепятся к ней с помощью магнитов.
«Наручный» театр
Это уникальный способ играть с куклами, где каждая из них надевается на отдельный палец. Также это может быть перчатка, покрывающая всю ладонь. Важным аспектом данного вида театрализованной деятельности является создание персонажей из доступных материалов, таких как: картон, текстиль, теннисные шарики, пластиковая посуда и бутылки, коробки из-под спичек и так далее. С помощью таких кукол можно разыгрывать разные сюжеты и создавать захватывающие истории.
Верховой театр
В XVI веке русские кукловоды придумали новый вид театрализации для детей, где кукол устанавливали на высоте, превышающей рост человека. Этот вид театра стал известен как верховой, и он имеет несколько разновидностей:
- тростевой, где кукол размещают на тростях;
- ложковый, где лица персонажей изображаются на выпуклой части ложки, а костюм надевается на ручку, которую держит исполнитель;
- бибабо – вариант, похожий на перчаточный театр, только герои действуют за высокой ширмой.
Различные типы верхового театра позволяют создавать разные виды спектаклей и удивительные представления.
Напольный театр
Здесь в качестве героев выступают марионетки. Управление такими куклами совсем не простое, поэтому дети могут наблюдать за представлением исключительно как зрители. При этом данный вариант театра дарит огромную радость и вызывает восхищение у малышей, а «оживить» марионеток они могут попробовать и после окончания представления.
Театр живой куклы
Данный вид театрализации сказок для детей может стать хорошим вспомогательным инструментом на занятиях по иностранным языкам, экологии, развитии речи. Также театр живой куклы может использоваться на утренниках или просто для разнообразия досуга детей.
Такой театр позволяет:
- разыграть тот или иной сюжет;
- сделать креативный пересказ сказки.
Существует три вида театра живой куклы:
- Куклы-великаны – чаще всего героями здесь выступают профессиональные актеры, члены педколлектива, родители, но в некоторых случаях задействуются и дети, обучающиеся в подготовительных и старших группах.
- Платочные куклы, нашиваемые на фартук либо юбку/платье и управляемые детьми, держащими их за руки и выполняющими соответствующие движения телом.
- Масочный, где маски могут быть изготовлены самими ребятами на занятиях по изобразительному искусству или в свободное время.
Это спектакли, которые требуют участия детей в костюмах. Маленькие актеры выступают в роли персонажей, используя не только текст, но и мимику, и жесты. Такие представления требуют длительной и основательной подготовки и обычно проводятся только по особенным случаям, таким как утренники либо открытые занятия. Костюмированные спектакли также служат инструментом проверки проделанной работы театрального кружка в детском саду.
В зависимости от возраста детей выбирается подходящий для них спектакль. Рекомендуется использовать русские народные и авторские сказки, которые можно либо разыграть по оригиналу, либо изменить их, добавив смешные эпизоды, новых персонажей и другую концовку. Кроме того, можно написать собственную историю или создать куклу-героя для спектакля. При выборе театральной игры необходимо учитывать, что она должна быть максимально простой и понятной для ребят.
3 ключевых метода совершенствования театральной деятельности детей
Действенными приемами для развития творческой активности детей в театральной игре принято считать:
- Моделирование ситуаций – техника, предполагающая совместную разработку воспитателя с детьми различных этюдов, ситуаций и сюжетов-моделей для освоения ребятами методов творческой и художественной деятельности.
- Творческая беседа – метод, характеризующийся общением, в ходе которого, с помощью особой тактики построения диалога и постановки вопросов, дети внедряются в художественный образ.
- Ассоциации – техника, способствующая активизации мыслительных процессов и пробуждению воображения у детей с помощью сравнений и построений в детском сознании новых образов, основанных на появляющихся ассоциациях.
Стоит подчеркнуть, что в качестве общих технологий управления театрализованной деятельностью рассматриваются прямые и косвенные приёмы. Под прямыми стоит понимать демонстрацию способов действия непосредственно воспитателей, а под косвенными – побуждение детей к самостоятельной деятельности.
О специфике использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе можно узнать на нашем курсе.
При работе с детьми в театре мы стремимся сделать их жизнь насыщенной, более красочной и интересной, наполнив ее творчеством и захватывающими занятиями. Цель театрализации для детей заключается в том, чтобы приобретаемые малышами новые навыки, могли быть применены ими в повседневной жизни. Мы убеждены, что театр способен помочь достичь многих целей, которые ставит перед педагогом задача правильного обучения, развития и воспитания ребенка.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: